Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Ралли Монте-Карло: очередная грязная победа?
25.01.2023 | 5259 просмотров

Ралли Монте-Карло: очередная грязная победа?

ОБЗОР
Автор: Алексей Сергеев
Фото пресс-службы команд WRC
Источник: Дром
Ралли «Монте-Карло» не раз становилось ареной «гонки протестов», которая приводила к смене победителя уже после финиша. Но в минувший уикенд произошло событие, разом ставшее одной из главных тем российских средств массовой информации, которым, как правило, нет дела до классического ралли — ведь в этот раз победы лишился российский экипаж. Так что же все-таки произошло? Давайте разбираться.

Если вспомнить историю, то ралли «Монте-Карло» уже как минимум дважды становилось гонкой, победитель которой уже после финиша со скандалом был смещен со своего законного первого места и золото доставалось другому гонщику.

Самая скандальная история произошла в далеком 1966 году. Тогда сразу целая группа экипажей, среди которых были занявшие первое, второе, третье и четвертое места в общем зачете Тимо Мякинен, Рауно Аалтонен, Пэдди Хопкирк и Роджер Кларк, а также победительница женского зачета Розмари Смит были дисквалифицированы и исключены из результатов гонки. Чем же провинились гонщики, выступавшие на BMC Mini Cooper S и Ford Lotus Cortina?

Ответ вас наверняка позабавит — по правилам проведения гонки команды могли заменить лампочки в фарах автомобилей участников и вместо лампочек с двойной нитью накаливания поставить лампы с одинарной нитью. Британские гоночные коллективы так и сделали. Но перед самым стартом организаторы выпустили бюллетень — причем почему-то только на французском языке — который запрещал эту процедуру! В итоге из-за лампочек гонка лишилась победителя, призеров и даже обладателя четвертого места.

Победителем же был провозглашен Паули Тойвонен, выступавший на французском Citroen DS21. Но победа оказалась пирровой. Во-первых, из-за всей этой ситуации гонка 1966 года вошла в историю как одна из самых скандальных, а во-вторых, Тойвонен был настолько взбешен тем, что символом этого скандала поневоле стал именно он, что тут же разорвал контракт с Citroen и заявил, что ноги его больше не будет в этой команде. И сдержал слово. И лишь через 20 лет, в 1986 году, Паули сказал: «Честь нашей фамилии восстановлена». Это случилось после того, как на ралли «Монте-Карло» 1986 года победил его младший сын Хенри Тойвонен.

А другая скандальная история случилась в 2002 году — и здесь Citroen уже оказался в качестве потерпевшей команды. Пилот французского коллектива Себастьен Леб лидировал после двух первых дней гонки и имел все шансы одержать свою первую в карьере победу на автомобиле категории World Rally Car. Однако на одном из коротких сервисов (до десяти минут) его команда «Citroen Sport» допустила роковую ошибку — заменила резину, но это можно было делать только во время сервиса протяженностью более десяти минут. Нарушение? Однозначно. Судьи тут же вынесли вердикт и назначили двухминутный штраф. Команда же подала апелляцию в надежде, что решение отменят. Гонка продолжилась, Леб остался в лидерах, но под протестом. Его основной соперник Томми Мякинен поначалу продолжал бороться за победу, но затем — решив, что Себастьена все равно оштрафуют после финиша — сбросил темп и довел гонку до финиша…

А на финише Мякинен с удивлением узнал, что никакого штрафа нет! Себастьен Леб взошел на подиум, получил положенные призы, открыл бутылку шампанского. В общем — вот он, победитель? Однако на следующий после финиша гонки день «Citroen Sport» отозвала свою апелляцию с формулировкой: «Дабы сохранить хорошие отношения с другими участниками и Международной автомобильной федерацией». Себастьен Леб опустился на второе место, а Томми Мякинен был объявлен победителем — и это стало его последней победой в карьере…

Теперь же перейдём к свежей истории с российским экипажем Николая Грязина и Константина Александрова. Но прежде чем рассказать о событиях минувшего уикенда, напомним вам историю, которая произошла менее чем полгода назад, но которая напрямую связана с тем, что случилось на ралли «Монте-Карло» 2023 года.

В 2022 году, уже после завершения ралли «Ardeca Ypres Belgium» — бельгийского этапа чемпионата мира по ралли, — команда «Toksport» подала протест от лица экипажа № 20: пилот Андреас Миккельсен и штурман Торстен Эриксен. Протест был подан против экипажа под № 24: пилот Стефан Лефевр и штурман Энди Малфой. Представители команды «Toksport» утверждали, что их соперники аж дважды «резали» трассу так, что это дало им преимущество. В итоге судьи наказали Лефевра пятью секундами за первую срезку и десятью — за вторую. Но даже эти штрафы не помешали ему одержать победу в зачете WRC2. Податель протеста Андреас Миккельсен так и остался вторым — всего-навсего в трех секундах позади.

Лефевр в Бельгии выступал за команду «DG Sport Compétition» на Citroen C3 Rally2 — это очень важный момент. Дело в том, что в «Citroen Racing» очень щепетильно подходят к работе с клиентами. Лефевр во всех интервью заявляет примерно следующее: «Команда “DG Sport” и “Citroen Racing” сделали нам то-то и то-то хорошее». То есть постоянно упоминает заводской коллектив. Прошло почти полгода и на стартовом этапе чемпионата мира по ралли 2023 года в борьбе за победу вновь схлестнулись экипаж команды «Toksport» и один из клиентских экипажей «Citroen Racing» — а именно Николай Грязин и Константин Александров против Йоана Росселя и Арно Дюнанда.

Как вы думаете, дорогие читатели, насколько внимательно после истории со штрафом Лефевра сотрудники клиентских команд «Citroen Racing» следили за выступлением экипажей «Toksport»? Правильный ответ — максимально пристально. Особенно с учетом того, что с первого же спецучастка и до самого финиша Николай Грязин лидировал, а Йоанн Россель был его основным преследователем.

«Двойные шевроны» долго ждали своего часа и дождались — на заключительном спецучастке третьего дня ралли «Монте-Карло» Skoda Fabia RS Rally2 российского экипажа слишком сильно «срезала» один из поворотов…

Дождавшись завершения гонки, Йоан Россель и Арно Дюнанд, представлявшие команду «PH Sport», которая также является клиентом «Citroen Racing», подали протест. И он был удовлетворен — российский экипаж получил пятисекундную пенализацию. И все бы ничего, только вот на финише гонки Николай Грязин опережал Росселя всего на четыре с половиной секунды…

Вот так внезапно россиянин потерял победу и теперь официально занимает лишь второе место в полусекунде(!!!) от де-юре одержавшего победу Йоана Росселя.

Месть ли это за прошлогодний протест? Однозначно да. Что с этим сделал экипаж Грязина и Александрова? Ничего — они признали факт срезки и посчитали себя выше всех этих разборок. Ведь болельщики-то знают, кто является реальным победителем ралли «Монте-Карло», правда?

Внимательный читатель сейчас скажет: «Подождите! Автор рассказывает не об основных экипажах-участниках чемпионата мира по ралли, а о зачете WRC2». И будет совершенно прав! Просто дело в том, что рассказывать про борьбу лидеров мирового ралли в этот раз практически нечего — стартовый этап чемпионата мира по ралли оказался до обидного пресным.

Судите сами — восьмикратный чемпион мира по ралли Себастьен Ожье из заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» показал лучшее время на стартовом спецучастке, вышел в лидеры ралли «Монте-Карло» и… лидировал до самого финиша!

Француз показал лучшее время на пяти стартовых спецучастках — двух вечерних, которые проходили в четверг, и трех дневных, представлявших собой ровно половину дистанции второго дня. И это при том что на четвертом и пятом спецучастках на его Toyota GR Yaris Rally1 не работала гибридная система! Даже это не помешало Себастьену Ожье штамповать отличные времена. Оставшаяся часть гонки фактически свелась для лидера к тактической борьбе — он не рисковал, четко контролировал отрыв от соперников, тщательно избегал проколов колес и берег машину. И этот подход полностью оправдал себя — на финише Ожье «привез» ставшему вторым действующему чемпиону мира Калле Рованпере без малого 20 секунд.

Ожье и Рованпера — товарищи по команде «Toyota Gazoo Racing World Rally Team». Что же получается — японский производитель, как и в прошлом году, вновь быстрее всех? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. И виноваты в этом две другие заводские команды. А точнее — их автомобили!

Неудачниками стартового этапа чемпионата мира по ралли 2023 года стали экипажи заводской команды «M-Sport Ford World Rally Team». Покинувший после неудачного сезона-2022 заводскую команду «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» эстонец Отт Тянак долго думал о своем будущем и в итоге принял решение вернуться в британский коллектив. Но не сделал ли он роковую ошибку? Уже на первом спецучастке ралли «Монте-Карло» Ford Puma Rally1 эстонского гонщика осталась без пятой передачи — виной тому проблемы с электрикой. Во второй день Тянак начал было отыгрываться и с шестой позиции поднялся на четвертую, но на десятом спецучастке у него отказал усилитель рулевого управления. В результате Отт опустился на пятую позицию, которую сохранил до самого финиша.

