В конце января этого года в обзоре первого этапа сезона мы написали, что тройка призеров по итогам 2024 года будет состоять из Тьерри Невилля, Отта Тянака и Элфина Эванса. Сейчас, после завершения финального этапа чемпионата, можно лишь констатировать — тот прогноз сбылся на все сто процентов. Только вот радоваться тут совершенно нечему.
Бельгийский гонщик провел свой первый полный сезон на автомобиле категории World Rally Car еще в 2012 году — это был последний чемпионский сезон легендарного Себастьена Леба. Да-да, это было так давно. С тех пор восемь раз чемпионом становился Себастьен Ожье, дважды Калле Рованпера и один раз — Отт Тянак. А Невилль удостоился лишь сомнительного титула пятикратного вице-чемпиона.
В какой-то момент стало казаться, что его карьера постепенно начала угасать. Начиная с 2020 года результаты Тьерри стали ухудшаться. После пяти вторых мест по итогам чемпионатов он финишировал в сезоне четвертым, а затем дважды третьим. И, что не менее важно, количество побед по ходу того или иного сезона также снизилось. Если в 2018 и 2019 году бельгиец выиграл по три этапа, то в дальнейшем он завоевывал по одной-две победы в год. Но в 2024 году «вечно второй» получил шанс, который выпадает раз в жизни…
Сразу два чемпиона мира по ралли последних лет, Калле Рованпера и Себастьен Ожье, приняли решение выступать лишь на выборочных этапах — так Тьерри лишился сразу двух сильнейших соперников. Урезанную программу в заводской команде Hyundai Shell Mobis World Rally Team получили быстрые Эсапекка Лаппи, Андреас Миккельсен и Дани Сордо — даже если бы каждый из них наштамповал побед, то с учетом количества этапов говорить о шансах на титул не приходилось. И, наконец, заводская команда M-Sport Ford World Rally Team в 2024 году получила самый слабый состав за последние годы — и еще перед началом сезона было понятно, что побед гонщикам британского коллектива не видать.
И что же получилось? К середине сезона на счету временщиков (Лаппи, Рованпера, Ожье) было пять побед в семи этапах. И лишь по разу отметились постоянные участники — Тьерри Невилль и Отт Тянак. Вторая половина сезона проходила точно по такому же сценарию — по одной победе у бельгийца и эстонца, а остальные завоевали Ожье и Рованпера.
И вот — финальный этап в Японии. К заключительной гонке сезона Тьерри Невилль подошел едва ли не в идеальном турнирном положении. Математические шансы на титул остались лишь у него и у его товарища по заводской команде Hyundai Shell Mobis World Rally Team Отта Тянака. При этом для того, чтобы стать чемпионом, последнему нужно было побеждать, да еще и Невилль должен был наломать дров и не набрать очки.
Мог ли Тьерри наломать дров? Как вы могли такое подумать? Конечно же… да! Но его визави Отт Тянак в этом аспекте ничуть не менее талантлив — бельгиец и эстонец те еще лесорубы.
Впрочем, поначалу со старта все шло по совершенно непривычному сценарию. Эстонец вел борьбу в группе лидеров гонки и после непродолжительной дуэли с Элфином Эвансом из Toyota Gazoo Racing World Rally Team возглавил абсолютный зачет. После чего попросту уехал от соперников! После первого дня Тянак опережал Эванса на 20 секунд, а после второго его отрыв увеличился вдвое. Дело сделано? Если вы так подумали, то вы плохо знаете историю ралли и не в курсе талантов Отта. Что он ярко и продемонстрировал на первом же спецучастке заключительного дня ралли «Япония».
В Формуле 1 есть так называемая стена чемпионов. А в Японии теперь есть овраг чемпионов. Сперва чемпион мира по ралли Отт Тянак, а затем чемпион Японии по ралли Хейкки Ковалайнен (да-да, тот самый) уложили свои автомобили в придорожную канаву в одном и том же месте. На этом борьба за чемпионство в сезоне-2024 была закончена. Невилль мог расслабиться и ехать в свое удовольствие. Тем более что его гонка проходила из рук вон плохо. Но об этом — позднее…
Да, конечно, на кону был еще и зачет производителей, но после схода Тянака шансы на его завоевание для корейской команды стали иллюзорными. Ведь в отличие от соперников представители заводской команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team проводили домашнюю гонку практически идеально.
