Несмотря на приближение финиша сезона, интрига в Формуле 1 все еще жива. Сражение Ferrari с McLaren за Кубок конструкторов после Гран-при Лас-Вегаса входит в свою решающую стадию: теперь две команды разделяет всего 24 очка. У Шарля Леклера также еще есть шанс опередить Норриса в борьбе за второе место. Однако, помимо гоночной интриги, и в паддоке происходит много важных и интересных событий.
Все основные новости, происходившие до начала гоночного уикенда, мы с вами обсудили в предыдущем дайджесте событий, однако, это не значит, что не появилось новой информации.
В четверг вечером по местному времени в паддоке появилась интересная информация по команде Andretti.
В начале октября стало известно, что Майкл Андретти, сын знаменитого Марио, решил отойти от дел и передал основное управление Andretti Global своему партнеру Дэну Товриссу. Как выяснилось позже, Товрисс стал совладельцем команды Andretti еще в конце лета 2022 года.
Товрисс — генеральный директор страховой платформы Group 1001, которая является владельцем акций нескольких автодромов и главным спонсором Indy500. Что касается команды Andretti, то контрольный пакет остался у Майкла.
Считается, что этот шаг был предпринят в том числе и для того, чтобы помочь Andretti прийти в Формулу 1. Товрисс сообщил также, что в качестве одного из пилотов видит Колтона Херту, который «должен попасть в F1 и выступать за американскую команду».
После выборов Трампа и предстоящей с 2025 года отставки Грега Маффея вновь накатила волна слухов о возможном скором появлении 11-й команды: в свете того, что республиканцы поддерживают Andretti и помогут им попасть в паддок. Однако продолжение этой саги оказалось несколько иным, чем ожидалось.
По информации от агентства Ассошиэйтд Пресс, решение F1 и FOM было принято после того, как Майкл Андретти ушел с руководящего поста в Andretti Global. Теперь же речь идет о договоренности, что заявка будет изменена, и допуск получит не команда Andretti, а брендированная как Cadillac либо же General Motors. Именно это и стало главным условием успешного результата переговоров.
Таким образом, в чемпионат войдет не частная команда, а производитель, а тот факт, что первые два года производитель будет пользоваться чужими силовыми установками, т.к. не успевает создать свои, уже никого не интересует.
Вопрос, чей же двигатель будет использовать условный «Cadillac», пока остается открытым. Предположительно это может быть двигатель Ferrari или Honda: Mercedes и так имеет слишком большой пул клиентских команд в Формуле 1, Renault не вовремя закрыли свою фабрику, а с Red Bull Ford производитель General Motors очевидно не захочет иметь дела.
Ну и что касается базы и сотрудников — тоже вопрос решенный. Тот факт, что в Формулу 1 придет General Motors, никак не помешает им использовать все достигнутые наработки и инфраструктуру Andretti. На каких условиях — будет известно позже.
Сообщается, что объявление может последовать уже на неделе перед этапом в Лосаиле.
Накануне гонки в Вегасе FIA выпустила новую техническую директиву, которая вступила в действие немедленно, начиная с Гран-при Лас-Вегаса. Директива запрещает использование специальных титановых пластин в районе деревянной планки на днище, которые защищали планку от излишнего стирания.
Использование таких пластин помогало части команд, в том числе Ferrari, Haas и McLaren при настройках устанавливать минимальный клиренс. (Можно вспомнить о дисквалификации Хэмилтона и Леклера на Гран-при США 2023, когда минимальная толщина такой доски оказалась на финише на миллиметр меньше от разрешенной).
На использование этих деталей FIA указали в Red Bull. Предполагалось, что запрет на использование таких пластин должен «замедлить» соперников Red Bull, однако, уже во время первых практик и Фредерик Вассер, и Зак Браун подтвердили, что применение тех.директивы никак не сказалось на эффективности их машин.
За исключением Ferrari и VCARB, все остальные команды привезли в Лас-Вегас только те обновления, которые позволяли машинам выглядеть на городской трассе Вегаса более эффективно. Что касается Ferrari, то они уже начали тестировать новинки с прицелом на следующий год.
Вслед за Alpine и Sauber новую ливрею на Гран-при Лас-Вегаса представили и VCARB.
В Лас-Вегас Pirelli привезли самые мягкие составы: С3, С4, С5, те же, что были здесь и в прошлом году.
С самого начала производитель предупреждал, что основной проблемой для передних шин может стать недостаточный прогрев, особенно во время квалификации. Шинники также предупреждали о преждевременном гранулировании, которое станет следствием низких температур. А дополнительное охлаждение шин в конце длинных прямых может приводить к проблемам с торможением и блокировкам. Все эти факторы, по мнению Pirelli, приведут к повышенному износу, так что в качестве возможного решения они предлагали стратегию двух пит-стопов.
Поскольку трасса в Вегасе — городская, то первые сессии стали сложными с точки зрения сцепления и возможного скольжения машин в поворотах. По мере появления наката трасса прогрессировала.
Первая сессия в Вегасе прошла спокойно и без особых происшествий. Чаще всего возникали ошибки на торможении в конце прямиков, так что пилоты выезжали за пределы трассы, но благополучно возвращались на трек. Несколько пилотов жаловалось, что они не видят белую линию на выезде с питлейна, а гонщики Williams даже получили за это черно-белые флаги предупреждения.
Основная проблема, на которую все жаловались в первый день Гран-при — низкие температуры и невозможность прогреть шины. Из-за этого быстро возникало гранулирование верхнего слоя. Сцепление на трассе отсутствовало еще и по причине отсутствия наката и большого количества пыли.
Лучший результат в первой практике показал Льюис Хэмилтон.
Причиной единственной остановки второй сессии красными флагами стали проблемы с гидравликой на машине Алекса Албона. Тот остановился недалеко от заезда на техническую дорожку, его машину быстро эвакуировали, и сессия была возобновлена.
У многих пилотов вновь случались вылеты, блокировки шин и даже небольшие контакты со стенами, однако, без какого-либо серьезного ущерба.
Результаты второй практики вновь возглавил Хэмилтон, а вот оба Red Bull оказались в самом низу таблицы, вместе с пилотами Sauber. Вначале все восприняли это как результаты работы команды по собственной программе, но затем выяснился интересный момент.
Хельмут Марко сообщил, что Red Bull привезли в Вегас не ту спецификацию заднего крыла, из-за чего теряли на прямых порядка 0,6 секунд с круга. Сообщалось также, что другое, более плоское крыло должны будут доставить в Вегас на следующий день, но позже Марко сообщил, что это сделать не получится. Однако команда не теряет надежды добиться нужных результатов и с имеющимся крылом.
Вопрос с задним крылом Red Bull решил кардинально: с помощью инструментов механики придали ему нужную форму, оптимизировав под трассу в Лас-Вегасе.
Однако начало третьей практики оказалось для Ферстаппена не слишком воодушевляющим. После того, как он на торможении несколько раз промахнулся мимо пятого поворота, ему пришлось заехать в боксы. Механики поколдовали над его машиной, и он вновь вернулся на трассу, на этот раз показывая более высокие результаты.
За 15 минут до окончания сессии Лэнс Стролл остановился на трассе из-за потери мощности: на его машине отказала система рекуперации. Сессия была прервана красными флагами и возобновилась только незадолго до окончания. В результате выехать на трассу вновь успели почти все пилоты — кроме Переса.
Машину Стролла успели починить только к последним минутам первого сегмента квалификации: Лэнс успел проехать быстрый круг, но этого результата оказалось недостаточно, чтобы пройти во второй сегмент. Впрочем, и у Фернандо Алонсо сессия не задалась: он показал только 17-е время.
После того, как перед началом уикенда Red Bull сообщили, что предоставят Серхио Пересу машину в той же конфигурации, что и у Макса Ферстаппена, можно было предположить, что Чеко сумеет приблизиться к Максу по результатам. Однако уже в первом сегменте он уступил лидеру почти секунду, Максу — 0,8 секунды и не сумел пройти дальше.
Правда, позже выяснилось, что, хотя Перес и ехал на «бразильской» конфигурации, Ферстаппен все же получил очередное обновление. Единственный экземпляр этого обновления в команде объяснили отсутствием бюджета в условиях его ограничения.
Первый сегмент возглавили два Mercedes: Хэмилтон уступил Расселлу 0,039 сек. Помимо двух Aston Martin и Переса дальше не смогли пройти Боттас и Албон, причем Албону удалили последний быстрый круг за нарушение лимитов трека в четвертом повороте. Для Чжоу выход во второй сегмент стал вторым в этом сезоне.
Второй сегмент на этот раз возглавил Хэмилтон, а Карлос Сайнс вклинился на вторую строчку между ним и Расселлом. Однако закончилась сессия не самым лучшим образом: на своем последнем быстром круге допустил ошибку Франко Колапинто, в очередной раз сильно разбив машину.
Для команды это стало большим ущербом — не только в финансовом плане, но и из-за большого дефицита запчастей. Оба шасси, которые они привезли в Вегас, были отремонтированными версиями разбитых шасси после Бразилии, а еще в начале недели перед Вегасом ходили слухи, что Williams в принципе могут не выйти на старт в США — или выставить всего одну машину.
Перегрузка при ударе составила 50G, так что медицинская машина сразу отвезла аргентинского пилота в госпиталь на обследование, а вердикт о том, сможет ли он выйти на старт Гран-при, отложен на день перед гонкой.
После второго сегмента из квалификации выбыли также Эстебан Окон, Кевин Магнуссен, Чжоу Гуанью и Лиам Лоусон. Старт третьего сегмента был отложен из-за необходимости эвакуации разбитой машины и уборки трека.
Третий сегмент прошел без особых происшествий. Хэмилтон ошибся в своих обеих попытках, в итоге последний круг вообще был у него списан за нарушение лимитов трека.
Поул-позицию на старте Гран-при завоевал Джордж Расселл, вместе с ним с первого ряда стартует Карлос Сайнс. Но настоящей сенсацией квалификации стал Пьер Гасли, который сумел показать третье время и опередить гораздо более эффективные машины. Что касается Макса Ферстаппена, то он стал лишь пятым в квалификации, но даже с таким результатом он оказался быстрее обоих McLaren.
Перед Гран-при стало известно, что механики Williams в очередной раз совершили подвиг, собрав машину буквально из ничего, а медики допустили Колапинто к старту. Однако, из-за того, что при восстановлении автомобиля пришлось использовать детали другой конфигурации (что осталось), Колапинто получил штраф и стартовал с питлейна.
Валттери Боттас получил штраф в пять мест на старте за замену накопителя энергии.
Подавляющее большинство гонщиков выбрало для старта комплекты медиум. Исключением стал Алонсо (он стартовал на софте), а также Перес, Боттас и Колапинто (они предпочли самые жесткие комплекты).
Оскар Пиастри не попал машиной в стартовое поле на решетке, за что получил пятисекундный штраф.
1 круг. Первый круг прошел без инцидентов. Шарль Леклер сразу отыграл две позиции, поднявшись на вторую строчку, и дважды готовил атаку на Джорджа Расселла, но безрезультатно.
Лиам Лоусон обогнал Кевина Магнуссена, потерявшего сразу три позиции, а вот Серхио Перес, наоборот, на старте пропустил сразу двоих пилотов: Алонсо и Албона. Одну позицию отыграл и Чжоу Гуанью. И Чжоу, и Лоусон были под расследованием за получение преимущества за пределами трассы в восьмом повороте, но, как это водится на первом круге, их простили.
5 круг. Первый пит-стоп провел Фернандо Алонсо: его софт уже через пять кругов перестал работать. Он перешел на хард.
8 круг. Сразу несколько решающих обгонов произошло на восьмом круге. Карлос Сайнс обогнал Шарля Леклера и занял вторую позицию, затем следом за ним Леклера прошел и Ферстаппен, став четвертым. Что касается Хэмилтона, к этому моменту он уже готовил атаку на Юки Цуноду за седьмую строчку.
9 круг. Пит-стопы Норриса и Леклера.
10 круг. Ферстаппен атакует и проходит Сайнса, Хэмилтон обгоняет Гасли и становится пятым.
В течение этого круга и трех последующих большинство пилотов избавляется от шин медиум и переходит на самый жесткий состав. Дольше всех на медиуме остается Магнуссен (17 кругов). Кевин, единственный из всех пилотов, работал на стратегии одного пит-стопа, в то время как Хюлькенберг был на двух остановках.
При этом механики Стролла и Окона обоим пилотам испортили гонку. Эстебану вынесли не тот комплект, и его пришлось менять, а о прибытии Стролла стало известно поздно: как выяснилось, на его машине не работала кнопка подтверждения заезда на пит-стоп.
16 круг. Сход Гасли из-за проблем с силовой установкой. Его машина задымила на трассе, но он дотянул до питлейна и заехал в боксы, чтобы не стать причиной появления машины безопасности.
Чеко Перес на шинах с белыми ободками продолжает оставаться на трассе, хотя потерял темп и пропускает соперников одного за другим. Его пит-стоп проходит только в конце 17 круга.
19 круг. Карлос Сайнс просит своего инженера сообщить о стратегии пит-стопов: «Дайте мне знать как можно скорее, будет ли это план С. Потому что это все меняет». Через два круга инженер сообщает, что это будет план А.
26 круг. Сход Алекса Албона из-за проблем с системой охлаждения и возможного перегрева силовой установки.
27 круг. Карлос Сайнс просит провести пит-стоп. Его зовут в боксы только два круга спустя. К этому времени в боксах во второй раз побывали уже Хэмилтон, Ферстаппен и Пиастри. Как выяснится позже при компьютерной симуляции, пит-стоп Карлоса на два круга раньше мог бы привести к финишу на втором месте.
28 круг. Сайнсу по радио велят пропустить вперед Леклера, который может побороться с Норрисом за второе место в личном зачете. Происходит это в не самый удобный момент, когда на заднем крыле Ferrari висит Льюис Хэмилтон.
Сайнс тем не менее пропускает Шарля, но пытается отсечь Хэмилтона, который собирается на пит-стоп. Все это происходит как раз в 17-м повороте в районе заезда на питлейн, так что Карлос отворачивает на трассу в самый последний момент, пересекая белую линию.
Позже становится известно, что Карлосу в последний момент велели оставаться на трассе, т.к. механики не были готовы провести пит-стоп.
Наказания за это нарушение, однако, не следует, т.к. по правилам конкретной трассы в этом месте пересекать белую линию разрешено.
32 круг. Хэмилтон обгоняет Ферстаппена, поднимается на третью строчку позади Леклера, который еще не заезжал на второй пит-стоп. Для Льюиса это может стать вторым местом в гонке. Между Хэмилтоном и Расселлом более 32 секунд, так что Джордж проводит «бесплатный» пит-стоп и возвращается на трассу по-прежнему лидером.
Макс занимает третье место, однако, две Ferrari позади него наращивают темп. Инженер Макса Джанпьеро Ламбьязе напоминает Ферстаппену не забывать о поставленных на гонку задачах. Имеется ввиду не рисковать без лишней надобности и финишировать впереди Норриса.
После пит-стопа Леклера на 32 круге происходит острая ситуация между ним и Сайнсом. Оказывается, что Карлосу велели «не оказывать давления на Шарля», но на хорошо прогретых шинах он обогнал напарника, несмотря на распоряжение из боксов.
Это вызвало волну негатива у Леклера, который заметил, что «возможно, ему стоит говорить по радио по-испански».
Разборки продолжились и после финиша гонки, однако Карлос сообщил, что они разберутся во всем лично, без привлечения журналистов.
38 круг. В довольно узком месте на трассе Чеко Перес пользуется удобной ситуаций и обгоняет сразу двух пилотов: Лоусона и Магнуссена, претендуя на премию за лучший обгон года.
42 круг. Карлос Сайнс проходит Макса Ферстаппена за третье место!
47 круг. Леклер обгоняет Ферстаппена, поднимается на четвертую позицию, сокращая таким образом отставание от Норриса в личном зачете до 24 очков.
На этом же круге Льюис Хэмилтон, сокративший отставание от Расселла до пяти секунд, ошибается и вылетает за пределы трассы. Эта ошибка стоит ему примерно 0,7 секунды, и он бросает преследование напарника по команде.
49 круг. Норрис отправляется в боксы за комплектом софт, чтобы отнять у Хэмилтона лучшее время круга и дополнительный балл в зачет; ему это удается, но никак не влияет на досрочный титул Макса уже на Гран-при Лас-Вегаса.
Финишировав на пятой позиции, Макс Ферстаппен становится четырехкратным чемпионом мира.
Мерседес берет победный дубль, первый со времен Гран-при Сан-Паулу 2022 года. Хэмилтон набирает 32% голосов в качестве гонщика дня. Результаты Вегаса еще раз показывают, что мерседесы хороши по холодной погоде, и на двух финальных этапах на Аравийском полуострове они вряд ли смогут повторить такой результат.
Ferrari отыграли 12 очков и приблизились к McLaren в Кубке конструкторов. У них есть все шансы в этом сезон завоевать командный титул — если будут быстры и не допустят ошибок. А вот Red Bull в Кубке конструкторов уступили McLaren еще четыре очка. Перес финишировал десятым, набрав лишь один балл, в то время как от него ждали совсем других результатов. Хельмут Марко сообщил, что судьба пилотов в Red Bull будет решаться на совете акционеров после Гран-при Абу-Даби. Правда, Кристиан Хорнер уточнил, что решение может быть отложено чуть ли не до первого этапа будущего сезона.
Haas, благодаря восьмому месту Нико Хюлькенберга и сходу Гасли, вернули себе шестую строчку в Кубке конструкторов, которую потеряли в Бразилии. Правда, отделяет их от французов всего один балл.
Единственной командой, которая так и не «размочила» счет, остается Sauber. У них впереди еще два этапа до того момента как они станут Audi, но в чудо верится не очень.
Следующий Гран-при состоится уже в ближайшие выходные в формате спринт-уикенда в Катаре на трассе Лосаил. Гонка также пройдет в темное время суток. Старт по Москве — в 19.00 1 декабря.
Результаты гонки:
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Д. Расселл | Mercedes | 1:22:05,969 | 226,523 | 2 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +7,313 | 226,187 | 2 |
3 | К. Сайнс | Ferrari | +11,906 | 225,977 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +14,283 | 225,868 | 2 |
5 | М. Ферстаппен | Red Bull | +16,582 | 225,763 | 2 |
6 | Л. Норрис | McLaren | +43,385 | 224,546 | 3 |
7 | О. Пиастри | McLaren | +51,365 | 224,186 | 2 |
8 | Н. Хюлькенберг | Haas | +59,808 | 223,806 | 2 |
9 | Ю. Цунода | VCARB | +62,808 | 223,671 | 2 |
10 | C. Перес | Red Bull | +63,114 | 223,658 | 2 |
11 | Ф.Алонсо | Aston Martin | +69,195 | 223,385 | 2 |
12 | К. Магнуссен | Haas | +69,803 | 223,358 | 1 |
13 | Г. Чжоу | Sauber | +74,085 | 223,167 | 2 |
14 | Ф. Колапинто | Williams | +75,172 | 223,118 | 2 |
15 | Л. Стролл | Aston Martin | +84,102 | 222,721 | 2 |
16 | Л. Лоусон | VCARB | +91,005 | 222,414 | 2 |
17 | Э. Окон | Alpine | +1 круг | 221,899 | 3 |
18 | В. Боттас | Sauber | +1 круг | 221,484 | 2 |
Лучший круг: Ландо Норрис (McLaren) — 1:34.876 (50 круг)
Гонщик дня: Льюис Хэмилтон