Итог, как всегда, радостен для одних и печален для других. Из топ-команд хуже всего дела сейчас обстоят у Ferrari. В этом сезоне за первые три Гран-при они набрали наименьшее число баллов с момента перехода Формулы 1 на новую систему начисления очков. В свой худший до этого сезон — 2020 — заработали 27 очков против 26 сейчас. На Гран-при Австралии они не взяли ни одного балла после схода Леклера и штрафа Сайнса.
Очередное нестандартное решение Ferrari в квалификации напомнило предыдущий опыт, когда в Бахрейне они решили отказаться от дополнительной попытки в третьем сегменте, чтобы сохранить один свежий комплект софта.
В Мельбурне под квалификацию обе машины Ferrari получили сразу гоночные настройки, так что не могли бороться за поул из расчета на удачу в гонке. В принципе, такие решения принимали раньше и другие команды после того, как в регламенте произошли изменения, и после квалификации менять настройки машин стало запрещено. Но обычно это было в том случае, если квалификация и гонка происходили в разных погодных условиях. Сейчас же все остальные команды без проблем справились с подбором оптимальных настроек на обе сессии.
Еще одна оказия произошла в третьем сегменте квалификации, которая проходила при дождевом прогнозе: осадки ожидали на последних минутах, но дождь так и не пошел.
В итоге Ferrari приняли решение развести двух своих пилотов по тактике, и Шарлю залили топливо лишь на один быстрый круг. Но почему-то на трассе во время быстрого круга Шарля перед ним оказался Сайнс, прогревавший шины, который испортил Леклеру круг. В итоге на стартовой решетке Шарль стал седьмым, а Карлос — пятым.
Возможно, правильные настройки бы и помогли Леклеру отыграть позиции, но уже после старта он вылетел в гравий из-за контакта с Лэнсом Строллом. Судьи, как обычно, признали инцидент на первом круге гоночным и не стали наказывать Лэнса, но для Леклера гонка была закончена.
На девятом круге после аварии Албона (из-за собственной ошибки) на трассу вышел автомобиль безопасности, и сразу несколько команд поспешили позвать гонщиков на пит-стоп. Среди них был и Сайнс, отыгравший одну позицию. К сожалению, вслед за сейфити-каром гонка была остановлена красными флагами — по причине серьезного повреждения барьеров безопасности, что дало возможность остальному пелотону совершить бесплатный пит-стоп. Таким образом, Сайнс откатился на 11-ю строчку, после чего ему пришлось прорываться вверх.
Самым серьезным препятствием в этом стал Пьер Гасли. После обгона Пьера Карлос никак не мог вырваться из его зоны DRS — во многом как из-за длинных прямиков в Мельбурне, где в этом году сделали сразу четыре зоны DRS, так и высокого темпа Alpine.
В итоге Карлос вновь добрался до четвертой строчки, но на последнем рестарте слишком широко вышел из поворота, столкнулся с Алонсо и развернул его.
Интересно, что судьи выписали ему штраф в пять секунд, хотя инцидент тоже произошел на первом круге после рестарта с места, а Алонсо в итоге вернулся в гонку без потери позиций и завершил ее на подиуме.
Из-за этого штрафа Сайнс завершил гонку последним, а Ferrari вообще не набрали очков. Забегая вперед, скажу, что штраф Сайнса выглядит странным на фоне последующего решения не штрафовать Гасли.
Решение по штрафу Сайнсу было не единственным странным в Австралии, не говоря уже о начавшемся сезоне в целом.
На последних кругах произошла жесткая авария между напарниками по команде Пьером Гасли и Эстебаном Оконом. Смещаясь вправо, Гасли впечатал Окона в бетонные ограждения узкой трассы. Обе машины были сильно разбиты, трасса засыпана обломками. Это привело к финальной остановке гонки красными флагами.
Виновником столкновения очевидно был Пьер Гасли, который затем признал свою вину и извинился перед напарником. Казалось бы, Гасли должны наказать, но тут вмешалась команда, которая представила все судьям гоночным инцидентом, сообщив также, что у пилотов нет друг к другу претензий.
