Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Историческое ралли Монте-Карло 2023: восемь кубков, которые русские увезли из Монако
10.02.2023 | 5366 просмотров

Историческое ралли Монте-Карло 2023: восемь кубков, которые русские увезли из Монако

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото: АСМ, Франсуа Гильбо, «Russian Racing Group» и Team Volga
Источник: Дром
Илья Кашин и Борис Костырко стали вторыми в абсолютном зачете сложнейшего пятидневного Исторического ралли Монте-Карло, опередили всех в своем классе и заодно увели из-под носа у монегасков победу в зачете Автомобильного клуба Монако! И это не все достижения: Алексей Васильев на «Волге» ГАЗ-М-21 1961 года вошел в десятку сильнейших. Рассказываем, как это было.

Конец января — начало февраля — традиционное время для проведения Исторического ралли Монте-Карло, которое стартует вслед за первым этапом WRC с аналогичным названием. В этом году ралли на исторических автомобилях проводилось уже в 25-й раз, и на старт вновь вышли российские экипажи.

В этот раз их было всего пять, участник еще одного экипажа не сумел получить визу и выбыл из стартовых списков. Вот они:

1. № 17 — Илья Кашин/Борис Костырко; Volkswagen Scirocco, 1982 — класс IV

2. № 26 — Андрей Пономарев/Марат Яруллин; Volkswagen Golf, 1978 — класс IV

3. № 23 — Алексей Васильев/Илья Закманс — «Волга» ГАЗ-М-21 (8 цилиндров), 1961 — класс I

4. № 24 — Максим Ягуткин/Михаил Ягуткин — «Волга» ГАЗ-М-21 (стандартная), 1962 — класс I

5. № 21 — Юрий Лысенко/Виктор Поляков; BMW 320i, 1979 — класс IV

В этом году старты давались из Осло, Лондона, Бад Хомбурга, Турина, Реймса. Всего на старт вышло 265 экипажей.

Первыми выезжали участники из Осло, как из самой отдаленной точки: 24 января они отправлялись в долгий путь. Следом за ними 25 января стартовал Лондон, а три оставшихся города давали отмашку флагом уже 26 января.

Наши спортсмены традиционно стартовали из Реймса, после чего отправились в пятидневную гонку на регулярность. Регулярность, кстати, в данном случае не «ругательство». Средние скорости в IV классе на ряде СУ составляют порядка 50 км/ч. Представьте, как на таких машинах ехать с такой скоростью по узким горным серпантинам! Так что спорта в этой регулярности все равно очень много.

После старта из пяти городов экипажам предстояло пройти так называемый «концентрационный этап», который собирает всех участников в одном месте на набережной Альбера в Монако. Для наших раллистов первый день, вернее, первая ночь включала в себя путь более чем в тысячу километров. 27 января с набережной давали общий старт в сторону первого спецучастка.

Классификационный этап прошел по дорогам префектуры Дром, затем экипажи отправились в Валанс, где состоялся кольцевой этап — со стартом и финишем в одном месте. После еще одного сложного гоночного дня в направлении Дром-Провансаль в свой четвертый день участники вновь отправились в Монако, где их ждала сложнейшая ночная гонка по узким горным серпантинам, в том числе и знаменитому Кол де Турини. Общая протяженность ралли традиционно составляет около 3000 км — это с учетом как СУ, так и лиазонов. Торжественный вечер и церемония награждения прошли вечером в среду, 1 февраля, в концертном зале Salle des Etoiles комплекса «Спортинг Монте-Карло».

Кстати сказать, в 2022 году Илья Кашин и Борис Костырко заняли на Историческом ралли Монте-Карло первое место в классе, и РАФ вручила им Специальную награду на торжественной церемонии награждения чемпионов.

Командная работа

В командном зачете, который должен включать не менее пяти экипажей, а итоговый подсчет ведется по пятерке лучших, наши стали лишь девятыми.

Командная работа кипела на протяжении всех дней, а штурманы принимали общие решения по тактике, темпу, настройке приборов и всему остальному. Был создан даже специальный чат, где каждый экипаж выкладывал какие-то подсказки остальным: по состоянию покрытия, ямам, неровностям, снегу или обледенению. Такая работа помогла облегчить гонку для всех без исключения.

