Мы уже неоднократно писали об этом марафоне, поэтому повторяться не имеет смысла. Но главное, что здесь участвуют только кузовные классы, уровень конкуренции растет с каждым годом, и если раньше эта гонка воспринималась в большей степени как качественная тренировка перед другими сериями, то сейчас сюда приезжают почти все крупнейшие команды, сражающиеся за победы во всех основных кузовных чемпионатах планеты.
Основных классов здесь три: GT3, 992 и объединенный GTX, GT4 & TCX. Внутри GT3 есть деление на Pro и Pro/Am.
Главное изменение этого года: Creventic, организаторы серии гонок на выносливость под общим название «24 hours series», начали сотрудничать с новым титульным партнером — шинным производителем Michelin.
Во всем остальном правила остались прежними, да и расписание не изменилось. В пятницу проходит квалификация, а в субботу в полдень по московскому времени стартует гонка.
Пожалуй, список участников стал одним из самых интересных для нас инфоповодов. Среди 30 спортсменов преимущественно российского происхождения есть и завсегдатай кузовных гонок, спортсмен из Казахстана Александр Артемьев, и белорус Александр Малыхин, ставший в прошлом году чемпионом FIA WEC в классе LMGT3 за рулем Porsche команды Pure Rxcing, а также Азиатской серии Ле-Ман. Ну а итальянец Габриэле Пьяна, примелькавшийся нам на этапах REC за последние три года, и вовсе может сойти за своего.
Топовым классом гонки традиционно стал GT3, в котором были представлены более 30 автомобилей таких марок, как Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Ferrari, McLaren, Mercedes и Porsche. Самыми популярными в пелотоне в целом можно назвать именно Porsche, под которые даже выделили даже отдельный класс.
Класс GT3
Именно на Porsche 911 GT3 Cup в классе GT3 выступил за Pure Rxcing Малыхин, чей экипаж взял поул-позицию в гонке. Еще один Porsche для своих выступлений выбрала команда Car Collection Motorsport. В ее экипаж помимо швейцарца Алекса Фонтаны и словенского пилота словенца Матея Кнеза вошли небезызвестный нашим читателям в том числе по гонке «24 часа Нюрбургринга» Роман Мавланов, а также два дебютанта в гонках на выносливость Виктор Плеханов и Дамир Саитов.
SMP Racing, уже стартовавшие в прошлом году в Дубае, вновь приняли участие в марафоне. В этот раз они воспользовались автомобилем Mercedes и технической поддержкой немецкой команды HRT, а в состав экипажа под № 7 вошли Сергей Сироткин, Виталий Петров, Александр Смоляр и Денис Ременяко. Кирилл Смаль стал у экипажа запасным. В квалификации они стали седьмыми.
При поддержке еще одной немецкой команды — Winward Racing — также на Mercedes № 16 вышли на старт представители российского коллектива Yadro Motorsport: Сергей Столяров, Ринат Салихов, Виктор Шайтар и Габриэле Пьяна. Несмотря на то что экипаж был заявлен в категории Pro/Am, в квалификации они добились успеха, показав второе время, взяв поул в классе и заняв первый ряд на старте гонки.
А вот лучшее время принадлежало экипажу Алекса Малыхина на Porsche. Но последовавший за этим довес в 20 кг по BoP стал полной неожиданностью для команды, которая после этого не успела подготовиться к гонке с новыми вводными.
Mercedes команды Haupt Racing интересен не только тем, что там выступал Иван Станчин, но и тем, что за его рулем оказалась первая женщина-гонщица из Саудовской Аравии Рима Джуффали.
Василий Владыкин, Андрей Солуковцев, Давид Погосян, Алим Гешев и Михаил Лобода выступали на Audi R8 за команду Continental Racing by Simpson Motorsport, базирующуюся в ОАЭ. Ну и еще одним участником класса стал Александр Буханцов, также за рулем Audi R8 команды HAAS RT.
Класс 992
В классе 992 из 20 машин было четыре экипажа, за которыми мы следили особенно пристально. За французскую команду SebLajoux Racing на Porsche № 992 выступал Александр Артемьев, а Иван Екельчик — за команду Razoon — More Than Racing на машине № 914.
Под № 918 (Mühlner Motorsport) ехал Алексей Денисов, а в соседней категории GT4 на Toyota GR Supra GT4 EVO № 496 команды Continental TTR Racing на старт вышли Дмитрий Левин, Марат Губайдуллин, Константин Мандриков и Виктор Агафонов.
