Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Электрический Байкал
15.03.2023 | 4847 просмотров

Электрический Байкал

РЕПОРТАЖ
Автор: Мария Мельникова
Фото автора и пресс-службы мероприятия
Источник: Дром
Первые дни весны вновь ознаменовались очередными попытками установить рекорд на природном льду. Исходя из соображений экологии и мировых тенденций в этот для участия были выбраны машины на электрической тяге. Но главным событием стало участие специально построенного рекордного электромобиля.

В 2023 году я уже в 11-й раз отправилась на официальное мероприятие по установление рекордов «Дни скорости на льду Байкала». Оно проводится в соответствии со спортивным регламентом FIA и РАФ: результаты фиксируются в официальных записях, а рекорды скорости являются официальной дисциплиной в международном автоспорте наравне с кольцевым спортом, ралли, дрэг-рэйсингом или дрифтом.

В этот раз основными действующими лицами на мероприятии стали электрические автомобили или гибриды, а это значит, что даже возможность загрязнения окружающей среды с учетом традиционного соблюдения всех норм и правил экологии свелась к абсолютному минимуму. Четыре машины из восьми — электрические плюс еще три — гибридные. Красота.

Для заездов в этом году построили три трассы: традиционный прямик в 11 километров (по пять километров на разгон и торможение плюс один мерный километр), кольцевая трасса для ресурсных испытаний (4100 м) и трасса для дрифта, которая выглядела как разгонная прямая длиной в три километра с дугой в конце.

Подготовка (строительство) трассы

Спортивный директор соревнований «Дни скорости на льду Байкала», судья всероссийской категории, организатор автоспортивных соревнований, тренер и преподаватель Константин Крупников, который отвечает также за создание трасс для рекордных попыток, рассказал о том, как в этом году готовили треки.

«При проектировании и строительстве подобных ледовых трасс для рекордных заездов/испытаний учитывается несколько факторов», — поделился Константин Константинович. — «Прежде всего — количество автомобилей, которые будут на ней находиться одновременно. Другим фактором является примерная расчетная скорость движения. Третьим — назначение трассы. Например, на ресурсной трассе была важна возможность создания отрезков для рекуперации».

По словам Константина Константиновича, одним из важнейших факторов при выборе места всегда становится безопасность. Разломы и швы на льду могут привести к вылету, поэтому их нужно либо обходить, либо «затирать».

Самой сложной задачей оказывается создание конфигурации для кольцевой трассы. В данном случае кольцо строили для ресурсных испытаний:

«Сначала мы подыскиваем ровную площадку, затем исследуем ее, чтобы обнаружить возможные неприятности, сохраняем gps-трек», — рассказал Крупников. — «Дальше определяем повороты, место смены пилотов — чтобы это было удобно, безопасно и не примыкало вплотную к другим трассам. Затем проводим вешкование. Минимальная длина трассы обсуждалась на нашем собрании и была названа в четыре-пять километров. Так что я построил конфигурацию в 4100 метров из расчета на один автомобиль, движущийся со средней скоростью не выше 70 км/ч».

С двумя другими трассами было проще благодаря их конфигурации. С прямой для рекордных заездов основная трудность состоит в том, чтобы найти ровную льдину без разломов и швов. Дальше отмеряется нужное расстояние и устанавливаются вешки вдоль всей дистанции плюс телеметрия на мерном километре.

Аналогичным образом была организована трасса и для рекордной попытки в дисциплине «Дрифт», которая представляла из себя трехкилометровый прямик с дугой для управляемого заноса в конце. Об этом мы подробнее расскажем в соответствующей главе.

«Сарма» — рекордный электромобиль

Мария Леонтьева — постоянный участник «Дней скорости на льду Байкала». Вот уже несколько лет она ставит рекорды на картах различной конфигурации.

В этом году ее ждала новинка: специально сконструированный рекордный автомобиль «Сарма», названный так в честь сильного и резкого байкальского ветра.