Подготовка автомобилей

«На обеих “Волгах” в этом году мы убрали тяжелые элементы — бамперы», — рассказал Алексей Васильев. — «У стандартной “Волги” бампер предназначен служить еще и упором для домкрата, так что и сам он массивный, и кронштейны на нем очень прочные. В совокупности эта конструкция весит порядка 30 кг. Взамен мы изготовили новые бамперы из стеклопластика, но, к сожалению, не успели сделать пластиковые двери, что позволило бы дополнительно облегчить автомобиль еще килограммов на сто. На своем автомобиле с восьмицилиндровым двигателем я установил электронную систему зажигания, которая позволяет мотору работать более эластично. На вторую машину мы собрали новый мотор с новой поршневой группой. Компрессия теперь выше, мотор — более эластичный».

Что касается двух Volkswagen — Scirocco и Golf Кашина и Пономарева, то здесь доработки тоже были минимальными. Илья Кашин рассказал, что к юбилейному ралли на машинах дополнительно настроили моторы, карбюраторы, чуть иначе настроили баланс в пользу задней части для горных участков, и на этом закончили.

Дорога до Реймса

В сторону Реймса из Москвы стартовали только две «Волги», остальные машины уже много лет «прописаны» в Латвии — это упрощает процедуру участия в европейских исторических ралли, где они частые гости.

Понятно, что в этом году пересечение границы со странами Европейского союза оказалось гораздо более затруднительным, чем даже в прошлом январе, когда все страны были заперты на карантин, так что Алексей Васильев заранее озаботился этим вопросом и рассказал интересные факты, как они добирались до границы.

Алексей заблаговременно отправил запросы о пересечении границы в страны Балтии, но те ему сразу отказали. Было еще два варианта: ехать через Финляндию или договариваться с прибалтами, чтобы они перегнали им машины через границу.

Финляндия оказалась более лояльной: Алексею сообщили, что проехать будет разрешено, если они смогут подтвердить, что являются профессиональной гоночной командой. РАФ сделала нашим спортсменам все соответствующие лицензии, письма были отправлены на границу, и команда отправилась в путь — своим ходом, так как при пересечении границы с прицепами могли возникнуть дополнительные сложности.

Пересекали российско-финскую границу в районе Брусничной. На дворе была ночь, очередей не было. На российской границе команда провела около полутора часов, полностью составив опись всего имущества и деталей автомобилей, затем настала очередь финнов.

По словам Алексея, все финские пограничники и таможенники прибежали смотреть на красавицы «Волги». Они сообщили, что все документы получены, о прибытии нашей команды они знают, все процедуры были закончены за 15 минут.

На прощание финны пожелали удачи и сказали, что ждут обратно с кубками. Ну и, забегая вперед, скажу, что дождались.

С собой на ралли

«Волги» собирались в дорогу по-взрослому. Имея за плечами опыт прошлых лет, Алексей Васильев уже хорошо понимал, какие запчасти и детали есть смысл брать с собой на ралли.

В качестве техничек команда на «Волгах» использовала полноприводную ГАЗель «Соболь» предыдущего поколения и новый «Соболь» NN, недавно сошедший с конвейера. По словам Алексея, они остались полностью довольны обеими машинами, а «Соболь» NN и вовсе «произвел прекрасное впечатление, т. к. в нем много полезной электроники, старт двигателя с кнопки, кондиционер и многое другое». На автобанах «Соболь» NN развивал спокойные 120 км/ч при расходе топлива 12 л/100 км — и это при том, что загружена машина была под завязку, а общий вес груза составлял более тонны.

С собой брали:

В основной техничке на «Соболь» NN были: запасной задний мост в сборе, запасные бамперы передний и задний, кардан, две запасные коробки передач, запасные карбюраторы Weber, запасные генераторы, стартеры на обе машины. И много разной мелочовки, которая была куплена просто в магазине для автомобилей ГАЗ. Плюс два больших ящика с инструментами. Один полностью со всей электрической частью, всякими скотчами, проводами, трамблерами, генераторами, электроинструментом. Второй — с гаечными ключами, кувалдами, всем необходимым для механиков. Также в техничке была сварка, запас топлива в четыре бочки по 60 литров.

Здесь же везли два комплекта по пять колес НИИШП Ралли, которые специально шиповали на клей для надежности, и обычный Michelin Ice 2 из магазина.

Два таких же комплекта были в другой, «легкой» техничке. В ней также был компрессор, генератор, инструмент, небольшой запас масла — все, что необходимо для быстрого ремонта.

По поводу топлива стало интересно получить комментарии Алексея Васильева, и вот что он объяснил:

«Топливо во Франции, к сожалению, значительно хуже, нежели российское. И моторы были настроены на российское топливо, наш 98-й, 100-й бензин. Но после первой же заправки во Франции мы поняли, что идет детонация по моторам, и пришлось уменьшить угол опережения зажигания, чтобы не кончить моторы. Лишнее подтверждение того, что бензин стоимостью 2 евро 30 центов ни в какое сравнение не идет с бензином, который у нас стоит 54 рубля. Соответственно, нашим машинам только русское топливо подходит».

Пригодилось ли это все в деле?

Алексей Васильев рассказал, как с помощью имеющихся инструментов они сумели за ночь решить серьезную проблему, которая в противном случае помешала бы им добиться успеха на ралли:

«Во время ралли у нас дважды отрывало кронштейн крепления стабилизатора. Вначале открутился задний стабилизатор от кузова, и мы переживали, что что-то лопнуло. Но затем, когда выкрутили болты, поставили их на клей и как следует затянули, все встало на место. Второй аналогичный случай произошел с передним стабилизатором. Поскольку восьмицилиндровый мотор весит очень много, то спереди мы поставили стабилизатор от “Чайки”».

«На неровной трассе, особенно на горных участках, нагрузка на стабилизатор очень большая, и у нас лопнул один из кронштейнов. Сначала мы испугались, что отвалилось крепление подвески, но после финиша стало ясно, что проблема в стабилизаторе. За ночь мы сварили два новых кронштейна: сняли стабилизатор с ГАЗели “Соболь” NN, от него взяли сайлент-блоки вместе с кронштейнами, их порезали, переварили, и адаптировали под нашу “Волгу”».

«Поскольку в закрытом парке обслуживать машину нельзя, то мы выехали на дорогу и во время дозаправки установили модернизированный стабилизатор, который заработал идеально. Это единственная была проблема, но мы ее смогли решить во время ночевки именно потому, что была и сварка, и “болгарки”, и весь инструмент. По сути, мы изготовили новую запчасть, взяв за основу серийные детали от “Соболя” NN».

Небольшое приключение у «Волги» в Бологом. Нет худа без добра

Еще одно приключение поджидало наши «Волги» в Бологом еще по дороге на ралли.

Недалеко от Бологого на машине Максима Ягуткина пропало давление масла, после чего команде пришлось сделать экстренную остановку. Причину обнаружили быстро: провернуло привод масляного насоса. В Бологом по телефону нашли магазин с нужными запчастями, а представитель магазина по имени Геннадий настолько проникся происходящим, что привез все нужное прямо на ту парковку, где машины остановились для ремонта. По словам Алексея, проблему решили примерно за час, автомобиль не получил повреждений, что вряд ли бы произошло, если бы за дело взялись наемные перегонщики из Прибалтики, имевшиеся в качестве запасного плана для отправки автомобилей в Реймс. Так что и в том, чтобы добираться во Францию своим ходом, можно найти свои плюсы.

В Реймсе

У экипажей на «Волгах» на дорогу до Реймса ушло трое суток, однако все прибыли на старт в приподнятом настроении.

Поскольку наши спортсмены участвуют в Историческом ралли Монте-Карло уже много лет, а в прошлом году добились высоких результатов, стартовые номера все экипажи получили в голове пелотона — с 17 по 26 позиции. Считается, что это очень удачные позиции для старта: прежде всего нет долгих и томительных часов ожидания, когда стартуешь в самом конце и на финиш приезжаешь последним. Во-вторых, это всегда большое количество зрителей и внимания к спортсменам и машинам: на площади Реймса всегда, независимо от погоды, собирается толпа людей, для которых старт ралли — настоящее событие.

По словам Алексея Васильева, русские машины уже который год вызывают большой интерес зрителей и журналистов, которые запомнили название «Волга» и даже знают особенности ее устройства.

Реймс — Монако и дальше

Концентрационный этап прошел при хорошей погоде — сухой и довольно теплой, так что все экипажи ехали на нешипованных колесах. В этом году некоторые перегоны даже были проложены по автомагистралям, а не только по узким второстепенным дорожкам, как это было раньше. Это помогало водителям немного передохнуть на протяженном (около 1020 км) ночном этапе.

Первые три СУ, вписанные в дорожную книгу, определяли положение экипажей на старте зачетных отрезков. Все пять наших экипажей оказались в Топ-24 стартовой ведомости, что позволило им начинать фактически каждый день в первых рядах. Преимущество такого старта заключается в том, что быстрый экипаж впереди не задерживает тебя, как это бывает в «гарнире». На сложных участках маршрута во второй половине пелотона участники начинают упираться друг в друга и собираются в длинные колонны, которые вынуждены так и ехать до самого финиша.

