Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Инди 500 2023 — дежавю ГП Абу-Даби 2021?
01.06.2023 | 1449 просмотров

Инди 500 2023 — дежавю ГП Абу-Даби 2021?

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
В один уикенд с Гран-при Монако Формулы 1 традиционно состоялась еще одна знаменитая гонка: в Индианаполисе прошла 107-я по счету Indy 500. Наряду с Монако и марафоном «24 часа Ле-Мана» Indy 500 считается одной из трех гонок в мире, тройная победа в которых может украсить биографию любого гонщика. До сих пор единственным обладателем «Тройной короны автоспорта» является Грэм Хилл. И это несмотря на то, что Indy 500 проводится с 1911 года, «24 часа Ле-Мана» с 1923-го, а Гран-при Монако с 1929-го…

Ни в одной из этих трех гонок победа не дается легко и просто, а уж тем более — в одной из самых сложных, изматывающих и непредсказуемых Indy 500. 200 кругов проходят пилоты от старта до финиша, на скоростях, которые обычному человеку кажутся невероятными. В этом году максимальная средняя скорость в гонке составила свыше 270 км/ч, а максимальная в квалификации превысила 370 км/ч.

Выиграть Indy 500, которая входит в календарь чемпионата IndyCar, считается гораздо более престижным и достойным, чем стать чемпионом по итогу сезона. Впрочем, та же история с Ле-Маном, а некоторое время тому назад и победить в Монако было сопоставимо с титулом в Ф1. К сожалению, шансы завоевать «Тройную корону автоспорта» могут устремиться к нулю или вообще исчезнуть из современной истории и кроме Грэма Хилла больше никто и никогда не станет обладателем трех побед: если Liberty Media уберут Гран-при Монако из календаря чемпионата. Среди действующих пилотов Формулы 1 есть всего четыре победителя в Монте-Карло: Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо, Макс Ферстаппен и Серхио Перес. Ближе всего к заветному достижению Фернандо Алонсо, на счету которого есть и победа в Ле-Мане, но по возрасту шансов больше всего у Макса Ферстаппена. 

Шампанское или молоко?

У каждого события, имеющего столь долгую и славную историю, как Indy 500, есть и свои традиции. Одна из них в Индианаполисе — победителю пить молоко, а не шампанское. Кстати, и награждают здесь лишь одного гонщика — того, кто пересек финишную черту первым.

Молоко

Лишь однажды традиция была нарушена. В 1993 году Эмерсон Фиттипальди вместо молока выпил апельсиновый сок, чтобы отрекламировать продукт своего производства. Он был освистан фанатами, и с тех пор его имя вызывает недовольство у всех, кто любит Indy 500.

Выбор молока происходит еще до гонки. Пилотов опрашивают, какое молоко они предпочитают. В этом году Ромен Грожан и Кэтрин Легг выбрали обезжиренное, Элио Кастроневес, Такума Сато и Бенджамин Педерсен — двухпроцентное, а все остальные — обычное, «из-под коровы».

Двойные очки

До этого года победитель Indy 500 получал в зачет чемпионата двойные очки, однако в 2023 году это правило отменили. Теперь за позиции в этой гонке пилоты получают столько же очков, сколько и на обычном этапе, плюс к ним добавляются очки за круги лидирования, поул-позицию и другие бонусы.

Таким образом, победитель Indy 500 Джозеф Ньюгарден получил 51 балл (а также венок из орхидей и бутылку цельного молока), финишировавший вторым Маркус Эрикссон — 44 балла, третий Сантино Ферруччи — 45 баллов, т. е. столько же, сколько и обладатель поул-позиции и лидер первой части гонки Алекс Палоу на четвертом месте.

Если можно так сказать, то Палоу с этим даже повезло. Будучи лидером сезона, он мог бы слегка растерять преимущество. Сейчас у него в личном зачете 219 очков, и он на 20 очков опережает Маркуса Эрикссона на втором месте.

