Ралли «Латвия» и «Финляндия»: чемпионы побеждают
09.08.2024 | 2132 просмотра

Ралли «Латвия» и «Финляндия»: чемпионы побеждают

ОБЗОР
Автор: Алексей Сергеев
Фото пресс-служб команд WRC
Этапы чемпионата мира по ралли в Латвии и Финляндии завершали летнюю часть сезона в главной раллийной серии планеты. После них экипажи отправились в отпуск и вернутся в бой лишь в начале сентября. Чем же запомнятся летние этапы? И почему нынешний сезон упорно хочется назвать провальным?

Два этапа в Северной Европе хоть и проводятся в одном географическом регионе, но имеют абсолютно разную историю. Прибалтийское ралли в этом году дебютировало в календаре чемпионата мира, а вот гонка в стране Суоми ведет свою историю аж с начала пятидесятых годов. Впрочем, итоги и того, и другого ралли оказались одинаковыми — обе гонки выиграли чемпионы мира по ралли последних лет, выступающие в составе заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» и проводящие сезон-2024 по сокращенной программе.

И это, к сожалению, не случайность, а тенденция. Из девяти этапов этого года лишь две первые гонки выиграли гонщики, доселе не становившиеся чемпионами мира: на ралли «Монте-Карло» первенствовал Тьерри Невилль, а в Швеции быстрее всех оказался Эсапекка Лаппи — оба гонщика выступали в составе заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team». Но после этого ситуация резко изменилась.

Действующий чемпион мира из заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Калле Рованпера победил в Кении и Польше. Его товарищ по команде Себастьен Ожье стал лучшим в Хорватии и Португалии. Оба они участвуют в чемпионате на выборочных этапах. Еще одну гонку выиграл Отт Тянак — чемпион мира по ралли 2019 года занял первое место в Италии. И вот теперь Рованпера и Ожье выиграли еще по одной гонке. Но это — грустная новость.

Латвийский этап стал настоящим разгромом соперников, который устроил Калле Рованпера. Финн вышел на первое место на стартовом спецучастке, уверенно удерживал лидерство на протяжении всей гонки и финишировал первым. При этом он показал лучшее время на одиннадцати спецучастках из двадцати! Для сравнения, лидер сезона Тьерри Невилль не выиграл ни одного.

Да, бельгиец мог бы оправдать совершенно блеклую гонку в своем исполнении тем, что в первый день ему досталась неудачная стартовая позиция и он ехал, разгребая скользкий слой гравия. Во второй день ему помешало еще что-то, и в третий день, наверное, тоже. Что конкретно — никто не знает, но чем еще можно объяснить такие времена на спецучастках? Но только вот поиск оправданий — это не уровень чемпиона мира по ралли. А у Тьерри в этом году самые хорошие шансы на титул.

Точнее сказать, были самые хорошие шансы. Потому что раз за разом он словно играет в поддавки с соперниками. И в Финляндии он сделал то же самое. Только две победы на спецучастках из все тех же двадцати. И пусть на финской гонке Тьерри смог показать второй результат, но он пропустил вперед именного того, кого пропускать было никак нельзя — Себастьена Ожье.

Французский пилот вот уже третий сезон выступает лишь на избранных этапах. В 2022 году он проехал шесть гонок, в прошлом году — восемь и в этом сезоне пока что вновь провел шесть и не планировал увеличивать программу своих выступлений. Но в дело вмешались непредвиденные обстоятельства — которые мы, кстати, вполне предвидели в начале этого года.

Еще в январе было очевидно, что нынешний постоянный состав пилотов заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» не сможет бороться с соперниками из «Hyundai Shell Mobis World Rally Team». При всем уважении, Элфину Эвансу и Такамото Кацуте очень далеко до Тьерри Невилля и Отта Тянака. Поэтому не совсем понятно, на что рассчитывало руководство японского коллектива. Но по ходу сезона в Toyota убедились в том, что допустили стратегическую ошибку. Как же ее исправить?

А способ-то оказался один-единственный. Элфин Эванс проводит сезон очень и очень средне — на его счету ни одной победы. Такамото Кацута показывает очень нестабильную езду — он совершенно непредсказуем. Но и результаты выступающего на выборочных этапах Калле Рованперы также вызывают вопросы, ведь помимо трех побед финн дважды финишировал в третьем десятке и один раз вовсе не закончил гонку. Остался лишь Себастьен Ожье, который в шести стартах одержал три победы и трижды финишировал вторым — такой статистики нет ни у кого в этом сезоне!

И вот теперь после завершения ралли «Финляндия» удивленный француз раздает интервью, рассказывая о том, что у него нет вариантов — ему придется проехать оставшиеся гонки сезона. Он даже не придумывает каких-то оправданий. Скажем, Себ мог бы сказать, что хочет повторить рекорд Себастьена Леба и тоже стать девятикратным чемпионом мира. Возможно, такая мысль у него и правда есть, но он настаивает на том, что у него просто нет иного выхода. Это объяснимо — его об этом попросила команда, которая не хочет терять титул (титулы?).

Это изменение в устоявшемся в этом году положении вещей наносит сокрушительный удар по планам Тьерри Невилля и заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» на завоевание долгожданного титула в личном зачете. Да и в командном японцы без особых проблем могут опередить корейцев.

Благодаря победе в Финляндии Себастьен Ожье уже вышел на второе место в личном зачете, опередив Отта Тянака. Вот уж кто-то, а эстонец рискует стать главным разочарованием сезона-2024 — и это несмотря на то, что он в этом году принес команде одну победу. В Латвии эстонец не раз и не два откровенно чудил. Для начала еще до старта латвийского этапа чемпионата мира Тянак отправился на свое домашнее ралли «Эстония» для эдакой тренировки в боевых условиях. Но уже на втором спецучастке он на полной скорости вылетел с трассы и его Hyundai i20 N Rally1 Hybrid отправилась в полет через крышу. От машины осталась груда обломков, но, к счастью, экипаж не пострадал.

А уже в Латвии эстонец сперва ошибся на стартовом спецучастке и врезался в ограждение, затем Отт почему-то не заметил упавшую перед ним на дорогу надувную рекламную арку и со всего хода влетел в нее — это привело к остановке спецучастка. После этого на его автомобиле возникли проблемы с трансмиссией, и это завершилось еще одним вылетом. И не видать Тянаку подиума как своих ушей, если бы не проблемы Мартиньша Сескса, который на заключительном спецучастке ралли «Латвия» потерял почти две минуты и пропустил эстонца вперед.

В Финляндии же гонка Тянака и вовсе продлилась лишь два спецучастка. На третьем он не удержал машину на скользкой от дождя трассе, она вылетела с дороги, перевернулась и врезалась в дерево. Еще одна разбитая вдребезги Hyundai и штурман, которому пришлось провести ночь в больнице. В итоге — ноль очков за сход на ралли «Финляндия», две списанные машины и потеря второго места в личном зачете чемпионата.

На фоне неудач Тянака и Невилля светлым пятном смотрятся результаты выступлений двух дебютантов категории Rally1 Мартиньша Сескса и Сами Паяри. Латыш на своей домашней гонке впервые стартовал за рулем Ford Puma Rally1 Hybrid с гибридной составляющей. В свою очередь финн получил в свое распоряжение Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid уже на ралли «Финляндия». Мартиньш выиграл несколько спецучастков и едва не стал бронзовым призером ралли «Латвия» — из-за технических проблем он с третьего места откатился на седьмое, но все равно оставил приятные впечатления от своего выступления. Сами в начале своей гонки повредил машину и откатился в конец первой десятки. Но затем проявил бойцовский характер и постепенно начал отыгрывать позиции, по ходу дела выиграв один спецучасток. На финише он был четвертым.

И все бы ничего, но столь высокий темп и результаты, показанные откровенными дебютантами на почти незнакомых им машинах свидетельствуют совсем не об их гениальности — как поспешили заявить некоторые журналисты. Тот факт, что любой гонщик из младшей серии может вот так запросто сесть на гибрид категории Rally1 и после одного дня тестов начать выигрывать спецучастки — и не абы у кого, а сразу у нескольких чемпионов мира — это скорее показатель слишком упростившихся автомобилей. Упростившихся с точки зрения управления ими. Если проанализировать результаты выступлений экипажей на машинах Rally1 с момента их появления, то это и раньше было так — уж очень быстро не самые опытные пилоты начинали ехать на уровне лидеров мирового ралли. Хорошо ли это? Нет. Автомобили в высшей лиге мирового ралли не должны быть просты в управлении. А иначе как показывать класс?

Хотя если говорить об опыте и классе пилотов, то что же тогда натворили на двух прошедших этапах те самые опытные и классные гонщики? Тьерри Невилль допустил сразу несколько ошибок, которые привели к проигрышу обеих гонок. Про его товарища по заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Отта Тянака мы уже сказали выше. Пилот заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Элфин Эванс остался без одного из приводов во второй день ралли «Финляндия» и со второго места откатился во второй десяток. А в заключительный день и вовсе вылетел с трассы, разбив свою Toyota.

Другой пилот японской команды Такамото Кацута вылетал в Латвии, но доехал до финиша с неплохим результатом. Но в стране Суоми японец оторвал заднюю правую подвеску. Точно также поступил и Эсапекка Лаппи на своем домашнем этапе. Другой финн, Калле Рованпера, на предпоследнем спецучастке ралли «Финляндия» в повороте зацепил камень и вылетел в лес. А ведь он лидировал с отрывом от ближайшего соперника в 46 секунд! Вот вам и опыт…

Ну а если более опытные соперники наломали дров, значит, хорошие результаты могут показать темные лошадки. Так оно и случилось.

Победителем ралли «Латвия» стал экипаж Калле Рованперы и Янне Халтунена. Второе место заняли Себастьен Ожье и Винсент Ландэ. Замкнули тройку призеров Отт Тянак и Мартин Ярвеойя. Четвертыми финишировали Эдриен Фурмо и Александр Кориа — они стали лучшими среди экипажей заводской команды «M-Sport Ford World Rally Team».

В Финляндии после схода Рованперы победу отпраздновали Себастьен Ожье и Винсент Ландэ. Тьерри Невилль и Мартейн Видаге стали вторыми. Эдриен Фурмо и Александр Кориа заняли третье место. Сами Паяри и Энни Мялконен — четвертые.

Обратите внимание на результаты, показанные Фурмо. Француз тихой сапой вновь приехал на подиум и неожиданно для многих стал чуть ли не главным героем сезона переходов. У Эдриена в этом году четыре подиума, два четвертых и одно пятое место — и это на не самом быстром автомобиле Ford Puma Rally1 Hybrid. Неудивительно, что руководство команд соперников обратили на него пристальное внимание. По слухам, ему предложили контракт третьего пилота в заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team», причем с полной программой.

В этом случае освободится место в команде «M-Sport Ford World Rally Team». И нам, конечно же, очень бы хотелось, чтобы его занял россиянин Николай Грязин. Коля успешно выступил и в Латвии, и в Финляндии. На прибалтийской гонке ему пришлось заменить штурмана. В силу того, что гонщикам с российской лицензией выступать в странах Балтии нельзя, в правое кресло машины Грязина сел Андрис Малниекс. Но в Финляндии Константин Александров вернулся на свое место.

И на том, и на другом этапе Николай Грязин был заявлен только в зачете Rally2 — но не в зачете чемпионата мира WRC2. Фактически обе гонки Коля провел в качестве тестовых и дважды финишировал пятым.

Чемпионат мира по ралли ушел на перерыв. Следующий этап пройдет в начале сентября в Греции — нас ждет легендарное ралли «Акрополис». Финальную треть сезона откроют два тяжелейших гравийных этапа — вслед за Грецией участники проедут ралли «Чили». А решится судьба титулов на двух асфальтовых этапах в Германии и Японии.

Но если чемпионом мира по ралли 2024 года в итоге станет Себастьен Ожье, который примет участие лишь в десяти этапах вместо тринадцати, то это будет настоящий провал. От такого позора чемпионату и его постоянным участникам придется отмываться очень долго…

Результаты ралли «Латвия» 2024:

1. Калле Рованпера / Йонне Халтунен (Toyota GR Yaris Rally1) — 2:31:47,6
2. Себастьен Ожье / Винсент Ландэ (Toyota GR Yaris Rally1) — +39,2
3. Отт Тянак / Мартин Ярвеойя (Hyundai i20 N Rally1) — +1:04,5
4. Эдриен Фурмо / Александр Кориа (Ford Puma Rally1) — +1:31,5
5. Элфин Эванс / Скотт Мартин (Toyota GR Yaris Rally1) — +1:42,7
6. Такамото Кацута / Аарон Джонстон (Toyota GR Yaris Rally1) — +2:07,0
7. Мартиньш Сескс / Ренарс Францис (Ford Puma Rally1) — +2:45,4
8. Тьерри Невилль / Мартин Видаге (Hyundai i20 N Rally1) — +2:46,4
9. Грегуар Мюнстер / Луис Лука (Ford Puma Rally1) — +5:23,1
10. Оливер Сольберг / Эллиотт Эдмондсон (Škoda Fabia RS Rally2) — +8:37,9
15. Николай Грязин / Андрис Малниекс (Citroën C3 Rally2) — +11:39,4

Результаты ралли «Финляндия» 2024:

1. Себастьен Ожье / Винсент Ландэ (Toyota GR Yaris Rally1) — 2:25:41,9
2. Тьерри Невилль / Мартин Видаге (Hyundai i20 N Rally1) — +40,1
3. Эдриен Фурмо / Александр Кориа (Ford Puma Rally1) — +1:14,1
4. Сами Паяри / Энни Мялконен (Toyota GR Yaris Rally1) — +1:54,5
5. Оливер Сольберг / Эллиотт Эдмондсон (Škoda Fabia RS Rally2) — +8:15,5
6. Яри-Матти Латвала / Юхо Хянннен (Toyota GR Yaris Rally2) — +8:54,5
7. Лаури Йоона / Янни Хусси (Škoda Fabia RS Rally2) — +9:29,4
8. Микко Хейккиля / Кристиан Темонен (Toyota GR Yaris Rally2) — +9:32,0
9. Николай Грязин / Константин Александров (Citroën C3 Rally2) — +9:51,2
10. Георг Линнамяэ / Джеймс Морган (Toyota GR Yaris Rally2) — +10:07,0

Комментарии

18603711
Петропавловск-Камчатский
А где субару?
5
17
Ответить
Alex Sander
Самара
"Хорошо ли это? Нет. Автомобили в высшей лиге мирового ралли не должны быть просты в управлении. А иначе как показывать класс?"

Бред..

WRC машины улучшались всегда с одной целью - уменьшить время прохождения СУ. С учетом ограничения мощности это сделать можно только одним способом - модернизация трансмиссии для возможности пронесения бОльшей скорости в поворотах. Именно в результате этого WRC машинами проще управлять.
7
2
Ответить
Oleg
Хабаровск
18603711
А где субару?
На дне
8
2
Ответить
дш123
Благовещенск
Неужели результаты!
Еще бы общее положение в турнире
5
 
Ответить
da-fomin
Новосибирск
18603711
А где субару?
В тени Тойоты
7
 
Ответить
KirillTA
Курган
18603711
А где субару?
А много ли сейчас С класса в ралли? Одна мелочь
1
3
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 777
KirillTA
А много ли сейчас С класса в ралли? Одна мелочь
Была субару на ралли Хорватии ... в качестве технички))
Субару фаны, забудьте, это в прошлом уже
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром