Но, как выяснилось, отнюдь не климатических условий следовало опасаться, хотя они и сыграли свою роль. В самом начале проблема пришла откуда не ждали.
Отлетающие лючки городских коммуникаций — извечная беда уличных трасс. Мы хорошо помним, как тяжеленные металлические диски летали в Монако (авария Баттона), в Баку (авария Расселла) и Сингапуре (авария Грожана). Аналогичная ситуация возникла и на этапе чемпионата мира по спортивным автомобилям в Монреале 1990 года — и там из-за этого едва серьезно не пострадали пилоты.
Происходит такое из-за «эффекта пробки», возникающего благодаря разреженному воздуху и области низкого давления под днищем машины. Чем выше скорость, тем эффект сильнее, так что неудивительно, что в Вегасе это произошло именно на прямой. А с учетом граунд-эффекта современных машин Формулы 1 для этого были все предпосылки.
В Лас-Вегасе постарались предусмотреть такое развитие событий и даже зацементировали дренажные лючки, тем не менее избежать неприятностей не получилось. Уже через девять минут после начала первой практики произошло серьезное ЧП: сначала на люк наехал Алекс Албон, расшатав всю конструкцию, а затем окончательно выбил его из гнезда Карлос Сайнс. Причем воздействие на лючок было столь сильным, что его вырвало из асфальта вместе с цементным «шарфом».
Тяжелая железка разрушила днище на машине Карлоса Сайнса, повредила силовую установку, радиатор и батарею, а затем еще досталось и машине Эстебана Окона. Фернандо Алонсо успел вовремя заметить помеху и увернулся от столкновения.
В результате практика была остановлена красными флагами и более не возобновлялась: технические службы Гран-при отправились проверять остальные люки на трассе, чтобы превентивно их тоже заделать.
Времени на это ушло больше, чем ожидалось, вторая практика началась на два с половиной часа позже (в 2:30 ночи по местному времени), но гонщикам отвели на 30 минут больше на ознакомление и работу на треке.
Однако не всем так повезло.
Перед стартом второй практики всех зрителей неожиданно попросили освободить трибуны и фан-зоны, а тех, кто отказывался подчиняться, выводили с полицией. Для Формулы 1 это было совершенно беспрецедентное событие, особенно с учетом стоимости билетов на этап: некоторые обошлись зрителям в несколько тысяч долларов.
В субботу стали известны подробности происшедшего. Организаторы опубликовали письменное заявление, в которых объяснили свои действия:
«Во-первых, мы были обеспокоены нашими сотрудниками службы безопасности, которые долгое время находились на дежурстве и которых попросили поработать в течение следующих трех ночей. Мы благодарим полицейское управление Лас-Вегаса, Департамент общественных работ и других представителей службы общественной безопасности за их невероятную поддержку на протяжении всего мероприятия, в том числе за то, что мы вновь открыли трек для движения сегодня рано утром».
«Во-вторых, мы были обеспокоены нашими транспортными служащими, которые отвечают за возвращение болельщиков в отели. Согласно федеральному закону, у них заканчивалась рабочая смена, в течение которой они могли легально и безопасно управлять автобусами».
«Наконец, наш персонал должен был иметь возможность убирать и пополнять гостевые зоны, чтобы обеспечить всем оптимальные впечатления в течение следующих нескольких дней».
Да уж, обеспечили. Вместо всех этих длинных строк, где не нашлось места для обеспокоенности и извинения перед болельщиками, так и читается: «Мы так вкалывали, нам было так трудно, что на вас нам сейчас просто наплевать».
В качестве компенсации всем «потерпевшим» подарили ваучеры номиналом в 200 долларов на приобретение товаров в онлайн-магазине Формулы 1.
Макс Ферстаппен, услышав о такой компенсации, прокомментировал ее совершенно однозначно:
«То есть получается, что они (Formula 1) в таком случае все равно заработают, так как деньги будут потрачены на мерч Ф1, прекрасно! Если бы я был фанатом, то разнес бы все это место к чертям после такого».
На следующий день стало известно, что зрители, пострадавшие от решения организаторов удалить их с трибун, подали коллективный иск против Liberty Media. По этому иску 35 000 человек требуют компенсацию в размере 30 000 долларов каждый и обвиняют организаторов гонки в нарушении контракта и халатности.
Смысл иска сводится к тому, что среди болельщиков многие — иногородние, и они потратили много денег на билеты до Лас-Вегаса, отели и другие расходы. Ваучер на 200 долларов они считают недостаточной компенсацией.
К этому иску предполагают присоединиться и местные жители, пострадавшие от проведения Гран-при, в том числе владельцы местных магазинчиков, кафе, ресторанов и заправочных станций, которые понесли крупные убытки в связи с перекрытием дорог и другими неудобствами.
С связи с этим вспоминается Гран-при Бельгии 2021 года, который фактически не состоялся и-за сильного дождя, а зрителям была предложена подписка на F1TV и бесплатное участие в билетной лотерее.
После подробной инспекции автомобиля Карлоса Сайнса стало понятно, что одной только заменой днища не обойтись, что привело к вопросу о возможном штрафе для Ferrari за замену агрегатов, разрушенных из-за неаккуратности организаторов.
Команда подала стюардам петицию с просьбой разрешить замену требуемых агрегатов без штрафа, и через некоторое время получила… отказ.
В своем решении стюарды указали, что вынуждены выписать гонщику штраф, так как в регламенте попросту не предусмотрены ситуации, подобные сложившейся!
В дальнейшем возникали различные версии, почему судьи наказали Карлоса десятью позициями на старте, в том числе, что этот вопрос был поставлен на голосование, и одна из команд выступила против. Некоторые журналисты сообщали, что это был Mercedes.
Однако впоследствии эта версия не выдержала проверки: несколько команд упомянуло, что никакого голосования вообще не было, а судьи обсуждали это при закрытых дверях. В любом случае, странно думать, что судьи готовы создать прецедент, когда голосование команд может повлиять на их решение.
Что же делает судейское решение по Сайнсу как минимум странным, так это их следующие действия.
Речь идет о Спортивном регламенте Формулы 1, где сказано, что квалификация и гонка должны проходить в два разных дня. Формат Гран-при Лас-Вегаса предусматривает старт квалификации в 00:00 субботы, а старт гонки — в 22:00 того же дня, т. е. квалификация и гонка проходят в один календарный день.
В целом это формальность, однако нарушение регламента имеется. Чтобы избежать противоречий, стюарды выпустили отдельный документ, в котором сообщается о решении считать, что квалификация и гонка проходят в разные дни (с перерывом на сон).
Нюанс заключается в том, что в этом документе они апеллировали к статье 11.9.1 Международного спортивного кодекса FIA, в которой говорится следующее:
11.9.1 Стюарды должны обладать высшими полномочиями по обеспечению соблюдения Кодекса, положений FIA, если это уместно, национальных правил и дополнительных положений, а также Официальных программ в рамках Мероприятия, на которое они назначены, при условии применения положений статей 11.9.3.w и 14.1. (упомянутые две статьи — это регламентация принятия решения после соревнования или его пересмотр в случае обнаружения новых обстоятельств).
Таким образом получается, что, руководствуясь этой статьей, они в принципе могли не наказывать и Сайнса штрафом в десять позиций за замену батареи после вылетевшего лючка. Но решили этого не делать.
Суббота по московскому времени началась так же, как и пятница: с тренировочной сессии в 7:30 утра, но в этот раз все обошлось без эксцессов со стороны принимающей стороны. Несмотря на то что, судя по сонным фото с брифинга пилотов, джетлаг не прошел бесследно для многих, обошлось без каких-либо серьезных инцидентов и со стороны гонщиков.
Обе команды — и Ferrari, и Alpine — успели заменить все элементы на пострадавших машинах, так что Сайнс и Окон приняли участие во второй практике.
Чаще всего в тренировке случались вылеты в шестом повороте и нарушения границ трассы в восьмом. Третья практика завершилась красными флагами на пять минут раньше положенного срока из-за аварии Алекса Албона, который задел колесом стену. Колесо разбортировалось, и Албон был вынужден остановиться на трассе.
Наиболее показательным моментом для обеих сессий стало непрерывное улучшение времени круга от старта до финиша. По мере того как трасса прорезинивалась под колесами формул, секунды падали. Если стартовали гоночные серии со временем примерно 1:40 мин, то под конец гонщики проходили круг за 1:35, но на следующий день начиналось все заново.
Дело в том, что в Вегасе, что необычно для других городских Гран-при, каждое утро после гоночных сессий трассу открывали для городского транспорта. Гражданские машины стирали резиновый накат своими колесами, а отсутствие каких-либо серий поддержки не помогало получить дополнительный зацеп. В начале сессий пилоты сравнивали эффект от управления автомобилем на «зеленой» трассе с вождением под дождем на сликах.
Холодный асфальт плюс отсутствие резинового слоя приводили к тому, что лучше всего справлялись с треком те машины, которые позволяли быстрее прогреть резину. Лидерами первых двух практик стали Ferrari. В третьей они предпочли работать на длинных сериях, лучшее время показал Джордж Расселл. Но главный сюрприз приготовили Williams и Логан Сарджент, который показал третье время в сессии. Еще больше сюрпризов готовила квалификация.
И один из них был весьма неприятным: уже в первом сегменте из дальнейшего сражения за позиции выбыли оба МсLaren. Не прошли дальше также Эстебан Окон, Чжоу Гуанью и Юки Цунода. Хотя один из кругов Норриса был аннулирован за нарушение границ трассы, это никак не повлияло на его результат: McLaren с самого начала испытывали здесь проблемы с темпом, а Норрис предсказывал трудности еще в первый день.
Не прошедший дальше Цунода традиционно громко ругался на аннуляцию круга и даже выбросил из машины подголовник так, что он едва не долетел до одного из стоявших рядом механиков. Но и у его партнера по команде также не было темпа: Риккардо выбыл уже в следующем сегменте. Ожидаемо не прошел дальше и Хюлькенберг, а вот 11-е и 12-е времена Хэмилтона и Переса соответственно всех озадачили, тем более что их партнеры Расселл и Ферстаппен в итоге показали четвертый и третий результаты. Хэмилтон по радио извинился перед командой и сообщил, что «просто не мог ехать быстрее», а вот с Пересом злую шутку сыграла, похоже, стратегия команды. Red Bull выпустил его слишком рано на обе попытки, и возраставший с каждой минутой зацеп на треке сыграл против Чеко.
Третий сегмент стал показательным для темпа Ferrari: Шарль Леклер взял свою 23-ю в карьере поул-позицию, а Карлос Сайнс отстал от него всего на 0,034 секунды. Отличный круг собрал Пьер Гасли, но главной неожиданностью стал уже второй в этом сезоне дубль в Топ-10 от Williams, причем Логан Сарджент уступил Албону менее двух десятых!
Замкнул десятку Фернандо Алонсо, так что на старте гонки испанец должен был стартовать в одной группе с Хэмилтоном и Пересом. А после штрафа за замену элементов к этой тройке присоединился и Карлос Сайнс, создав поистине «могучую кучку» в середине пелотона — и весьма взрывоопасную при этом.
Своей зрелищностью Гран-при Лас-Вегаса должен быть обязан в первую очередь неожиданным результатам квалификации, которые перемешали на старте слабых и сильных, быстрых и не очень.
Однако перчинки добавил скользкий трек, холодный асфальт и отсутствие зацепа, которые привели к множественным контактам и потерям позиций уже на первом круге. Фернандо Алонсо был весьма оптимистичен, когда нырял на внутреннюю траекторию первого поворота: он сумел отыграть несколько позиций, но на торможении едва не столкнулся с Пьером Гасли, начавшим гонку четвертым, и задел Алекса Албона. Разворот Алонсо повлек за собой и другие контакты — например, с Валттери Боттасом, которого сзади еще подтолкнул Чеко Перес. Карлос Сайнс допустил контакт с Mercedes Хэмилтона — и его Ferrari тоже развернуло на холодном асфальте при непрогретых шинах.
В итоге наибольший ущерб от этого понесли сами же Перес, Алонсо и Боттас, которые вынуждены заехать на внеплановые пит-стопы, а Сайнс, Хэмилтон и те, кто был позади этой тройки, потеряли позиции, объезжая остановившиеся на своем пути машины.
Интересная ситуация произошла и в голове пелотона. Макс Ферстаппен в первом повороте атаковал Леклера за лидерство, промахнулся мимо апекса, выехал очень широко и заодно вытолкал с трассы и Шарля. При этом оба пилота вернулись в гонку, но разменяв позиции.
Реакция с мостика Red Bull последовала незамедлительно: «Мы очень довольны тем, как ты провел атаку», — сказали ему.
Шарль пожаловался на действия Ферстаппена, и Ferrari связались со стюардами. Но затем в прямом эфире Леклеру сообщили по радио, что ситуацию обсудили с судьями и все останется как есть. Это оказалось тем более удивительно, что уже через несколько кругов появилось официальное сообщение о том, что Ферстаппен получает штраф в пять секунд. В ответ на информацию от Ламбьязе о штрафе Макс просит передать привет судьям.
Жертвой холодных шин, которые так и не успели прогреться в режиме виртуальной машины безопасности (его ввели на втором круге, чтобы убрать обломки из первого поворота), стал и Ландо Норрис. На круге после рестарта он допускает небольшую ошибку, которая приводит к полной потере контроля над автомобилем. Ландо отбрасывает в стену, где он ломает подвеску, а затем, уже будучи пассажиром, в снопе искр на огромной скорости вылетает в «карман» в шестом повороте и таранит отбойники. Обломки от его машины летят в Mercedes Хэмилтона, который едет сразу за ним. К счастью, все обходится без последствий.
На трассу выходит машина безопасности, а Норриса отправляют в госпиталь на обследование. И нам снова сообщают, что он в порядке.
После рестарта Сайнс пытался реабилитироваться, причем был настолько настойчив, что его даже предупредили, что машине нужно дать отдых, иначе возникнет сильный перегрев и придется сойти. А вот Шарль не просто сумел удержаться в зоне DRS от Макса, но и обогнать его на 15-м круге, когда шины на Red Bull почти полностью деградировали. Вслед за этим Ферстаппен заехал на пит-стоп, отбыл пятисекундный штраф, поменял шины и вернулся на трассу лишь 11-м.
На 16-м круге происходит еще один инцидент. Хэмилтон, потерявший много мест из-за неразберихи на старте, активно возвращал позицию за позицией. Пиастри, который пропустил Льюиса за шестое место, решил контратаковать, но был чересчур оптимистичен. В результате их контакта прокол колеса получили обе машины, судьи решили никого не наказывать.
Контакт произошел перед последним поворотом, и Оскар сразу же заехал на пит-стоп. Хэмилтон понял, что у него прокол, позже, целый круг был вынужден бороться с машиной, уступая позицию за позицией, и доехал до боксов, уже будучи десятым. Заминка с колесом в итоге обошлась в 6,3 секунды, и на трассу Хэмилтон вернулся последним. Предстояло начинать все сначала. В итоге он сумел финишировать восьмым, а пятисекундный штраф, который Джордж Расселл позже получил за контакт с Ферстаппеном, позволил ему подняться еще на строчку выше.
Расселл позже признал свою вину в столкновении с Максом, сообщив, что просто его не видел и не ожидал атаки в этом повороте. Тем не менее все эти события обошлись «Стрелам» довольно дорого: обе Ferrari финишировали выше их в турнирной таблице, и перед финальным этапом сезона в Абу-Даби разрыв между двумя командами в Кубке конструкторов сократился всего до четырех очков.
После контакта Mercedes и Red Bull трасса оказалась усыпана обломками, что привело ко второму выходу машины безопасности. Это стало решающим фактором для дальнейшей борьбы за победу. Перес и Ферстаппен провели пит-стопы, получив свежую резину — в отличие от лидировавшего Леклера, который был вынужден остаться на трассе. К тому же все отрывы под сейфити-каром нивелировались, облегчив «Быкам» задачу.
В течение нескольких следующих кругов после рестарта Перес обогнал Леклера, Ферстаппен поднялся на третье место, Шарль вернул себе позицию, Макс прошел Чеко, а затем и обогнал Шарля, возглавив пелотон. Еще через несколько кругов Шарль допускает ошибку в повороте и фактически открывает обгонную траекторию Пересу, чем тот и пользуется.
Приунывшие тиффози наблюдали за тем, как круг за кругом приближается финиш. Однако Red Bull понимали, что Леклер, находящийся в зоне DRS у Переса, имеет шанс атаковать — и попросили Макса подпустить Чеко поближе, чтобы тот тоже получил DRS. Ферстаппен скинул немного скорость, но Перес все равно был слишком далеко, и на последнем круге Леклер сумел его обогнать за вторую позицию.
Тем временем на последних кругах сходом закончился Гран-при для Юки Цуноды и Нико Хюлькенберга. Немец был вынужден заехать в один из технических «карманов» из-за проблем с силовой установкой, японец остановил машину там же из-за отказа коробки передач.
Шарль Леклер стал главным героем Лас-Вегаса, получив звание гонщика дня, однако очень хочется отметить и двух других пилотов. Четвертое место занял Эстебан Окон, проваливший квалификацию и стартовавший лишь 16-м. Еще больше позиций в гонке отыграл Лэнс Стролл. Из-за штрафа в пять позиций в тренировке за обгон под желтыми флагами он начинал гонку 19-м, а финишировал на пятой строчке, опередив даже собственного партнера по команде.
Алонсо оказался лишь девятым. Хороший темп Mercedes и многочисленные обгоны, которые провел на трассе Хэмилтон, никак не помогли «Стрелам» набрать достаточно очков. Ошибок, нарушений и неудач было слишком много, чтобы они смогли подняться на высокие позиции.
Оскар Пиастри замкнул Топ-10 после позднего пит-стопа и обгона Пьера Гасли.
Финальный этап Формулы 1 состоится уже в ближайшие выходные в Абу-Даби, где решится судьба второго места в Кубке конструкторов.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | — | 208,636 | 2 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +2,070 | 208,555 | 1 |
3 | С. Перес | Red Bull | +2,241 | 208,549 | 2 |
4 | Э. Окон | Alpine | +18,665 | 207,911 | 1 |
5 | Л. Стролл | Aston Martin | +20,067 | 207,856 | 2 |
6 | К. Сайнс | Ferrari | +20,834 | 207,827 | 2 |
7 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +21,755 | 207,791 | 2 |
8 | Д. Расселл | Mercedes | +23,091 | 207,739 | 2 |
9 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +25,964 | 207,628 | 2 |
10 | О. Пиастри | McLaren | +29,496 | 207,492 | 2 |
11 | П. Гасли | Alpine | +34,270 | 207,308 | 1 |
12 | А. Албон | Williams | +43,398 | 206,957 | 1 |
13 | К. Магнуссен | Haas | +44,825 | 206,902 | 2 |
14 | Д. Риккардо | AlphaTauri | +48,525 | 206,760 | 1 |
15 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +50,162 | 206,697 | 1 |
16 | Л. Сарджент | Williams | +50,882 | 206,670 | 1 |
17 | В. Боттас | Alfa Romeo | +85,350 | 205,359 | 2 |
18 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +4 круга | 204,536 | 2 |
19 | Н. Хюлькенберг | Haas | +5 кругов | 204,786 | 2 |
Лучший круг: Оскар Пиастри (McLaren) — 1:35,490 (47-й круг, 233,779 км/ч).
Гонщик дня: Шарль Леклер.
На протяжении всего уикенда Формула 1 пыталась отчаянно балансировать на грани допустимого, но несколько раз, по мнению автора, все же оступилась. Так это было или нет — судите сами.
1. Гоночная часовня
Специально для Гран-при Лас-Вегаса в паддоке построили гоночную часовню, а пилотов сняли в коротком видео, где они рассказывают, кто, по их мнению, может там сочетаться узами брака. Варианты были самые разнообразные, но чаще всего называли Расселла, Гасли, Леклера и даже Цуноду. Никто не угадал. Услугами местного священника воспользовались Жак Вильнев и его избранница Джулия Мара.
2. Всюду Элвисы
Организаторы гонки в Вегасе решили, что если гонщиков всюду будут встречать Элвисы, это будет выглядеть по-настоящему круто. Возможно, пару раз так и было, но вот выражение на лицах пилотов говорит о том, что им это быстро надоело...
3. Гоночные комбезы Red Bull
Накануне гонки Red Bull выложили фото своих пилотов в специальных гоночных комбинезонах в стиле Элвиса: заниженный золотой пояс, красные и белые цвета с соответствующим рисунком. Дополнили образ наброшенные на плечи плащи. Красный плащ на Ферстаппене напомнил Гран-при Монако 2006 и Дэвида Култхарда в роли Супермена, где он рекламировал соответствующий фильм, а получать кубок пред светлые очи принца Альбера Второго вышел в красном плаще за плечами. Незабываем и образ Кристиана Хорнера, в одном лишь красном плаще прыгающего на спор в бассейн.
4. Нарушение собственных запретов
Перед началом уикенда организаторы напомнили, что на Сфере во время гоночных сессий нельзя использовать красный, синий и желтый цвета, чтобы пилоты не перепутали их с флаговой сигнализацией. И тут же нарушили собственный запрет, запустив рекламу Chrome.
5. Борьба с безбилетниками за пределами трассы
Еще перед началом Гран-при организаторы и промоутеры пообещали, что будут жестко бороться с прохожими, которые захотят бесплатно посмотреть гонку. Среди озвученных мер были светящие в глаза прожектора, специальные темные экраны, дополнительные конструкции. которые будут закрывать виды на трассу. Однако в районе 14-го поворота, где происходило максимальное число обгонов, зрители сумели сорвать занавеси, и каждый раз, как организаторы их возвращали на место, вновь снимали. В какой-то момент стало понятно, что бороться с безбилетниками бессмысленно.
Аналогичные события происходили и в других местах. Прохожие, которых гоняли с лестниц, эскалаторов и из надземных переходов, стали просто ходить кругами. Охранникам пришлось сдаться. Еще бы: далеко не каждый может выложить $2000 за билет на трибунах.