В этом всем был один нюанс: за подобный инцидент Гасли должен был получить не только штраф временем или позициями на следующем Гран-при, но и два штрафных балла. К этому моменту в лицензии Пьера уже накопилось десять баллов, и еще два означали бы для него автоматический пропуск следующей гонки (по спортивному регламенту 12 баллов — максимальное число, после чего пилот отстраняется на один этап).
Судьи решили пойти навстречу команде и не наказывать француза, таким образом дав ему возможность выступать дальше. Первая порция баллов «сгорит» в мае, так что у Пьера еще есть шанс нарушить правила, получить штраф и пропустить гонку.
В Австралии гонка под конец дважды была остановлена красными флагами. Первый раз после столкновения Магнуссена с бетонными отбойниками, чтобы убрать с трассы обломки и вылетевший дерн, второй раз — после двойной аварии Alpine и столкновения Сарджента и Де Вриза.
Эти решения директора гонки Нильса Виттиха были восприняты как правильные: именно такого подхода ожидали от Майкла Маси в Абу-Даби в 2021 году. Возобновление гонки на 57-м круге происходило с места, и это было зрелищно, но последовавшие инциденты привели к повторной остановке, когда до финиша оставался один круг.
Самым простым решением было объявить гонку завершенной, но почти полчаса спустя все же дали еще один рестарт — чтобы завершить заезд формально под машиной безопасности. Необходимость этого отсутствовала, но регламент разрешает принять оба варианта решения.
Гораздо интереснее то, в каком порядке за машиной безопасности выстроились пилоты.
На момент остановки их порядок был очень необычным. Возглавляли пелотон по-прежнему Ферстаппен и Хэмилтон, а вот после инцидента между Гасли и Алонсо и штрафа Карлосу третьим мог стать Хюлькенберг, а четвертым — Цунода. Однако Нильс Виттих принял решение расставить пелотон в том порядке, в котором он стартовал перед этим, мотивируя свое решение невозможностью получить нужную телеметрию и проверить ее.
Haas подали протест на это решение, стюарды протест приняли и рассмотрели, но отклонили, сообщив, что не могут оспаривать решение гоночного директора. В результате под машиной безопасности Хюлькенберг финишировал седьмым и набрал шесть очков — ровно столько же, сколько набрал Леклер в Саудовской Аравии, но при этом опередил монегаска благодаря двум финишам, в то время как у Леклера было два схода.
Алонсо предвидел возможность такого стартового решения, вспомнив аналогичную ситуацию в Сильверстоуне, и, возможно, даже сумел повлиять на нее.
«Проверьте это немедленно», — сказал он по радио. — «Такое решение было принято в Сильверстоуне. Они должны поступить так же!».
В квалификации поул-позицию завоевал Макс Ферстаппен, а второе и третье стартовые поля заняли два Mercedes — Расселла и Хэмилтона. А вот Серхио Перес вылетел в гравий из-за проблем с тормозами еще в первом сегменте, не сумев показать времени. В итоге в условиях закрытого парка ему заменили элементы силовой установки и блок электронного управления, и он стартовал с питлейна. Вместе с ним стартовал и Валттери Боттас, которому после неудачной квалификации изменили настройки подвески.
На протяжении всей гонки Перес прорывался вперед, отыгрывая позицию за позицией, и даже допустив небольшую ошибку в конце и побывав в гравии, все равно сумел закончить заезд на пятой позиции и был выбран болельщиками пилотом дня. Ему же принадлежит лучший круг в гонке.
В итоге пилоты Red Bull заработали 36 очков. Всего у команды 123 очка в Кубке конструкторов.
Однако не всю гонку у Макса было все благополучно.
На старте он проиграл Джорджу Расселлу, моментально среагировавшему на погасший светофор. А чуть позже пропустил вперед и Хэмилтона. По радио он просил команду сообщить стюардам, что Льюис его выдавил, но судьи оставили эту ситуацию без внимания.
Тем не менее это первая победа Red Bull в Мельбурне после долгого перерыва: последний раз это случилось в 2011 году, тогда на первую ступеньку подиума поднялся Себастьян Феттель. Для Макса Ферстаппена это вообще первая победа в Австралии в карьере.
В Австралии Mercedes показывал высокий темп и мог легко конкурировать с Aston Martin и Ferrari, хотя Red Bull оставались недостижимы. Расселл уже в третий раз выиграл квалификацию у Хэмилтона и на стартовом поле расположился на первой линии, легко обойдя Ферстаппена на старте.