Элфин Эванс в этом сезоне, откровенно говоря, не блистал. На его счету было шесть подиумов, но ни одной победы — и это после трех побед, завоеванных в прошлом году. Но именно валлиец провел в Японии очень ровную и спокойную гонку — в отличие от соперников. Судите сами — уже на втором спецучастке гонки сразу несколько участников откатились назад: Себастьен Ожье остановился для замены колеса, Такамото Кацута финишировал на проколотом колесе, Андреас Миккельсен вылетел с трассы и потерял время на продолжение прохождения дистанции, а товарищи по команде M-Sport Ford World Rally Team Эдриен Фурмо и Грегуар Мюнстер просто ехали совсем медленно. В итоге только на одном этом спецучастке тройка лидеров — а именно Невилль, Тянак и Эванс — привезла ближайшему сопернику около 40 секунд!
Но на четвертом спецучастке проблемы настигли уже Невилля. Силовая установка его Hyundai i20 N Rally1 Hybrid внезапно потеряла большую часть своих сил и стала просто установкой. Сервиса по ходу первого дня предусмотрено не было, и бельгиец начал терять позиции. Начав день со второго места в абсолюте, он очень быстро откатился в конец первой десятки, а затем и в середину второй. По итогам дня Тьерри оказался на 15-м месте более чем в семи с половиной минутах от лидера. Напомним — Отт Тянак возглавлял гонку, а Элфин Эванс шел вторым.
Во второй день Элфин Эванс старался держаться в темпе Тянака, но не особенно рисковал — всего две победы на спецучастках, столько же было на счету эстонца. Но это позволило пилоту Toyota Gazoo Racing World Rally Team удержать второе место и оторваться от преследователей. Он продолжал выжидать — вдруг эстонец допустит ошибку.
И, как мы уже знаем, Отт эту самую ошибку допустил! Вот так Эванс обнаружил себя на первой позиции и более чем в полутора минутах впереди идущего вторым Себастьена Ожье. Валлийцу оставалось лишь довести машину до финиша, что он и сделал. Победа Элфина и второе место Ожье позволили японской команде завоевать победу в зачете производителей — уже в восьмой раз, между прочим!
Элфин Эванс и Скотт Мартин одержали победу на ралли «Япония», опередив почти на полторы минуты Себастьена Ожье и Винсента Ландэ. В тройке призеров компанию гонщикам заводской команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team составил экипаж M-Sport Ford World Rally Team Эдриен Фурмо и Александр Кориа — это был их шестой подиум в сезоне! Отставание французов от победителя составило почти две минуты. Такамото Кацута и Аарон Джонстон закончили домашнюю для пилота гонку на четвертом месте. Грегуар Мюнстер и Луи Лука замкнули пятерку быстрейших — они в третий раз повторили свой лучший в сезоне результат.
Лишь на шестой позиции ралли «Япония» завершил лучший из экипажей заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team — и это были новые чемпионы мира по ралли Тьерри Невилль и Мартин Видаге. Семь минут — на столько они отстали от занявшего первое место Элфина Эванса. Но это было уже совсем неважно: Невилль — чемпион. И точка.
Седьмое место на финише у российского экипажа Николая Грязина и Константина Александрова. Это третья победа наших парней в WRC2 в этом году. По итогам сезона они взяли бронзу в этом чемпионате мира. Браво! А в зачете WRC2 Challenger заняли второе место.
Вслед за россиянами к финишу примчался Сами Паяри, который и стал чемпионом мира в WRC2, после чего объявил о… расставании со своим штурманом Энни Мялконен! Такой вот финал. А замкнули десятку лучших в Японии Хироки Араи и Гас Гринсмит.
Финальный этап чемпионата мира по ралли 2024 года завершен, а значит, можно сказать пару слов о рекордах и цифрах.
Итак, Элфин Эванс принес марке Toyota не только восьмую победу в сезоне, но и 93-ю за всю историю. По этому показателю японцы пока что занимают третье место, на одну победу отставая от Ford и на девять — от идущего первым Citroen. Поэтому, скорее всего, в сезоне-2025 нас ждет новый абсолютный рекорд.
Благодаря очередному титулу в зачете производителей Toyota вышла на второе место за всю историю — по восемь чемпионских званий есть теперь у них и у Citroen. Но Lancia с десятью титулами пока что впереди.
Теперь немного о тех, кто уходит. Себастьен Ожье, который и без того не испытывал восторга от выступлений в ралли и ездил в свое удовольствие лишь на выборочных этапах, был в приказном порядке усажен за руль Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid на шести финальных этапах этого сезона. Ну что поделать — внезапно руководство японской команды осознало, что это единственная возможность завоевать титул в личном зачете. Но этот способ не сработал и чемпионом Ожье не стал. Вместо этого он обозлился и в открытую заявил, что в следующем сезоне будет выступать еще реже, чем планировал в этом году.
Японский этап был последним для Pirelli. В будущем году монопоставщиком резины станет компания Hankook. Интересно, будет ли у гонщиков Hyundai когда-нибудь еще хотя бы одна возможность стать чемпионом мира, чтобы сделать двойную победу — и для автопроизводителя, и для производителя шин?
И, наконец, на этом закончилась история гибридных автомобилей Rally1. Удивительным образом причиной этого стали деньги — компания, которая производила гибридную силовую установку, решила потребовать куда большие вложения от команд. На чем и погорела! Все разговоры об экологии и других подобных вещах в мгновение ока разбились о коммерческие интересы команд и серии в целом…
А что же нас ждет нового в будущем сезоне? Прежде всего — интересные изменения в составах команд. В заводскую команду Toyota наконец-то на постоянной основе вернется Калле Рованпера — и это сразу же делает его основным претендентом на чемпионское звание в сезоне-2025. Кроме него в команде останутся Элфин Эванс и Такамото Кацута, а на четвертой машине будет выступать новобранец Сами Паяри. А что до Ожье, то французу на выборочные гонки подготовят пятый автомобиль!
Другие заводские коллективы пока хранят молчание, но в сервис-парке муссируются слухи о том, что Эдриен Фурмо перейдет в Hyundai, где будет выступать на третьей машине на всех этапах. А его место в заводской команде M-Sport Ford World Rally Team может занять Йоан Россель — который закончил сезон в WRC2 лишь четвертым.
Но главный вопрос пока что остается без ответа — где проведут сезон-2025 Николай Грязин и Константин Александров? Бронзовые призеры чемпионата мира по ралли WRC2 — это весьма хороший товар на рынке пилотов. Но в современном мире российским гонщикам (даже выступающим под чужим флагом) очень и очень непросто. Многие двери перед ними попросту закрыты…
И последнее. В заголовке обзора есть фраза: «Невилль — чемпион. И что такого?». Никоим образом не умаляя достоинств 20-го чемпиона мира — Тьерри стал лишь 20-м гонщиком, удостоившимся такого звания — нужно отметить один важный момент. История мирового ралли знает одного девятикратного и одного восьмикратного чемпионов мира (Себастьен Леб и Себастьен Ожье соответственно), двух четырехкратных (Юха Канккунен и Томми Мякинен), пять двукратных (Мики Биазон, Вальтер Рерль, Маркус Гронхольм, Карлос Сайнс и Калле Рованпера) и целых 11 чемпионов мира, завоевавших титул один раз.
Среди однократных чемпионов есть настоящие легенды — Колин МакРей, Ари Ватанен, Петтер Сольберг. А есть гонщики, про которых ты не сразу вспомнишь год их чемпионства или в принципе сам факт — был гонщик чемпионом или нет. Лично мне, например, каждый раз приходится залезать в таблицы для того, чтобы проверить, когда Отт Тянак стал чемпионом. А вы сразу вспомните, в каком году чемпионом был Бьорн Вальдегаард или Ханну Миккола?
Тьерри Невилль стал чемпионом мира по ралли 2024 года. История не запомнит того, что его сезон не был самым сложным и что он стал чемпионом всего с двумя победами — кто сейчас вспомнит, что Ричард Бернс в 2001 году стал чемпионом всего с одной победой? Но в следующем году бельгийцу придется сдать непростой экзамен, который у него будет принимать Калле Рованпера. И если Невилль его провалит, то блеск его достижения может сильно померкнуть…
1. Элфин Эванс / Скотт Мартин (Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid) — 3:23:41,0
2. Себастьен Ожье / Винсент Ландэ (Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid) — +1:27,3
3. Эдриен Фурмо / Александр Кориа (Ford Puma Rally1 Hybrid) — +1:55,5
4. Такамото Кацута/Aарон Джонстон (Toyota GR Yaris Rally1 Hybrid) — +2:02,6
5. Грегуар Мюнстер / Луис Лука (Ford Puma Rally1 Hybrid) — +3:11,5
6. Тьерри Невилль / Мартин Видаге (Hyundai i20 N Rally1) — +6:54,1
7. Николай Грязин / Константин Александров (Citroën C3 Rally2) — +10:04,3
8. Сами Паяри / Энни Мялконен (Toyota GR Yaris Rally2) — +11:50,8
9. Хироки Араи / Шунсуке Мацуо (Skoda Fabia R5) — +13:24,3
10. Гас Гринсмит / Йонас Андерссон (Skoda Fabia RS Rally2) — +14:15,8