Может ли бывший гонщик хорошо управлять заводской раллийной командой? Да, конечно! За примерами далеко ходить не надо — предшественник Латвалы Томми Мякинен создал раллийную команду Toyota Gazoo Racing World Rally Team, а Малкольм Уилсон стоял у истоков команды M-Sport, которая завоевала несколько чемпионских званий. Любой ли бывший гонщик сможет хорошо управлять командой? Нет. И ярким примером этому является то, как руководит своим коллективом Яри-Матти Латвала.
В этом году заводская команда Toyota Gazoo Racing World Rally Team, вероятнее всего, не сможет выиграть ни один из титулов. Но кто же в этом виноват? Гонщики японского коллектива? Неудачный автомобиль? Злодейка-судьба? Резко улучшившие свое мастерство соперники?
А может быть, все дело в ошибочной кадровой политике и нелогичной стратегии? Заводские команды заигрались в потакании желаний гонщиков. Один хочет ехать такие-то выборочные этапы, другой решил совмещать ралли с дрифтом и кольцевыми гонками, третий желает больше времени проводить с семьей. И все они не хотят ставить ралли на первое место в списке своих предпочтений.
Дорогие читатели! Попробуйте прямо сегодня подойти к своему начальнику и сказать ему, что хотели бы ходить на работу в выбранные дни. И что отныне по пятницам вы будете уходить с работы еще до обеда. Просто вам так захотелось. И потом в комментариях расскажите нам, что же вам ответил начальник…
Ну хорошо. Предположим, что сокращенная программа выступлений двух чемпионов мира из команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team — Калле Рованперы и Себастьена Ожье — была вынужденным решением, и Латвала ничего не мог с этим поделать. Это, конечно, странно — если у тебя есть контракт, то будь любезен следовать ему. Если же контракт составлен таким образом, что гонщик может в один момент отказаться от участия во всех этапах чемпионата и выступать лишь на нескольких гонках, тут уже возникают вопросы к профессионализму руководителей этой команды.
Так вот, если в японской команде не смогли справиться со своими чемпионами, то, во-первых, зачем их было оставлять в команде — сразу двоих? Можно было ограничиться одним, и пусть себе катается на избранных гонках. А если уж вы оставили и Калле, и Себа, то дайте им одну машину на двоих и пусть делят ее по ходу сезона. А четвертую Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid отдайте гонщику, который поедет весь сезон и будет бороться за титул.
Но нет, зачем же — пускай чемпионы покатаются. Ведь чемпионат мира по ралли — это как аттракцион в парке развлечений: сел и поехал. В результате «покатушки» чемпионов отняли ресурсы команды, но польза-то в чем? Калле Рованпера и Себастьен Ожье не раз и не два отбирали очки у своих же товарищей по команде — руководство заводской команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team по каким-то загадочным причинам не использовало командную тактику. Уж не из-за того ли, что вечный второй пилот Яри-Матти Латвала просто не может попросить своих именитых гонщиков уступить позицию тем, кто еще не имеет в своем активе чемпионских званий?
И что же теперь имеет японская команда к последней четверти сезона? Три победы Ожье и три победы Рованперы. Себастьен и Калле — лидеры по количеству побед в 2024 году. А толку-то? Лидирует в серии пилот заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team Тьерри Невилль, на счету которого до греческого этапа была лишь одна победа!
И закончим эту тему одним непреложным фактом. В том, что заводская команда Toyota Gazoo Racing World Rally Team в этом сезоне проиграет оба титула, виновата только сама команда и ее руководство. А провал в Греции стал своеобразной местью раллийных богов за столь безответственный подход к дисциплине.
Впрочем, ралли «Акрополис» начиналось для гонщиков японской команды вполне неплохо: Себастьен Ожье и Такамото Кацута начали гонку с побед на стартовых спецучастках. Но тут же японец оторвал колесо и выбыл из борьбы, а француз оказался под атаками Отта Тянака, выступающего в составе Hyundai Shell Mobis World Rally Team. В дебюте гонки на первых ролях успел побывать и Эдриен Фурмо из M-Sport Ford World Rally Team, но из-за поломки передней подвески он также выбыл из сражения за высокие места.
Но уже на пятом спецучастке гонки ее лидер Себастьен Ожье начал терять темп, а на финальном допе первого дня он разом потерял почти две с половиной минуты и с лидирующей позиции скатился на четвертое место. Причина — проблемы с турбонаддувом. При этом тройка лидеров на финише пятницы была хуже не придумать. На первом месте находился Отт Тянак, вторым шел Дани Сордо, а третим был Тьерри Невилль — все три гонщика, представляющие заводскую команду Hyundai Shell Mobis World Rally Team.
Собственно, на этом борьба за победу и закончилась. Бельгийцу нужно было лишь максимально аккуратно добраться до финиша второго, а потом и третьего дня — и всего делов. Отт Тянак и Дани Сордо самоустранились — оба пробили колеса и потеряли из-за этого время. На финише второго дня Тьерри Невилль был первым с комфортным отрывом более чем в минуту от занимавшего второе место Сордо, и почти в полторы минуты — от вышедшего на третье место Себастьена Ожье. С точки зрения борьбы в чемпионате француз оказался в неудачной позиции — он не только был позади бельгийца, но еще и пропустил вперед испанца. Но это было только начало больших проблем…
Новая система подсчета очков в мировом ралли стала уже притчей во языцех. Напомним — первая часть очков начисляется по итогам субботы. Вторая часть — по итогам воскресных спецучастков. Но есть один очень важный нюанс. Для того чтобы получить субботние очки, гонщик должен финишировать в воскресенье. В противном случае он не получит ничего!
И в воскресенье это самое «ничего» чуть не произошло с Себастьеном Ожье. Лучшее время на первом спецучастке заключительного дня, лучшее на втором, а на третьем его Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid перевернулась…
Француз проехал всего-то полтора километра дистанции спецучастка Eleftherohori 2 — из намеченных 18-ти. Автомобиль получил серьезные повреждения, но, несмотря на огромную потерю времени, Ожье нельзя было отказываться от борьбы, потому что тогда сгорели бы все набранные в субботу очки. Себастьен и его штурман Винсент Ландэ смогли заставить автомобиль двигаться и отправились к финишу. Не очень быстро, но самое главное было просто доехать.
И они это сделали! Потеряв 23 минуты и чертову дюжину позиций, восьмикратный чемпион мира добрался до финиша. Но раллийные боги превратили греческую трагедию даже не в комедию, а в фарс. Потому что занявший лишь 16-е место Ожье стал лучшим среди пилотов заводской команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team! Элфин Эванс закончил гонку на 18-м месте, а Такамото Кацута стал 30-м.
Для сравнения — лидер чемпионата Тьерри Невилль одержал победу, а его сокомандники по команде Hyundai Shell Mobis World Rally Team Дани Сордо и Отт Тянак заняли второе и третье место — стопроцентный результат! Как при таких итогах гонки Ожье собирается бороться за титул? Скорее всего, уже никак…
Интересно, что вслед за первой тройкой к финишу примчались Сами Паяри и Роберт Вирвес — победители зачета WRC2, которые после трех дней гонки и более чем 300 километров спецучастков показали совершенно одинаковый результат! Вслед за ними гонку закончили другие представители этого же зачета — Йоан Россель, Каетан Каетанович, Фабрицио Залдивар, Джош МакЭрлин. Замкнул первую десятку Роберто Дапра.
Стоп! А где же гонщики из M-Sport Ford World Rally Team? И где наши Николай Грязин с Константином Александровым? И наконец, где экипаж из Казахстана — Петр Бородин с Романом Чепрасовым?
Эдриен Фурмо начал греческий этап в отличном темпе — поначалу он даже вышел на второе место. Но затем на его Ford Puma Rally1 Hybrid сломалась передняя подвеска и он откатился в пятый десяток. До конца гонки француз отыгрывал одну позицию за другой и на финише был 21-м. Его товарищ по заводской команде «M-Sport Ford World Rally Team» Грегуар Мюнстер вел борьбу за шестое место, однако ее итогом стал вылет с трассы и сход во второй день. Больше он в гонку не вернулся.
Коля Грязин и Константин Александров также начали гонку неплохо — закрепились на третьей позиции в зачете WRC2. Но затем и им пришлось столкнуться с проблемами. Разворот в первый день привел к потере времени и нескольких позиций. А во второй день из-за повреждения привода гонщикам пришлось сперва потратить время на ремонт в полевых условиях, ну а после этого — оформить сход. Вернувшись же в бой в заключительный день ралли «Акрополис», российские гонщики пробили колесо и вновь потеряли уйму времени. Итог — лишь 48-й результат на финише гонки и 21-й в зачете WRC2.
Петр Бородин с Романом Чепрасовым до предпоследнего спецучастка вели сражение в тройке лидеров зачетов WRC3 и JWRC. Однако за один доп до финиша их автомобиль попал в аварию. Экипаж не пострадал, но продолжать гонку спортсмены из Казахстана уже не могли.
Вот таким получилось ралли «Акрополис». Оно было интересным и скандальным. Нравится ли такое мировое ралли зрителям? Какой-то их части — безусловно да. Но итоги греческого этапа стали одними из самых скучных во всем сезоне. Шутка ли, пилоты Hyundai Shell Mobis World Rally Team завоевали весь подиум, что позволило Тьерри Невиллю упрочить лидерство в личном зачете чемпионата, а Отту Тянаку — выйти на второе место в серии, оттеснив Себастьена Ожье.
За три этапа до конца чемпионата этого года лидера Тьерри Невилля отделяет от идущего третьим Ожье целых 38 очков. Или всего лишь 38 очков — все зависит от того, кого вы поддерживаете. Можно ли отыграть такое количество? С учетом того, что максимум за победу можно набрать 30 очков, математически это вполне реально. Только вот борьбу ведет уставший от раллийного мира Себастьен Ожье, которого только теперь руководство заставило сесть за руль автомобиля и он согласился выступить на оставшихся этапах чемпионата. Но где же вы были раньше?
Французу чемпионат мира совершенно неинтересен. Но теперь он будет вынужден прийти на помощь своей команде. Он не стесняется своих эмоций — ворчит, брюзжит и ругается. Но садится за руль и идет сражаться за честь коллектива. Хотя создается ощущение, что уже поздно…
Кто же может помочь Ожье и Toyota выиграть-таки девятый титул в личном зачете? Кто-кто, сами Невилль и Тянак собственной персоной! Им не привыкать ошибаться и создавать проблемы самим себе. А тут еще и прессинг такой — на носу первый титул для пилота заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team.
Ситуация в чемпионате острая и, словно сговорившись, все три заводские команды как будто решили на предстоящем этапе в Чили усложнить жизнь друг другу. Заводская команда Hyundai Shell Mobis World Rally Team привезет в Южную Америку три экипажа — к Невиллю и Тянаку присоединится Эсапекка Лаппи. Команда M-Sport Ford World Rally Team также привезет три экипажа — помимо Фурмо и Мюнстера на старт ралли «Чили» выйдет Мартиньш Сескс.
Латыш будет выступать на безгибридной версии Ford Puma Rally1, но ему вполне по силам стать очень опасным игроком. Но самый серьезный состав выставит Toyota Gazoo Racing World Rally Team — здесь два чемпиона: Себастьен Ожье и Калле Рованпера. Кроме того — Элфин Эванс и Сами Паяри! Финну дали шанс еще раз попробовать свои силы за рулем автомобиля высшей категории.
Мы же вновь будем болеть за экипаж Николая Грязина и Константина Александрова. Отступать некуда — до финиша чемпионата мира WRC2 остается совсем мало времени, и потому даже самые мало-мальски набранные очки могут сыграть хорошую службу.
1. Тьерри Невилль / Мартейн Видаге (Hyundai i20 N Rally1) — 3:38:04,2
2. Дани Сордо / Кандидо Каррера (Hyundai i20 N Rally1) — +1:46,8
3. Отт Тянак / Мартин Ярвеойя (Hyundai i20 N Rally1) — +2:57,3
4. Сами Паяри / Энни Мялконен (Toyota GR Yaris Rally2) — +7:01,1
= Роберт Вирвес / Алекс Леск (Škoda Fabia RS Rally2) — +7:01,1
6. Йоан Россель / Флориан Баррал (Citroën C3 Rally2) — +7:31,9
7. Каетан Каетанович / Мацей Шепаньяк (Škoda Fabia RS Rally2) — +9:54,0
8. Фабрицио Зальдивар (Škoda Fabia RS Rally2) — +11:27,9
9. Джош Макэрлин / Джеймс Фултон (Škoda Fabia RS Rally2) — +12:27,2
10. Роберто Дапра / Лука Джульельметти (Škoda Fabia Rally2) — +13:44,9
…
48. Николай Грязин / Константин Александров (Citroën C3 Rally2) — +1:31:17,7