Прошлогодний этап в Катаре стал экстремальным сразу из-за нескольких показателей. Прежде всего неудачной стала дата проведения гонки: в начале октября даже в ночных сессиях температура воздуха достигала +30 °C, что в сочетании с высокой влажностью стало настоящим испытанием для пилотов. Многие после финиша жаловались на тепловой удар. Логан Сарджент вообще снялся до конца гонки, Эстебан Окон рассказывал, что его стошнило прямо во время сессии, многие отправились к медикам.
Другой проблемой были острые поребрики, которые стали причиной микротрещин на шинах, что могло привести к взрыву покрышек. Ну а большие заасфальтированные зоны вылета в некоторой степени провоцировали на нарушение лимитов трассы.
В этом году организаторы постарались учесть все проблемные моменты: дата Гран-при была перенесена на более поздний срок. Это привело к довольно комфортным температурам в +17–20 °C в ночное время. Внесли изменения и в саму трассу.
В прошлом году после пятничных практик организаторы изменили зоны границ трека, урезав в нескольких местах ширину трассы — так, чтобы пилоты не попадали колесами на жесткие поребрики.
В этом году проведенные изменения затронули сами поребрики. В нескольких местах, а именно в 1, 2, 4, 10, 12-14 поворотах они срезали у поребриков острые углы, смягчив их для более щадящего для резины прохождения. Дополнительно в нескольких местах вылета асфальт заменили на гравийные ловушки. И это сработало: количество снятых времен круга существенно уменьшилось.
Прошлогодний Катар стал причиной внесения в регламент Формулы 1 пункта, разрешающего устанавливать в машину дополнительный воздуховод для охлаждения гонщиков.
В этом году на заседании Комиссии Ф1 в первой половине ноября было объявлено, что с 2025 года устройство охлаждения станет обязательным в тех случаях, если будет превышен порог экстремальных температур. Сама граница температур еще не обозначена, но предполагается, что это будет не ниже +30 °C в течение всей гонки, т. к. в этом случае в кокпите температура превышает +50 °C.
Изначально хотели поставить простой кондиционер с блоком переменного тока, но проблемы его установки в актуальную машину не смогли бы решить раньше 2025 года, значит, и тесты были бы отложены.
В итоге во время первой практики в Мексике был протестирован прототип нового устройства (кто именно из пилотов его тестировал — держится в секрете), гонщик по итогу сообщил, что требуемый эффект был достигнут. Непонятно только, как долго он его тестировал.
Система, которую использовали в Мексике, состояла изо льда, который охлаждал жидкость, которая затем направлялась по трубкам вокруг верхней части комбинезона (жалею, что нет иллюстраций).
Система весила не более 5 кг, но, возможно, после дополнительных испытаний ее вес может увеличиться. Устройство может быть установлено как в самом кокпите, так и за его пределами. Ну и понятно, что наличие этого устройства может увеличить минимальный вес машины.
Командам разрешат разработать собственные версии такой системы и получить патент, а производить эти системы будут уже сторонние поставщики. В любом случае, в такой системе разрешено использование только воздуха, воды (льда) и определенных химических веществ, разведенных в воде. Сухой лед запрещен.
С 2025 года можно будет также создавать дополнительные отверстия через пол или носовую часть кокпита для прямой подачи воздуха на пилота.
В середине ноября Мик Шумахер опубликовал в соцсетях грустное сообщение, смысл которого сводится к тому, что в его карьере что-то пошло не по плану, но каждое испытание — способ чему-то научиться. «Путешествие продолжается, и я полон решимости справиться с этим. Спасибо за вашу поддержку». Однако объяснений вслед за этим никаких не последовало.
В четверг перед Гран-при Катара загадка этого сообщения разрешилась: стало известно, что Мик Шумахер покидает роль резервного пилота Mercedes, таким образом теряя связь с Формулой, и теперь полностью сосредоточится на выступления в чемпионате мира по гонкам на выносливость за Alpine.
Ожидалось, что в тот же день на место Шумахера объявят Валттери Боттаса, о назначении которого упорно говорят в паддоке, но анонс пока задерживается. А сам Валттери, который уже получил несколько предложений, пока, по собственным словам, ищет более надежный способ остаться в Формуле 1.
Перед началом уикенда стало известно об очередных увольнениях среди руководящих сотрудников FIA. Своей должности стюарда лишился Тим Майер, сын одного из основателей McLaren Тедди Майера. А перед этим уволили Джанет Тан, которая должна была занять место директора гонок в Формуле 2 после перевода предыдущего директор Руя Маркеша на аналогичную должность в Формуле 1.
BBC Sport опубликовали большой материал, посвященный череде увольнений в последнее время ведущих сотрудников FIA В том числе и сам Тим Майер дал свои комментарии журналистам BBC, позволив себе открыто рассказать, что происходит в Федерации. По его словам, президент FIA Мохаммед бен Сулайем оказывал давление на стюардов, передавая свое мнение через их сотрудников.
Причиной увольнения Майера стал тот факт, что он представлял интересы организаторов ГП США в Остине на слушаниях «права на пересмотр» решения о штрафе в полмиллиона евро за то, что болельщики до официального разрешения вышли на трассу в Остине сразу после гонки. На всех трех ГП США Майер выступал в роли спортивного организатора этапов, а его участие в апелляции привело сначала к исключению его из числа стюардов в Бразилии, а затем и вовсе к увольнению с этой должности.
Организаторам COTA удалось изменить формулировку вердикта FIA «не смогли принять разумные меры» на нарушение статьи 26.7 регламента о запрете выхода зрителей на трассу, т. к. «на юридическом языке США она означала следствие халатности, что является проблемой для американской корпорации».
Майер сказал, что Мохаммед бен Сулайем счел сам факт подачи документов на пересмотр решения о штрафе «личным нападением на него». Будучи волонтером (стюарды не получают зарплату), Майер во вторник получил смс о том, что в его услугах больше не нуждаются, от одного из помощников Мохаммеда бен Сулайема.
«После 15 лет волонтерской работы в качестве стюарда, десяти лет обучения других стюардов и сотен часов волонтерской работы на других должностях я получил сообщение от одного из его помощников».
«Официальной причиной будет назван конфликт интересов с FIA, поскольку я занимался правом на пересмотр в качестве организатора этапа. Но меня уволили не из-за этого».
Две недели тому назад президент FIA уволил Нильса Виттиха, затем Джанетт Тан, заместителя гоночного директора Формулы 2 (предполагалось, что она займет должность переходящего в Ф1 Руи Маркеша в конце этого сезона), а также сотрудника по соблюдению требований FIA Паоло Басарри. В прошлом году FIA также лишилась спортивного директора Тима Нильсена, технического директора Тима Госса, главного исполнительного директора Натали Робин, а также главы комиссии женщин в автоспорте Деборы Майер, генерального секретаря по мобильности Джейкоба Бангсгаарда и директора по коммуникациям Люка Скиппера.
Руи Маркеш в Катаре исполнял одновременно роль гоночного директора и Формулы 1, и Формулы 2, т. к. ему не нашли замену в молодежной серии. Последний раз такое случалось еще в эпоху Чарли Уайтинга, но затем от такой практики отказались из-за слишком большой нагрузки на директора гонки во время одного уикенда.
Суверенный фонд Катара (QIA) подписал окончательное соглашение о приобретении значительной миноритарной доли в Sauber Holding AG, будущей заводской команде Audi. Таким образом, QIA войдет в проект Audi Formula 1 в качестве долгосрочного инвестора и партнера. Благодаря этому команда получит серьезные инвестиции, которые будут направлены на модернизацию и дальнейшее развитие инфраструктуры команды.
«Инвестиции QIA отражают доверие, которое заслужил проект Audi F1. Дополнительный капитал ускорит развитие команды и станет важной вехой в реализации долгосрочной стратегии. Участие QIA придаст дополнительный импульс работе в Хинвиле и Нойбурге в рамках подготовки к дебюту Audi в 2026 году», — сообщил генеральный директор Audi AG Гернот Делльнер.
По различным данным, размер сделки составил от 25% до 33% акций.
Переговоры между Катаром и Audi начались уже давно, и о решении об инвестициях было известно некоторое время тому назад, так что никакого сюрприза в факте покупки акций уже не было. Однако есть нюансы. Размер вложений QIA (как минимум 25% + одна акция) в команду говорит о том, что у катарцев теперь на руках блокирующий пакет: ни одно существенное решение по развитию команды не может быть принято без их согласия.
Два последних Гран-при сезона в прежнем составе проводит команда Mercedes. В честь этого они организовали коллаборацию с одним из своих партнеров — компанией IWC. Незадолго до Гран-при Катара Льюис Хэмилтон принял участие в спонсируемом IWC полете на учебно-боевом самолете L-39 в рамках программы Polaris program Space travel, такие тренировки проходят астронавты перед полетом в космос.
После этого были анонсированы специальные белые комбинезоны с эмблемами компании на два оставшихся Гран-при.
После финиша Гран-при Катара стало известно, что Эстебан Окон не проведет последнюю гонку за Alpine в Катаре, а уступит место пилота будущему гонщику Alpine Джеку Дуэну. Предполагается, что Alpine таким образом намерены оценить навыки пилотирования перед выходом в новый сезон. Дуэн также проведет с командой постсезонные тесты.
По информации из различных СМИ, Окон и Alpine договорились на таких условиях, что Окону будет разрешено провести постсезонные тесты со своей будущей командой — Haas.
Вместе с тем в Катаре Alpine объявили имя своего резервного пилота на 2025 год. Им стал эстонский гонщик Пол Арон, выступающий в этом сезоне в Формуле 2. Так совпало, что во время этапа в Катаре Арон завоевал поул-позицию и выиграл свою первую гонку в Формуле 2.
Только две команды привезли в Катар незначительные обновления.
Alpine: новый, короткий нос и переднее крыло, чтобы постараться удержать позицию в Кубке конструкторов.
Sauber: урезанное переднее крыло, подходящее под трассу в Лосаиле.
В Катар Pirelli привезли самые жесткие составы шин: С1, С2 и С3.
По прогнозам итальянской компании, в Катаре ожидалась сильная деградация резины как за счет боковых перегрузок, так и за счет высокой прижимной силы, при этом абразивность асфальта оценивалась как низкая.
На гонку шинники давали преимущественный прогноз по двум пит-стопам, хотя самой быстрой считалась стратегия одной остановки. Однако для этого пришлось бы очень аккуратно работать с резиной.
Основным выбором на гонку, по мнению Pirelli, должны были стать шины двух более жестких составов, софт больше подходил для квалификационных заездов. Однако характер гонки позволил некоторым командам переключиться даже на самые мягкие комплекты.
Основными соперниками в Лосаиле стали Ferrari и McLaren, сражающиеся за Кубок конструкторов. Последний раз McLaren брали Кубок конструкторов в 1998 году, Ferrari — в 2007-м. Чтобы вновь заработать командный титул, McLaren нужно было набрать в Катаре на 21 очко больше Ferrari и не проиграть Red Bull более девяти очков.
Поскольку уикенд в Катаре проходил в спринт-формате, единственная практика была очень важна командам для правильных настроек. Так что они не стали терять время и с первых же минут приступили к работе, которая была сосредоточена преимущественно вокруг шин — средних и мягких комплектов.
Шарль Леклер возглавил протокол практики, Ландо Норрис уступил ему чуть менее полсекунды.
В средней группе были быстры Цунода и Албон, неплохо проявили себя Aston Martin. Своей скоростью удивили в Sauber: Валттери Боттас даже показал фиолетовый второй сектор.
По правилам квалификации к спринту первые два сегмента пилоты проводят на составах медиум. Полная сессия длится на 15 минут меньше квалификации к Гран-при, заезды прошли весьма динамично.
Лидером первого сегмента стал Ландо Норрис, во второй не вышли Цунода, Окон, Чжоу, Колапинто и вновь — Серхио Перес, который проиграл Кевину Магнуссену чуть менее 0,2 секунды. Боттас вновь прошел во второй сегмент.
После второго сегмента выбыли два Aston Martin, а также Боттас, Албон и Магнуссен, а лидером таблицы вновь стал Ландо Норрис.
Третий сегмент пилоты по правилам провели на самых мягких шинах, и вновь Норрис возглавил протокол. Джордж Расселл уступил ему всего 0,063 секунды. Со второго ряда стартовали Пиастри и Сайнс. Ферстаппен показал только шестое время, Хэмилтон — седьмое.
После спринт-квалификации были внесены изменения в режиме закрытого парка сразу в две машины: Серхио Пересу и Франко Колапинто изменили настройки, и оба получили за это штраф стартом с питлейна.
На старте произошло несколько смен позиций. Оскар Пиастри сразу же обошел Джорджа Расселла и поднялся на второе место. Ферстаппен, наоборот, откатился на три позиции назад. Хэмилтон отлично стартовал, отыграв сразу два места, в том числе и опередив Шарля Леклера. Больше всего позиций отыграл Кевин Магнуссен, поднявшись на 11-ю строчку.
Еще одна неожиданная ситуация произошла на питлейне: Серхио Перес замешкался после включения зеленого сигнала на светофоре, и его обогнал Франко Колапинто. Позже Перес объяснил, что им был нужен чистый воздух для проверки новых настроек на машине, и он сделал это специально.
В течение гонки Расселл неоднократно предпринимал попытки обогнать Оскара Пиастри, но пилот McLaren защищался очень жестко и так и не пропустил Mercedes вперед до самого финиша, сохранив важную позицию. В этом ему помогал и Ландо Норрис, который держал темп таким образом, чтобы Пиастри все время оставался у него в зоне DRS.
На 13-м круге Шарль Леклер возвращает позицию, обгоняя Хэмилтона, а Ферстаппен к тому моменту закрепляется на восьмой строчке, обогнав Гасли на восьмом круге.
За пять кругов до финиша Перес заезжает в боксы, где ему меняют переднее крыло. И дело не в повреждении, а в желании протестировать деталь другой конфигурации с новыми настройками. Таким образом. Спринт у Переса стал своего рода испытательной сессией под предстоящий Гран-при.
Перед самой финишной линией оба пилота McLaren поменялись позициями, и Оскар Пиастри увидел клетчатый флаг первым. Ландо Норрис в послефинишном интервью объяснил, что так он отдал партнеру по команде долг за финиш в Спринт-гонке Бразилии, где тот, в свою очередь, пропустил его для борьбы за возможное чемпионство.
Норрис рассказал, что команда была против и велела не делать этого, но он решил по-другому, и все получилось.
Таким образом, победу в Спринте одержал Оскар Пиастри, вторым стал Норрис (без ущерба для командных очков), третьим финишировал Джордж Расселл.
Вновь финишировал в очках Нико Хюлькенберг, Ферстаппен набрал единственный балл для Red Bull.
Результаты спринта:
Пилот | Команда | Время | Скорость | |
1 | О. Пиастри | McLaren | 27:03,010 | 227,774 |
2 | Л. Норрис | McLaren | +0,136 | 227,755 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +0,410 | 227,717 |
4 | К. Сайнс | Ferrari | +1,326 | 227,588 |
5 | Ш. Леклер | Ferrari | +5,073 | 227,064 |
6 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +5,650 | 226,984 |
7 | Н. Хюлкенберг | Haas | +8,508 | 226,586 |
8 | М. Ферстаппен | Red Bull | +10,368 | 226,328 |
9 | П. Гасли | Alpine | +14,513 | 225,755 |
10 | К. Магнуссен | Haas | +15,485 | 225,621 |
11 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +19,204 | 225,110 |
12 | В. Боттас | Sauber | +23,351 | 224,543 |
13 | Л. Стролл | Aston Martin | +24,421 | 224,398 |
14 | Э. Окон | Alpine | +30,379 | 223,589 |
15 | А. Албон | Williams | +33,062 | 223,227 |
16 | Л. Лоусон | VCARB | +34,356 | 223,052 |
17 | Ю. Цунода | VCARB | +35,102 | 222,952 |
18 | Ф. Колапинто | Williams | +35,639 | 222,880 |
19 | Г. Чжоу | Sauber | +71,436 | 218,171 |
20 | C. Перес | Red Bull | +74,371 | 217,794 |
Лучший круг: Шарль Леклер (Ferrari) — 1:23,923 (18 круг, 232,455 км/ч)
Квалификация к Гран-при стартовала в 21.00 по местному и по московскому времени, когда температура воздуха опустилась до +19 °C, а асфальта — до +22 °C. Такие температуры весьма комфортны для машин Mercedes, так что не было ничего удивительного, что они сразу показали хорошую скорость.
Во время перерыва между Спринтом и квалификацией сразу несколько команд внесли изменения в настройки машин, в том числе Ferrari, Mercedes (на машине Хэмилтона) и Red Bull — благодаря тестам, которые провел Перес во время спринта.
Расселл сразу же выехал на короткий круг, прикатав комплект медиум, и затем вернулся в боксы, а выехав вновь на трассу в слипстриме машины № 44, сразу показал несколько фиолетовых секторов.
Именно Расселл возглавил первый сегмент с лучшим временем 1:21,241, позади него расположились две Ferrari, причем Леклер уступил всего 0,037 секунды.
Сюрпризом стало прохождение во второй сегмент сразу двух машин Sauber, оба Aston Martin также продемонстрировали высокую скорость, причем Алонсо стал шестым. А вот оба Williams, Нико Хюлькенберг, Лоусон и Окон выбыли из дальнейших заездов.
Во втором сегменте лучшее время показал Макс Ферстаппен, улучшив предыдущий результат Расселла почти на две десятых. Перес оказался с противоположного края, став десятым. Оба Sauber, Юки Цунода, Стролл и Гасли выбыли после второго сегмента. Во время сессии Карлоса Сайнса выпустили на питлейн под колеса Mercedes Хэмилтона, за что Ferrari получили штраф в 5000 евро.
В третьем сегменте лучшее время показал Макс Ферстаппен, выйдя из 1:21. Джордж Расселл проиграл ему 0,055 секунды, однако эти результаты не стали окончательными.
На медленном круге у обоих пилотов произошел инцидент, который привел к расследованию действий Ферстаппена.
Ферстаппен, зная, что все пилоты на трассе в данный момент находились на круге охлаждения, двигался медленно, чтобы сохранить достаточное отставание от впереди идущих машин для спокойной квалификации. Джордж Расселл был позади него и находился тоже на медленном круге, но на иной подготовительной стратегии, все это время Ферстаппен был в поле его зрения. В какой-то момент Расселл стал набирать скорость, и вместо того чтобы объехать Ферстаппена, уперся в его машину и пожаловался на блокировку со стороны Red Bull.
После окончания квалификации судьи пригласили обоих пилотов для разбора ситуации и затем вынесли решение о штрафе Ферстаппену. Макс должен был потерять одну позицию на старте гонки и получил штрафной балл в лицензию.
В судейской формулировке причин штрафа для Ферстаппена основной акцент был сделан на то, что Ферстаппен ехал слишком медленно даже для круга охлаждения, нарушая тем самым дельту времени, установленную гоночным директором.
В тексте постановления сказано, что смягчающим обстоятельством стало то, что инцидент произошел на медленном круге, а Расселл видел машину впереди, так что Ферстаппен получает штраф всего в одну позицию на гриде — вместо трех, и один штрафной балл. Таким образом, сейчас их у Макса стало шесть.
Подобное наказание стало беспрецедентным: никогда ранее стюарды не наказывали пилотов за «блокировку» на медленном круге квалификации, когда никто не старается показать лучшее время.
Фернандо Алонсо отреагировал на произошедшее в свойственной ему ироничной манере: «А что, так можно было? Ну тогда в Абу-Даби я ускорюсь за своим соперником во время прогревочного круга и затем попрошу, чтобы его наказали».
Тем временем ситуация переросла в конфликт между Ферстаппеном и Расселлом. В интервью Макс назвал Расселла двуличным и сообщил, что потерял к нему всякое уважение.
«Я не хотел никому мешать, я просто готовился к быстрому кругу. Я пытался объяснить это в комнате стюардов, но было ощущение, что я бьюсь головой об стену. Я считал, что мы все уважаем друг друга, но никогда не видел, чтобы кто-то прикладывал столько усилий, чтобы кого-то обмануть. Я потерял к нему всякое уважение. Он всегда ведет себя предельно вежливо перед камерами, но если вы сядете рядом с ним лично, он становится совершенно другим человеком. Я действительно этого терпеть не могу. Так что я был настроен, чтобы оказаться впереди сразу после первого поворота».
Фанаты Ferrari получили неприятный сюрприз еще до старта гонки: Шарль Леклер пожаловался, что сломана его поилка и он не может ею пользоваться. Инженер по радио ответил, что починить ее уже не успеют и Шарлю придется ехать всю гонку без воды.
Перед стартом произошел инцидент между Пиастри и Хэмилтоном на питлейне, когда McLaren обогнал Mercedes, выехав за белую линию. Пиастри получил официальное предупреждение.
1 Круг. Обе машины Mercedes провалили старт гонки. Льюис Хэмилтон совершил фальстарт и получил пять секунд штрафа. Расселл замешкался и сразу пропустил Ферстаппена, возглавившего заезд, и Ландо Норриса.
Уже после гонки Джордж Расселл сказал, что ожидал, что на старте может произойти столкновение с Ферстаппеном, однако из-за собственного ужасного старта сам пропустил соперников.
На первом же круге произошло сразу несколько контактов, приведших к вылетам и сходам, а также штрафам.
В первом повороте при блокировке на торможении столкнулись Эстебан Окон и Нико Хюлькенберг, после чего Хюлькенберг выбил Колапинто. Окон и Колапинто сошли, Хюлькенберг получил прокол и разбортировавшееся колесо и вернулся в боксы для замены шин.
Стюарды признали этот случай «инцидентом на первом круге» и не стали никого наказывать.
Вслед за этим произошел еще один контакт: в четвертом повороте Лэнс Стролл столкнулся с Алексом Албоном, и, хотя оба пилота продолжили движение, Стролл получил десять секунд штрафа и два балла в лицензию. Для Williams два инцидента на первом круге стали 16-й и 17-й авариями за сезон. К счастью, серьезных повреждений машины в этот раз не получили.
После инцидентов на трассу вышел автомобиль безопасности.
5-й круг. Рестарт. И вновь происходит столкновение: на этот раз Лиам Лоусон не поделил трассу с Валттери Боттасом, за что получил десять секунд штрафа и два штрафных балла. Лоусон вылетел, но оба гонщика продолжили движение. Обошлось без машины безопасности.
8-й–10-й круги. Лэнс Стролл заезжает на питлейн отбыть штраф, чтобы его не перенесли на следующий этап, а на десятом круге сходит.
Последующие круги проходили довольно спокойно. Состоялось несколько важных обгонов, в том числе Чжоу Гуанью обогнал Юки Цуноду, а затем японца прошел и Кевин Магнуссен. Маневр был довольно опасным, за что Магнуссен попал на карандаш к стюардам, но позже его простили. Пиастри пытался атаковать Расселла, но Джордж сохранял позицию.
24-й круг. Пит-стоп Расселла.
Расселл заехал на пит-стоп, чтобы избежать обгона со стороны Пиастри, но из-за проблем с задним левым колесом остановка продлилась семь секунд. Будучи перед этим на третьей позиции, после боксов Расселл выехал только 13-м.
30-й–35-й круги. На стартовой прямой от машины Алекса Албона отлетело боковое зеркало. Это небольшое происшествие переросло в целую волну драматических событий.
Гоночный директор несколько раз подряд включал локальные желтые флаги, после чего они сменялись зелеными. Это вызвало неразбериху в происходящем: в какой-то момент показалось, что систему индикации заклинило.
Затем Валттери Боттас проехал по зеркалу, раздавив его, а следом за ним там же проехали Хэмилтон и Сайнс, которые острыми осколками пробили колеса. Колесо на Mercedes спустило сразу, и Хэмилтон был вынужден целый круг медленно добираться до боксов. Сайнсу повезло чуть больше. Его медленный прокол проявил себя ближе к концу круга, но зато во время пит-стопа у него произошла существенная заминка. Из-за прокола переднего колеса механик никак не мог подсунуть домкрат, и в какой-то момент машина даже упала. В итоге пит-стоп у Карлоса длился почти десять секунд, но на трассу он вернулся десятым — в отличие от Льюиса, который замкнул пелотон.
В это же время во время дискретных желтых Макс поинтересовался по радио, поднимал ли преследовавший его Ландо Норрис ногу с газа, как предписано в правилах. По мнению Макса, Ландо слишком приблизился к нему за этот период.
36-й круг. На трассу выпустили машину безопасности — через шесть кругов после того, как Албон потерял зеркало.
Сразу несколько гонщиков провели пит-стопы под машиной безопасности, в том числе Леклер и Перес. Оскар Пиастри заехал в боксы на круг раньше.
За новыми шинами заезжает на питлейн и Джордж Расселл. Команда ставит ему на машину жесткий комплект, что вызывает негативную реакцию Джорджа по радио: «Почему вы мне поставили эти чертовы харды?».
37 круг. Машина безопасности проведет пелотон через питлейн, чтобы маршалы успели убрать обломки на стартовой прямой. Во время одного из заездов Хэмилтон нарушает скоростной режим и получает штраф проездом через питлейн.
40-й круг. Рестарт.
Алекс Албон рискнул поставить комплект софт в надежде, что это поможет ему отыграть несколько позиций на рестарте, но у него не получилось.
Перед рестартом Перес потерял мощность, его развернуло и он остановился на трассе. После рестарта Норрис пытался обогнать Ферстаппена, но Макс защитил позицию. Хюлькенберг переатаковал на холодных шинах и вылетел в гравий. Для него гонка была закончена.
Сначала рейс-директор включил режим виртуального автомобиля безопасности, следом за этим на трассу вышел и реальный Safety Car.
43-й круг. Рестарт.
Макс вновь сохранил лидерство, а вот Ландо Норрис получил штраф в десять секунд стоп-энд-гоу и три балла в лицензию за то, что не замедлился на желтом секторе на 31-м круге. Телеметрия показала, что он не поднял ногу с газа, а его скорость выросла по сравнению со скоростью Ферстаппена. Позже команда и пилот признали ошибку и не стали подавать на апелляцию, но Андреа Стелла счел штраф слишком жестким и призвал FIA на будущее к пропорциональности наказания в различных случаях нарушения.
Последний раз такое наказание применялось на Гран-при Австрии в 2021 году, когда Никита Мазепин и Николас Латифи получили десять секунд стоп-энд-гоу за аналогичное нарушение под желтыми флагами. Правда, тогда штрафы были вынесены постфактум и обернулись прибавкой 30 секунд к итоговому результату.
На рестарте произошел инцидент между Алексом Албоном и Кевином Магнуссеном. При обгоне Албон допустил небольшое столкновение с Haas и был наказан десятисекундным штрафом и двумя баллами в лицензию.
46-й круг. Норрис отбывает наказание и выезжает на трассу последним, т. е. 15-м. К этому моменту расклад сил в первой десятке удивляет: на пятой позиции идет Гасли, а на девятой — Чжоу. Для обоих пилотов, если они сумеют удержаться, это большой успех. Еще через круг Чжоу проводит обгон Албона и поднимается на восьмое место.
За оставшиеся до финиша круги Ландо Норрис ухитряется подняться на десятую строчку и взять дополнительный балл за лучший круг, Хэмилтон финиширует 12-м, а Гасли не пропускает вперед Карлоса Сайнса, несмотря на все попытки испанца провести обгон. Чжоу финиширует восьмым, а вот Валттери Боттас, занимавший десятое место, опускается на позицию вниз, когда пропускает Норриса.
Из 20 машин до финиша добрались только 15.
Макс Ферстаппен одерживает победу на Гран-при Катара, второе место у Шарля Леклера, третье — у Оскара Пиастри.
После финиша Джордж Расселл получает штраф в пять секунд и один балл к лицензии за отставание под машиной безопасности более чем на десять корпусов, однако сохраняет четвертое место на финише.
Благодаря штрафу Норриса Ferrari отыгрывают за время Гран-при девять очков (в Спринте потеряли шесть). Их отставание в Кубке конструкторов сокращается до 21 балла перед финальным этапом в Абу-Даби. Много, но возможно.
В личном зачете Шарль Леклер сокращает отставание от Норриса до восьми очков.
Чжоу Гуанью привозит Sauber первые четыре очка в этом сезоне.
Гран-при Катара запомнится прежде всего двумя моментами. Первый — неоправданный штраф Максу Ферстаппену за ситуацию на медленном круге в квалификации, когда Джордж Расселл решил пару раз нажать на газ, а затем обвинил Ферстаппена в том, что он ему помешал. Хуже всего, что стюардами был создан прецедент с наказанием за такие действия, так что в следующий раз можно будет ссылаться на имевшийся случай. На самом деле даже если замедление и было, столь сурового наказания не требовалось. Для примера — в спринт-квалификации Серхио Перес получил за аналогичный проступок предупреждение.
Второй — непонятная чехарда с желтыми флагами и машиной безопасности в эпизоде с отлетевшим зеркалом. Гоночному директору понадобилось пять кругов, чтобы принять решение о выпуске машины безопасности. Это стоило пробитого колеса, позиций в гонке и очков Сайнсу и Хэмилтону. В последующих объяснениях от FIA прозвучало, что режим VSC мог не принести нужного результата, т. к. пелотон растянулся по трассе. Но пять кругов на решение выпустить машину безопасности — это почти 12 минут, что слишком много для его принятия. Если рейс-директор не может спрогнозировать ситуацию и опередить возможные проблемы — значит что-то не в порядке «в датском королевстве».
Финальный этап сезона-2024 Формулы 1 состоится уже в ближайшие выходные на автодроме «Яс-Марина» в Абу-Даби.
Результаты гонки:
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:31:05,323 | 203,281 | 3 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +6,031 | 203,057 | 3 |
3 | О. Пиастри | McLaren | +6,819 | 203,028 | 3 |
4 | Д. Расселл | Mercedes | +14,104 | 202,758 | 4 |
5 | П. Гасли | Alpine | +16,782 | 202,659 | 3 |
6 | К. Сайнс | Ferrari | +17,476 | 202,633 | 3 |
7 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +19,867 | 202,545 | 3 |
8 | Г. Чжоу | Sauber | +25,360 | 202,342 | 3 |
9 | К. Магнуссен | Haas | +32,177 | 202,091 | 3 |
10 | Л. Норрис | McLaren | +35,762 | 201,960 | 4 |
11 | В. Боттас | Sauber | +50,243 | 201,429 | 3 |
12 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +56,122 | 201,215 | 4 |
13 | Ю. Цунода | VCARB | +61,100 | 201,034 | 4 |
14 | Л. Лоусон | VCARB | +62,656 | 200,977 | 4 |
15 | А. Албон | Williams | +1 круг | 199,239 | 4 |
Лучший круг: Ландо Норрис (McLaren) — 1:22,84 (56-Й круг, 236,798 км/ч)
Пилот дня: Чжоу Гуанью