Традиция создания рекордных автомобилей уходит в глубь истории рекордов скорости как таковой — именно так все организовано в международной практике. К сожалению, у нас последние рекордные машины строили в ХАДИ, а испытывали на соляном озере Баскунчак несколько десятилетий тому назад. Так что «Сарма» стала возобновлением этих традиций, и ее создатели надеются, что смогут и дальше работать над различными проектами.

По словам Андрея Леонтьева, идеолога и организатора «Дней скорости», сама идея строительства рекордного автомобиля родилась вместе с проектом мероприятия, но понадобилось десять лет, чтобы ее реализовать.

Руководитель лаборатории картинга «Petrokart», которая специализируется на разработке и производстве легких гоночных шасси, Донат Корольков вместе с тренером Иркутской области по картингу и конструктором Станиславом Лыжиным занялись созданием пространственной рамы, рулевого управления и обтекателей будущего электромобиля. 

Затем к проекту стали присоединяться партнеры. Всего в нем задействовано порядка 150 человек. Привод.ру дал машине двигатель, АО «Энергия» из Ельца предложила батареи. Именно компоновка машины и длинные по форме батареи продиктовали ее формульный дизайн. 

Однако специфика этой машины заключается в том, что она не предусматривает дальнейшего развития. Андрей Леонтьев объяснил почему.

«Из-за того, что перед конструкторами стояла задача уложиться в регламент класса до 500 кг, машина не предусматривает подвеску, а без подвески она быстрее не поедет», — рассказал Андрей Леонтьев. — «Мощность электромотора составляет 30 кВт, так что максималка не сможет превысить 150 км/ч. Все это в сочетании с задним приводом означает, что мы из нее уже сейчас выжали максимум. Поэтому все остальные свои идеи мы будем воплощать в следующем проекте».

Для рекордного автомобиля были выбраны шины Gislaved NordFrost 200. Это важный момент, т. к. легкие и грамотно ошипованные шины имеют большое значение для достижения результата и для безопасности экстремальных заездов. Ну и сам за себя говорит тот факт, что Андрей Леонтьев доверил этим шинам безопасность собственной дочери.

Конечно, не все получилось с первого раза, были и сложности, которые решали сообща. В один из дней обнаружились проблемы с контроллером, затем с акселератором, но придумали, как все исправить.

В итоге задача была решена: Мария Леонтьева с первой попытки показала среднюю скорость более 135 км/ч, а Станислав Лыжин при старте с места — свыше 91 км/ч!

Дрифт — новая глава в истории официальных рекордов

До этого года среди категорий рекордов скорости в официальной дисциплине FIA и РАФ значились рекорды на среднюю скорость (с места и с хода) и на максимальное ускорение (дрэг-рэйсинг), а также рекорды гоночных трасс.

Идея включить в официальные документы новую категорию — максимальную скорость при постановке в дрифт — принадлежала российскому дрифтеру Сергею Кабаргину. Он уже дважды принимал участие в рекордных попытках во время другого ледового мероприятия — «Байкальская миля», один раз в парном заезде с Аркадием Цареградцевым, а второй — в одиночном, в прошлом году. Тогда максимальная скорость была зафиксирована в 256 км/ч, однако фиксация происходит на не сертифицированном РАФ оборудовании и только в местной «Книге рекордов Байкала». В этом году же результаты Кабаргина пойдут в официальные документы РАФ.

Самой большой сложностью создания новой рекордной категории были разработка и создание пакета документов.

По словам Анны Завершинской, председателя Комитета РАФ по рекордам, саму идею сразу одобрили специалисты РАФ, но несколько вопросов требовали тщательной проработки. Вопрос с сертифицированием трассы решили в духе дрифта, где сертификация не проводится. 

Второй вопрос касался метода замера максимальной скорости. Поскольку на «Днях скорости» судьи работают с кольцевой системой хронометража, в категории «Дрифт» решили пойти тем же путем. Петли хронометража были вморожены в лед в предполагаемых точках входа и выхода в дуге, где фиксировали скорость.

