ГП Катара: штраф Норрису отложил сражение за Кубок конструкторов на финальный этап
03.12.2024 | 2205 просмотров

ГП Катара: штраф Норрису отложил сражение за Кубок конструкторов на финальный этап

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Предпоследний этап Формулы 1 2024 стал также и последним уикендом со Спринтом. Здесь вновь разыгрывалось максимальное количество очков, и глобальное доминирование Ferrari или McLaren могло решить исход борьбы за Кубок конструкторов. После дубля McLaren на подиуме Спринта их преимущество увеличилось, но жесткий штраф Норрису во время Гран-при вернул интригу в сражение двух команд. Подробнее о событиях в Катаре — в нашем обзоре ниже.

Прошлогодний этап в Катаре стал экстремальным сразу из-за нескольких показателей. Прежде всего неудачной стала дата проведения гонки: в начале октября даже в ночных сессиях температура воздуха достигала +30 °C, что в сочетании с высокой влажностью стало настоящим испытанием для пилотов. Многие после финиша жаловались на тепловой удар. Логан Сарджент вообще снялся до конца гонки, Эстебан Окон рассказывал, что его стошнило прямо во время сессии, многие отправились к медикам.

Другой проблемой были острые поребрики, которые стали причиной микротрещин на шинах, что могло привести к взрыву покрышек. Ну а большие заасфальтированные зоны вылета в некоторой степени провоцировали на нарушение лимитов трассы.

В этом году организаторы постарались учесть все проблемные моменты: дата Гран-при была перенесена на более поздний срок. Это привело к довольно комфортным температурам в +17–20 °C в ночное время. Внесли изменения и в саму трассу.

Изменения на трассе Лосаил

В прошлом году после пятничных практик организаторы изменили зоны границ трека, урезав в нескольких местах ширину трассы — так, чтобы пилоты не попадали колесами на жесткие поребрики.

В этом году проведенные изменения затронули сами поребрики. В нескольких местах, а именно в 1, 2, 4, 10, 12-14 поворотах они срезали у поребриков острые углы, смягчив их для более щадящего для резины прохождения. Дополнительно в нескольких местах вылета асфальт заменили на гравийные ловушки. И это сработало: количество снятых времен круга существенно уменьшилось.

Система охлаждения для пилотов

Прошлогодний Катар стал причиной внесения в регламент Формулы 1 пункта, разрешающего устанавливать в машину дополнительный воздуховод для охлаждения гонщиков.

В этом году на заседании Комиссии Ф1 в первой половине ноября было объявлено, что с 2025 года устройство охлаждения станет обязательным в тех случаях, если будет превышен порог экстремальных температур. Сама граница температур еще не обозначена, но предполагается, что это будет не ниже +30 °C в течение всей гонки, т. к. в этом случае в кокпите температура превышает +50 °C.

Изначально хотели поставить простой кондиционер с блоком переменного тока, но проблемы его установки в актуальную машину не смогли бы решить раньше 2025 года, значит, и тесты были бы отложены.

В итоге во время первой практики в Мексике был протестирован прототип нового устройства (кто именно из пилотов его тестировал — держится в секрете), гонщик по итогу сообщил, что требуемый эффект был достигнут. Непонятно только, как долго он его тестировал.

Система, которую использовали в Мексике, состояла изо льда, который охлаждал жидкость, которая затем направлялась по трубкам вокруг верхней части комбинезона (жалею, что нет иллюстраций).

Система весила не более 5 кг, но, возможно, после дополнительных испытаний ее вес может увеличиться. Устройство может быть установлено как в самом кокпите, так и за его пределами. Ну и понятно, что наличие этого устройства может увеличить минимальный вес машины.

Командам разрешат разработать собственные версии такой системы и получить патент, а производить эти системы будут уже сторонние поставщики. В любом случае, в такой системе разрешено использование только воздуха, воды (льда) и определенных химических веществ, разведенных в воде. Сухой лед запрещен.

С 2025 года можно будет также создавать дополнительные отверстия через пол или носовую часть кокпита для прямой подачи воздуха на пилота.

Мик Шумахер покидает должность резервного пилота

В середине ноября Мик Шумахер опубликовал в соцсетях грустное сообщение, смысл которого сводится к тому, что в его карьере что-то пошло не по плану, но каждое испытание — способ чему-то научиться. «Путешествие продолжается, и я полон решимости справиться с этим. Спасибо за вашу поддержку». Однако объяснений вслед за этим никаких не последовало.

Мик Шумахер

В четверг перед Гран-при Катара загадка этого сообщения разрешилась: стало известно, что Мик Шумахер покидает роль резервного пилота Mercedes, таким образом теряя связь с Формулой, и теперь полностью сосредоточится на выступления в чемпионате мира по гонкам на выносливость за Alpine.

Ожидалось, что в тот же день на место Шумахера объявят Валттери Боттаса, о назначении которого упорно говорят в паддоке, но анонс пока задерживается. А сам Валттери, который уже получил несколько предложений, пока, по собственным словам, ищет более надежный способ остаться в Формуле 1.

Очередная серия увольнений в FIA

Перед началом уикенда стало известно об очередных увольнениях среди руководящих сотрудников FIA. Своей должности стюарда лишился Тим Майер, сын одного из основателей McLaren Тедди Майера. А перед этим уволили Джанет Тан, которая должна была занять место директора гонок в Формуле 2 после перевода предыдущего директор Руя Маркеша на аналогичную должность в Формуле 1.

Тим Майер

BBC Sport опубликовали большой материал, посвященный череде увольнений в последнее время ведущих сотрудников FIA В том числе и сам Тим Майер дал свои комментарии журналистам BBC, позволив себе открыто рассказать, что происходит в Федерации. По его словам, президент FIA Мохаммед бен Сулайем оказывал давление на стюардов, передавая свое мнение через их сотрудников.

Причиной увольнения Майера стал тот факт, что он представлял интересы организаторов ГП США в Остине на слушаниях «права на пересмотр» решения о штрафе в полмиллиона евро за то, что болельщики до официального разрешения вышли на трассу в Остине сразу после гонки. На всех трех ГП США Майер выступал в роли спортивного организатора этапов, а его участие в апелляции привело сначала к исключению его из числа стюардов в Бразилии, а затем и вовсе к увольнению с этой должности.

Организаторам COTA удалось изменить формулировку вердикта FIA «не смогли принять разумные меры» на нарушение статьи 26.7 регламента о запрете выхода зрителей на трассу, т. к. «на юридическом языке США она означала следствие халатности, что является проблемой для американской корпорации».

Майер сказал, что Мохаммед бен Сулайем счел сам факт подачи документов на пересмотр решения о штрафе «личным нападением на него». Будучи волонтером (стюарды не получают зарплату), Майер во вторник получил смс о том, что в его услугах больше не нуждаются, от одного из помощников Мохаммеда бен Сулайема.

«После 15 лет волонтерской работы в качестве стюарда, десяти лет обучения других стюардов и сотен часов волонтерской работы на других должностях я получил сообщение от одного из его помощников».

«Официальной причиной будет назван конфликт интересов с FIA, поскольку я занимался правом на пересмотр в качестве организатора этапа. Но меня уволили не из-за этого».

Руи Маркеш

Две недели тому назад президент FIA уволил Нильса Виттиха, затем Джанетт Тан, заместителя гоночного директора Формулы 2 (предполагалось, что она займет должность переходящего в Ф1 Руи Маркеша в конце этого сезона), а также сотрудника по соблюдению требований FIA Паоло Басарри. В прошлом году FIA также лишилась спортивного директора Тима Нильсена, технического директора Тима Госса, главного исполнительного директора Натали Робин, а также главы комиссии женщин в автоспорте Деборы Майер, генерального секретаря по мобильности Джейкоба Бангсгаарда и директора по коммуникациям Люка Скиппера.

Руи Маркеш в Катаре исполнял одновременно роль гоночного директора и Формулы 1, и Формулы 2, т. к. ему не нашли замену в молодежной серии. Последний раз такое случалось еще в эпоху Чарли Уайтинга, но затем от такой практики отказались из-за слишком большой нагрузки на директора гонки во время одного уикенда.

Катар + Ауди — официально!

Суверенный фонд Катара (QIA) подписал окончательное соглашение о приобретении значительной миноритарной доли в Sauber Holding AG, будущей заводской команде Audi. Таким образом, QIA войдет в проект Audi Formula 1 в качестве долгосрочного инвестора и партнера. Благодаря этому команда получит серьезные инвестиции, которые будут направлены на модернизацию и дальнейшее развитие инфраструктуры команды.

«Инвестиции QIA отражают доверие, которое заслужил проект Audi F1. Дополнительный капитал ускорит развитие команды и станет важной вехой в реализации долгосрочной стратегии. Участие QIA придаст дополнительный импульс работе в Хинвиле и Нойбурге в рамках подготовки к дебюту Audi в 2026 году», — сообщил генеральный директор Audi AG Гернот Делльнер.

По различным данным, размер сделки составил от 25% до 33% акций.

Переговоры между Катаром и Audi начались уже давно, и о решении об инвестициях было известно некоторое время тому назад, так что никакого сюрприза в факте покупки акций уже не было. Однако есть нюансы. Размер вложений QIA (как минимум 25% + одна акция) в команду говорит о том, что у катарцев теперь на руках блокирующий пакет: ни одно существенное решение по развитию команды не может быть принято без их согласия.

Пилоты Mercedes оделись на два последних Гран-при в белое

Два последних Гран-при сезона в прежнем составе проводит команда Mercedes. В честь этого они организовали коллаборацию с одним из своих партнеров — компанией IWC. Незадолго до Гран-при Катара Льюис Хэмилтон принял участие в спонсируемом IWC полете на учебно-боевом самолете L-39 в рамках программы Polaris program Space travel, такие тренировки проходят астронавты перед полетом в космос.

После этого были анонсированы специальные белые комбинезоны с эмблемами компании на два оставшихся Гран-при.

Окон покинет Alpine перед последним этапом

После финиша Гран-при Катара стало известно, что Эстебан Окон не проведет последнюю гонку за Alpine в Катаре, а уступит место пилота будущему гонщику Alpine Джеку Дуэну. Предполагается, что Alpine таким образом намерены оценить навыки пилотирования перед выходом в новый сезон. Дуэн также проведет с командой постсезонные тесты.

По информации из различных СМИ, Окон и Alpine договорились на таких условиях, что Окону будет разрешено провести постсезонные тесты со своей будущей командой — Haas.

Вместе с тем в Катаре Alpine объявили имя своего резервного пилота на 2025 год. Им стал эстонский гонщик Пол Арон, выступающий в этом сезоне в Формуле 2. Так совпало, что во время этапа в Катаре Арон завоевал поул-позицию и выиграл свою первую гонку в Формуле 2.

Обновления у команд

Только две команды привезли в Катар незначительные обновления.

Alpine: новый, короткий нос и переднее крыло, чтобы постараться удержать позицию в Кубке конструкторов.

Sauber: урезанное переднее крыло, подходящее под трассу в Лосаиле.

Шины

В Катар Pirelli привезли самые жесткие составы шин: С1, С2 и С3.

По прогнозам итальянской компании, в Катаре ожидалась сильная деградация резины как за счет боковых перегрузок, так и за счет высокой прижимной силы, при этом абразивность асфальта оценивалась как низкая.

На гонку шинники давали преимущественный прогноз по двум пит-стопам, хотя самой быстрой считалась стратегия одной остановки. Однако для этого пришлось бы очень аккуратно работать с резиной.

Основным выбором на гонку, по мнению Pirelli, должны были стать шины двух более жестких составов, софт больше подходил для квалификационных заездов. Однако характер гонки позволил некоторым командам переключиться даже на самые мягкие комплекты.

Практика

Основными соперниками в Лосаиле стали Ferrari и McLaren, сражающиеся за Кубок конструкторов. Последний раз McLaren брали Кубок конструкторов в 1998 году, Ferrari — в 2007-м. Чтобы вновь заработать командный титул, McLaren нужно было набрать в Катаре на 21 очко больше Ferrari и не проиграть Red Bull более девяти очков.

Поскольку уикенд в Катаре проходил в спринт-формате, единственная практика была очень важна командам для правильных настроек. Так что они не стали терять время и с первых же минут приступили к работе, которая была сосредоточена преимущественно вокруг шин — средних и мягких комплектов.

Шарль Леклер возглавил протокол практики, Ландо Норрис уступил ему чуть менее полсекунды.

В средней группе были быстры Цунода и Албон, неплохо проявили себя Aston Martin. Своей скоростью удивили в Sauber: Валттери Боттас даже показал фиолетовый второй сектор.

Результаты практики

Шутаут или квалификация к спринту

По правилам квалификации к спринту первые два сегмента пилоты проводят на составах медиум. Полная сессия длится на 15 минут меньше квалификации к Гран-при, заезды прошли весьма динамично.

Лидером первого сегмента стал Ландо Норрис, во второй не вышли Цунода, Окон, Чжоу, Колапинто и вновь — Серхио Перес, который проиграл Кевину Магнуссену чуть менее 0,2 секунды. Боттас вновь прошел во второй сегмент.

После второго сегмента выбыли два Aston Martin, а также Боттас, Албон и Магнуссен, а лидером таблицы вновь стал Ландо Норрис.

Третий сегмент пилоты по правилам провели на самых мягких шинах, и вновь Норрис возглавил протокол. Джордж Расселл уступил ему всего 0,063 секунды. Со второго ряда стартовали Пиастри и Сайнс. Ферстаппен показал только шестое время, Хэмилтон — седьмое.

Результаты спринт-квалификации

Спринт

  • 19 кругов
  • Температура воздуха +21 °C, температура асфальта +26 °C

После спринт-квалификации были внесены изменения в режиме закрытого парка сразу в две машины: Серхио Пересу и Франко Колапинто изменили настройки, и оба получили за это штраф стартом с питлейна.

На старте произошло несколько смен позиций. Оскар Пиастри сразу же обошел Джорджа Расселла и поднялся на второе место. Ферстаппен, наоборот, откатился на три позиции назад. Хэмилтон отлично стартовал, отыграв сразу два места, в том числе и опередив Шарля Леклера. Больше всего позиций отыграл Кевин Магнуссен, поднявшись на 11-ю строчку.

Еще одна неожиданная ситуация произошла на питлейне: Серхио Перес замешкался после включения зеленого сигнала на светофоре, и его обогнал Франко Колапинто. Позже Перес объяснил, что им был нужен чистый воздух для проверки новых настроек на машине, и он сделал это специально.

В течение гонки Расселл неоднократно предпринимал попытки обогнать Оскара Пиастри, но пилот McLaren защищался очень жестко и так и не пропустил Mercedes вперед до самого финиша, сохранив важную позицию. В этом ему помогал и Ландо Норрис, который держал темп таким образом, чтобы Пиастри все время оставался у него в зоне DRS.

На 13-м круге Шарль Леклер возвращает позицию, обгоняя Хэмилтона, а Ферстаппен к тому моменту закрепляется на восьмой строчке, обогнав Гасли на восьмом круге.

За пять кругов до финиша Перес заезжает в боксы, где ему меняют переднее крыло. И дело не в повреждении, а в желании протестировать деталь другой конфигурации с новыми настройками. Таким образом. Спринт у Переса стал своего рода испытательной сессией под предстоящий Гран-при.

Перед самой финишной линией оба пилота McLaren поменялись позициями, и Оскар Пиастри увидел клетчатый флаг первым. Ландо Норрис в послефинишном интервью объяснил, что так он отдал партнеру по команде долг за финиш в Спринт-гонке Бразилии, где тот, в свою очередь, пропустил его для борьбы за возможное чемпионство.

Норрис рассказал, что команда была против и велела не делать этого, но он решил по-другому, и все получилось.

Таким образом, победу в Спринте одержал Оскар Пиастри, вторым стал Норрис (без ущерба для командных очков), третьим финишировал Джордж Расселл.

Вновь финишировал в очках Нико Хюлькенберг, Ферстаппен набрал единственный балл для Red Bull.

Результаты спринта:

  Пилот Команда Время Скорость
1 О. Пиастри McLaren 27:03,010 227,774
2 Л. Норрис McLaren +0,136 227,755
3 Д. Расселл Mercedes +0,410 227,717
4 К. Сайнс Ferrari +1,326 227,588
5 Ш. Леклер Ferrari +5,073 227,064
6 Л. Хэмилтон Mercedes +5,650 226,984
7 Н. Хюлкенберг Haas +8,508 226,586
8 М. Ферстаппен Red Bull +10,368 226,328
9 П. Гасли Alpine +14,513 225,755
10 К. Магнуссен Haas +15,485 225,621
11 Ф. Алонсо Aston Martin +19,204 225,110
12 В. Боттас Sauber +23,351 224,543
13 Л. Стролл Aston Martin +24,421 224,398
14 Э. Окон Alpine +30,379 223,589
15 А. Албон Williams +33,062 223,227
16 Л. Лоусон VCARB +34,356 223,052
17 Ю. Цунода VCARB +35,102 222,952
18 Ф. Колапинто Williams +35,639 222,880
19 Г. Чжоу Sauber +71,436 218,171
20 C. Перес Red Bull +74,371 217,794

Лучший круг: Шарль Леклер (Ferrari) — 1:23,923 (18 круг, 232,455 км/ч)

Квалификация Гран-при

Квалификация к Гран-при стартовала в 21.00 по местному и по московскому времени, когда температура воздуха опустилась до +19 °C, а асфальта — до +22 °C. Такие температуры весьма комфортны для машин Mercedes, так что не было ничего удивительного, что они сразу показали хорошую скорость.

Во время перерыва между Спринтом и квалификацией сразу несколько команд внесли изменения в настройки машин, в том числе Ferrari, Mercedes (на машине Хэмилтона) и Red Bull — благодаря тестам, которые провел Перес во время спринта.

Расселл сразу же выехал на короткий круг, прикатав комплект медиум, и затем вернулся в боксы, а выехав вновь на трассу в слипстриме машины № 44, сразу показал несколько фиолетовых секторов.

Именно Расселл возглавил первый сегмент с лучшим временем 1:21,241, позади него расположились две Ferrari, причем Леклер уступил всего 0,037 секунды.

Сюрпризом стало прохождение во второй сегмент сразу двух машин Sauber, оба Aston Martin также продемонстрировали высокую скорость, причем Алонсо стал шестым. А вот оба Williams, Нико Хюлькенберг, Лоусон и Окон выбыли из дальнейших заездов.

Во втором сегменте лучшее время показал Макс Ферстаппен, улучшив предыдущий результат Расселла почти на две десятых. Перес оказался с противоположного края, став десятым. Оба Sauber, Юки Цунода, Стролл и Гасли выбыли после второго сегмента. Во время сессии Карлоса Сайнса выпустили на питлейн под колеса Mercedes Хэмилтона, за что Ferrari получили штраф в 5000 евро.

В третьем сегменте лучшее время показал Макс Ферстаппен, выйдя из 1:21. Джордж Расселл проиграл ему 0,055 секунды, однако эти результаты не стали окончательными.

На медленном круге у обоих пилотов произошел инцидент, который привел к расследованию действий Ферстаппена.

Ферстаппен, зная, что все пилоты на трассе в данный момент находились на круге охлаждения, двигался медленно, чтобы сохранить достаточное отставание от впереди идущих машин для спокойной квалификации. Джордж Расселл был позади него и находился тоже на медленном круге, но на иной подготовительной стратегии, все это время Ферстаппен был в поле его зрения. В какой-то момент Расселл стал набирать скорость, и вместо того чтобы объехать Ферстаппена, уперся в его машину и пожаловался на блокировку со стороны Red Bull.

После окончания квалификации судьи пригласили обоих пилотов для разбора ситуации и затем вынесли решение о штрафе Ферстаппену. Макс должен был потерять одну позицию на старте гонки и получил штрафной балл в лицензию.

Результаты квалификации

Конфликт Ферстаппена и Расселла

В судейской формулировке причин штрафа для Ферстаппена основной акцент был сделан на то, что Ферстаппен ехал слишком медленно даже для круга охлаждения, нарушая тем самым дельту времени, установленную гоночным директором.

В тексте постановления сказано, что смягчающим обстоятельством стало то, что инцидент произошел на медленном круге, а Расселл видел машину впереди, так что Ферстаппен получает штраф всего в одну позицию на гриде — вместо трех, и один штрафной балл. Таким образом, сейчас их у Макса стало шесть.

Подобное наказание стало беспрецедентным: никогда ранее стюарды не наказывали пилотов за «блокировку» на медленном круге квалификации, когда никто не старается показать лучшее время.

Фернандо Алонсо отреагировал на произошедшее в свойственной ему ироничной манере: «А что, так можно было? Ну тогда в Абу-Даби я ускорюсь за своим соперником во время прогревочного круга и затем попрошу, чтобы его наказали».

Тем временем ситуация переросла в конфликт между Ферстаппеном и Расселлом. В интервью Макс назвал Расселла двуличным и сообщил, что потерял к нему всякое уважение.

«Я не хотел никому мешать, я просто готовился к быстрому кругу. Я пытался объяснить это в комнате стюардов, но было ощущение, что я бьюсь головой об стену. Я считал, что мы все уважаем друг друга, но никогда не видел, чтобы кто-то прикладывал столько усилий, чтобы кого-то обмануть. Я потерял к нему всякое уважение. Он всегда ведет себя предельно вежливо перед камерами, но если вы сядете рядом с ним лично, он становится совершенно другим человеком. Я действительно этого терпеть не могу. Так что я был настроен, чтобы оказаться впереди сразу после первого поворота».

Гонка

  • 57 кругов
  • Температура воздуха +19°C, температура асфальта  +23 °C.

Фанаты Ferrari получили неприятный сюрприз еще до старта гонки: Шарль Леклер пожаловался, что сломана его поилка и он не может ею пользоваться. Инженер по радио ответил, что починить ее уже не успеют и Шарлю придется ехать всю гонку без воды.

Перед стартом произошел инцидент между Пиастри и Хэмилтоном на питлейне, когда McLaren обогнал Mercedes, выехав за белую линию. Пиастри получил официальное предупреждение.

1 Круг. Обе машины Mercedes провалили старт гонки. Льюис Хэмилтон совершил фальстарт и получил пять секунд штрафа. Расселл замешкался и сразу пропустил Ферстаппена, возглавившего заезд, и Ландо Норриса.

Уже после гонки Джордж Расселл сказал, что ожидал, что на старте может произойти столкновение с Ферстаппеном, однако из-за собственного ужасного старта сам пропустил соперников.

На первом же круге произошло сразу несколько контактов, приведших к вылетам и сходам, а также штрафам.

В первом повороте при блокировке на торможении столкнулись Эстебан Окон и Нико Хюлькенберг, после чего Хюлькенберг выбил Колапинто. Окон и Колапинто сошли, Хюлькенберг получил прокол и разбортировавшееся колесо и вернулся в боксы для замены шин.

Стюарды признали этот случай «инцидентом на первом круге» и не стали никого наказывать.

Вслед за этим произошел еще один контакт: в четвертом повороте Лэнс Стролл столкнулся с Алексом Албоном, и, хотя оба пилота продолжили движение, Стролл получил десять секунд штрафа и два балла в лицензию. Для Williams два инцидента на первом круге стали 16-й и 17-й авариями за сезон. К счастью, серьезных повреждений машины в этот раз не получили.

После инцидентов на трассу вышел автомобиль безопасности.

5-й круг. Рестарт. И вновь происходит столкновение: на этот раз Лиам Лоусон не поделил трассу с Валттери Боттасом, за что получил десять секунд штрафа и два штрафных балла. Лоусон вылетел, но оба гонщика продолжили движение. Обошлось без машины безопасности.

8-й–10-й круги. Лэнс Стролл заезжает на питлейн отбыть штраф, чтобы его не перенесли на следующий этап, а на десятом круге сходит.

Последующие круги проходили довольно спокойно. Состоялось несколько важных обгонов, в том числе Чжоу Гуанью обогнал Юки Цуноду, а затем японца прошел и Кевин Магнуссен. Маневр был довольно опасным, за что Магнуссен попал на карандаш к стюардам, но позже его простили. Пиастри пытался атаковать Расселла, но Джордж сохранял позицию.

24-й круг. Пит-стоп Расселла.

Расселл заехал на пит-стоп, чтобы избежать обгона со стороны Пиастри, но из-за проблем с задним левым колесом остановка продлилась семь секунд. Будучи перед этим на третьей позиции, после боксов Расселл выехал только 13-м.

30-й–35-й круги. На стартовой прямой от машины Алекса Албона отлетело боковое зеркало. Это небольшое происшествие переросло в целую волну драматических событий.

Гоночный директор несколько раз подряд включал локальные желтые флаги, после чего они сменялись зелеными. Это вызвало неразбериху в происходящем: в какой-то момент показалось, что систему индикации заклинило.

Затем Валттери Боттас проехал по зеркалу, раздавив его, а следом за ним там же проехали Хэмилтон и Сайнс, которые острыми осколками пробили колеса. Колесо на Mercedes спустило сразу, и Хэмилтон был вынужден целый круг медленно добираться до боксов. Сайнсу повезло чуть больше. Его медленный прокол проявил себя ближе к концу круга, но зато во время пит-стопа у него произошла существенная заминка. Из-за прокола переднего колеса механик никак не мог подсунуть домкрат, и в какой-то момент машина даже упала. В итоге пит-стоп у Карлоса длился почти десять секунд, но на трассу он вернулся десятым — в отличие от Льюиса, который замкнул пелотон.

В это же время во время дискретных желтых Макс поинтересовался по радио, поднимал ли преследовавший его Ландо Норрис ногу с газа, как предписано в правилах. По мнению Макса, Ландо слишком приблизился к нему за этот период.

36-й круг. На трассу выпустили машину безопасности — через шесть кругов после того, как Албон потерял зеркало.

Сразу несколько гонщиков провели пит-стопы под машиной безопасности, в том числе Леклер и Перес. Оскар Пиастри заехал в боксы на круг раньше.

За новыми шинами заезжает на питлейн и Джордж Расселл. Команда ставит ему на машину жесткий комплект, что вызывает негативную реакцию Джорджа по радио: «Почему вы мне поставили эти чертовы харды?».

37 круг. Машина безопасности проведет пелотон через питлейн, чтобы маршалы успели убрать обломки на стартовой прямой. Во время одного из заездов Хэмилтон нарушает скоростной режим и получает штраф проездом через питлейн.

40-й круг. Рестарт.

Алекс Албон рискнул поставить комплект софт в надежде, что это поможет ему отыграть несколько позиций на рестарте, но у него не получилось.

Перед рестартом Перес потерял мощность, его развернуло и он остановился на трассе. После рестарта Норрис пытался обогнать Ферстаппена, но Макс защитил позицию. Хюлькенберг переатаковал на холодных шинах и вылетел в гравий. Для него гонка была закончена.

Сначала рейс-директор включил режим виртуального автомобиля безопасности, следом за этим на трассу вышел и реальный Safety Car.

43-й круг. Рестарт.

Макс вновь сохранил лидерство, а вот Ландо Норрис получил штраф в десять секунд стоп-энд-гоу и три балла в лицензию за то, что не замедлился на желтом секторе на 31-м круге. Телеметрия показала, что он не поднял ногу с газа, а его скорость выросла по сравнению со скоростью Ферстаппена. Позже команда и пилот признали ошибку и не стали подавать на апелляцию, но Андреа Стелла счел штраф слишком жестким и призвал FIA на будущее к пропорциональности наказания в различных случаях нарушения.

Последний раз такое наказание применялось на Гран-при Австрии в 2021 году, когда Никита Мазепин  и Николас Латифи получили десять секунд стоп-энд-гоу за аналогичное нарушение под желтыми флагами. Правда, тогда штрафы были вынесены постфактум и обернулись прибавкой 30 секунд к итоговому результату.

На рестарте произошел инцидент между Алексом Албоном и Кевином Магнуссеном. При обгоне Албон допустил небольшое столкновение с Haas и был наказан десятисекундным штрафом и двумя баллами в лицензию.

46-й круг. Норрис отбывает наказание и выезжает на трассу последним, т. е. 15-м. К этому моменту расклад сил в первой десятке удивляет: на пятой позиции идет Гасли, а на девятой — Чжоу. Для обоих пилотов, если они сумеют удержаться, это большой успех. Еще через круг Чжоу проводит обгон Албона и поднимается на восьмое место.

За оставшиеся до финиша круги Ландо Норрис ухитряется подняться на десятую строчку и взять дополнительный балл за лучший круг, Хэмилтон финиширует 12-м, а Гасли не пропускает вперед Карлоса Сайнса, несмотря на все попытки испанца провести обгон. Чжоу финиширует восьмым, а вот Валттери Боттас, занимавший десятое место, опускается на позицию вниз, когда пропускает Норриса.

Из 20 машин до финиша добрались только 15.

Макс Ферстаппен одерживает победу на Гран-при Катара, второе место у Шарля Леклера, третье — у Оскара Пиастри.

После финиша Джордж Расселл получает штраф в пять секунд и один балл к лицензии за отставание под машиной безопасности более чем на десять корпусов, однако сохраняет четвертое место на финише.

Благодаря штрафу Норриса Ferrari отыгрывают за время Гран-при девять очков (в Спринте потеряли шесть). Их отставание в Кубке конструкторов сокращается до 21 балла перед финальным этапом в Абу-Даби. Много, но возможно.

В личном зачете Шарль Леклер сокращает отставание от Норриса до восьми очков.

Чжоу Гуанью привозит Sauber первые четыре очка в этом сезоне.

В качестве эпилога

Гран-при Катара запомнится прежде всего двумя моментами. Первый — неоправданный штраф Максу Ферстаппену за ситуацию на медленном круге в квалификации, когда Джордж Расселл решил пару раз нажать на газ, а затем обвинил Ферстаппена в том, что он ему помешал. Хуже всего, что стюардами был создан прецедент с наказанием за такие действия, так что в следующий раз можно будет ссылаться на имевшийся случай. На самом деле даже если замедление и было, столь сурового наказания не требовалось. Для примера — в спринт-квалификации Серхио Перес получил за аналогичный проступок предупреждение.

Второй — непонятная чехарда с желтыми флагами и машиной безопасности в эпизоде с отлетевшим зеркалом. Гоночному директору понадобилось пять кругов, чтобы принять решение о выпуске машины безопасности. Это стоило пробитого колеса, позиций в гонке и очков Сайнсу и Хэмилтону. В последующих объяснениях от FIA прозвучало, что режим VSC мог не принести нужного результата, т. к. пелотон растянулся по трассе. Но пять кругов на решение выпустить машину безопасности — это почти 12 минут, что слишком много для его принятия. Если рейс-директор не может спрогнозировать ситуацию и опередить возможные проблемы — значит что-то не в порядке «в датском королевстве».

Финальный этап сезона-2024 Формулы 1 состоится уже в ближайшие выходные на автодроме «Яс-Марина» в Абу-Даби.

Результаты гонки:

  Пилот Команда Время Скорость Пит-стоп
1 М. Ферстаппен Red Bull 1:31:05,323 203,281 3
2 Ш. Леклер Ferrari +6,031 203,057 3
3 О. Пиастри McLaren +6,819 203,028 3
4 Д. Расселл Mercedes +14,104 202,758 4
5 П. Гасли Alpine +16,782 202,659 3
6 К. Сайнс Ferrari +17,476 202,633 3
7 Ф. Алонсо Aston Martin +19,867 202,545 3
8 Г. Чжоу Sauber +25,360 202,342 3
9 К. Магнуссен Haas +32,177 202,091 3
10 Л. Норрис McLaren +35,762 201,960 4
11 В. Боттас Sauber +50,243 201,429 3
12 Л. Хэмилтон Mercedes +56,122 201,215 4
13 Ю. Цунода VCARB +61,100 201,034 4
14 Л. Лоусон VCARB +62,656 200,977 4
15 А. Албон Williams +1 круг 199,239 4

Лучший круг: Ландо Норрис (McLaren) — 1:22,84 (56-Й круг, 236,798 км/ч)
Пилот дня: Чжоу Гуанью

Фотобонус: Постеры Гран-при Катара

Комментарии

Норрис опять облажался,какой с него чемпион?Придется в следующем году опять Максику чемпионить.
15
11
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1199
Перес был великолепен!
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
31
 
Ответить
 
Сообщений: 5716
Руководство было рукалицо.

Оторванное зеркало Албона никого не интересовало, пока Боттас не раскатал его на мелкие дрызги. После чего начались проколы и разрушения колес, и только это заставило выпустить сейфтикар. При этом чехарда медленного следования пелетона по трассе и питлейну вызвала шквал критики судьями ошибок пилотов, раздачу штрафов направо, налево и в других плоскостях. Но ввиду того, что безопасность безопасности рознь, было необходимо не заметить действия обочечника Алонсо, который в запале острой борьбы проехал по парочке боксов команд-соперников.
Что это было?
Верните Виттиха! А лучше Маси.
Продан в 2010 году...
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1996
25
2
Ответить
 
Сообщений: 5716
Скажите хейтеры, а Ферстаппен выиграл гонку на самовозе или он неспроста входит в пятерку лучших за всю историю Ф1?
Продан в 2010 году...
25
15
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 542
Судейство очень странное. Не покидало ощущение, что гонка срежиссирована. Валяющееся зеркало, действительно, почему то никого не интересовало. Можно было выпустить пейс-кар и провести пелотон по питлейну, пока оно было целым, и избежать череды проколов. МакЛарен искали, за что наказать, и нашли, чтобы сохранить борьбу за КК до последнего. Гонка могла сложиться совсем по-другому
Мои отзывы: Mazda CX-5 2013, Kia Sportage 2010
17
1
Ответить
MAYTEDO
Судейство очень странное. Не покидало ощущение, что гонка срежиссирована. Валяющееся зеркало, действительно, почему то никого не интересовало. Можно было выпустить пейс-кар и провести пелотон по питлейну,...
В былые времена если что то отваливалось выбегал комиссар под желтыми флагами и подбирал предмет...без всяких глупых пейскаров ,которые выпускают по любому поводу,и без..
27
 
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 497
Арабские трансляции странные - зрителей не видно, как будто на пустом стадионе.
После спринта было ощущение, что чемпион просто поднял ногу и доезжает, гонка исправила ситуацию.
Попов во время трансляции сетовал на новый предстоящий тех. регламент, который снова родит самовоз, в отличии от конца нынешнего сезона, где четыре команды практически на равных. Сложно не согласиться.
Режиссеру сезона Оскара бы вручить - скандалы, расследования, штрафы, зеркало на трассе! Не хватает только кадра где Макс сильнее прожимает педаль и проезжает в первом повороте ябеду Рассела.
Power is nothing without control
15
4
Ответить
30544710
Ех Автонекрофил
Скажите хейтеры, а Ферстаппен выиграл гонку на самовозе или он неспроста входит в пятерку лучших за всю историю Ф1?
Конечно на самовозе. Настоящий чемпион негр в юбке)))))
5
9
Ответить
Слава
Краснодар
Ех Автонекрофил
Скажите хейтеры, а Ферстаппен выиграл гонку на самовозе или он неспроста входит в пятерку лучших за всю историю Ф1?
Невозможно судить про пятерку, так как разные времена, разные машины, разные правила.
Но сейчас он реально лучший, неоднократно доказал. Так как он (ну, Люся на самовозе исключение) - никто не умеет прорываться в топ с последних мест, никто на не самой лучшей машине выигрывает гонки за счет мастерства. И под дождем ему равных нет, подобен Сенне в этом аспекте.
11
7
Ответить
Игорь Зуб
Ех Автонекрофил
Скажите хейтеры, а Ферстаппен выиграл гонку на самовозе или он неспроста входит в пятерку лучших за всю историю Ф1?
А куда самовоз, начавший этот чемпионат мог деться? В команде занимались даунсайзингом?
6
7
Ответить
Игорь Зуб
Ну да, ему осталось только победить на 3-х колёсах, как нигга в сильверстоуне.
3
6
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 542
Денис Борисыч
В былые времена если что то отваливалось выбегал комиссар под желтыми флагами и подбирал предмет...без всяких глупых пейскаров ,которые выпускают по любому поводу,и без..
http://Sports.ru
523,4 тыс подписчиков

Подписаться
Судейская хтонь в «Ф-1»: кипа строжайших штрафов и отмазы за брошенные на треке обломки
11 минут
40 прочтений
Сегодня
Главный скандал на Гран-при Катара.

Одной из главных тем в финальных гонках сезона «Ф-1» стали масштабные перестановки в руководстве гоночной дирекции. Перед Гран-при Лас-Вегаса уволили директора Нильса Виттиха, место которого занял Руй Маркеш (он ранее занимал аналогичную должность в «Ф-2» и «Ф-3»). Португальца на предыдущей работе должна была заменить Джанетт Тан, но перед этапом в Катаре уволили и ее. Следом тут же попрощались с известным стюардом Тимом Мейером, а до этого еще с целым рядом ключевых сотрудников (к примеру, с директором по работе с общественностью и руководителем отдела жалоб).

Масштабные перестановки встревожили многих, в том числе пилотов «Ф-1». Глава Ассоциации гонщиков Гран-при Джордж Расселл потребовал от федерации большей открытости и объяснения происходящего – в частности, назвать причины ухода Виттиха. Однако президент ФИА Мохаммед бен Сулайем категоричен: перестановки в федерации – строго ее дело:

«Они говорят о хаосе? Знаете, я сделаю все, чтобы улучшить положение ФИА. И пусть говорят что хотят».

Глава автоспорта выбрал не лучший момент для громких высказываний: проходящий в Катаре Гран-при «Ф-1» выдался максимально хаотичным, в том числе и в отношении работы гоночной дирекции, и в плане судейства.

Первый громкий инцидент случился в квалификации к основной гонке – необычное решение судей привело к смене обладателя поул-позиции.

В третьем сегменте Джордж Расселл наткнулся на болид Макса Ферстаппена – на прогревочном круге перед финальной попыткой.

Пилот «Мерседеса» посчитал действия четырехкратного опасными. Судьи согласились, но с натяжкой: в вердикте отмечено, что инцидент весьма сложный для рассмотрения, но Ферстаппен ехал медленнее положенного. В решении также сочли необычным, что оба пилота были на прогревочном круге – а потому вместо привычных трех позиций Ферстаппен потерял всего одну и получил штрафной балл.

Макс назвал наказание «полной бессмыслицей», а после выступил с обличительной речью в адрес Расселла. Шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер поддержал протеже: якобы наказание дали только из-за истерики Джорджа.

Но субботний инцидент затмило чудовищное воскресенье.

Дирекция гонки запуталась: на главной прямой несколько кругов валялось оторванное зеркало

Гран-при Катара начался с плотной борьбы на старте (из-за чего сошли Колапинто и Окон), однако после череды нескольких ярких маневров атмосфера успокоилась. Примерно полгонки все шло своим чередом без громких событий, пока на 29-м круге от «Уильямса» Алекса Албона не отлетело боковое зеркало.

В теории гоночной дирекции стоило бы ввести режим VSC (виртуальной машины безопасности; в таком случае пилоты должны были бы заметно сбросить скорость на всей трассе), однако вместо этого в районе обломка появились двойные желтые флаги – четкое и жесткое указание сбросить темп в данной зоне .

Но сработало все максимально коряво (огни то появлялись, то исчезали, а в графике и трекере сигналов вообще не было), когда к обломкам подъехал лидер гонки Макс Ферстаппен. Следовавший за ним Ландо Норрис банально не успел среагировать на внезапный сигнал:

Но правила есть правила: пилот «Макларена» не замедлился, а потому получил штраф – 10-секундный «стоп-энд-гоу» (из пула самых жестких наказаний: Норриса обязали заехать на пит-лейн, отстоять там 10 секунд и после этого – без права на замену резины – вернуться на трассу).

Однако после этого флаги просто убрали, а зеркало осталось лежать на прямой – пока его не переехал Валттери Боттас из «Заубера», съехавший с обычной гоночной траектории на альтернативную обгонную, чтобы пропустить лидеров на круг. Обломки от зеркала разлетелись практически по всей ширине трассы, и буквально тут же привели к проколам шин на болидах Карлоса Сайнса и Льюиса Хэмилтона.

«Нужна машина безопасности, разве нет?» – недоумевал Сайнс по радио.

Сэйфти-кар с запозданием появился на 36-м круге. Обломки убрали, но репутацию новой гоночной дирекции они явно подпортили.

За всю гонку – семь штрафов (включая самый суровый)

У судей вообще было много работы: они наказали пилотов целых 7 раз большой потерей времени и штрафными баллами (особый способ наказания: если пилот набирает 12 баллов, то его дисквалифицируют на один этап – такое уже было в этом сезоне с Кевином Магнуссеном из «Хааса»; в Баку датчанина заменил юниор Оливер Бермэн; баллы сгорают спустя ровно год после их получения). Всего за уик-энд выдали даже 12 наказаний командам и пилотам, но за пределами отчетных сессий это обычно денежные штрафы, которые редко привлекают внимание и влияют на спортивный результат – на самом деле их на каждом Гран-при немало.

Но в Катаре основная часть пришлась именно на гонку – и просто поразила суровостью.

Вот каждый инцидент: кого и за что конкретно наказали.

Штраф №1 – Ланс Стролл (+10 секунд и два штрафных балла)

Что произошло: пилот «Астон Мартин» не рассчитал траекторию выхода из поворота и вынес с трассы Албона.

Как объяснили: инцидент произошел на первом круге, и обычно судьи более лояльны в таких случаях – например, Нико Хюлькенберг в том же Катаре не справился со стартом на холодном и жестком «харде», потерял контроль над болидом и спровоцировал сход Окона с Колапинто. Со Строллом же проявились принципиальность, и отметили в протоколе, что авария никак не связана с условиями плотной борьбы на первом круге, а потому Стролл получил соответствующее наказание.

Штраф №2 – Лиам Лоусон (+10 секунд и два штрафных балла)

Что произошло: на пятом круге во время первого рестарта (из-за стартовой аварии со сходом Колапинто и Окона выезжала машина безопасности) Лиам врезался в Боттаса в первом повороте.

Как объяснили: у пилота «РБ» возникла недостаточная поворачиваемость, из-за которой он влетел в «Заубер» – абсолютно прозрачный инцидент и понятный штраф.

Штраф №3 – Льюис Хэмилтон (проезд по пит-лейн)

Что произошло: заезжая на пит-стоп, №44 превысил ограничения скорости на пит-лейн.

Как объяснили: На пит-лейн есть четкий лимит – в Катаре это 80 км/ч. Льюис же заехал на 92,5 км/ч – превысил ограничения на 12,5 км/ч. После этого Хэмилтон просил команду о сходе, но в «Мерседесе» отказались и отбыли наказание.

Штраф №4 – Алекс Албон (+10 секунд и два штрафных балла)

Что произошло: при атаке на Кевина Магнуссена пилот «Уильямса» не удержал полностью контроль над болидом, из-за чего произошел контакт.

Как объяснили: в первом повороте у Албона возникла избыточная поворачиваемость, он смог скорректировать траекторию, однако в результате столкнулся с «Хаасом».

Штраф №5 – снова Хэмилтон (+5 секунд)

Что произошло: оказалось, что Льюис сдвинулся с места, прежде чем погас светофор. Он и сам признал это по радио, извинившись перед командой.

Как объяснили: датчик ФИА тоже зафиксировал фальстарт, однако после случая с Ландо Норрисом в Джидде судьи полагаются не только на него, а потому изучили онборд и подтвердили нарушение правил. Тем не менее, поскольку гонка началась практически сразу же после инцидента, Льюису прилетел минимальный штраф.

Штраф №6 – Ландо Норрис (10-секундный «стоп-энд-гоу» и три штрафных балла)

Что произошло: тот самый штраф Ландо за то, что он не смог вовремя замедлиться под желтыми на прямой.

Как объяснили: по телеметрии не было даже намека на попытку замедлиться под желтыми флагами. Судьи уверены, что из болида Норриса отчетливо виднелись все сигналы. «Соблюдение правил желтого флага имеет первостепенное значение для безопасности», – говорится в протоколе.

Штраф №7 – Джордж Расселл (+5 секунд и один штрафной балл)

Что произошло: во время машины безопасности пилот «Мерседеса» допустил слишком большое отставание от болида впереди.

Как объяснили: по правилам, когда на трассе сэйфти-кар, расстояние между пилотами не должно превышать больше 10 корпусов болидов. Расселл отстал на 125 метров – это больше 20 корпусов.

ФИА выпустила целое оправдательное письмо

После гонки многие ожидали разъяснений от федерации по поводу самых спорных моментов: долгого ожидания машины безопасности в связи с оторванным зеркалом и очень жесткого штрафа Ландо Норриса – тема странной работы и судейства стала главным скандалом этапа в Катаре.

Объяснения и оправдания в официальном пресс-релизе поступили только на следующий день:

Обычно машина безопасности не выезжает, если обломков немного и они не на гоночной траектории. Значительное количество обломков после наезда болида на зеркало и проколы, последовавшие сразу после этого, вынудили принять решение о выпуске сэйфти-кара. Виртуальная машина безопасности не стала бы решением, поскольку машины были распределены по треку, и не было достаточного промежутка времени, чтобы маршал мог убрать обломки. ФИА постоянно рассматривает свои подходы и процессы. Она проанализирует данный конкретный сценарий и обсудит его с командами, чтобы понять, нужно ли предпринимать другие меры в будущем
Это ответ пресс-службы, тут обьяснено, почему не выпустили маршала в данном конкретном случае
4
2
Ответить
lewisferstappen
Красноярск
Слава
Невозможно судить про пятерку, так как разные времена, разные машины, разные правила. Но сейчас он реально лучший, неоднократно доказал. Так как он (ну, Люся на самовозе исключение) - никто не умеет...
Хейтеров просили отметиться, а не глоров)
 
1
Ответить
Слава
Краснодар
lewisferstappen
Хейтеров просили отметиться, а не глоров)
Хейтер, это что-то типа агрессивного неадеквата. Да, я не такой.
Как человек - тапок мне противен (из-за его двойных стандартов поведения по отношению к себе и к другим во время гонки).
Как гонщик - мои респект и уважуха.
8
2
Ответить
Павел
Хабаровск
Денис Борисыч
Норрис опять облажался,какой с него чемпион?Придется в следующем году опять Максику чемпионить.
Вообще не факт. Много интересных, но - присутствует.
1. Феррари - оба пилота в 25 могут удивить
2. Маки - так же могут оба пилота удивить
3. Мерсы - темная лошадка
4. Астоны - Ньюи в деле как и пенсионер серии.....
5
1
Ответить
Николай
Омск
Да уж, дирекция гонки *******ась по полной.
2
 
Ответить
Игорь Зуб
"маленький тявкающий терьер" )))) Тотошка жжот!))))
1
3
Ответить
Игорь Зуб
"маленький тявкающий терьер" )))) Тотошка жжот!))))
Тотошка сам червяк еще тот.
4
5
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром