Несмотря на то что упомянутые выше журналисты не раскрыли никаких подробностей, версии возможных событий множились на глазах. Среди преобладающих можно выделить несколько, и все они связаны либо с Red Bull, либо Aston Martin. И у всех них есть предпосылки.
Гран-при в Мексике, который один из немногих в календаре Формулы 1 назван не в честь страны, а в честь города (Гран-при Мехико), стал вторым в американской серии гонок и состоялся менее чем через неделю после Гран-при США в Остине. В этот раз обошлось без спринтов, но уже в первые выходные ноября в Бразилии состоится финальный спринт сезона. Всего в этом году таких уикендов запланировано шесть: в Баку, Шпильберге, Спа, Катаре, Остине и Сан-Паулу.
Гонка в Мексике стала 200-й в послужном списке Нико Хюлькенберга, и он отметил эту красивую цифру новым шлемом, на котором обозначил все основные вехи своего пути.
С учетом близости конца сезона все новинки команд, представленные в Мехико, были связаны с особенностями трассы. Автодром расположен на высоте 2285 метров над уровнем моря, и главной проблемой, с которой разбирались команды, мог стать перегрев (тормозов, силовых установок) машин и отсутствие достаточной прижимной силы. Так что большинство привезли сюда новые кузовные панели с гигантскими «жабрами», варианты новых элементов для остужения тормозов, иные кожухи двигателя, а также задние крылья, настроенные на максимальный прижим.
Гран-при Мехико также был выбран Pirelli для очередных тестов прототипов новых шин на 2024 год. После неудачных испытаний составов С2 в Японии здесь они выдали гонщикам составы С4, совпадающие с комплектом медиум, номинированным на уикенд. Тесты прошли благополучно, шины нареканий не вызвали.
Pirelli привезли в Мексику самые мягкие составы: С3, С4 и С5, т. е. на шаг мягче, чем были на Гран-при прошлого года. Свой выбор они объяснили желанием разнообразить стратегию и заставить команды провести два пит-стопа вместо одного, как в прошлом году. Однако после первых тренировочных сессий Pirelli признали, что и в этот раз быстрейшей станет стратегия с одним пит-стопом.
Вообще, в этот раз шины и их выбор у команд и гонщиков сыграли важную роль в распределении мест на финише. Все карты смешала остановка гонки после аварии Кевина Магнуссена. Организаторам пришлось не только эвакуировать его машину, но и долго чинить барьеры безопасности. Остановка гонки красными флагами продлилась 22 минуты, и за это время у команд была хорошая возможность обсудить и реализовать дальнейшую стратегию.
Вопрос работы с машинами под красными флагами — один из актуальных для Формулы 1. В том же IndyCar это строго запрещено, т. к. лишает дальнейший заезд напряженности и интереса. Так произошло и в этот раз: не только отрывы были сокращены (что как раз интересно для зрителей), но и обновленные шины для многих пилотов стали своеобразной амнистией.
Под конец года, когда завершились доработки машин и все сосредоточились на работе над автомобилями 2024 года, пятничные практики стали отдавать юниорам. По правилам Формулы 1, как минимум две тренировки за рулем должны проводить молодые гонщики.
В этот раз сразу пятеро молодых пилотов вышли на старт в пятницу днем: Оливер Берман, управлявший машиной Haas вместо Кевина Магнуссена, стал лучшим среди них, показав 15-е время. Он же проехал максимальное количество кругов: 30. В настоящее время Берман выступает в Формуле 2 за команду Prema и занимает шестое место в чемпионате с хорошим шансом стать в итоге четвертым в свой дебютный сезон.
Чуть ниже него — на 17-й строчке — расположился Исак Хаджар (AlphaTauri). Юниор Red Bull занимает сейчас в Формуле 2 только 14-е место. Джек Дуэн (Alpine) показал 18-е время, а в Формуле 2 он сейчас четвертый. Занимающий второе место и с надеждой на титул в Формуле 2 юниор Mercedes Фредерик Вести стал предпоследним, а без времени на финише оказался лидер Формулы 2 Тео Пуршер (Alfa Romeo). Технические проблемы не позволили ему зафиксировать результат.
На самом деле по этим результатам нельзя судить об уровне пилотов: они работали на разных программах, а у многих мотор мог работать не в полную силу.
