Фернандо Алонсо любит выступать в роли плохого парня, не боится скандалов и всегда имеет альтернативную точку зрения. Но, похоже, в этом сезоне ему придется сменить роль «злодея» и сыграть положительного героя — того самого, который сможет дать отпор Red Bull и подарить зрителям хоть какую-то надежду за зрелищную борьбу и интересные гонки.
Издание The Race рассуждает о том, как Aston Martin неожиданно стали удачным выбором команды для Алонсо, чтобы завершить карьеру на высокой ноте.
На первом Гран-при нового сезона в Бахрейне именно Алонсо подарил болельщикам Формулы 1 надежду на то, что гонка не сведется к безусловному доминированию двух Red Bull, и мы сможем увидеть что-то более интересное, чем сход Леклера или финиш Ферстаппена далеко впереди остальных пилотов.
Мы можем восхищаться той работой, которую Red Bull проделали зимой при подготовке к сезону, чтобы дать Ферстаппену доминирующую машину, но, честно говоря, мало кто надеялся, что в пелотоне появится кто-то, способный навязать ему борьбу. Поэтому выступление Фернандо и его подиум на первом же Гран-при стали настоящим сюрпризом и подарили надежду, что хоть кто-то в 2023 году сможет противостоять австрийской команде.
В Бахрейне Алонсо стал настоящим героем — тем самым, в ком так нуждается Формула 1. И не только потому, что Aston Martin сумели совершить огромный скачок вперед, а в большей степени потому, что сам Алонсо называет себя «плохим парнем в Формуле 1».
Вся предыдущая история испанца в чемпионате состоит из длинной цепочки поступков, которые многие осуждают. Возьмите историю его противостояния с Льюисом Хэмилтоном в McLaren, «шпионский скандал», попытки подкупа механиков. Много было неприятных историй с Renault, а уж Хонде точно есть что рассказать про Фернандо — ведь они даже «забанили» его в «Индикаре». Toyota после «Дакара» тоже получила свою порцию негатива, а недавнее расставание с Alpine не сыграло на руку его имиджу.
В последнем сезоне сериала про Формулу 1 «Drive to survive» в одной из серий, которая снималась буквально накануне скандального ухода Алонсо из Alpine и перехода в Aston Martin, Фернандо философски замечает: «В Формуле 1 всегда должны быть хорошие парни и плохие. Герои и антигерои. Я на темной стороне».
Только он сам точно знает, что хочет сказать этими словами. Но, похоже, он не прочь сыграть роль, от которой бы отказались многие другие. И не потому, что он по своей природе «злодей»: просто он умеет очень эффектно сыграть на такой имидж.
Возможно, его карьера пришла к такому образу естественным путем — ведь он выступал на машинах, которые не могли бороться за победы. Незавидная роль для гонщика столь высокого уровня, который всегда был одним из лучших на трассе независимо от того, за руль чего ему приходилось садиться.
«До свидания», — машет он рукой в том эпизоде Netflix, когда стал известен его переход в Aston Martin. — «Я все еще плохой парень».
Вероятно, очень скоро это изменится. Особенно если учесть, какую форму продемонстрировали Aston Martin, да и сам Алонсо в Бахрейне. Ведь теперь именно ему придется подбирать мяч, брошенный Ferrari и Mercedes.
После Бахрейна Алонсо даже удостоился комплимента от Хельмута Марко, что уже само по себе большая редкость.
«Думаю, что Алонсо был бы намного сильнее, если бы не проиграл старт и не потерял много времени в начале гонки», — сказал Хельмут Марко. — «После этого у него было фантастическое сражение с Льюисом Хэмилтоном. Тяжелое, но честное. Конечно, на этом он потерял много времени и убил резину. Если бы в гонке он стартовал сразу за нами, задача была бы для нас намного сложнее. Не знаю, каким будет дальнейшее развитие, но по крайней мере о возрасте ему не стоит волноваться. Он в прекрасной форме».