Однако и тут не обошлось без приключений. В Монако сразу после старта в сторону спецучастка из Scirocco Ильи Кашина внезапно начал капать тосол, а уже через несколько километров машина начала перегреваться. Долитая в бачок вода тоже надолго не задержалась. Проблема заключалась в том, что техничка команды заранее уехала в сторону спецучастка, и им потребовалось определенное время, чтобы вернуться.

К счастью, взаимовыручка между участниками еще не осталась в прошлом. Остановившаяся рядом с нашим экипажем немецкая техничка помогла локализовать проблему, а подоспевшие собственные механики поменяли патрубок. Но если для автомобиля все закончилось благополучно, то вот экипаж опоздал на старт КВ на девять минут, каждая из которых штрафуется в размере 100 штрафных очков.

«Настроение у нас было ниже некуда», — рассказал Илья Кашин. — «Гонка закончилась фактически не начавшись: стартовать с таким штрафом означало заранее пролететь мимо хороших результатов. Но затем все изменилось, удача была на нашей стороне. Из-за того, что в городе возникла пробка, на старт опоздали очень многие, так что участок сняли, а наши штрафные очки аннулировали!».

Наши — не наши

Илья Кашин любит гонять ралли с комфортом. На стоянках во время перерывов у его команды всегда есть горячие сосиски, шашлык, чай-кофе и даже суп. Они готовы угостить всех, кто подойдет к их зоне отдыха — независимо от того, свои ли это, конкуренты или просто зрители.

Такой же подход они используют и в других ситуациях:

«Я всегда говорю своим ребятам: неважно, у кого случилась проблема, если это в ваших силах, помогите людям. Это неважно, наши или не наши».

Но подобную философию разделяют не все. Перед первым СУ, когда случилась проблема с патрубком охлаждения, в Scirocco не успели долить нужного количества бензина, и на прохождение СУ топлива попросту могло не хватить.

«Мы увидели польский экипаж и технички с канистрами, остановились рядом и попросили продать топливо. Они сделали сердитые лица и отказали: у нас нет бензина! — хотя мы видели, что есть. Но чуть подальше стояли немцы — и они без всяких проблем дали нам столько топлива, сколько было нужно. Я рассчитался, все были довольны и пожелали нам удачи. Это правильный подход».

Шины

По словам наших гонщиков, на асфальтовых участках практически все быстрые экипажи равны по своей скорости. Расхождения начинаются на снегу.

«Мы ехали на отечественных шинах НИИШП-ралли 2000, благодаря которым машина вела себя очень стабильно и по льду, и по снегу», — рассказал Алексей Васильев. — «Мне не нужно было ехать в занос или срывать машину, чтобы войти в поворот: в условиях снега и льда это сразу же приводит к непопаданию в среднюю заданную скорость. К тому же 8-цилиндровый тяжелый мотор на моей машине давал дополнительный вес на переднюю ось, и это положительно сказывалось на управлении на снегу. А высокий крутящий момент позволял мягко дозировать на задних колесах зацеп. В этом у нас было большое преимущество перед малолитражными машинами, которым приходилось ехать на высоких оборотах, что срывало колеса».

«После каждого снежного этапа мы просто орали от удовольствия — какой кураж ловили на каждом спецучастке. И особым удовольствием стало количество зрителей, которые при нашем проезде кричали и аплодировали: ”Волга”, “Волга”! Едет “Волга”, “Волга”!. В общем, имя “Волга” — это уже просто имя нарицательное во французском языке».

Что касается шин НИИШП-ралли, Илья Кашин полностью солидарен с Васильевым: по своей управляемости на снегу это лучшая резина, которая только может быть.

«На третий день перед одним из СУ подошел наш друг Франсуа Абриль, который тоже участвовал в ралли, посмотрел на обутые в Michelin X-Ice North 2 машины и говорит: “Ребята, а у вас есть другая резина?”. Мы поставили наш НИИШП с зубастыми шипами и не прогадали. Франсуа — местный, знает погоду и понимает, что ждет на маршруте. Мы оказались на льду и снегу и просто получили невероятное удовольствие от рулежки! Благодаря такой подсказке мы финишировали очень близко к лидерам, и это дало нам возможность продвинуться вверх».

Итоги

★ Экипаж на «Волге» отца и сына Ягуткиных, к сожалению, на одном из спецучастков заблудился и получил 20 тысяч штрафных очков. Но в целом хорошо справились с первым опытом командной езды. Они счастливы, что смогли финишировать, и уже готовятся к следующему году. В общем зачете экипаж № 24 финишировал на 154-м месте и на 22-м в классе.

★ Андрей Пономарев и Марат Яруллин заняли в абсолюте 72-е место и 26-е в классе. По словам Ильи Кашина, им пока еще мешает отсутствие хорошего опыта и стабильности.

★ Юрий Лысенко и Виктор Поляков на BMW 320i № 21 закончили ралли 22-ми в общем зачете и заняли восьмое место в классе.

★ Экипаж № 23 Алексей Васильев/Илья Закманс — девятое место в абсолюте и четвертое в классе. В самом старшем классе, в котором выступал экипаж Алексея, кубки вручают пятерке лучших, так что Алексей, как и обещал финским таможенникам, вернулся домой с наградами.

Алексей Васильев признался, что девятое место в абсолюте стало для него полной неожиданностью:

«Я очень доволен нашим результатом. Мне казалось, что даже попадание в Топ-10 для “Волги” — недосягаемая цель. Но сейчас я понимаю, что на этой гонке можно претендовать и на пятерку лучших, если совершать минимум ошибок по темпу и штурманской работе. Но наш промах состоял в том, что мы заявились по высокой средней скорости, а более низкая помогла бы набирать меньше штрафных баллов. Я очень доволен “Волгой”. К следующему году я облегчу ее еще больше и поменяю коробку передач, так как на родной коробке есть некоторые сложности включения. Ну и передаточные числа надо сделать другими. Надеюсь, что в следующем году мы будем еще эффективнее».

Больше всего наград в этом году среди всех участников собрал экипаж № 17 Ильи Кашина и Бориса Костырко. Шесть прекрасных кубков заняли весь стол на торжественном ужине.

«Скажу честно, после истории с Николаем Грязиным на ралли Монте-Карло я все ждал, что и нас найдут за что дисквалифицировать. Но все обошлось. Конечно, самое обидное, что от первого места нас отделило всего 4,5 секунды — за три тысячи километров и пять дней. Второе место — это всегда обидно».

«Но утром после финиша нам позвонили и сказали, что хотели бы видеть нашу машину перед Залом славы во время церемонии. Это было впервые на моей памяти, когда автомобиль, финишировавший вторым, пригласили выставить перед Залом. Думаю, это связано с нашей победой в зачете Автомобильного клуба Монако. Я уже более десяти лет являюсь членом АСМ, и до сих пор это не давало никаких бонусов — но в этот раз все было иначе!».

 

Фотобонус

Комментарии

Yatskova
Угольные Копи
"Классификационный этап прошел по дорогам префектуры Дром".
Вот так новость!
Тест драйвы будут проводиться на землях префектуры Дрома!
)))
16
1
Ответить
    
Челябинск
Сообщений: 1951
Молодцы, я даже и не подумал что они в этом году вообще будут участвовать.
17
 
Ответить
Нурлан Алибек
Спасибо за статью!
12
1
Ответить
Тип
Калуга
Лянчи Стратос побеждали на этой трассе в 1975 , 76 ,77
По гоночному - красивы , по утилитарному - уродливы
1
5
Ответить
drom_ru_autoregistered
а они точно русские, а не нейтральные?
8
9
Ответить
drom_ru_autoregistered
а они точно русские, а не нейтральные?
Явно не поддерживающие открыто кровавое безумие
9
26
Ответить
 
Улан-Удэ
Сообщений: 216
Флаг России на заднем номере и RUS заклеяны.
Передний номер так же заменен, чтоб не было понятно то куда машины...

Это требование организаторов?
Если да,то опять нашу страну дискриминируют.
14
6
Ответить
 
Улан-Удэ
Сообщений: 216
Какой мотор V8 на волгах?
5
 
Ответить
6234614
Ни одной одинаковой детали
1
1
Ответить
Д
Томск
Такие соревнования - это особая атмосфера. Молодцы мужики, очень рад! Прочитал с удовольствием.
4
1
Ответить
Николай Марков
Тула
MercuryPM
Какой мотор V8 на волгах?
Змз, конечно. Это реплика Волги ГАЗ-23, иначе не допустили бы до старта с чужим мотором
5
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!