Еще один момент касался судейского задания, которое спортсмен должен был выполнить. В этом году гонщику нужно было разогнать машину на прямой, попасть в створ шириной 30 метров, поставить машину в дрифт, пройти в управляемом заносе дугу полностью и финишировать в определенном месте. Только с учетом этого признавалось, что он совершил рекордную попытку.

Какие-то правила дополнялись и модифицировались по ходу заездов, и все нюансы обсуждались в том числе и с Сергеем Кабаргиным. В итоге Сергей предпринял рекордную попытку и стал первым дрифтером, кто вписал свое имя в список рекордов РАФ в новой дисциплине — рекорд максимальной скорости при постановке в дрифт.

После этого вся дальнейшая судьба рекорда переходит в руки Спортивного совета РАФ, который должен не только легализовать рекордную попытку, признав ее рекордом, но и формально признать все разработанные правила.

Сергей Кабаргин: «Моей задачей было разогнать машину до точки инициации, где телеметрия фиксировала скорость постановки, а затем по дуге длиной порядка 200 метров доехать до точки выхода, удерживая машину в управляемом заносе с определенной скоростью. И трасса, и траектория были прописаны под характеристики моей машины, в т. ч. вес и шипованную резину».

«Но лед со снегом — коварное покрытие. В первой же постановке я поломал бамперы, разбортировалось колесо, и после столкновения с бруствером я пролетел порядка метров 20 по воздуху. Я предпринял три рекордные попытки, и в лучшей из них средняя скорость превысила 262 км/ч. Для тех, у кого есть подготовленные дрифтовые тачки, не составит сложности улучшить то, что я сделал в этот раз на тяжелом гражданском автомобиле».

«Большой плюс этой идеи Сергея Леонидовича состоит в том, что в рекордах, в отличие от дрифта как такового, есть классы», — подвел предварительный итог дебютных попыток Андрей Леонтьев. — «А это значит, что все заинтересованные спортсмены могут приезжать на наше событие и устанавливать новые официальные рекорды».

Ресурсные испытания

Ресурсные испытания не входят список официальных рекордов FIA и РАФ и фиксируются в «Книге рекордов России» — а также представляют большой интерес для производителей и потенциальных покупателей.

В 2022 году ресурсные испытания в рамках «Дней скорости» проходил электромобиль Audi e-tron, который проехал на одном заряде батареи 364 км. В этом году на Байкале испытывали электрический SUV Voyah Free.

В ресурсных испытаниях пригласили принять участие как автора этого текста, так и еще одного постоянного участника «Дней скорости» и обладателя абсолютного рекорда скорости на льду Максима Леонова. Задача была проста: проверить, на сколько километров хватит заряда батареи, а цель — превысить прошлогодний показатель Audi e-tron. Что важно — испытания проходили в очень схожих условиях.

Температура воздуха колебалась около 0 °C, что позволило нам не пользоваться обогревом салона. Музыка и ходовые огни были выключены, режим движения — эко, рекуперация установлена в минимальный режим (совсем ее отключить невозможно). Автомобиль был обут в шипованные шины Gislaved. Проходили испытание мы на той самой закольцованной трассе в 4,1 км. При этом по техническим причинам стартовали с зарядом батареи в 89%.

Мы сменяли друг друга примерно каждые два часа, иногда чуть раньше или позже. Общий режим движения соблюдали в диапазоне 55–65 км/ч, что сочетается с ПДД в городе. Один круг мы проходили примерно за четыре минуты. А 1% заряда батареи хватало примерно на 1,5–1 ¾ круга по трассе.

В итоге мы выкатали батарею до 4% примерно за 6,5 часа (с учетом пересменков), пройдя за это время дистанцию в 441 км. На этом мы сочли заезды законченными. Предыдущий показатель был перекрыт со значительным преимуществом.Надеемся, что наши испытания принесут пользу тем, кто будет ездить на Voyah.

Другие электрические рекорды

В рекордных попытках принимали участие и другие электромобили. Расскажем коротко об успехах.

Виталий Ларионов, Максим Леонов и Илья Кашин на Voyah Free в заездах на максимальную среднюю скорость

Автогонщик Виталий Ларионов, известный в том числе по своим выступлениям в РСКГ, в этом году управлял электрическим Voyah Free в двух рекордных попытках — на максимальную среднюю скорость с места и с хода. При старте с места у Виталия она превысила 89 км/ч, а при старте с хода — 217 км/ч.

Многократный рекордсмен Максим Леонов показал среднюю скорость более 194 км/ч на Voyah Free EVR, а обладатель нескольких национальных рекордов Илья Кашин развил более 102 км/ч на том же автомобиле при старте с места.

Tesla Model S Plaid и Артур Туманов

В этом году на «Дни скорости» приехал и спортсмен из Белоруссии — Артур Туманов. На своей Tesla Model S Plaid в самой успешной попытке он превысил на дистанции в 1 км среднюю скорость в 265 км/ч. А при старте на 1 км с места она превысила 126 км/ч!

На сегодня это лучшее достижение в классе электромобилей категории А. Теперь ожидаем утверждения результатов спортивным комитетом РАФ, чтобы назвать Артура новым рекордсменом России и Белоруссии. Артур использовал шины с шипом 1,5 мм, разрешенным техрегламентом РАФ для автомобилей категории А.

Анастасия Нифонтова дебютирует в категории рекордов!

Вплоть до 2023 года в нашей стране не было зарегистрировано ни одного официального национального рекорда на гибридных автомобилях. Но на прошедших «Днях скорости» эту ситуацию решили исправить. Сразу два гибридных автомобиля были заявлены по категории Б (серийные) в разных классах. 

За их рулем на старты вышли Анастасия Нифонтова и Алексей Павлин.

Анастасия — двукратная обладательница Кубка мира FIM по ралли-рейдам среди женщин, первая в мире женщина, финишировавшая в «Дакаре» в зачете Motul для спортсменов без техподдержки, а также недавняя чемпионка России по ралли-рейдам в категории Т3 и вице-чемпионка в абсолютном зачете внедорожников 2022 года.

Анастасия принимала участие в рекордных попытках на максимальную среднюю скорость с хода и с места на дистанции 1 км на 393-сильном гибридном минивэне Voyah Dream.

Для Насти это был первый опыт езды по льду по прямой на скорость на четырех колесах. Уже во время пробного заезда с двумя пассажирами она разогнала машину до 182 км/ч и рассчитывала, что с минимальным весом удастся достигнуть отметки в 200 км/ч. Но на следующий день условия изменились: потеплело, лед стал менее скользким. В итоге Настя рассказала, что на мерном километре удалось развить максимальную скорость около 190 км/ч (средняя получается существенно ниже) и во второй попытке улучшить результат не удалось.

«Попытка рекорда со стартом с места мне показалась интереснее», — рассказала Анастасия. — «Я смогла достигнуть максималки свыше 160 км/ч, а средняя скорость получилась порядка 102 км/ч».

Следующую попытку Анастасия предприняла на следующий день. В семь часов утра она вновь вышла на лед. На этот раз все получилось удачнее: машина была полностью заряжена, лед был скользкий, погода подходящая (ветер стих). При попытке разгона с хода средняя скорость превысила 184 км/ч. С места тоже все получилось немного лучше — средняя скорость превысила 108 км/ч.

Ну а точный результат рекордной попытки станет официально известен после утверждения на заседании Спортивного совета РАФ.

Toyota Venza гибрид Алексея Павлина

Toyota Venza рекордсмена России Алексея Павлина стала самой легкой из заявленных автомобилей и выступала в классе 1500–2000 кг. И самой скромной по мощности — 222 л.с. Как и электрокары, гибриды классифицируются по весу с шагом в 500 кг. Машина Алексея была заявлена и в категории Б — серийные автомобили без специальной подготовки.

При попытке с хода скорость превысила 178 км/ч, при попытке с места — 69 км/ч.

Дизельный F-Pace

Один из редких участников этого года — автомобиль с ДВС, дизельный Jaguar F-Pace. Его пилотировал 18-кратный рекордсмен России Андрей Леонтьев, который развил на зачетной дистанции в 1 км с хода максимальную скорость более 250 км/ч. Средняя скорость автомобиля составила более 215 км/ч. Такие показатели позволяют говорить о хорошей заявке на рекорд в категории дизельных ДВС.

Jaguar F-Pace был подготовлен тюнинг-ателье Level Performance, которое постаралось без вмешательства в железо и аэродинамику научить машину ехать быстрее настолько, чтобы установить новый национальный рекорд в классе.

На тренировках Jaguar F-Pace взял барьер в 250 км/ч. Но следом пришло потепление и лед «поплыл». Вновь разогнать машину на льду до такой скорости было возможно, но вот удержать ее на трассе оказалось рискованно.

«Gislaved NordFrost 200, в который был обут автомобиль, держал как мог», — поделился Андрей Леонтьев. — «В обычной жизни на обычных скоростях его бы хватило с лихвой. Но практически аквапланирование на 242 км/ч — перебор для любой шины. В результате — сбитая вешка, вылет далеко за пределы трассы, сугроб, треснувший бампер и “всего” чуть более 215 км/ч средней скорости на дистанции. И хотя этого достаточно, чтобы установить новый национальный рекорд в классе, мы рассчитывали на большее».

О том, какие из рекордных попыток будут признаны состоявшимися, мы узнаем примерно через месяц — после заседания спортивного совета РАФ. Но хорошие шансы превратить попытки в рекорды есть у всех. К сожалению, долгие годы эта автоспортивная дисциплина была незаслуженно забыта, так что сейчас — наверстываем упущенное!

 

Фотобонус 

Комментарии

mazda6irk
Иркутск
Да уж... автоспорт(
24
5
Ответить
777
Хабаровск
Печально как-то. Мож от холода
14
5
Ответить
777
Хабаровск
Печальная синяя ванна на штамповках от жигулей. Скрепоносно
38
10
Ответить
27994731
Томск
Жалко здесь только природу !!!
28
9
Ответить
 
Чита
Сообщений: 194
Самый бездарный маркетинг, какой только можно придумать. Кроме отвращения к бесцельным покатушкам по Байкалу, нет никаких эмоций.
36
8
Ответить
Москва
А где лада спорт с 120 необузданными породистыми скакунами?)
5
8
Ответить
    
кемерово
Сообщений: 1296
Настя красотка)
Rock-n-Roll
Мой отзыв: Xin Kai Xin Kai 2002
4
2
Ответить
Константин
Кемерово
Люди приятно отдохнули от дел столичных
10
8
Ответить
  
Сообщений: 9539
А в чем прикол этой.... Занятия?
16
3
Ответить
     
Находка
Сообщений: 92
А зачем это всё?
17
4
Ответить
dron
Алдан
Что бы у тебя был повод поныть в комментариях.
9
14
Ответить
Антоха
Иркутск
Раньше как то было по барабану, даже радовался за людей. Сейчас же тошнит от этих загорелых буржуйских рож..
6
1
Ответить
 
Улан-Удэ
Сообщений: 219
Был на миле в этом году и в 2020. ОТВРАТИТЕЛЬНО
Богда в 2020 было так себе. В этом 2023 вообще печаль....
Смотреть не на что.
А еще бесит отношение к зрителям.
1 Кардон ГИБДД стоит и не запускает в п.Максимиху (нашли объезд)
2 Шлагбаум с охраной (без пропуска иди пешком= Без бумажки ты какашка)
3 Забор с охраной (пропускает без пропусков пеших)
4 Забор с охраной по периметру (пропускает только по пропускам)
Но главное! за забором смотреть да и вообще делать нечего!!!! Тусовка для мажоров с пропусками....
5
2
Ответить
 
Улан-Удэ
Сообщений: 219
Сотрудник на въезде тормозит, говорит у них приказ в поселок без пропуска не впускать.
КАК? может я в гости, или живу, или просто на берег хочу посмотреть. отношение к людям ....
3
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!