Однако, накануне этапа, во вторник, пришло еще одно штормовое предупреждение: обещали 100 мм осадков, команды попросили воздержаться от посещения автодрома, а многие гостиницы в регионе просто аннулировали брони для приехавших на Гран-при. Вторая волна шторма оказалась еще жестче первой: вновь пострадавшие и погибшие.
В этот раз досталось и автодрому: хотя паддок Формулы 1, находящийся на возвышении, пострадал незначительно, паддок Формулы 2 и сама трасса оказались покрыты водой и грязью, которые принесли с собой потоки. На экстренном совещании, которое провели FIA, Formula 1 и представители команд, было решено отменить этап: пострадавших было столько, что гонка стала бы просто пиром во время чумы.
Интересно, что за всю историю Формулы 1 можно насчитать всего чуть более 50 случаев отмены Гран-при. Это было связано с самыми разными ситуациями, такими как соображения безопасности из-за проблем с самой трассой, неготовностью промоутеров к проведению гонки, политической нестабильностью или в связи с предшествующими трагедиями, но нет широко известных случаев, когда это было связано с климатическими сложностями или стихийными бедствиями. Даже знаменитое голосование на Нюрбургринге в тот раз, когда Ники Лауда попал в жесточайшую аварию, не привело к отмене гонки; да и артобстрел в Джидде в прошлом году тоже не посчитали достаточным основанием.
Интересно, что теперь, сначала после отмены Гран-при Китая в связи с ситуацией с ковидом, а теперь и отмены Имолы, в календаре Формулы 1 опять будет лишь 22 этапа. Уже второй год подряд организаторы не могут преодолеть эту цифру.
Если для Формулы 1 это не очень приятная с финансовой точки зрения ситуация, то вот для команд это как раз хорошо: они сумеют сэкономить на запчастях и агрегатах, в том числе и тех, чье количество ограничено регламентом, а замена приводит к штрафам.
«Принятое решение было единственно правильным для всех нас», — сказал президент Формулы 1 Стефано Доменикали, который родился и вырос в Эмилии-Романье. — «Наше желание было убедиться в безопасности в том числе наших команд, организаторов и зрителей, и не создавать дополнительной нагрузки на спасательные службы в тот момент, когда они пытаются справиться с этой ужасной ситуацией».
Чемпионат выделил один миллион евро в помощь пострадавшим от стихии, эти деньги незамедлительно были направлены на усиление спасательных служб и восстановление пострадавших городов.
Еще один миллион евро пожертвовали и Ferrari. Они перевели эти деньги на счет Агентства территориальной безопасности и гражданской защиты региона Эмилия-Романья, чтобы те, в свою очередь, распределили эти деньги между пострадавшими.
Williams собираются провести благотворительную трансляцию виртуального заезда в Имоле на автодроме Дино и Энцо Феррари, в которой примут участие Алекс Албон, Макс Ферстаппен, Джеймс Воулз и другие; все собранные средства пойдут в помощь жителям, пострадавшим от наводнения.
AlphaTauri, чья база находится в Фаэнце в паре десятков километров от Имолы, также приняли активное участие в уборке грязи и мусора в затопленных местах. Юки Цунода и другие сотрудники команды взяли в руки лопаты и пошли чистить улицы вокруг базы команды.
Ну и другие команды не остались в стороне, так или иначе протянув руку помощи итальянскому региону.
После того как было принято решение, что этап в Имоле не состоится, ходили слухи, что промоутеры Гран-при Эмилии-Романьи ведут переговоры с Формулой 1 о переносе этапа на более поздние сроки, а именно — после Бельгии, сократив таким образом летнюю паузу.
Однако этот вариант мало кого устроил: летние каникулы строго регламентированы по рабочим и выходным дням, которых и так не много, и подобный перенос потребовал бы существенных изменений в расписании.
Так что этап, прописанный в промоутерском договоре на проведение Гран-при по 2025 год включительно, в этом году именно отменен. По уже имеющейся практике договор будет автоматически продлен на один год и Гран-при состоится уже в 2026-м.
Болельщикам, кто приобрел билеты на Гран-при Эмилии-Романьи, уже предложили варианты компенсации. Среди них — перенос билетов на 2026 год или возврат денег.
Зато отмененный этап сыграл на руку Пьеру Гасли: уже перед следующим Гран-при Монако у него сгорят два штрафных балла и он сможет избежать дисквалификации на этап в случае нового нарушения и штрафа. Как вы помните, еще с прошлого года в его лицензии было прописано десять штрафных баллов, теперь останется только восемь. Формула 1 отказалась пойти ему навстречу и простить штрафы после перехода в новую команду, но решила смягчить наказания в целом. Теперь за некоторые незначительные нарушения (вроде превышения скорости на питлейне) штрафные баллы не присуждаются или присуждаются в половинном размере.
Интересный факт: из пяти этапов Формулы 1 только один прошел на стационарном автодроме, остальные состоялись на городских трассах. После ГП Бахрейна на автодроме Сахир последовали улицы Джидды, затем Мельбурна, затем Баку и наконец Майами. Теперь, после того как Имолу отменили, нас вновь ожидает уличная гонка — на этот раз в Монако. После седьмого этапа в Барселоне Формула 1 вновь приедет на городскую трассу, на этот раз в Монреаль, а вот потом пойдет долгая череда автодромов — вплоть до Сингапура в середине сентября.
Именно на стационарный автодром в Имоле сразу две команды — Mercedes и Ferrari — должны были привезти основополагающие новинки на свои машины: это было самое удобное место для их тестирования.
Mercedes обещали установить на свои машины переработанную переднюю подвеску, новые боковые понтоны и днище, а Ferrari — новую заднюю подвеску. Эти новинки должны были помочь командам сократить отставание от Red Bull и начать бороться за подиумы.
Предполагалось, что они не захотят тестировать их в Монако из-за специфических особенностей трассы, однако Mercedes объявили, что хотят попробовать обновления как можно быстрее. Считается, что мы можем увидеть полностью измененную концепцию боковых понтонов, ближе к той, что на своих машинах использует Red Bull, однако некоторые эксперты считают, что Mercedes все же не пойдут по этому пути, ведь тогда они откатятся фактически на полтора года назад — к той точке, с который начинала команда из Милтон Кинс. Ну а у Red Bull будет огромное преимущество в работе над машиной 2024 года.
На Гран-при Эмилии-Романьи были запланированы и тесты новых дождевых шин, а также нового формата квалификации.
Формат квалификации обсуждался уже некоторое время, Имола как стационарный автодром отлично подходил под эти цели.
В новом формате предполагается, что в каждом из сегментов команды могут использовать строго определенный состав шин:
Подобное регулирование поможет сократить количество используемых за уикенд комплектов с 13 до 11: на три жестких, четыре средних и четыре мягких.
Также Pirelli планировали привезти в Имолу новые дождевые шины Cinturato Blue, которые должны использоваться без грелок для колес. До этого дождевые шины нагревали в течение двух часов при температуре 40 °C, новый состав, по уверению Pirelli, в грелках не нуждается.
Все эти новинки должны были подготовить к полному отказу от грелок и переходу на экономичное использование резины.
Сейчас пока еще не принято решение, на каком из предстоящих этапов опробуют новый формат, но это явно произойдет в первой половине сезона, т. к. уже второй такой уикенд должен состояться в Венгрии.
Но…
Есть и хорошие новости. Оборудование команд и организаторов не пострадало во время наводнения и уже прибыло в Монако — даже раньше, чем это должно было случиться по расписанию. Прогноз погоды, который несколько дней назад и в княжестве обещал проливные дожди, изменился. Теперь вероятность дождя в воскресенье достигает не больше 20%.
Так что гонке в Монако — быть!