В классе GT4 на Toyota GR Supra GT4 EVO выступал также полностью российский экипаж в составе Дмитрия Левина, Марата Губайдуллина, Константина Мандрикова и Виктора Агафонова.
Однако главным центром притяжения стал дебют российского гоночного автомобиля Rossa, который привез в Дубай Роман Русинов.
ROSSA изначально создавалась на базе автомобиля Marussia GT, который неоднократно принимал участие в российских гонках на выносливость REC, но под другие характеристики. Когда же проект возглавил Роман Русинов, машина получила множество изменений, так что можно сказать, что между тем концептом, который был представлен в Москве в конце 2023 года, и автомобилем, заявленным на марафон «24 часа Дубая», не осталось практически ничего общего.
В Дубае Rossa LM GT была заявлена в классе GTX швейцарской командой Graff Racing, а в составе экипажа значились сам Русинов, Евгений Киреев и сын инженера Эдриана Ньюи — Харрисон. В последний момент в стартовые ведомости было добавлено еще одно имя: Никита Мазепин стал четвертым членом экипажа.
Rossa отлично начала уикенд, показав лучшее время в квалификации, но затем была дисквалифицирована: гонщики нарушили предписанный регламентом порядок появления пилотов на трассе — Никита Мазепин сел за руль не в свою смену, но это ошибка не самого пилота, а менеджмента команды, который составляет график смен. Лишившись результата, экипаж тем не менее был допущен к старту, но на решетке занимал последнее, 62-е место. После стартового сигнала светофора Роман Русинов буквально прошил пелотон, отыграв сразу порядка восьми позиций, однако позже стало известно, что он допустил фальстарт, за что получил 10-секундный штраф. Но в масштабе 24-х часов 10 секунд на старте гонки — капля в море…
К сожалению, примерно на 60-м круге гонки во время смены Мазепина из-за проблем с двигателем машина вернулась в боксы, где простояла почти всю оставшуюся гонку. Ночью Русинов выезжал еще раз на пару кругов, но затем вновь вернулся в боксы. Казалось бы — гонка для Rossa так и закончится — в боксах, но за семь кругов до финиша Евгений Киреев выехал на трассу и все же увидел клетчатый флаг.
Тем не менее Роман Русинов был доволен результатом. Марафон для автомобиля стал скорее боевой обкаткой, нежели полноценным гоночным событием. Ну а данные, полученные на трассе, помогут довести машину до ума и представить ее уже в полноценном гоночном обличье на одном из ближайших соревнований.
Чем сложен суточный марафон в Дубае?
Прежде всего тем, что гонка проходит при большом количестве участников на короткой трассе: протяженность трека в Дубае составляет всего 5390 метров. Простая математика подсказывает, что с учетом 62 участников, вышедших на старт, это будет одна машина на 87 метров: сумасшедший трафик. При этом надо принимать во внимание, что скорости разные не только у автомобилей разных классов (Русинов сообщил, что им пришлось «придушить» мотор на Rossa, чтобы соответствовать регламенту — т. е. отставанию как минимум на три секунды по отношению к GT3), но и у пилотов разных уровней.
Роман Мавланов, ехавший с двумя новичками в экипаже Car Collection, которых специально поставили в начало гонки, чтобы они побыстрее отработали свои обязательные смены и пустили за руль профессионалов, рассказал, что за свои стинты они проиграли соперникам три круга.
Это все к тому, что количество атак и обгонов на круге просто зашкаливает, и любого пилота, будь он профи или любитель, поджидает масса неожиданностей. Так что совершенно неудивительно, что 21 экипаж из 62 так и не увидел финишного флага, а кто-то выехал лишь на последние круги, чтобы получить отметку о финише.
Несмотря на то что экипаж AlManar Racing by Team WRT квалифицировался только четвертым и по ходу гонки был явно не самым быстрым, спортсмены сумели одержать победу, которая для команды WRT стала уже четвертой в истории 24-часовой гонки в Дубае.
Сами они говорят, что победили за счет грамотной стратегии (правильный расчет смен пилотов, заправок и использования шин), но и, конечно, за счет везения. Им дважды везло провести пит-стопы под «кодом 60» (это такая вариация FCY из чемпионата мира по гонкам на выносливость или виртуальной машины безопасности в Формуле 1, когда автомобили должны двигаться по трассе в скоростном режиме до 60 км/ч), что в итоге и дало им преимущество на финише чуть более чем в две минуты, или в один круг, над обладателем поул-позиции и одним из главных претендентов на победу — экипажем команды Pure Rxcing на Porsche 911 GT3 R. Напомним, что помимо традиционно выступающего за команду Александра Малыхина (он один из совладельцев команды) в Дубае с Pure Rxcing ехал и супербыстрый Алексей Несов, правда, для него это был всего первый опыт на Porsche.
Porsche R на трассе Дубая оказались настолько быстрыми, что уже после всех тренировочных и квалификационных сессий организаторы решили их немного «уравнять» и добавили по 20 кг дополнительного веса. При этом было понятно, что выравнять настройки под новые исходные уже не получится — Алексей Несов стартовал с тем, что имелось.
Так что не было ничего удивительного, что уже на старте гонки он уступил лидерство другому экипажу, стартовавшему также с первого ряда — на Mercedes AMG GT3 Evo № 16 команды Yadro Motorsport (Winward Racing,) правда, в категории Pro/Am. Приятный для нас момент заключался в том, что состав экипажа был практически полностью российским: к Сергею Столярову, Ринату Салихову и Виктору Шайтару присоединился Габриэле Пьяна, который и сел за руль на первый отрезок.
Что касается итоговой ситуации на финише, то вот как Алексей Несов прокомментировал победу WRT: «Я сказал бы, что, во-первых, ситуация была прогнозируема: команда WRT никогда не показывает реальный темп своих машин до старта гонки. Во-вторых, экипажи на Porsche в целом заслуженно получили дополнительный балласт. В-третьих, в гонке наш темп был лучше, чем у BMW. И шансы на победу у нас были вполне реальные — просто мы ими не воспользовались. В районе пяти утра мы были первыми, когда один из моих напарников не разъехался с кем-то из круговых, в результате чего передняя часть автомобиля была повреждена и мы получили прокол колеса. Один круг нам аннулировали, так как часть круга проехали по срезке, потом экстренный ремонт — в итоге мы потеряли два с половиной круга».
Для «Ядра» марафон закончился на 11-м месте в абсолюте и на втором в классе, однако на «абсолютный» подиум экипаж и не рассчитывал. Что же касается первого места в Pro/Am, то спортсмены упустили его из-за технической проблемы. Из-за сломанного сплиттера им пришлось заезжать на внеплановый пит-стоп, что отбросило их на одно место назад, но в остальном они действительно сделали максимум возможного и сражались за победу до самого финиша.
Третье место в абсолюте также занял экипаж с российским гонщиком. Станислав Минский — уже весьма опытный «эндуровец», неоднократно принимавший участие в том числе и дубайском марафоне. Он выступал в интернациональном экипаже также на Porsche 911 GT3 К, а их команда уступила на финише второму месту всего 10,5 секунды!
Четвертыми на финише абсолютного зачета с отставанием в четыре минуты стал еще один российский экипаж — SMP Racing (при техподдержке команды Haupt Racing Team). Для всех боевых пилотов — Виталия Петрова, Сергея Сироткина, Дениса Ременяко и Александра Смоляра — это тоже уже не первый опыт участия в гонке в Дубае, правда, в прошлом году они выступали за рулем Porsche, а на этот раз сменили его на Mercedes. Квалифицировавшись седьмыми (Смоляр позже рассказал, что в Дубае место на решетке имеет минимальное значение, а основная нагрузка ложится на проведение пит-стопов и попадание в код 60), они вполне успешно провели гонку и поднялись вверх в турнирной таблице. По словам Александра Смоляра, ни разу за всю гонку они не попали ни в одну аварию — хотя легкие контакты и были, но из-за двух неудачных пит-стопов потеряли много времени, а также получили несколько штрафов, которые тоже отразились на итоговом времени.
«К сожалению, Mercedes в этой гонке были не слишком быстры. Мы были медленны в поворотах и медленны на прямых. Вся причина в примененном Balance of Performance. Даже с довесом в 20 кг Porsche были быстрее примерно на секунду с круга, а в поворотах обгоняли нас с огромным преимуществом и заезжали туда, как Формула 3».
В Топ-10 завершил марафон и экипаж HAAS RT с Александром Буханцовым, также постоянным участником гонок на выносливость. Причем Александр выступает как на кузовных автомобилях, так и на спортпрототипах, и в стартовавшем в декабре новом сезоне Азиатской серии Ле-Ман мы уже видели и скоро вновь увидим его за рулем Ligier JS P320 команды Graff Racing (выставившей в Дубае Rossa).
Немало приключений выпало и на долю экипажа Continental Racing, в составе которого выступали Михаил Лобода, Василий Владыкин, Андрей Солуковцев, Давид Погосян и Алим Гешев.
Началось все еще с квалификации, когда на Audi R8 по недосмотру поставили не тот рестриктор и лишились порядка 10 л.с. Так что 30-й результат стал для команды вполне закономерным. В гонке в какой-то момент спортсмены хорошо отыгрались, поднявшись до десятого места, но затем начались технические проблемы. Сначала пробитый радиатор «отъел» много времени, а затем и сгоревшее сцепление привело к остановке на трассе. В итоге — 417 пройденных кругов из почти 600 боевых и «DNF» в ведомости.
Однако Андрей Солуковцев остался доволен гонкой и полученным опытом: говорит, что не стали на трассе «мальчиками для битья» и вполне могли бы побороться за подиум, если бы не сгоревшее сцепление.
«Второй отрезок — ночной — оказался для меня самым сложным из-за того, что у меня было мало опыта в управлении машиной самого быстрого класса. В темноте не видишь, что за машина у тебя на хвосте фарами моргает. Подумаешь: это же длинная гонка, зачем рисковать, пропустишь — а это окажется кубковый Porsche, который медленнее GT3 и который все равно надо обгонять. Надо не вестись на все эти моргания и пропускать, только когда к тебе уже в базу влезли. На третий отрезок уже сделал выводы, стал действовать увереннее, наглее — и уже кайфовал», — рассказал Андрей.
Технические проблемы преследовали и экипаж Car Collection. В смену Романа Мавланова сломался датчик подачи топлива, пришлось заезжать на ремонт, который занял порядка 40 минут.
После этого было принято решение перейти на двойные смены, сумели неплохо отыграться и доехали до 33-й позиции, но за три часа до финиша, опять же в смену Романа, произошел контакт с другим автомобилем, после чего Porsche Мавланова вылетел с трассы в ограждение и там и остался.
Еще один экипаж на Aston Martin команды Comtoyou Racing с Вячеславом Гутаком и вовсе не стартовал. Проблемы с приводным валом непосредственно перед гонкой не оставили другого выбора, кроме как сняться с соревнования.
Гонку в Дубае можно назвать хорошим открытием сезона. Кому-то она принесла подиумы и высокие результаты, а кому-то — необходимый опыт.
Впрочем, большинство из наших спортсменов продолжит сезон уже в эти выходные, 18-19 января, на втором марафоне сезона — «6 часов Абу-Даби» той же серии «24h Series» нидерландского организатора Creventic.
Под номером 7 мы вновь увидим команду SMP Racing в составе Виталия Петрова, Сергея Сироткина, Александра Смоляра и Дениса Ременяко на автомобиле Mercedes-AMG GT3 при технической поддержке команды HRT.
Рядом с ними выступят и их товарищи по российским гонкам: Winward Racing aka Yadro Motorsport в составе Рината Салихова, Сергея Борисова и Габриэле Пьяны на Mercedes AMG GT3 Evo № 87, а на сестринской машине № 16 вдвоем осваивать Яс-Марину будут Сергей Столяров и Виктор Шайтар.
Александр Артемьев из Казахстана традиционно поедет на Porsche за HAAS RT.
Василий Владыкин, Давид Погосян и Андрей Солуковцев на Audi R8 GT3 LMS Evo II № 69 представят свою постоянную команду Continental Racing. А за Continental TTR Racing на Toyota GR Supra GT4 Evo № 496 поедут Станислав Новиков и Илья Сидоров
Сергей Титаренко, Виктор Титаренко и Алексей Денисов выступят на Porsche 911 GT3 Cup № 930 за команду HRT.
Eще одна хорошая новость: Тимур Богуславский продолжит свою гоночную карьеру и выйдет на старт «6 часов Абу-Даби» за рулем BMW M4 GT3 Evo № 32 команды The Bend Team WRT.
Ну и под номером 193 на автомобиле Alpine A110 Cup Chazel Technologie Course мы увидим дебютанта соревнований Ивана Овсиенко.
Что касается Тимура Богуславского, то после прошлогоднего неудачного выступления в GT World Challenge с Lexus из-за технических проблем автомобиля он расторг контракт после первых трех гонок серии и после этого выступал за команду AF Corse в итальянском чемпионате GT Sprint на Ferrari.
Сейчас стало известно, что на наступающий сезон он заключил контракт с BMW и выступит в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA WEC 2025 за команду WRT / BMW M Motorsport на автомобиле BMW M4 GT3 EVO. Его партнерами по экипажу станут австралиец Яссер Шахин и бразилец Аугусто Фарфус.