Его товарищу по команде Пьеру-Луи Лубе повезло еще меньше. На пятом спецучастке он также остался без усилителя рулевого управления — на оба экипажа заводской команды «M-Sport Ford World Rally Team» свалилась одна и та же напасть! Поломка привела к вылету с трассы и потере времени на шестом спецучастке. А в последнем повороте девятого спецучастка Лубе врезался в ограждение моста и был вынужден оформить сход. На следующий день он вернулся в гонку, а затем у него сперва отказал «ручник», а потом француз и вовсе был вынужден окончательно сойти на дорожной секции…

На фоне неудач своих соперников из «M-Sport Ford World Rally Team» гонщики заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» смотрелись куда более впечатляюще. Но это только на фоне Тянака и Лубе. Тьерри Невилль вылетел с трассы уже на втором спецучастке и ударился о скалу. Тем не менее бельгиец начал сражение за второе-третье место, и кто знает, чем бы она закончилась, если бы не проблемы с гибридной системой и возникшие из-за этого трудности с управляемостью автомобиля. Отказала гибридная система и у другого пилота заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Дани Сордо. А вот новобранец корейского коллектива Эсапекка Лаппи просто никак не мог справиться с новым для себя автомобилем — плюс схлопотал прокол колеса.

Впрочем, давайте будем справедливыми в отношении финна — на управляемость Hyundai i20 N Rally1 жаловались все три пилота! Возникает лишь один вопрос — чем эти же три гонщика занимались на межсезонных тестах? Если по приезде на первую гонку сезона все трое в унисон принялись ругать машину на чем свет стоит! Странно это, не находите?

В заводской команде «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» злодейка-судьба выбрала своей жертвой Такамото Кацуту. В первый день у японского гонщика отказал «ручник», затем он поймал медленный прокол, и в тот момент, когда казалось, что ему удалось поймать удачу за хвост — за один спецучасток до финиша оставалась всего одна десятая секунды до пятого места — все вновь пошло наперекосяк. В одном из поворотов машина японского пилота ударилась о скалу, но, к счастью, ему удалось продолжить движение и добраться до финиша. Однако из-за этого инцидента Кацута потерял почти минуту и о пятой позиции ему пришлось забыть.

На фоне этого прокол колеса, разворот Элфина Эванса, а также удар об отбойник Калле Рованперы — сущие мелочи, которые не оказали особенного влияния на итоговый результат.

Чем же закончилось ралли «Монте-Карло» 2023 года? Первое и второе место у экипажей заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team». Победу одержали Себастьен Ожье и Винсент Ландэ. Вторыми финишировали Калле Рованпера и Йонне Халттунен. А с учетом того, что Ожье будет участвовать лишь в избранных этапах чемпионата мира по ралли, второе место финского экипажа сродни победе.

Замкнул тройку призеров экипаж заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Тьерри Невилль/Мартин Видаге.

Элфин Эванс и Мартин Скотт заняли четвертое место, Отт Тянак и Мартин Ярвеойя стали пятыми. Далее —Такамото Кацута и Аарон Джонстон, Дани Сордо и Кандидо Каррера, Эсапекка Лаппи и Янне Ферм.

Девятое место в абсолютном зачете на финише гонки заняли Николай Грязин и Константин Александров, но после пенализации они опустились на десятое место и второе в зачете WRC2. А девятыми стали Йоанн Россель и Арно Дюнанд.

Стартовый этап чемпионата мира по ралли завершен. Однако по его итогам вопросов осталось больше, чем ответов. По крайней мере, расстановка сил так и осталась неясной. Теперь придется ждать до Швеции — второй этап стартует 9 февраля.

Комментарии

Alex Sander
Самара
Написали бы куда делся 46 секундный отрыв Коли, который был после 13 СУ.
16
 
Ответить
  
Сообщений: 10681
Это у Форда зеркала заднего вида такие ущербные или там камеры стоят?
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд
4
13
Ответить
   
Томск
Сообщений: 725
zogar-zag
Это у Форда зеркала заднего вида такие ущербные или там камеры стоят?
На тойоте такие же, но там они не ущербные?)))
12
5
Ответить
     
Питер. Калининский р-н
Сообщений: 4006
Wrc болиды тоже уже на половину электрические?
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
3
 
Ответить
Владимир
Саяногорск
zogar-zag
Это у Форда зеркала заднего вида такие ущербные или там камеры стоят?
А для чего они там нужны? На ралли?
4
 
Ответить
Jazz Cat
fandnb
Wrc болиды тоже уже на половину электрические?
Нет конечно. Не придумали еще такую батарейку, чтоб весила как бензобак автомобиля, и чтоб при гоночной манере езды ее заряд не закончился через 10 минут.
4
 
Ответить
САНЯ
Владивосток
ралли самый зрелищный и опасный вид автоспорта...я за митцу всегда болею жалко что их нету в ралли.за японцев осталась только тойота
4
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!