Традиционно пятничные практики стали неутешительными для Mercedes: их лучшим результатом стало седьмое время Хэмилтона. Проблемы были и у Aston Martin. Половину первой тренировки в боксах провел Алонсо, а во второй его развернуло на трассе, причем эксперты склонны винить в этом не столько пилота, сколько спецификацию и настройки его машины.
Лучшее время в обеих практиках показал Макс Ферстаппен, а в первой всех удивил Алекс Албон, занявший вторую строчку. На том же месте он завершил и третью сессию, уступив Максу лишь 0,07 секунды. На прямых Williams был невероятно быстр. Перес также показывал хорошую скорость, уступая Максу лишь по одной-две десятых секунды. Высоко располагались и AlphaTauri. Риккардо ни разу не опустился ниже девятого места.
К третьей практике Mercedes немного подтянулись, но Хэмилтон по-прежнему говорил, что машина непредсказуема и в некоторых ситуациях необъяснимо медленна и неповоротлива.
Квалификация стала приятной неожиданностью для тех, кто ратует за разнообразие результатов.
Наблюдать за происходящим стало интересно уже с первого сегмента, когда гонщики сразу трех команд (Mercedes, Ferrari и McLaren) сделали выбор в пользу шин среднего состава. При этом все они прошли дальше — за исключением Ландо Норриса. Вину за свой низкий результат Норрис взял на себя. После квалификации он рассказал, что в первом сегменте ситуация складывалась не в его пользу. Первый быстрый круг он получил приказ завершить из боксов. Затем на втором сам допустил ошибку. А вот третий ему, как и ряду других гонщиков, испортил Алонсо. Aston Martin испанца опять развернуло, что стало причиной желтых флагов в конце сессии.
Появление желтых флагов стало причиной нескольких нарушений, принятых к рассмотрению FIA: стюарды отметили, что три гонщика (Хэмилтон, Цунода и Сарджент) недостаточно сбросили скорость, а Расселл, Норрис и Чжоу — наоборот, превысили допустимое время круга. Кроме того, Сарджент попал под рассмотрение за обгон под желтыми флагами, и если другие провинности после изучения оставили без последствий, то Сарджент получил плюс десять позиций на старте ближайшей гонки. Ко всему прочему его круг аннулировали за нарушение границ трассы.
На рассмотрение стюардам попали также случае блокировки других пилотов на питлейне Ферстаппеном, Расселлом и Алонсо. А это довольно непростая ситуация, решение которой пока не смогли найти и в других сериях.
Смысл заключается в том, что в последней попытке в каждом сегменте квалификации гонщики стараются выехать на трассу как можно позже, и это часто заканчивается тем, что кто-то просто не успевает на попытку. В данном случае три указанных пилота просто ожидали больше свободного пространства для разгона и попытки.
FIA согласилась, что это лучше, чем замедляться на трассе, но осталась недовольна самой ситуацией. Что делать, они пока решают.
Во втором сегменте лучшее время показал Льюис Хэмилтон, а Алонсо, Гасли, Хюлькенберг и Албон составили компанию своим напарникам, вылетевшим в первом сегменте. Выше не смог пройти также Юки Цунода, но это стало следствием командной стратегии. Уже в тот момент было известно, что Цуноду ожидает замена силовой установки и старт с последнего места, так что Юки помогал Даниэлю Риккардо со слипстримом, чтобы максимизировать его результат.
Здесь же произошел и еще один инцидент: Williams оставили на питлейне перед боксами домкрат, который на выезде из боксов задел Юки. За это они получили денежный штраф. Еще один денежный штраф получил Чжоу Гуанью — за превышение скорости на питлейне.
Третий сегмент квалификации принес очередной, 22-й в карьере поул Шарлю Леклеру, а менее чем в десятой секунды от него закончил сессию Карлос Сайнс, который замкнул первый ряд стартового поля. Но главной сенсацией стал четвертый результат Дэна Риккардо: с недавним переломом и всего во втором Гран-при после травмы он сумел собрать отличный круг. В этом есть и большая заслуга команды, которая наконец-то к заключительной части сезона сумела дать машине важные новинки.
Макс Ферстаппен показал лишь третье время. После квалификации он сказал, что на трассе в Мехико нельзя атаковать на полную, и в этом была его ошибка. Машине надо давать больше свободы и возможности передохнуть на каких-то отрезках, тогда она работает эффективнее.
Серхио Перес проиграл Максу менее 0,2 секунды и расположился на пятой строчке. Mercedes заняли шестое и восьмое стартовые поля: их разделил Оскар Пиастри. И, наконец, замкнули десятку две машины Alfa Romeo.
Все с нетерпением ждали воскресенья: старт мог стать ключом ко всей гонке, ведь обгонять на автодроме братьев Родригес во время заезда крайне сложно.
Воскресенье началось с сообщения стюардов касаемо Aston Martin: на машине Лэнса Стролла заменили днище, детали аэродинамического обвеса, заднее антикрыло и тормозные колодки, использовав элементы другой спецификации. Как и перед этим в Остине, команда приняла решение сравнить эффективность старых и новых деталей на двух машинах. В Техасе аналогичная замена была произведена на машине Алонсо, в этот раз — у Стролла. Как и неделю назад, такие изменения привели к нарушениям правил закрытого парка, и Стролл стартовал с питлейна.
За исключением трех гонщиков весь пелотон выбрал для старта шины медиум. Албон и Окон предпочли самый жесткий состав, чтобы оттянуть пит-стоп и за счет чужих пит-стопов подняться как можно выше. Норрис, наоборот, стартовал с 17-го места на софте, чтобы не застрять позади более медленных машин. Это ему, однако, не помогло: он сумел провести всего два обгона прежде, чем на 11-м круге заехать в боксы за комплектом хард.
Стартовая прямая в Мехико — одна из самых длинных в календаре и дает возможность пилотам перераспределить позиции. Так и получилось, правда, результат оказался неожиданным.
Серхио Перес, который был чрезвычайно мотивирован бороться на домашней трассе за победу, попытался обогнать своего напарника и две Ferrari по внешней, после чего столкнулся с Леклером и, высоко подпрыгнув, вылетел с трассы. Гонка для него на этом закончилась.
Уже после финиша, в комнате отдыха пилотов Хэмилтон, пересмотревший старт и пируэт Чеко, отреагировал весьма самокритично: «Куда он полез? Ох, черт! Прям как я в Катаре!».
Маневр Переса не просто привел к сходу, но и лишил его тех очков, что он заработал в Остине после дисквалификации Хэмилтона. Теперь между соперниками за второе место в чемпионате снова всего 20 баллов. Пострадал в этом инциденте и Шарль Леклер, не сумевший как следует провести старт и опоздав с реакцией на погаснувший светофор. Оказавшись буквально зажатым между двумя Red Bull, он получил повреждения кузова автомобиля, которые, к счастью, оказались не фатальными. Леклер продолжил гонку и даже смог показать достаточный темп, чтобы сохранить за собой бронзовый подиум.
Что же касается Ферстаппена, то он только выиграл от этого инцидента, сумев избежать столкновения и вырвавшись в лидеры.
Дальнейшие 32 круга — вплоть до аварии Магнуссена и остановки гонки — состояли из не самой зрелищной тактической борьбы и серии атак за позиции, часть из которых стала успешной.
Оба Mercedes, не сумевшие отыграть позиции на старте, за исключением одной после схода Переса, предпринимали попытки пройти соперников. Хэмилтон сумел обогнать Риккардо лишь на 11-м круге, а вот Расселл застрял за Пиастри, и даже его пит-стоп на 26-м круге не помог ему изменить позицию.
Подобная же ситуация случилась у Mercedes и позже, уже после остановки и возобновления гонки, когда они оказались позади двух Ferrari. Хэмилтон сумел довольно быстро после рестарта обогнать Леклера, а вот Джордж плотно «сел» за Сайнсом. Грязный воздух и непрерывные попытки атаковать привели к тому, что он полностью испортил свои шины — так что в конце гонки пропустил вперед Норриса и едва не уступил на последнем круге Риккардо. Расселл финишировал лишь шестым, в то время как его напарник поднялся на вторую ступеньку подиума и в дополнение поставил лучшее время круга.
Интересно, что в Мексике почти в каждой команде один из пилотов показывал высокий результат, в то время как его напарник собирал почти все возможные ошибки. В McLaren Ландо Норрис сумел совладать с ситуацией во второй половине гонки и прорваться в итоге на пятое место с 17-го, заработав титул гонщика дня. Правда, некоторые моменты были довольно опасные — как его тройная борьба за позицию с Оконом и Хюлькенбергом на 47-м круге, когда только холодная голова француза помогла избежать жесткой аварии. Что касается Пиастри, то он был невыразителен, финишировал восьмым и по ходу гонки допускал много ошибок. В итоге Стелле даже пришлось применить командную тактику, попросив Оскара пропустить Ландо, чтобы тот попробовал обогнать Риккардо. Норрису это удалось сделать довольно быстро, а еще позже он прошел и Расселла.
Похожая ситуация царила и в AlphaTauri. Риккардо закончил гонку седьмым, набрав сразу шесть очков и подняв команду на восьмое место в Кубке конструкторов, в то время как Юки Цунода горячился, ошибался, вылетал с трассы и в итоге стал 12-м.
После схода Алонсо на 48-м круге гонки из-за проблем с подвеской Стролл начал буквально чудить, подрезая и выдавливая соперников с трассы. В итоге это все закончилось ожидаемо: контактом с Валттери Боттасом и дальнейшим сходом канадца. В контакте, кстати, признали виновным именно Валттери и назначили ему пять секунд штрафа.
В расположении Албона и Сарджента тоже ничего не изменилось. После Техаса, где Логан набрал свои первые очки, была надежда на благоприятные перемены, однако Сарджент продолжил свой безрадостный гоночный путь, завершив его на этот раз в боксах за несколько кругов до финиша. Алексу же Мехико принес дополнительные два очка в зачет.
Хюлькенберг долгое время находился в Топ-10, но деградировавшая резина не позволила сохранить ему позицию: он стал 13-м, но сумел показать крепкую гонку. Что же касается Магнуссена, то именно он изменил ход всего Гран-при.
Поломка подвески на Haas незадолго до середины гонки привела к тому, что машина Кевина Магнуссена стала неуправляемой. Мы несколько раз видели, как Кевину приходилось ее отлавливать, поэтому его жесткая авария на 33-м круге, вызвавшая красные флаги, была прогнозируема.
Пауза помогла пилотам и командам подумать над дальнейшей стратегией, прежде всего по шинам: развитие событий многих застало врасплох. Проблема была связана с тем, что большинство топ-команд ориентировались на гонку с одним пит-стопом и оставили по одному комплекту хард и медиум на пилота. Исключением стал только Red Bull: у Макса сохранился дополнительный новый комплект самых жестких покрышек, который он поставил до остановки гонки в период автомобиля безопасности. Так же поступили Норрис и Албон.
В итоге Леклер и Сайнс предпочли остаться на прикатанном харде, который они получили пару кругов назад — как и Риккардо. Это решение сыграло в итоге против Шарля: он уступил не менее быстрому Mercedes Хэмилтона на более мягких шинах уже через несколько кругов после рестарта. Что касается McLaren Пиастри и обоих Mercedes, то там приняли решение использовать медиум (с пробегом в несколько кругов). Для Окона и Албона это вообще был их первый и единственный пит-стоп за гонку: они поменяли состав С3 на С4.
На рестарте больше всего позиций потерял Ландо Норрис: он оказался «в коробочке» и был вынужден несколько раз снимать ногу с педали газа. Эти потери он компенсировал позже, сумев хорошо сберечь резину и использовать это преимущество при обгонах.
Расселл, наоборот, отыграл две позиции и поднялся на пятую строчку, но Карлос Сайнс оказался для него непреодолимым препятствием. Хэмилтон, в свою очередь, сумел довольно быстро обогнать Леклера, сберег благодаря этому резину и дальше поддерживал комфортный отрыв от соперника, который медленно, но верно увеличивался с каждым кругом. Правильная тактика сохранения резины позволила ему на последнем круге показать лучшее время и забрать дополнительное очко.
Риккардо сумел сделать очень важное дело: не просто финишировать седьмым, но и доказать всем, в том числе и себе, что он не потерял азарта и интереса к автоспорту. Возможно, именно результаты в квалификации и гонке в Мексике помогут сделать ему следующий важный шаг в карьере. Дэн вернулся. Немногим это удавалось.
Победа в Мексике стала для Макса Ферстаппена 51-й в карьере и 16-й в сезоне: таким образом, он побил собственный рекорд в 15 побед в 2022 году. К тому же это стал его 95-й подиум и десятая победа с поула… Шарля Леклера.
Для Шарля статистика по нереализованным поулам выглядит печально. Из 22 гонок с заработанными поулами он сумел победить только в четырех. Еще в четырех он не финишировал, а в одной (Остин-2023) был дисквалифицирован. Больше всего среди пилотов его поулы принесли побед Максу Ферстаппену: десять. Пять из них — в гонках, где Шарль финишировал вторым или ниже, и еще пять, где Леклер не финишировал или был дисквалифицирован. Среди «обидчиков» монегаска были также Перес (Баку-2021, Монако-2022, Сингапур-2022, Баку-2023), Хэмилтон (Сахир-2019, Сочи-2019, Мехико-2019) и Феттель (Сингапур-2019).
Два серьезных антирезультата в гонке — Переса на фоне Риккардо и общий для Aston Martin — стали поводом для многочисленных разговоров.
Огня добавили два известных формульных журналиста — Альберт Фабрега и Уилл Бакстон, которые в целом не были замечены в «желтухе». Ранним утром по Европе, когда в Мексике еще был вечер, они опубликовали в соцсетях сообщения о том, что получили инсайдерскую «информацию, в которую не хотят верить».
Позже их посты обросли другими слухами — при этом на данный момент ни один из них не подтвержден. В самой сложносочиненной версии слухи выглядят так: Лоуренс Стролл продает команду, Лэнс завершает карьеру, Алонсо либо уходит, либо заменяет Серхио Переса, Перес и Цунода уходят в обновленный Aston Martin, Лиам Лоусон, ставший в эти выходные вице-чемпионом японской Супер-Формулы, переходит в AlphaTauri. Единственное, в этой версии нет места Риккардо в Red Bull, что, конечно же, стало предметом другой ветви слухов.
На фоне происходящего максимально жизнеспособными выглядят две версии. Первая — с ротацией Риккардо и Переса (вероятно, даже после Бразилии), т. к. все контракты Red Bull составлены так, что предусматривают подобные обмены в рамках системы, и это никак не противоречит заявлениям Хорнера и Марко, что Перес выполнит свой контракт до конца.
Вторая — с продажей Aston Martin; однако возможное завершение карьеры Алонсо, чей контракт вроде как строился по принципу 1+1+1, станет неприятной неожиданностью.
После Гран-при Мехико Фернандо Алонсо дал интервью, которое прозвучало особенно пессимистично:
«Честно говоря, мы вообще не боремся. В чемпионате конструкторов мы застряли на том положении, на котором находимся. В зачете пилотов мы тоже потеряем пару позиций. Это невероятно… быть впереди "Феррари", Джорджа, Ландо или кого бы то ни было, и теперь понимать, что мы это все потеряем.
Мы работаем изо всех сил над тем, чтобы попытаться переломить тенденцию. Может ли ситуация улучшиться в этом году? Я думаю, что да, но это зависит от того, что мы имеем под этим в виду. Если мы думаем, что сможем бороться за подиумы или подобные позиции, что ж, я не думаю, что это возможно. Но пока у нас все еще есть шанс финишировать конкурентоспособными».
Станет ли этот год и в самом деле последним для Алонсо — или он все же останется в гонках и окажется желанным пилотом для многих команд, скоро узнаем.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 2:02:30,814 | 149,544 | 3 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +13,875 | 149,262 | 2 |
3 | Ш. Леклер | Ferrari | +23,124 | 149,075 | 2 |
4 | К. Сайнс | Ferrari | +27,154 | 148,994 | 2 |
5 | Л. Норрис | McLaren | +33,266 | 148,870 | 3 |
6 | Д. Расселл | Mercedes | +41,020 | 148,714 | 2 |
7 | Д. Риккардо | AlphaTauri | +41,570 | 148,703 | 2 |
8 | О. Пиастри | McLaren | +43,104 | 148,672 | 2 |
9 | А. Албон | Williams | +48,573 | 148,562 | 2 |
10 | Э. Окон | Alpine | +62,879 | 148,276 | 1 |
11 | П. Гасли | Alpine | +66,208 | 148,209 | 2 |
12 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +78,982 | 147,954 | 2 |
13 | Н. Хюлькенберг | Haas | +80,309 | 147,928 | 2 |
14 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +81,676 | 147,901 | 2 |
15 | В. Боттас | Alfa Romeo | +85,597 | 147,922 | 2 |
16 | Л. Сарджент | Williams | сход | 147,616 | 3 |
17 | Л. Стролл | Aston Martin | сход | 145,470 | 3 |
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) — 1:21,334 (71-й круг, 190,503 км/ч).
Гонщик дня: Ландо Норрис.