Сезон 2022 года можно назвать вполне успешным для McLaren, несмотря на то, что они не смогли опередить Alpine в борьбе за четвертое место. Они проиграли французам 14 очков; однако если посмотреть на ситуацию под другим углом, то McLaren фактически набирал очки одной машиной. Ландо Норрис принес команде 122 очка, в то время как Даниэль Риккардо лишь 37. В Alpine же разница в баллах между напарниками была совсем несущественной: 92 у Эстебана Окона против 81 у Фернандо Алонсо. Если бы Риккардо использовал машину столь же эффективно и набрал бы очков хотя бы на 15% меньше Норриса (как это примерно было в Alpine), то McLaren легко бы поднялся на четвертую строчку.
К сожалению, в новом сезоне их техническая команда не смогла построить хотя бы столь же конкурентную машину. После двух Гран-при McLaren занимает последнее место в Кубке конструкторов, не набрав пока что ни одного очка и показав лучший результат в виде 15-го места в Саудовской Аравии (Оскар Пиастри).
Безусловно, у таких результатов были и объективные причины: сход в Бахрейне и повреждения машин в Джидде, однако то, что в 2023 году McLaren не сможет сразу побороться за требуемые результаты, было понятно уже на предсезонных тестах в Сахире. Интересно, что Джеймс Ки уже отсутствовал как на презентации машины, так и на тестах: из этого можно заключить, что решение о его увольнении было принято уже в те дни.
Тогда Зак Браун отшутился, что их преимуществом является понимание собственной неконкурентности, но провал на первых двух этапах, вызванный тем, что McLaren слишком поздно выбрали направление развития на 2023 год, отбил у Брауна желание шутить.
Как следствие — McLaren решили пересмотреть свою техническую структуру, распрощаться с Джеймсом Ки и создать на месте одного технического директора целый «технический исполнительный комитет» сразу из трех человек.
До своего прихода в McLaren Джеймс Ки был техническим директором в Scuderia Toro Rosso (2012–2018), Sauber (2010–2012) и Midland/Spyker/Force India (2004–2010). Как поговаривают в паддоке, идеи Ки без идей Ньюи не работают…
Началось все, конечно, еще в прошлом году, когда из Ferrari ушел Маттиа Бинотто. Его увольнение повлекло за собой еще несколько громких отставок, в том числе и руководителя отдела аэродинамики Дэвида Санчеса (мы рассказывали об этом вот здесь).
Однако, как хорошо прокомментировал сложившуюся ситуацию Джой Сейвор, рассуждая об успехах Aston Martin и провалах Ferrari и McLaren, «когда одна из команд делает резкий рывок вверх, наступает время, когда остальным остается принять свое поражение. Им приходится признать, что они не смогли проделать достаточно хорошую работу и что им нужны изменения. В это время команды, которые ищут новых сотрудников, могут привлечь талантливых людей, которые были уволены или сами ушли, т. к. не верят в руководство».
Очень правильные слова, подтверждение которым мы сейчас и получаем.
После увольнения из Ferrari Санчес вынужден отгулять годовой отпуск, но уже сейчас стало известно, что он вернется в McLaren, где вновь будет работать с Андреа Стеллой. Оба специалиста вместе работали в Ferrari до того, как Стелла перешел в McLaren в 2015 году. А до этого, в период с 2007 по 2012 год, Санчес работал в McLaren специалистом по аэродинамике.
Таким образом, Санчес, который присоединится к команде в январе следующего года, возвращается в McLaren в качестве технического директора по развитию концепции машины; Нил Холди становится техническим директором по проектированию и дизайну. Он работает в McLaren с 2006 года (до этого с 2001 года проходил практику в Lola Cars); Питер Продрому становится техническим директором по аэродинамике. Он будет работать вместе с Джузеппе Пеше, который начинал свою карьеру в Ferrari, а в McLaren перешел в 2012 году. Он же станет руководителем технического комитета McLaren. На пост операционного директора назначен Пирс Тинн.
Но не менее интересные слухи приходят и из стана Ferrari. Говорят, что сейчас они ведут переговоры с Джеймсом Ки, чтобы он мог усилить их техническую группу, в том числе и после ухода Санчеса…
Зак Браун определил четкие сроки для развития команды. В качестве планки, когда команда должна выйти на подходящий уровень для сражения за титулы, назван 2025 год, когда в эксплуатацию уже введут новые аэродинамическую трубу и гоночный симулятор. К этому моменту команда будет обладать полной и современной инфраструктурой для создания эффективного гоночного автомобиля.
Именно отсутствием таковой и можно в чем-то оправдать прошлогодние неудачи с развитием концепции кромки днища, которые отразились и на проблемах с машиной 2023 года.
Реальные ли это сроки?
Несмотря на то что McLaren не набрали очков в первых двух Гран-при сезона, тем не менее они продемонстрировали свой потенциал. В Бахрейне Ландо Норрис показал в квалификации 11-е время, а в Саудовской Аравии Оскар Пиастри и вовсе стал девятым. Вполне возможно, что обновления, которые команда привезет в Баку, а это будет лишь четвертый этап 23-этапного сезона, помогут справиться с нехваткой темпа.
Однако появление новой трубы и симулятора еще не являются панацеей от всех бед. Нужно еще, чтобы техническое ядро команды правильно определило проблемы и нашло грамотное решение. И здесь мы подходим к важному вопросу: справятся ли новые сотрудники с тем, чтобы эффективно работать вместе? McLaren уже проходили такой «совместный способ работы» и отказались от него как от неподходящего (это произошло после того, как Эдриан Ньюи перешел в Red Bull), но сейчас Зак Браун считает, что все получится.
Если в команде нет одного гения вроде Эдриана Ньюи, то тогда приходится собирать его из нескольких сотрудников, но после этого самое главное — заставить новую структуру работать.
Руководителям команд Формулы часто приходится совершать рискованные шаги, и обычно это происходит в тот момент, когда кто-то из сотрудников не справляется со своими задачами. McLaren такие шаги последнее время приходится совершать довольно часто, и не только в Формуле 1, но, например, и в IndyCar.
В Формуле 1 в 2021 год они вошли третьей командой в Кубке конструкторов и рискнули заменить ушедшего в Ferrari Карлоса Сайнса на Даниэля Риккардо, однако этот выбор оказался ошибочным. В конце 2022 года они выплатили Дэну неустойку, расторгнув с ним контракт и пригласив на его место новичка Оскара Пиастри. Дело не обошлось без скандала, и это решение также было под вопросом. Однако уже квалификация в Джидде оправдала его принятие.
Что касается Джеймса Ки, проблема технического развития может оказаться несколько сложнее проблемы неуспешного гонщика, и результаты решения могут заставить себя ждать намного дольше. К тому же когда функции одного специалиста выполняют сразу четыре, не увидим ли мы инсценировку басни Крылова «Лебедь, рак и щука»?
Еще один вопрос, который вытекает из задачи Зака Брауна стать конкурентными к 2025 году: значит ли это, что и в 2024-м мы не увидим успешного McLaren: ведь Санчес, на которого рассчитывают и Браун, и Стелла, начнет работать только с 2024 года и не будет участвовать в разработке концепции машины на следующий сезон.
Гэри Андерсон считает, что в Формуле 1 гораздо большее значение имеет стабильность, нежели перемены на скорую руку, и намного правильнее было бы подождать, когда у команды заработают новые тоннель и симулятор, о важности которых говорил и сам Джеймс Ки, чем увольнять одного сотрудника, уже погруженного в тему, на другого, незнакомого с внутренними проблемами. В этой ситуации перемены — лишь способ отложить решение проблем.
Еще один короткий вопрос, на который мы сможем получить ответ уже через полгода, когда будут обсуждаться контракты пилотов: досидит ли Ландо Норрис свой срок в McLaren с учетом того, какие перспективы рисует команде сам Зак Браун?
Контракт Норриса истекает в конце 2025 года, и ходили слухи о том, что он присоединится к Андреасу Зайдлю в новой команде Audi. Но будет ли он готов провести еще два года в McLaren, и один из них — 2024-й — в малоконкурентной команде? В этом году Норрису исполнится 24 года, но у него за плечами уже большой опыт выступлений. В современной Формуле 1 24 года — это уже зрелость, а ведь к 2026 году ему будет 26. Кто составит ему компанию в Audi, если такое решение будет принято, и не будут ли там делать ставку на молодого гонщика?
В общем, вопросов пока больше, чем ответов.