У Алонсо сейчас есть все шансы сменить амплуа. И всем будет гораздо приятнее видеть его в роли главного героя, нежели исполнителем проходных ролей в непонятных второстепенных пьесах, которые ему приходилось играть в течение достаточно долгого времени.
Именно он может сейчас оказаться тем, кто сумеет доставить неприятности Red Bull и бросить вызов их пилотам, когда две другие крупные заводские команды расписываются в собственном бессилии.
«…В прошлом году на Гран-при Бахрейна оба Red Bull сошли», — бросили ему реплику на пресс-конференции.
«Жаль, что не в этом», — сразу ответил он. Действительно, ведь в таком случае его третье место могло бы обернуться победой.
Алонсо назвал свой результат на трассе Сахир «идеальным началом нового проекта», и хотя Aston Martin уже на тестах пообещали совершить прорыв, реальные результаты превзошли все ожидания.
«Наша цель на 2023 год заключается в том, чтобы перевернуть ситуацию в середине пелотона, даже, возможно, возглавить ее и в конечном итоге приблизиться к трем лучшим командам», — сказал Алонсо. — «Но подиумы мы даже не рассматривали. И при этом тут же оказались второй лучшей машиной сразу после Red Bull».
Aston Martin, безусловно, опередили Mercedes, создав более эффективную аэродинамику, чем заводская команда, и при этом они работали в той же аэродинамической трубе и используют тот же двигатель, что и Mercedes.
Вместе с тем AMR23 выглядит гораздо более производительной во всех отношениях, чем SF23 — по крайней мере в Бахрейне. И надежнее.
Так что неудивительно, что Алонсо был так доволен. Он смог утереть носы сразу двум крупнейшим командам Формулы 1. Хотя то, как Алонсо отзывался о своих боссах — прошлых и настоящих — выглядело не слишком скромно.
«Вам нужно иметь видение и амбиции Лоуренса Стролла, нашего лидера и менеджера, чтобы добиться успеха. Потому что возможность есть у каждой команды, но, кажется, только одна готова сделать все возможное для победы», — сказал Алонсо. — «Я горжусь тем, что являюсь частью этой команды».
Алонсо может позволить себе насладиться удачным выбором команды на одном из последних — или последнем этапе карьеры. Aston Martin — очень амбициозный проект, и это явно не уровень Williams или Haas. Но давайте не будем обманывать себя, думая, что он находится в той же весовой категории, что Mercedes или Ferrari. Сейчас они стремятся попасть в верхушку команд, но для начала им нужно утвердиться выше McLaren и Alpine. И тот факт, что на первом этапе они полностью разгромили эти команды и построили более быструю и надежную машину, чем Mercedes или Ferrari, не означает, что они смогут продержаться на том же уровне до конца сезона.
Если бы каждая команда в Ф1 работала на пределе своих возможностей, Алонсо и Aston Martin блистали бы не столь ярко. Пока это лишь отражение текущей ситуации, а не реальное положение вещей.
Конечно, нужно быть реалистами. В прямом сражении с Ферстаппеном Алонсо все равно финишировал бы примерно на полминуты позже. И, возможно, Бахрейн просто «выпятил» сильные стороны Aston Martin на фоне поражения Ferrari или Mercedes (или обоих), и если эти команды смогут снять максимум со своих машин, эффект Aston Martin и Алонсо не будет столь сильным.
Но Алонсо считает, что этот проект находится в начале своего подъема. В субботу он назвал AMR23 «базовой», а в воскресенье вечером пообещал, что «это только начало».
«Это не окончательный вариант машины, это всего лишь стартовая концепция, которую мы создали за зиму», — сказал он.
«Я думаю, что некоторые из топ-команд просто сохранили философию прошлого года — как, например, Red Bull или Ferrari. Они взяли за основу автомобиль прошлого года и постарались его доработать. Нам было намного сложнее. Мы изменили 95% автомобиля. Нам предстоит еще многому научить машину и многое сделать. Все впереди».
Смогут ли Aston Martin и Алонсо стать той силой, которая бросит вызов Red Bull в, казалось бы, уже безнадежной ситуации без проблеска альтернативного развития событий? Узнаем.