К сожалению, наравне с Сайнсом Расселл заехал на пит-стоп для смены резины во время режима автомобиля безопасности после аварии Албона. Появившиеся следом красные флаги позволили остальным поменять резину на питлейне во время остановки гонки, и Джордж опустился на седьмую строчку.
На 13-м круге Ферстаппен все же смог опередить Хэмилтона, а Расселл поднялся на четвертую строчку, но еще через пять кругов гонка для него была закончена: из задней части машины вырывалось открытое пламя, остановился в районе стартово-финишной прямой.
Маршалы потушили пламя и затолкали машину на питлейн, так что удалось обойтись режимом виртуальной машины безопасности.
Что касается Хэмилтона, то на протяжении всей гонки Алонсо пытался его прессинговать, но Хэмилтон не допустил ни одной ошибки.
Фернандо, который буквально накануне Гран-при разнес своего бывшего сокомандника в интервью, заявив, что он может показывать результаты только на хорошей машине, после финиша похвалил британца, сказав, что так и не смог заставить его ошибиться.
О том, что всякие работы с машинами под красными флагами нужно отменять во избежание вот такой лотереи, говорят уже давно, однако до сих пор все остается по-прежнему.
Мы уже рассказывали, что в IndyCar это запрещено, а в чемпионате WEC в этом году ввели два новшества, в том числе запретили въезд на питлейн под автомобилем безопасности.
Запрет работ под красными флагами, включая и смену резины, повысит конкуренцию и зрелищность, поставив всех в равные условия, и в итоге пойдет чемпионату на пользу.
Но не только это следует пересмотреть Комиссии по Формуле 1. Сегодня произошла еще одна неприятная ситуация, связанная с противоречиями в спортивном регламенте, и судьи сами обратили внимание FIA на необходимость доработки.
Речь идет о рестарте на девятом круге после красных флагов, вызванных аварией Албона.
Рестарт происходил с места, но с питлейна на стартовую решетку пелотон выводила машина безопасности. Лидировавший Хэмилтон отпустил ее больше, чем на десять корпусов, на что имел полное право, задавая темп пелотону. Расселл также ехал медленно, но выезжавшие с питлейна остальные машины были вынуждены сначала притормозить, а затем начать догонять. Это привело к некоторому хаосу, но обошлось без последствий.
Судьи не стали никого наказывать, но в своем решении указали:
«Хотя старт Расселла был медленным, учитывая, что ему нужно было поддерживать скорость на питлейне и что он сразу же ускорился, чтобы наверстать отставание, мы не сочли необходимым или уместным наказывать его за медленный старт. Мы считаем, что часть проблемы заключается в правилах, позволяющих ведущей машине задавать темп, даже если рестарт проводится с места (в отличие от старта с хода). Возможно, это следует рассмотреть в будущем, чтобы увидеть, подходит ли это для рестартов такого рода».
Посмотрим, вынесут ли FIA этот вопрос на рассмотрение.
А вот вопрос, связанный со стартовыми штрафами Алонсо и Окона, когда они выезжали за пределы стартового поля, FIA разобрала и решила. В Альберт-парке была увеличена ширина каждой из ячеек на 20 см, чтобы пилотам было удобнее парковаться. Дополнительно была нарисована и направляющая по центру ячейки.
После своего штрафа Алонсо рассказывал, что всегда и так-то было плохо видно, куда вставать, а с новыми чересчур широкими колесами размеченную ячейку вообще не видно. Его поддержали Джордж Расселл и Эстебан Окон.
Затем Логан Сарджент, который только в этом сезоне перешел в Ф1 из Ф2, в своем интервью, опубликованном на F1news.ru, сравнил видимость из разных машин:
«В Ф3 и Ф2 все линии отлично видно, поэтому там было довольно легко правильно располагать машину, но из машины Формулы 1 ты вообще ничего не видишь. Я сразу обратил на это внимание, когда впервые выехал на стартовое поле. Ни одной линии не видно, поэтому приходится искать какой-то ориентир на барьерах справа или слева».
Я обратилась за разъяснениями по поводу размеров стартовых ячеек к специалисту, неоднократно работавшему официальным лицом в том числе на этапах Формулы 1.