Площадь овала «Индианаполис Мотор Спидвей» и как бы вписанные в нее самые известные сооружения: Тадж Махал, Белый дом, Ватикан, Остров свободы, Колизей… Трибуны могут вместить в себя население приличного города — 257 000 человек. А вместе с инфилдом (пространство внутри овала) — и до 400 тысяч зрителей

Призовые

Очки — это не все, что получают гонщики Indy 500. По итогам гонки им выплачивают еще и призовые деньги, причем их получает каждый пилот — в зависимости от своих заслуг. Значение имеет несколько факторов, а не только итоговое место в гонке. Например, считается, участвует ли гонщик в чемпионате — или заявился только на Indy 500, какие результаты продемонстрировал в прошлом сезоне и кое-что другое.

Призовой фонд (в Америке его называют «кошелек») формируется за счет спонсорских денег и доходов от телетрансляции. Размер призового фонда не объявляется до окончания гонки — т.е. никто не знает, за что сражается.

В этом году, после спада прошлых лет, призовой фонд вновь вырос и стал самым крупным за всю историю гонки, превысив $17 млн. Львиную долю этих денег получил победитель Джозеф Ньюгарден: $3,666 млн. Маркус Эрикссон получил чуть больше миллиона — $1,043. Сантино Ферруччи — $481 800. А вот Алекс Палоу — почти в два раза больше, и это благодаря его общим заслугам.

Чек получает не лично гонщик, а владелец машины, т. е. команда. И на руки отдает пилоту не полную сумму, а за вычетом расходов на гонку. Стоимость подачи заявки от команды на гонку — около миллиона долларов. Так, например, Конор Дейли несколько лет тому назад сказал, что для получения реального выигрыша ему нужно финишировать не ниже пятого места.

Последняя гонка Тони Канаана

В этом году 48-летний Тони Канаан, один из ветеранов IndyCar, объявил, что проводит свою последнюю гонку Indy 500. Его дебют состоялся в 2002 году. На его счету — более 120 стартов, 16 побед на этапах, один титул в чемпионате в 2004 году и победа в Indy 500 в 2013-м.

Свой путь 30 лет тому назад он начинал вместе со своим другом Элио Кастроневесом.

— Когда вы оба только начинали, могли ли вы поверить, что спустя 30 лет еще будете гоняться? — спросили его в интервью.

— Когда мы начинали, мы договорились, что если один прорвется, то он возьмет с собой и второго. Например, таскать шлем.

Рекордный поул Алекса Палоу 

Алекс Палоу, чемпион сезона IndyCar 2021 года, в прошлом году был фигурантом скандала, разразившегося при участии McLaren и Chip Ganassi Racing. Ситуация, безусловно, отразилась на его выступлениях, но в этом году он вновь сумел собраться и на данный момент является лидером чемпионата, выиграв недавнюю дорожную гонку здесь же, в Индианаполисе.

В квалификации Indy 500 Алекс Палоу взял свой первый «500» поул в Fast Six, заодно установив новый рекорд на Honda № 10. Теперь лучшая средняя скорость в серии из четырех кругов составляет 234,217 миль в час (376,934 км/ч), а время — 2:33,7037. Поул Палоу стал третьим подряд поулом в «Инди 500» для Chip Ganassi Racing — больше только у Penske, когда они взяли четыре подряд с 1988 по 1991 год.

В этом году пелотон в Indy 500 стал самым быстрым за всю историю гонки. Средняя скорость для 33 автомобилей составила 232,184 м/ч (373,662 км/ч). В прошлом году рекорд составил 231,1023 м/ч (371,922 км/ч).

Еще из интересной статистики: первый ряд шестерки Fast Six в этом году оказался быстрее прошлогоднего поула Скотта Диксона (234,046 м/ч).

Это также самый близкий первый стартовый ряд за всю историю гонки, где между двумя пилотами разница составляет всего 0,103 м/ч. Предыдущий подобный рекорд был достигнут в 2016 году. Тогда между поулситтером Джеймсом Хинчклиффом, № 2 Джозефом Ньюгарденом и № 3 Райаном Хантер-Реем разница составила 0,112 м/ч.

Первая авария в Indy 500 2023

Авария произошла в понедельник, в дневной тренировке накануне Indy 500. В столкновении поучаствовали Кэтрин Легг и Стефан Уилсон. Из-за резко затормозивших впереди машин у Кэтрин не было возможности избежать аварии, и она врезалась в заднюю часть машины Уилсона. Произошло это на скорости в 377 км/ч, после чего обе машины врезались в барьеры в первом повороте. Затем Honda Легг продолжила движение по трассе и вновь врезалась в ограждения во втором повороте.

Кэтрин сама выбралась из разбитой машины, и после осмотра в местном медцентре ее отпустили. Уилсон был в сознании, когда его извлекли из машины и доставили в госпиталь. Согласно заявлению команды, Стефан Уилсон получил перелом 12-го грудного позвонка и был снят с гонки. 

Травмированного Уилсона в гонке заменил Грэм Рейхал, квалифицировавшийся 34-м и ставший первым запасным в списке.

Гонка. Затишье перед бурей

В американских овальных гонках очень часто бывает, что все основные события разворачиваются уже в самом финале. Прошедшая Indy 500 не стала исключением. 180 кругов из 200 прошли как в затишье перед бурей. Зато в оставшиеся 20 зрители увидели квинтэссенцию гонки — с безумными авариями, едва не случившейся трагедией и невероятным финишем, после которого все вспомнили Гран-при Абу-Даби Формулы 1 2021 года.

Однако и до этого произошло несколько событий, которые предрешили исход гонки. 

Первая драма разыгралась сразу же после первых желтых флагов, когда на 92-м круге гонки Стингрей Робб (кстати, названный так родителями в честь автомобиля) разбил машину при контакте со стеной в первом повороте. Под машиной безопасности гонщики стали повально заезжать на пит-стопы, и здесь-то все и произошло. На выезде с пит-стопа машину Ринуса Викея сильно занесло, и он здесь же, на пит-роуде, впечатал в бетонные отбойники лидера гонки Алекса Палоу. Это стоило Палоу серьезной потери позиций, пока механики исправляли проблему, а затем еще и лишнего пит-стопа, т. к. проблема с машиной сохранялась.

Вообще, на пит-роуде в этот раз было много неприятных инцидентов: пилоты неоднократно ошибались командным местом и дважды едва не сбивали механиков.

Рестарт дали на 100-м круге, а еще через 50 из гонки после аварии выбывает Ромен Грожан, который незадолго до этого столкнулся на пит-стопе с Колтоном Хертой. Справедливости ради надо сказать, что виноват в столкновении был Херта.

Ромен Грожан не только разбил машину, но и залил значительную часть трассы маслом и другими техническими жидкостями, так что предстояла уборка под желтыми флагами.

Следующий рестарт был дан за 45 кругов до финиша. После этого лидерством в гонке обменялись Джозеф Ньюгарден, Маркус Эрикссон, Сантино Ферруччи и снова Эрикссон. У боксов Ферруччи происходит неприятный инцидент: один из механиков теряет колесо, которое начинает скакать по пит-роуду, пока его не ловят. Обычно за такое штрафуют гонщика команды, но в этот раз судьи решили ограничиться только предупреждением.

За 20 кругов до финиша гонку возглавил Пато О’Уорд, который затем провел очень быстрый и уверенный пит-стоп, вернулся седьмым и был готов продолжить сражение за победу. Через пару кругов гонщик McLaren поднимается на четвертое место и продолжает атаковать. Однако его продвижение прерывает очень серьезная авария. 

Феликс Розенквист, которого совсем недавно обогнал О’Уорд, допускает столкновение колесами с Кайлом Кирквудом, чей Chevrolet от этого подлетает, переворачивается на крышу и продолжает скольжение на огромной скорости вверх колесами. Одно из колес отрывается от автомобиля и летит в сторону трибун. Поначалу мы только видим, как оно перескочило через оградительную сетку и отправилось дальше. Если бы колесо попало в зрителей, трагедии было бы не избежать, но, к счастью, оно пролетело в просвет между трибунами и в итоге приземлилось на парковке, повредив лишь один из автомобилей. 

Видео аварии Розенквиста и Кирквуда:

На трассе работают спасатели и медики, но гонка до сих пор не остановлена, красные флаги показались только спустя три круга, за 13 кругов до финиша. Это очень долго для принятия такого решения.

За восемь кругов до финиша гонка возобновляется. Лидировавший на рестарте Пато О’Уорд теряет позицию, пытается ее отыграть, уходит на внутреннюю кромку, задевает траву и улетает в стену. Гонка вновь остановлена красными флагами. Еще один рестарт — и снова авария, на этот раз в конце пелотона сталкиваются пять машин, в том числе Кристиан Лундгаард, Эд Карпентер, Грэм Рейхал, Марко Андретти и Бенджамин Педерсен. Появляются желтые флаги, и только через круг судьи принимают решение вновь вывесить красные.

До сих пор в «Индикаре» существовала практика либо считать заезд завершенным, либо на последних кругах проводить пелотон за машиной безопасности, финишируя под желтыми и соблюдая тот порядок пилотов, что был до инцидента.

В этот раз было по-другому: судьи решили финишировать под зелеными, дав гонщикам один последний круг, чтобы разобраться между собой на трассе.

Лидером на последний круг уходил Маркус Эрикссон, но эта позиция в «Индикаре» является самой уязвимой. Шедший вторым Джозеф Ньюгарден легко обогнал Эрикссона, сумел удержать его за собой и выиграл Indy 500.

Очень многие провели в этом параллель с памятным финишем Формулы 1 в Абу-Даби 2021 года. Однако в IndyCar никакие правила рестарта нарушены не были. Единственным нарушением могло бы считаться пересечение Ньюгарденом белой линии заезда на пит-роуд, когда он защищался от Эрикссона, но жаловаться на это никто не стал, и нарушение простили.

Эрикссон подошел поздравить Ньюгардена, хотя было видно, как тяжело ему это далось. В декабре 2021 года Эрикссон написал твит, радуясь столь непредсказуемому финалу в Формуле 1. В этот раз в своих постфинишных интервью он жаловался на то, что судьи поступили с ним неправильно. Конечно, ведь в этот раз победу потерял он сам, а не кто-то другой. Он назвал решение судей на последнем рестарте «несправедливым и опасным»:

«Это был несправедливый и опасный конец гонки, — сказал Эрикссон. — Я чувствую, что мы все сделали правильно, я чувствую, что мы выиграли ту гонку, и эту победу отняли у нас. Ситуация такая, какая есть, но ее тяжело принять. Я поздравляю Джозефа, он тоже все сделал правильно, он достойный чемпион, но я просто очень разочарован тем, как все закончилось. Я не думаю, что это было справедливо».

А вот Тони Канаан, завершивший гонку на 16-й позиции, придерживается других взглядов и считает, что финиш под зелеными флагами был правильным решением.

«Нам нужно подумать о шоу. И зрители больше всего жалуются, когда мы финишируем под желтыми. Это вредит шоу», — сказал он.

Но нужно ли такое «Индикару», который и так заслуженно называет себя величайшим гоночным шоу на планете — вот в чем вопрос. Сейчас американский чемпионат явно находится под прессингом Формулы 1, которая семимильными шагами вторгается на американский континент и даже использует похожие слоганы. Как они справятся с этим, решит на многие годы вперед судьбу чемпионата. Одной Формулы 1 с ее приоритетами в сторону шоу, а не спорта, пожалуй, все же достаточно.

Все результаты можно посмотреть здесь.

Комментарии

7199075
Самара
В индикаре все гонки крутые! Ф1 зачастую уступает по накалу
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром