В начале февраля FIA объявила о том, что запускает процесс приема заявок для потенциально новых команд в Формулу 1. Это объявление во многом стало следствием интенсивных попыток Майка Андретти создать в Формуле 1 американскую команду.
Мы уже рассказывали, какие шаги Andretti Autosport принимали для продвижения своей заявки, и в итоге, несмотря на сопротивление почти всех команд и даже владельцев и организаторов чемпионата, процесс был запущен.
При этом предполагалось, что помимо Андретти могут быть поданы заявки и от других коллективов. Упоминались такие команды как Pantera Team Asia F1 и Monaco Increase Management (MIM) — бывший HRT от Campos Racing. Свежая информация касается и возможного появления в Формуле 1 команды Hitech, существенная часть акций которой, по слухам, все еще принадлежит Дмитрию Аркадьевичу Мазепину через доверенное лицо.
Andretti — одна из самых географически обоснованных потенциальных команд: речь о необходимости американской команды в Формуле 1 идет уже очень давно, а Haas не соответствует требуемым стандартам. Но есть и еще один регион, настойчиво стремящийся попасть в чемпионат мира. Речь идет об одной из стран Персидского залива, а точнее, о Саудовской Аравии.
Еще в прошлом году Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии предложил Liberty Media купить у них Формулу 1 за 20 млрд долларов, в начале этого года эта тема была поднята вновь (правда, безответно), а некоторое время спустя, точнее, в конце февраля, глава Федерации автомотоспорта Сауди и промоутер ГП Саудовской Аравии принц Халид бин Султан Аль-Абдулла Аль-Фейсал в одном из интервью вскользь упомянул о том, что они не исключают появление в некотором будущем своей команды.
При этом именно в Сауди и нескольких Арабских Эмиратах сейчас идет активное развитие автоспорта, а в Абу-Даби появились две успешные юные гонщицы, сестры Амна и Хамда Аль-Кубайси, которые входят в состав крупнейшей международной команды Prema Racing и неплохо выступают в международных сериях — таких как FIA Formula 3, например.
25 марта появилась еще одна неожиданная и любопытная новость: в околоформульное инфополе вернулся Крейг Поллок, человек, про которого все уже забыли.
Крейг Поллок — 67-летний британский бизнесмен, бывший руководитель команды BAR Formula 1 и долгое время — менеджер Жака Вильнева. Он также в свое время создал компанию PURE, которая предполагалась в качестве поставщика двигателей для эры гибридных турбодвигателей V6 в 2014 году, но так и не смог реализовать этот план.
Поллок рассказал о том, что в данный момент ищет спонсоров и партнеров для новой команды, которая якобы подала заявку на процедуру приема в Формулу 1. Это заявление напрямую увязывают с желанием принца Аль-Фейсала создать свою команду, а сам принц в комментарии RacingNews365 этого не подтвердил, но и не стал отрицать.
Вчера информация о потенциально новой ближневосточной команде Формулы 1 получила свое развитие.
Было опубликовано эксклюзивное интервью Поллока компании CNN, где британец рассказал, что действительно подал заявку в Формулу 1 и плотно работает над проектом команды, которая будет базироваться в одной из стран Персидского залива, задумана с учетом гендерного равенства и уже даже получила название Formula Equal («Формула равенства»).
Как выяснилось, над этим проектом работали почти четыре года, и компания под названием Formula Equal Holdings Ltd была зарегистрирована 6 февраля 2018 года в Великобритании, а Поллок указан в качестве директора.
Однако потенциальные инвесторы пришли к Поллоку совсем недавно. По его словам, интерес к проекту связан с «равенством, разнообразием, инклюзивностью и устойчивостью. Вопрос не в том, что это я поехал к ним. На самом деле это они пришли к нам, потому что у нас есть работа “под ключ” с бизнес-планом, со всеми расчетами, со всем готовым к работе».
Сейчас, когда идея гендерного равенства (пока только относительно количественного состава мужчин и женщин) продвигается в автоспорте максимально активно, можно предположить, что такой маркетинговый ход может оказаться весьма успешным.
FIA активно развивает тему женского равенства в автоспорте, подсчитывая количество женщин, задействованных в разных его сферах. В 2009 была запущена программа «Женщины в автоспорте», в 2019-м состоялся дебютный сезон чемпионата W-Series, а в этом году Formula 1 создала собственную серию Formula 1 Academy, которая будет помогать девушкам дорасти до уровня пилота Формулы 1. Кстати, возглавляет ее Сьюзи Вольфф, которая в 2014 году стала первой за 22 года женщиной, принявшей участие в гоночном уикенде Формулы 1, и то в качестве тест-пилота.
На данный момент Поллок не настаивает на том, что и за рулем боевых машин его потенциальной будущей команды будет разделение 50/50, но считает эту идею очень перспективной. На данный момент в мировом гоночном сообществе нет ни одной девушки, способной набрать баллы в суперлицензию, которая подразумевает возможность сесть за руль Формулы 1. Однако новая команда по регламенту сможет начать свой путь не ранее 2025 года (а также в 2026-м или 2027-м), и у спортсменок есть еще как минимум четыре года, чтобы себя проявить.
В остальном же при наборе сотрудников команда предполагает руководствоваться именно этим принципом: «Речь идет не только о женщинах за рулем автомобилей Формулы 1, речь идет о всей команде, вплоть до уровня правления. Если мы сможем это сделать, команда Формулы 1 с гендерным равенством будет двигаться вперед».
Безусловно, при формировании заявки очень важны и финансовые ресурсы будущей команды. На данный момент так называемый «страховой взнос» составляет 200 млн долларов, однако речь идет о том, чтобы увеличить его до 600 млн. К тому же огромные деньги нужны для того, чтобы построить базу и запустить инфраструктуру, не говоря уже о расходах на строительство машины.
В прошлом году Тото Вольфф сообщал, что на запуск новой команды потребуется порядка миллиарда долларов, но с учетом увеличения страхового взноса сумма может увеличиться до 1,5 млрд.
Для Саудовской Аравии, не так давно провозгласившей стратегию развития страны под названием «Видение Саудовской Аравии 2030», направленную на диверсификацию экономической деятельности, это выглядит довольно привлекательно. Более того, принц Аль-Фейсал рассматривает в качестве будущего дома для гоночной команды проект «умного города» в северо-восточном уголке страны под названием Неом. Именно там планируется разместить всю передовую промышленность страны.
«Мы хотим, чтобы саудовские механики и инженеры могли начать там производство автомобилей, запчастей или любых технологий, которые мы можем предложить». Речь шла и о том, чтобы перенести в Саудовскую Аравию штаб-квартиры формульных команд, правда, пока такое предложение не встретило большого отклика.
Но на данный момент количество Гран-при в том регионе непрерывно увеличивается. Например, во время прошедшего этапа в Джидде организаторы ГП Саудовской Аравии заявили, что хотели бы проводить сразу две гонки по ходу сезона.
Контракт на проведение этапа в Сауди заключен вплоть до 2027 года, и предполагалось, что после Джидды Формула 1 переедет на суперсовременную стационарную трассу в Киддию (недалеко от Эр-Рияда), но сейчас саудиты претендуют сразу на две гонки, сравнивая развитие своего региона и интерес к Формуле 1 с происходящим в США.
Подобные тенденции и умение подобрать под появление новой команды «горячий проект» говорят о том, что заявка на новую команду Поллока может быть вполне одобрена. Но возникает вопрос, как долго сумеют продержать в команде гендерное равенство среди сотрудников и не станет ли соотношение 50/50 причиной развала команды? Набрать такое количество женщин, сумевших бы конкурировать с мужчинами в Формуле 1, весьма проблематично, а какой-либо другой принцип помимо успешности неизменно приведет к провалу структуры. С другой стороны, ведь достаточно просто зарегистрировать команду, которую затем можно обанкротить, распустить и перепродать самим же себе, но уже под другим «соусом».
Ну и довольно неожиданно видеть основным партнером команды с подобными гендерными принципами Саудовскую Аравию, страну, где женщинам официально разрешили садиться за руль автомобиля только в 2018 году. Найдется ли в этой команде место саудовским женщинам? Впрочем, предполагается, что и среди остального персонала команды будут преимущественно европейцы.