Он рассказал, что размеры стартовых ячеек в Формуле 1 регламентируются специальным внутренним документом, который выпускается перед каждым Гран-при для каждой трассы. К каждому документу прикладывается специальный рисунок с размерами такой ячейки. Размеры не изменяются в зависимости от трассы.
Тут стоит вспомнить, что говорил Алонсо про старты на трассах вроде Монако — что приходится вставать принципиально за пределами ячеек, чтобы избегать столкновений на старте. Это становится понятно, ведь ширина стартово-финишных прямых на различных трассах разная, и на городских она обусловлена шириной улиц, которые изначально ýже стационарных автодромов.
Так вот, и в самом деле выяснилось, что размеры ячеек не менялись как минимум последние лет 15 — в то время как габариты машин непрерывно увеличивались. Есть шанс, что при следующем «росте» автомобилей они просто начнут вываливаться за пределы сетки. Поэтому хочется верить, что +20 см к ячейке в Австралии перейдут и на следующие Гран-при.
Алекс Албон в квалификации был супербыстрым и продемонстрировал, что Williams способны бороться за высокие позиции — несмотря на то, что старт сезона был не слишком хорошим. Однако его ошибка, вылет в гравий и сход в начале гонки свел на нет все старания команды.
Логан Сарджент на последнем рестарте выбил Ника де Вриза и сам завершил заезд в гравии, в итоге — двойной сход для команды.
Alfa Romeo набрала очки с помощью Чжоу, финишировавшего девятым, но Валттери Боттас в Австралии показал, как нельзя проводить Гран-при. Он показал худшее время в квалификации, а в гонке от финиша на последнем месте его спас только штраф Сайнса. Зато он везде рекламирует свою марку джина, хвастает новым стилем и продает мерч со своим портретом. Не совсем то, чего мы ждем от столь опытного гонщика.
Кевин Магнуссен закончил гонку в стене, но Нико Хюлькенберг финишировал седьмым. В Австралии Гюнтер Штайнер рассказал, что готов рассмотреть кандидатуру Риккардо, пожелавшего вернуться в Формулу 1 в 2024 году. Похоже, если Магнуссен продолжит в том же духе (а у него один балл и 17-я строчка в личном зачете), то в Haas может измениться состав пилотов.
McLaren наконец-то завершили Гран-при в очках: Норрис — шестой, Пиастри — восьмой. Оскар молодец, он показал много красивой борьбы. 12 набранных очков переместили McLaren на пятое место в Кубке конструкторов.
Два пилота в пелотоне по-прежнему не набрали ни одного балла: это Сарджент и Де Вриз. Ну а Юки Цунода, который мог бы финишировать четвертым, если бы директор гонки дал рестарт иначе, все равно набрал первое очко для AlphaTauri. Команда наконец-то открыла счет.
Четвертый этап состоится в Азербайджане после почти месячного перерыва из-за отмены гонки в Китае. Ferrari и Mercedes уже предупредили, что никаких существенных обновлений не привезут, но в целом их темп вырос, так что мы можем рассчитывать на традиционно горячее сражение на улицах Баку — по крайней мере позади Red Bull.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 2:32:38,371 | 120,332 | 3 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +0,179 | 120,329 | 3 |
3 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +0,769 | 120,322 | 3 |
4 | Л. Стролл | Aston Martin | +3,082 | 120,291 | 3 |
5 | С. Перес | Red Bull | +3,320 | 120,288 | 5 |
6 | Л. Норрис | McLaren | +3,701 | 120,283 | 3 |
7 | Н. Хюлькенберг | Haas | +4,939 | 120,267 | 3 |
8 | О. Пиастри | McLaren | +5,382 | 120,261 | 4 |
9 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +5,713 | 120,257 | 5 |
10 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +6,052 | 120,252 | 4 |
11 | В. Боттас | Alfa Romeo | +6,513 | 120,246 | 6 |
12 | К. Сайнс | Ferrari | +6,594 | 120,245 | 4 |
13 | П. Гасли | Alpine | сход | 151,932 | 2 |
14 | Э. Окон | Alpine | сход | 151,902 | 3 |
15 | Н. де Вриз | AlphaTauri | сход | 151,882 | 4 |
16 | Л. Сарджент | Williams | сход | 151,877 | 6 |
17 | К. Магнуссен | Haas | сход | 175,352 | 4 |