Баха «Пески Арчеды»: жаркая битва на берегу Дона
30.10.2023 | 2545 просмотров

Баха «Пески Арчеды»: жаркая битва на берегу Дона

РЕПОРТАЖ
Автор: Максим Плюхин
Фото: команды-участницы
Источник: Дром
С 26 по 29 октября в Волгоградской области состоялся заключительный этап чемпионата России по ралли-рейдам 2023 года, расставивший по своим местам призеров и триумфаторов турнира. Так уж сложилось, что почти во всех зачетах шла напряженная борьба за титул, притом попутно приходилось справляться с обстоятельствами и погодой.

Главным режиссером заключительной гонки чемпионата России стала погода. В степи и песках участников и судейский состав сопровождал ледяной ветер. Температура воздуха была около +3 ℃. А приправил все это перманентный дождь, прекратившийся только к моменту постановки последних машин в закрытый парк после соревнований. Пройти через сырость, холод и заявленный маршрут экипажам удалось в разной степени успешно.

Разведка боем

Уже на дистанции тренировочного скоростного участка всем стало понятно, что гонка предстоит зажигательная и по-настоящему трудная. Так, пилот команды «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов на скользкой глине уложил на бок гоночный КАМАЗ, чем и завершил участие своего экипажа в соревнованиях. Слишком масштабным оказался объем восстановительных работ даже для такой мощной команды механиков.

С другой боевой единицей сине-белого коллектива из Набережных Челнов чудом разминулся женский экипаж Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой, отделавшись загнутым рычагом и… немалым испугом. Экипаж грузовика же даже не заметил контакта с багги.

Как рассказала сама столичная спортсменка, тесты для ее экипажа закончились на втором километре от старта: «Наша резина “Kenda”, на самом деле, отлично цепляется за дорогу в грязи. Мы почти моментально догнали КАМАЗ, который стартовал, не глядя, что мы дожидались своей очереди в стартовом створе. На спецучастке он был слева на траве, а мы справа на траве. Посередине — основательно размешанная глина. На длинном прямике мы попробовали обогнать, но его стащило на нас».

Один из элементов подвески мотовездехода Maverick после встречи с гоночным КАМАЗом

Питерский пилот Дмитрий Мордкович, приехавший завершать программу ралли-рейдового чемпионата после своего дебюта в чемпионате России по классическому ралли на, пожалуй, самой скользкой и грязной гонке сезона в Выборге, тоже не особо выбирал выражения. «Это мрак! Ехать можно, но невероятно скользко — руль от перегрева отключился, тормозов нет, потому что они забиваются грязью моментально, да и тормозить бессмысленно», — охарактеризовал он состояние трассы.

Видео одной из команд как раз с тестового скоростного участка вполне доходчиво передает, в каких условиях начиналась баха «Пески Арчеды» 2023.

Лиха беда начало

На старт первого спецучастка протяженностью чуть менее 13 км с глинисто-песчаными дорогами и ямами разной глубины, заполненными водой, вышло 34 экипажа. Десяток грузовиков Т5 и 13 мотовездеходов Т3. Шесть машин зачета R («Рейд Спорт») и четверка внедорожников класса Т2. Наконец, единственный аппарат категории Т1 под управлением Владимира Васильева и Олега Уперенко, заявленный в абсолютном зачете гонки.

Кроме того, гоночный канал дополнила дюжина участников чемпионата страны по кросс-кантри ралли на мотоциклах и эндуро на квадроциклах, соответственно, на мотоциклетной технике. Этим бравым ребятам мы бы и рады уделить больше внимания, тем более что отдельные участники прибыли с целым персональным фан-клубом, как, например, Инна Мартьянова из Москвы. Но все же по ходу сезона и в данном случае основное внимание — автомобильному турниру.

Инна Мартьянова и ее дружная группа поддержки «Marsians MCC»

Лучшее время среди всех экипажей на СУ1 и в рядах тяжеловесной братии тоже показал КАМАЗ Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильгиза Ахметзянова. На секунду медленнее был Алексей Вишневский с Максимом Новиковым и Сергеем Сачуком на МАЗе. Владимир Васильев зафиксировал лучший результат абсолютного зачета и четвертое время сразу за тремя грузовиками.

