На протяжении всего этого сезона мы следили за Робертом и старались отмечать все его успехи или неудачи.
После окончания выступлений в Формуле 2 Шварцман принял предложение от Ferrari поработать в этом сезоне тест-пилотом в команде Формулы 1. Предполагалось, что этот сезон он «пересидит», а затем Ferrari найдет ему место в одном из крупным мировых чемпионатов. Речь могла идти в том числе и о Формуле 1, но реальнее выглядел чемпионат мира по гонкам на выносливость.
Уже в конце января 2022 года Шварцман принял участие в частных тестах Ferrari во Фьорано, и, что характерно, он участвовал в них вместе с Шарлем Леклером и Карлосом Сайнсом, причем тогда ему досталось больше всего времени за рулем машины SF71H 2018 года.
В аналогичных тестах — но за рулем уже SF21 2021 года — Роберт принимал участие в середине июля в Муджелло и провел за рулем целый день. Там он впервые работал под израильской лицензией, которую получил, будучи гражданином Израиля.
Первая часть тестов была посвящена настройкам машины, затем прошли заезды с различным уровнем топлива с имитацией как квалификации, так и гоночного режима. Это помогло Роберту получить данные для сравнения и анализа сессий, проведенных также на симуляторе. В течение дня он проехал 130 кругов общей дистанцией 681 км.
В начале сентября Роберт вместе с Антонио Джовинацци отработал еще один тестовый день во Фьорано — на этот раз за рулем одной из прошлогодних SF21. Для Роберта этот тест также послужил подготовкой к двум пятничным свободным тренировкам во время Гран-при, которые состоялись позже в этом сезоне.
Первая практика в Формуле 1 пришлась на Гран-при США. Вместе с Робертом в тестах участвовали и еще несколько новичков, в том числе чемпион IndyCar прошлого года Алекс Палоу, а также пилоты Формулы 2 Тео Пуршер и Логан Сарджент. Шварцман показал 16-е время и первое среди новичков, и мог бы еще улучшиться, если бы не попал в трафик на последнем быстром круге. Ferrari высоко оценили работу Роба, назвав ее безошибочной.
Еще одну практику Роберт откатал в Абу-Даби. Туда съехалось большое число юниоров: Лиам Лоусон, Логан Сарджент, Пьетро Фиттипальди, Джек Дуэн и Фелипе Другович.
Из новичков на пятую строчку «прыгнул» Лиам Лоусон, заменявший Макса Ферстаппена, на седьмую — Роберт Шварцман, севший за руль вместо Карлоса Сайнса. Остальная молодежь расположилась чуть ниже.
После завершения сезона там же, на автодроме Яс-Марина, прошли уже постсезонные тесты, и Роберт вновь провел весь день за рулем, показав третье время. Он проехал 116 кругов и уступил Шарлю Леклеру всего 0,017 секунды.
Все эти тесты Роберта получали очень высокую оценку от Ferrari, однако еще в конце лета Маттиа Бинотто в одном из своих интервью сказал, что «Роберт заслуживает места в Формуле 1, но в данных условиях это сделать невозможно».
В конце сезона Роберт дал несколько интервью зарубежным изданиям, в которых рассказал о прошедшем сезоне и планах на будущее.
«Надеюсь, что тесты, которые я провел, напомнят людям в автоспорте, что я еще здесь и не забыл свои навыки», — сказал Шварцман. — «Работа, которую я делал для Ferrari — пусть и на симуляторе или в тестах — все равно помогла мне, дала опыт, подготовила к реальным гонкам».
«Через некоторое время, если люди забыли о вас, вы стучите и говорите: “Я все еще здесь”. Поэтому я очень доволен тестами и пятничными свободными практиками. Даже если в течение года у меня было не так много возможностей, это все же помогло мне напомнить о себе».
«Это был тяжелый год. К сожалению, я не участвовал в гонках, а это очень важно для любого гонщика. Что будет в будущем, я пока не знаю, но попасть в Формулу 1 очень сложно. Я всегда работал очень усердно — независимо от того, какие перспективы на тот момент у меня были. Случится у меня Формула 1 или нет? На данном этапе не знаю. Предполагаю, что, может быть, нет. Это очень грустно, так как я продолжал надеяться, но по разным причинам этого пока не произошло».
«Честно говоря, в наши дни F1 выглядит немного странно, по крайней мере, на мой взгляд. Я не очень понимаю, на основании чего формируются команды и как принимаются решения относительно пилотов. Не хочу называть имен, но могу сказать, что заслуги при этом учитываются далеко не всегда. Оскару Пиастри пришлось ждать год, и все произошло не слишком красиво. Я тоже выложился по полной, проделал большую работу, и я знаю, что если бы у меня был шанс, я бы показал, на что способен. Но на данном этапе я ничего не могу поделать в сложившихся обстоятельствах».
«Что касается Ferrari, то в этом году мы много работали на гоночных симуляторах, я был намного ближе к команде, так что это преимущество. Но все же я хочу вернуться к гонкам, и это моя главная цель на следующий год — показывать результаты на гоночной трассе».
Роберт рассказал, что ему было тяжело психологически оказаться без гоночного места после того, как политические санкции повлияли на отношение к российским гонщикам.
«Это было очень сложно, должен сказать. Дело не только в том, что я не занимался тем, что люблю делать больше всего, но на меня также сильно давила глобальная ситуация. Так что многие моменты психологически были кошмаром. Немногие гонщики говорят о психологических проблемах, но они есть у всех, и для меня этот год был очень тяжелым. Но я очень благодарен окружающим меня людям, которые помогали мне не сдаваться, потому что на каком-то этапе ты начинаешь сомневаться в себе и во всем».
«Сейчас я счастлив, что преодолел этот сложный период. Надеюсь, что в будущем все станет лучше. Что касается меня, то я в основном сосредоточен на том, чтобы продолжать работать, делать то, чем я занимаюсь большую часть своей жизни, и как можно больше получать удовольствия от того, что может его приносить».
Несколько дней назад стало известно, что в январе Роберт примет участие в тестах Chip Ganassi Racing, которые команда проводит с примеркой на сезон-2024.
Конечно, Роберт будет не единственным гонщиком, кто сядет за руль машины в этих сессиях. Руководитель команды Чип Ганасси озадачен поиском замены Алексу Палоу, который покинет команду после сезона-2023.
В целом IndyCar — вполне логичное продолжение для карьеры Роберта, особенно на фоне непонятных перспектив в Формуле 1 или других чемпионатах под патронажем FIA. А вот в американских гонках отношение к национальности пилота другое, в чем мы убедились на примере Даниила Квята в NASCAR, который выступал там под российским флагом.
Более того, на данный момент закрыты еще не все вакансии в других командах IndyCar, так что есть шанс, что мы сможем увидеть там Роберта и в новом сезоне.
В любом случае формульная карьера, пусть и на другом континенте, в будущем позволит при благополучном стечении обстоятельств вернуться в Формулу 1. Подтверждением тому, что такие шансы есть, хотя и не слишком большие, может служить внезапный переход в Формулу 1 27-летнего Ника де Вриза, который в 2023 году будет выступать за команду AlphaTauri.
«Для Ника это произошло через три года. Я уважаю его и думаю, что он талантлив, но звезды идеально сошлись для него, и он хорошо постарался, чтобы воспользоваться этим шансом: он сделал один выстрел и попал в цель». — сказал Шварцман. — «Смогу ли я так же? Кто знает. Ждать и тратить время на то, чтобы надеяться на чудо… Я не вижу в этом логики, и в любом случае я очень хочу участвовать в гонках в следующем году, так как скучаю по гонкам».
«Если вы не участвуете в гонках, вы упускаете тот дух быть гонщиком: бороться, побеждать и подталкивать себя вперед. Представьте, если бы я не участвовал в гонках: я бы ждал, ждал, а к моменту, когда появится такая возможность, оказался бы просто не готов, т. к. не сидел за рулем с 2021 года».
«Поэтому для меня главным приоритетом в следующем году является участие в гонках. Где? Я не знаю, мы рассматриваем разные варианты и предложения, так что посмотрим».