Жаки Икс (родился 1 января 1945 года в Икселе, Бельгия) — одна из величайших легенд в истории автоспорта. Он получил всемирную известность и признание благодаря своим успехам во многих дисциплинах, включая победу на ралли «Дакар» 1983 года и шесть побед в гонке «24 часа Ле-Мана» (1969, 1975, 1976, 1977, 1981 и 1982 год), а также восемь побед на Гран-при и два титула вице-чемпиона Формулы 1. И даже в 80 лет своей самой большой страстью он по-прежнему называет гонки, о чем свидетельствуют его постоянные визиты на Гран-при и ежегодное присутствие на «Дакаре».
Будучи послом «Дакара», он далек от символического выполнения этой роли и в течение всего марафона день за днем проводит на бивуаке вместе со всеми остальными участниками. Его часто можно увидеть на центральной площади бивуака, где он и дал интервью корреспонденту издания, с удовольствием рассказывая как о своей большой страсти к автоспорту, так и о жизненной философии. Жаки подчеркнул, насколько он изменился с тех пор, как был молодым гонщиком Формулы 1, когда все, о чем он мечтал, была победа. Теперь, в 80 лет, он смотрит на жизнь совершенно иначе.
— Карлос Сайнс вновь вышел на старт «Дакара» в 2025 году, чтобы в свои 62 года защитить прошлый титул. И сейчас он по-прежнему входит в число фаворитов. Как вы это объясните?
— Карлос — невероятный гонщик, четырехкратный чемпион «Дакара», и возраст не имеет для него значения, потому что он продолжает двигаться вперед и все еще имеет потенциал для победы. Для испанцев ралли «Дакар» с годами приобрело большое значение из-за участия в нем большого числа испанских гонщиков, таких как Марк Кома, Нани Рома и многих других. Испания была частью «Дакара» с самого начала, потому что даже в 1983 году, на пятый год существования марафона, когда я сумел его выиграть, там уже существовало крупное испанское сообщество. А в этот раз для Карлоса это двойной вызов. Он едет за Ford, на новой машине, и его огромный опыт очень важен, но, конечно, я уверен, что он сможет выиграть свой пятый «Дакар». Я желаю ему всего наилучшего, а также его сыну в Формуле 1. Фамилия Сайнс очень особенная.
— Что вы скажете о его навыках пилотирования и умении вкладывать свои знания в разработку автомобиля?
— Вы имеете в виду Карлоса-старшего? Это важный нюанс, потому что они оба очень хорошие гонщики и понимают в конструкции автомобиля. Способность гонщика к работе над развитием машины является ключом к успеху, как и результаты тестов, в которых он участвует. Но ничто не может сравниться с информацией, получаемой во время участия в соревнованиях, и я думаю, что для Ford это долгосрочный проект. Чтобы выиграть «Дакар», вам нужен длинный список из многих пунктов, над которыми вы работаете и уверены, что делаете это в правильном направлении и в правильном порядке. Вот что делает «Дакар» таким трудным. Потому что то, что они показывают сегодня, как гоняются... они поднимаются на огромные песчаные горы. Раньше мы преодолевали дюны высотой, наверное, 50 метров, а сейчас на маршруте — 300-метровые дюны. Сложность возросла, а конкурентами Ford являются сразу несколько команд с большим потенциалом и классными гонщиками, которые могут показать себя очень хорошо.
— Как вы думаете, сколько еще лет сможет Карлос Сайнс участвовать в «Дакаре»?
— Только он знает свои пределы. Два года назад он попал в аварию и повредил спину, и только он сам понимает свое самочувствие и свои силы для выступления в гонках. Но если у него будет мотивация продолжать карьеру еще несколько лет, я буду рад.
— Как вы поняли для себя, что настал день завершения вашей собственной спортивной карьеры?
— Я выступал 32 сезона подряд, участвовал в различных автомобильных соревнованиях. Я сделал все, что мог, реализовал все свои шансы, и наступает момент, когда ты понимаешь, что пришло время уйти. Кстати, есть и предупреждающие сигналы, своеобразный желтый свет, который рекомендует вам быть внимательными, осторожными, это как ангел-хранитель, который находится рядом и предупреждает вас. Всему свое время, но если есть страсть, нужно продолжать.
— Ваши слова можно отнести и к Фернандо Алонсо, который в 42 года в Формуле 1 выступает выше уровня своей машины.
— Именно. Алонсо — это… фантастика. Но в конце концов и его время придет. Такова жизнь. Это эрозия времени. И это касается любого. Хотя, например, в случае с Алонсо или с Карлосом время вроде бы не влияет на вас... но рано или поздно оно все равно приходит.
— Алонсо продолжает борьбу, поставив цель завоевать третий титул, если ему дадут подходящую машину.
— Он пилот, который полностью отдается своему делу. Прошлое не вернуть, но он все равно был чемпионом в 2005 и 2006 году. Я желаю ему добиться третьего титула, надеюсь, он сможет. В 2023 году у Aston Martin все складывалось очень хорошо, и мы все думали, что это возможно, но мир Формулы 1 очень сложен.
— Несколько месяцев назад я разговаривал с Максом Ферстаппеном. Он сказал мне, что для него Алонсо был одним из пяти лучших гонщиков в истории. Что вы думаете?
— Его долголетие является демонстрацией того, что он особенный. А еще я его очень уважаю за его человеческие качества и пилотирование. Это целостная история. Мне это нравится. Я встречался с ним несколько раз. Он также очень хорошо выступил в гонках на выносливость, а также на «Дакаре». Я думаю, что страсть бесценна, и он по-прежнему страстно любит автомобили. И до сих пор очень предан этому.
— Как вы думаете, Алонсо вернется на «Дакар»?
— Это возможно. И я уверен, что он сможет это сделать как следует. На «Дакаре» очень важен опыт, и здесь он особенный. Чтобы быть конкурентоспособным и чувствовать себя комфортно, нужно многому научиться. Есть примеры с Нани Ромой и Карлосом Сайнсом, двумя бойцами. Я не вижу причин, по которым Алонсо не сможет выиграть «Дакар», если вернется. Более того, «Дакар» — это не только невероятная гонка, это философия и возможность открыть для себя другой мир, другую планету, ее историю и другие традиции.
— Вы уже упоминали Карлоса Сайнса-младшего. Что вы думаете о решении Ferrari позволить Карлосу Сайнсу уйти и подписать Хэмилтона?
— Посмотрим в следующем году. Карлос Сайнс очень хорошо выступил в Ferrari. У них возникло искушение подписать Хэмилтона, вероятно, также по маркетинговым причинам, а также, возможно, потому, что Льюис хотел получить новый опыт и включить Ferrari в свою историю. Посмотрим. Карлоса не в чем упрекнуть за его выступления в Ferrari, он добился успеха, он выиграл Гран-при... но теперь это в прошлом. Теперь пришло время подумать о будущем.
— Политика в Формуле 1 по-прежнему очень важна…
— В Формуле 1 есть много важных аспектов, не только политика. Еще экономика, маркетинг, но все дело в том, кто победит.
— Как вы думаете, пара Сайнс — Леклер была успешна?
— Этот дуэт сработал, потому что они оба выигрывали гонки и всегда были очень близки друг к другу.
— Но им явно не хватало машины, чтобы одержать итоговую победу.
— Да, но это одна из составляющих. Чтобы добиться успеха, вам также нужно оказаться в правильной команде в нужное время, а этого предсказать невозможно. Феррари подошли очень близко, и, возможно, именно поэтому их поражение в Кубке конструкторов в прошедшем сезоне нас расстраивает. Но для меня это что-то вроде того, чтобы закрыть одну дверь и открыть другую. Думать о прошлом — пустая трата времени. Нужно сосредоточиться на будущем, а именно как это делают в Williams. Возможно, мы увидим, как завтра преуспеет Williams.
— Тото Вольфф и Кристиан Хорнер не подписали с контракт с Карлосом-младшим на следующий год, хотя он был доступен для подписания. Тото Вольфф предпочел юного Антонелли.
— Да, потому что будущее принадлежит молодым. Это то, чему я научился. Раньше вам были нужны опытные пилоты, а теперь вы можете взять в команду совсем молодого гонщика, например, такого, таким был Макс в момент подписания контракта в Формулу 1, у которого уже в 18 лет был потенциал. Единственное, что могу сказать, это то, что грустно, что Сайнс покидает Ferrari, но приходится переворачивать страницу и не можешь постоянно думать о том, что могло бы быть и почему этого не произошло. Нет. Вы должны сосредоточиться на том, что у вас есть, и делать все возможное, используя то, что у вас есть.
Льюис — семикратный чемпион мира, и звезды сошлись так, что он смог перейти в Ferrari. В тот момент, когда он в свое время пришел в Mercedes, он привел команду на вершину с хорошей машиной. Но не забывайте, что Льюис — личность: он собрал все рекорды, и для меня он в два раза лучше как гонщик. Но он также первый в автоспорте, кто настолько вовлечен в социальные сети и социальные активности, и он не побоялся сделать такой шаг, плюс он вовлечен во многие проекты с детьми. И поверьте мне, в будущем это принесет много пользы Африке. Вы понимаете, что я пытаюсь вам объяснить, когда говорю, что в Формуле 1 имеет значение сразу множество аспектов? Цель — стать лучше. Это то, что я узнал на «Дакаре». Нельсон Мандела сказал: «Я никогда не проигрываю. Иногда я побеждаю, а иногда учусь». И это реальность. Если вы можете учиться, у вас правильное отношение к действительности.
— Как вы думаете, в ваши времена в Формуле 1 могли ли дружить два гонщика, сражавшиеся за титул, как сейчас дружат Ферстаппен и Норрис?
— Риск, которому раньше подвергались гонщики, был несоизмеримо выше. Из-за этого и сами гонки выглядели иначе. Я не знаю, как должен вести себя Норрис, но я знаю, что он молод, а мир принадлежит молодым людям. Что касается Ферстаппена, я встретил его на одном мероприятии. Он был очень добрым, мне показался хорошим парнем, по своему характеру сильно отличающимся от его агрессивного стиля вождения. Он предпочитает атаковать, а гонки — это всего лишь сражения, ну и мы знаем, что результат сражения измеряется в тысячных долях секунды.
— Расскажите, насколько за прошедшее время изменились гонщики.
— Они очень изменились, потому что изменилось и то, чем они занимаются. Раньше мы были больше похожи на каких-то наемников, солдат. А сейчас все очень выросло в профессиональном плане, и нужно обладать высоким уровнем во всех аспектах, а не только в пилотировании: нужно хорошо разбираться в маркетинге, нужно уметь хорошо себя продавать, нужно быть хорошим амбассадором каких-то брендов. Нужно разбираться в машине и уметь считывать и понимать данные телеметрии — это совсем другая планета. Но давайте не будем делать ошибок, сравнивая гонщиков прошлого и настоящего, потому что сейчас мы переживаем совсем другие, хорошие времена. Для меня самое главное — жить в настоящем. Я не ностальгирую по прошлому. Я думаю, что сейчас дела обстоят хорошо, и это очень здорово, что в этом году мы могли видеть борьбу за титул.
— Вы говорите, что не испытываете ностальгии. А когда приезжаете на «Дакар», что вы чувствуете?
— Я словно открыл для себя «Дакар» заново, во второй раз. Благодаря всему тому, что было сделано, организаторы «Дакара» действительно как будто вдохнули в него новую жизнь. Почему? Потому что теперь это не только спорт, но и возможность открывать для себя мир, встречаться с другими людьми, получить другой взгляд на окружающее — а не просто сосредоточиться на победе, победе и еще раз победе. Вместо того, чтобы жить на высоте 10 000 метров, он заставляет нас вернуться на землю, считаться с окружающими людьми, уважать их. Вы переходите от однообразного видения к видению на 360 градусов. В интеллектуальном плане вы можете совершенствоваться.
— Есть люди, которые критикуют «Дакар», говорят, что сейчас это не то приключение, каким было в Африке, потому что раньше приходилось работать с картой, компасом и т. д.
— Это чистая ностальгия, которая не нужна. Мы живем в настоящем. Нужно понимать, что сравнивать эпохи или гонщиков — это всего лишь видеть верхушку айсберга. Неважно, выиграете вы или проиграете. Вы должны воспринимать это как айсберг: 90% работы делают люди, которых вы никогда не встретите, фанатики, увлеченные своей работой, и именно эти люди, объединившись, готовят для вас это приключение, дают вам в руки гоночный инструмент, машину. Когда у тебя есть хорошо подготовленный инструмент, победить гораздо легче, хотя все равно не так просто, но часть работы уже была сделана до старта. И теперь ваша очередь сделать свою часть работы. И вот тогда приходит понимание, что человеческий фактор здесь является самым главным. Ты никто, когда ты один.
Нужно уважать всех. Когда ты молод, ты сосредоточен на победе, и остальное для тебя ничего не значит. Но теперь, с возрастом, я понимаю, что существую как гонщик только потому, что есть огромный список людей, которые правильно выполнили свою работу. Ну и чтобы закончить этот философский разговор, нужно упомянуть тех, кто ездит на гонки ради гонок, не ради конкретной машины или пилота. Они рады видеть всех. Эта группа людей является ключом к существованию автоспорта. Если бы их не было, мы бы не организовывали гонки и не выращивали гонщиков. Поэтому на первом месте всегда люди, которые следуют за вами. Это реальность.
3 января стартовал очередной, 47-й по счету ралли-марафон «Дакар», маршрут которого вновь проложен по Саудовской Аравии.
Даты:
1–2 января — технические и административные проверки.
3–17 января — экипажи на дистанции марафона «Дакар».
3 января — стартовый подиум и Пролог, Биша.
17 января — финишный подиум, Шубайта.
Марафонский этап — 5–6 января, Биша.
Общая протяженность маршрута:
Мото: 7706 км (5146 км СУ).
Авто: 7759 км (5115 км СУ).
Стартовый лист:
Категория «Мото»: 136.
Категория «Внедорожники»: 67.
Категория Т3 («Челленджер»): 54.
Категория Т4 (SSV): 51.
Категория «Грузовики»: 45.
Категория «Классика»: 95 (из них 76 — легковые автомобили, 19 — грузовики).
Всего предварительно: 448 экипажей.
Участники:
В категории «Внедорожники» вновь примет участие экипаж № 217 Дениса Кротова и Константина Жильцова. Спортсмены выступают на автомобиле MINI JCW RALLY 3.0 команды X-RAID Team в категории Т1+.
В категории Т3 традиционно выступает белорус Андрей Рудницкий. Андрей едет штурманом с гонщиком Халидом Альйафла.
Другой белорусский экипаж (№ 267) в составе Андрея Голобородько и Алексея Муня едет на прототипе Toyota Hilux в категории Т 1.1 команды Magol Dakar Team.
За кем еще интересно следить:
Сразу три экипажа дебютируют на абсолютно новой Dacia SandRiders от ProDrive в категории Т1+. Это экипаж №1 Нассер Аль-Аттия и Эдоард Буланжер; № 19 — Себастьен Лёб и Фабьен Луркин; № 212 — Кристина Гутьеррес и Пабло Морено.
Дебютным в своем смысле станет этот «Дакар» и для Карлоса Сайнса-старшего. Вместе с Лукасом Крузом он пересел на абсолютно новый Ford M-Sport (Т1+).
Всего Ford выставляет на этот «Дакар» пять экипажей: № 226 — Маттиас Экстрем и Эмиль Бергквист; № 227 — Нани Рома и Алекс Харо, № 228 — Мишель Гатри и Келлн Уолш. Все четыре экипажа — за заводскую команду Ford M-Sport. Пятый экипаж на Ford — клиентский. Мартин Прокоп и Виктор Читка выступают за Orlen Jipocar Team.
Что касается зачета грузовиков, то сейчас, после ухода КАМАЗов и МАЗов, все сражение протекает между Мартином Мациком, Алешом Лопрайсом и семьей ван ден Бринков. Больше всего на «Дакаре» представлено грузовиков IVECO и MAN (по 16 машин). Есть также по четыре Tatra и Scania, имеются даже Mercedes, Volvo и, конечно же, традиционный Hino от Шуагавары.