В Т3 выиграл пролог Дмитрий Мордкович с Иваном Безденежных, а вообще первые четыре SSV здесь расположились в пределах семи секунд друг от друга. Все очень плотно! Класс «Рейд Спорт» возглавили претенденты на титул Константин Иванов с Александром Горьковым, арендовавшие на эту гонку в столичной команде «S&A Racing» прототип Nissan NP300 Pick-Up взамен своего Toyota Land Cruiser 200. Среди серийных внедорожников Т2 по итогам пролога лучшее время зафиксировали Андрей Сушенцов — Александр Щанов. Кстати, порадовал тот факт, что остались в обойме больших внедорожных гонок дебютанты турнира Арсен Демерджи и Михаил Ульешов из Симферополя на Mitsubishi Pajero.

Если принять во внимание, что общее число стартовавших составило почти полсотни единиц техники, то, как и на предыдущем этапе в Ульяновске, многие доезжали первый спецучасток в сумерках. Под дождем. Впору напомнить, что ралли-рейды в темное время суток в России не просто не практикуются, а запрещены. Уж слишком это небезопасно, и сами спортсмены говорят, что не хотели бы повторения таких эпизодов.

День, когда почти все закопались или сломались, а затем поехали по асфальту

Дистанцию второго дня соревнований составлял двойной проезд 147-километровой трассы. Организаторы охарактеризовали ее рельеф так: на треть песчаные дюнетты и две трети — песчаные дороги с многочисленными лужами. Ожидал тут участников и другой сюрприз природного характера — густой туман.

В борьбу за лидерство предсказуемо вступил экипаж лидера белорусской команды. Сергей Вязович, Павел Гаранин и Антон Крагельский оба круга провели в атаке, но результат второго дня определил им пока лишь вторую позицию за Дмитрием Сотниковым, Русланом Ахмадеевым и Ильгизом Ахметзяновым на КАМАЗе.

Не форсировали событий, а планомерно двигались к финишу Юрий Найман, Дмитрий Вихренко и Алексей Попов на гоночном УРАЛе. Уж не знаем, какая задача стояла перед ними в дебютном сезоне, но машина пока что прекрасно себя зарекомендовала, особых технических проблем не было и, забегая вперед скажем, вполне спокойно доехала до финиша.

После бахи «Пески Арчеды» можно смело поздравлять экипаж УРАЛа с успешным финишем в чемпионате России

Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Дмитрий Авдеев, вероятно, на очередном жестком приземлении остались без лобового стекла. Соответственно, капотный КАМАЗ моментально сбавил темп, ведь в дождь и грязь ехать без остекления — задача нетривиальная. Благо, что правилами именно на такой случай предусмотрен комплект защитных очков на борту каждого боевого автомобиля на всех членов экипажа.

Капотный КАМАЗ-435092 Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Дмитрия Авдеева

Впрочем, относительно комфортным второй день гонки был лишь для грузовиков. Что такое густой туман в сочетании с песочницей и бездорожьем для любой другой техники, автору этих строк знакомо по собственному опыту. В таких условиях хватит малейшей помарки в навигации или даже мизерной оплошности в пилотировании, чтобы надолго «прилипнуть» в песке. Что говорить о других, если даже опытнейший дуэт Владимира Васильева и Олега Уперенко на Mini Cooper Countryman умудрился увязнуть в Арчединско-Донских песках?!

Спортсмены поделились потом, что «подсели» в песке из-за технических проблем то ли с раздаточной коробкой, то ли с приводом. На освобождение из сырого плена потратили почти полчаса. «На первом проходе, когда еще сильно не разрыта была дорога, было легче. Мы ехали шестыми, перед нами три грузовика, было где объехать, а когда пошли на второй круг, то колея стала такая огромная, что ехать по ней нельзя было. А мы еще пошли вверх по разрытому песку, понадеялись, что проедем, но не получилось и застряли», — вкратце описал ситуацию пилот из Санкт-Петербурга.

Mini Cooper Countryman в арчединских песках

Не скрывала своего расстройства Анастасия Нифонтова: «Трасса мерзкая. Отъехали от старта 30 км и машина начала греться. Мы даже ехать не могли нормально! Чуть нажимаю на газ, она уходит в аварийный режим, нужно останавливаться, перезапускать двигатель. Больше того, меня чуть не укачало. Форточка не открывается — ее залепило песком с водой, все закисло. Машина грелась, и Катя включила печку на максимум, поэтому было дико жарко. Вентилятор, который подает воздух мне в лицо, никак не хотел включаться. В общем, ни удовольствия, ни результата».

Был повод если не расстроиться, но задуматься в этот день и у экипажей категории Т2. Правда, не у всех. Экипаж Ульяновского автозавода Вадим Новиков и Дмитрий Рыбин на УАЗе Патриот оранжевого цвета опередили не только всех своих соперников на более энерговооруженных TLC 200, но и лидеров зачета «Рейд Спорт»! Пусть уже на первом круге после грузовых машин на трассе была глубокая колея, которая многих заставила даже выбирать пути объезда. Пусть повсеместно вязкий сырой песок и грязь усугубляли положение экипажей, у которых возникли технические проблемы. Багаж опыта выступлений в автокроссе ульяновского пилота и относительная неприхотливость отечественного внедорожника, похоже, стали в этот день определяющими факторами и привели гонщиков из Ульяновска к промежуточной победе.

А вот в классе «Рейд Спорт» неприятно удивил и даже едва не испортили себе весь сезон опытнейший экипаж Алексея Игнатова и Евгения Павлова на ГАЗели Next NN. Штурман некорректно истолковал заявленный организаторами порядок прохождения сервиса на втором этапе соревнований. Из решения коллегии спортивных комиссаров следует, что экипаж заехал на техобслуживание два раза, а не один, как это было разрешено, за что и был «удостоен» штрафа в размере 33 часов 20 минут. Понятно, что ближайшие преследователи по турнирной таблице Константин Иванов и Александр Горьков на этом фоне старались ехать еще аккуратнее — перед ними отчетливо замаячила победа в чемпионате страны.

Третий день гонки. Кто доехал, тот молодец!

Заключительный соревновательный отрезок из двойного проезда 143-километрового скоростного участка был, можно сказать, без песка. Его составляли преимущественно глинистые полевые дороги или степные, заросшие травой направления вдоль балок и оврагов. Даже дождь под конец гонки сошел на нет, а между туч показались невероятной красоты фрагменты неба.

Сергей Вязович в свойственной ему манере пилотирования грузовика, как будто это шустрая легковушка на дистанции классического ралли, мчался по дистанции стремительно. На финише предпоследнего СУ лидер белорусской команды был вторым, уступив менее одной минуты Дмитрию Сотникову. А к финишу заключительного, пятого скоростного участка он уступил четыре секунды, но уже КАМАЗу Эдуарда Николаева, и это на 143 километрах!

Вообще, трудно словами описать ощущения зрителя, когда многотонный грузовик буквально прыжками перемещается по степи и пескам, порой с отрывом всех колес сразу от поверхности земли. Жаль, белорусские экипажи не играют в зачете ЧР, так бы со множеством побед на предыдущих этапах титул достался бы именно спортсменам команды «МАЗ-СпортАвто». А так победой в бахе «Пески Арчеды» и добытыми 25-ю очками пилот из Татарстана Дмитрий Сотников гарантирует себе победу среди пилотов грузовой классификации. Штурманы и механики по ходу сезона меняются, соответственно, по ним мы дождемся официальных результатов, а пока поздравим именитого гонщика с очередным титулом!

Дмитрий Сотников добывает в Волгоградской области очередной титул

Среди багги класса Т3 злоключения второго дня гонки сделали свое дело, как ни старался женский экипаж догнать-перегнать соперников, победу в гонке одержали Алесей Черкесов и Артем Шевелев. А вот золото сезона уверенно забрал Дмитрий Мордкович с Иваном Безденежных. Анастасия Нифонтова спокойно подытожила: «За Дмитрия очень рада, он заслужил эту победу. А мы хотя и выиграли оба круга в воскресенье, из-за перегрева в субботу растеряли все».

Чемпионы России 2023 в классе Т3 Дмитрий Мордкович и Иван Безденежных

В классе «Рейд Спорт» победителями финала вышли Александр Семенов и Дмитрий Охотников на ГАЗели Next. Их коллеги по команде Алексей Игнатов и Евгений Павлов, хотя и отличились солидным штрафным временем, закончили гонку на третьей позиции и сумели не упустить победу в чемпионате.

В Т2, соответственно, единственную победу на этапе ЧР-2023 записали на свой счет спортсмены заводской команды «УАЗ Спорт» Вадим Новиков и Дмитрий Рыбин, но триумфаторами сезона стал экипаж на внедорожнике Toyota Андрей Сушенцов и Александр Щанов из команды S&A Racing.

Обладатели третьего результата в финальной гонке, но победители сезона Андрей Сушенцов и Александр Щанов

Искренне поздравляем победителей и призеров чемпионата России. Но самое примечательное во всей этой истории, что сезон ралли-рейдов 2023 года на этом не окончен. Он завершится 9-12 ноября заключительной гонкой Кубка России — и не где-нибудь, а в Астраханской области, где и без того сложные песчаные трассы будут опять приправлены особенностями погодных условий.

Фотобонус

Комментарии

16837880
Классный материал. Приятно почитать грамотного человека. Спасибо!
14
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром