Площадкой для проведения «Дакара» в шестой раз стала Саудовская Аравия. Уже в первые дни нового года начались технические и административные проверки, 3 января состоялся Пролог, который выступал в роли жеребьевки для стартовых позиций на первом этапе, а также торжественный стартовый подиум в Бише. 4 января участники вышли на дистанцию, стартовав из той же Бишы.
Общая протяженность маршрута составила для категории «Мото» 7706 км (5146 км СУ), для четырехколесных экипажей — 7759 км (5115 км СУ).
17 января, по истечении двух недель, «Дакар» финишировал в Шубайте.
За эти 14 дней участники провели сдвоенный этап (это когда экипажи сами выбирают место остановки на ночевку, распределяя таким образом обязательный километраж между двумя днями пути на свое усмотрение) 5-6 января, а 8-9 января состоялся марафонский этап, когда между двумя днями маршрута командные технички не допускаются на бивуак, а участники должны ремонтировать гоночную технику своими силами. После этого спортсмены отправлялись на день отдыха, а затем выходили на старт второй половины маршрута.
Стартовый лист:
Всего предварительно: 448 экипажей.
Пожалуй, основной интерес на этом «Дакаре» был сосредоточен вокруг двух основных категорий: мотозачета за счет его максимальной экстремальности и категории Ultimate у внедорожников за счет громких имен и новой техники.
Ну и, конечно, отдельно нужно сказать про зачет «Классика» — просто за его красоту.
В мотозачете среди производителей основными соперниками стали Honda и КТМ. Было несколько Hero, Sherko, а также много китайской техники, но главные претенденты на высокие места распределились в основном между первыми двумя брендами. Среди заводских команд были также китайские Kove и HOTO (для них это дебют) и итальянский FANTIC, в составе которой ехала единственная девушка в мотозачете — испанская эндуристка Сандра Гомес.
Со стороны австрийского КТМ выступали Даниэль Сандерс, Кевин и Лучано Бенавидес, Брэдли Кокс и другие. Honda выставила более многочисленную армию из громких имен: Рикки Брабек, Скайлер Хаулз, Пабло Кинтанилья, Адриан ван Беверен, Тоши Шарейна выбрали для себя японский бренд.
Даниэль Сандерс начал с победы на первом и втором этапах, затем немного провалился по времени на третьем, проиграв лидеру почти десять минут, что не помешало сохранить ему лидерство в генеральной классификации. На протяжении всех 12 этапов этого «Дакара» у австрийского райдера на австрийском же мотоцикле были хорошие дни и не очень, но за весь «Дакар» он ни разу не упустил лидерства, а все его соперники лишь боролись за то, чтобы занять второе или третье место. В итоге именно Сандерс привез КТМ абсолютный триумф на этом «Дакаре», выиграв четыре этапа, удержав лидерство на протяжении всех дней и завоевав абсолютную победу.
Второе и третье место взяли райдеры команды Monster Energy Honda: испанец Тоша Шарейна стал вторым, а Адриен ван Беверен — третьим. Еще две Honda (Рикки Брабек и Скайлер Хоулз) расположились на пятой и шестой строчках, в то время как четвертое место ушло опять же КТМ в лице Лучано Бенавидеса.
Конечно же, не обошлось без сходов и аварий.
Впервые за 15 лет своих выступлений на «Дакаре» сошла испанская мотоциклистка Лайя Санц. После серьезных технических поломок и проблем на четвертом этапе она сообщила, что не вернется в гонку.
В середине марафона не смогли продолжить гонку сразу три именитых байкера. Кевин Бенавидес, победитель «Дакара» 2021 и 2023, принял решение о сходе по состоянию здоровья. Травма, которую он получил перед «Дакаром», не позволила ему продолжить соревнование. Брэдли Кокс и Росс Бранч также покинули гонку после падения и эвакуации с этапа. На восьмом этапе после падения и травмы плеча сошел и Пабло Кинтанилья.
Сразу два новых производителя выступили на «Дакаре» в этом году. Это американский Ford, который выставил сразу пять экипажей на прототипах Ford Raptor M-Sport (категория Т1+). Флагманским можно назвать дуэт Карлоса Сайнса-старшего и его постоянного штурмана Лукаса Круза на автомобиле с бортовым номером 225.
На таких же Ford ехали Маттиас Экстрем и Эмиль Бергквист (№ 226), Нани Рома и Алекс Харо (№ 227), Митчел Гатри и Келлн Уолш. Все четыре экипажа — за заводскую команду Ford M-Sport. Пятый экипаж на Ford — клиентский. Мартин Прокоп и Виктор Читка выступали за Orlen Jipocar Team.
Для Карлоса Сайнса этот «Дакар» продлился совсем недолго: уже на втором этапе его автомобиль перевернулся и получил серьезные повреждения, в том числе и каркаса безопасности, и состояние «клетки» не позволило экипажу продолжить гонку. Несмотря на то что Митчел Гатри остановился помочь Эль Матадору «собрать» машину и после этого Ford продолжил путь, здравые опасения за дальнейшую безопасность поставили точку в этом выступлении.
Основными соперниками Ford традиционно стала Toyota, а также румынский бренд Dacia, который выставил свою заводскую команду на прототипах Dacia Sandrider. Зафрахтовали для своих экипажей они прежде всего дуэт Нассера Аль-Аттии и Эдуарда Буланжера (№ 200). Второй экипаж — не менее звездный — состоял из Себастьена Леба и Фабьена Луркина (№ 219), а третий включал себя победительницу прошлого года в зачете мотовездеходов Кристину Гутьеррес и штурмана Пабло Морену на машине № 212.
Гутьеррес сошла в самом начале уже после сдвоенного этапа из-за технических проблем на машине, а на следующий день в аварию попала и Dacia Себастьена Лёба — тоже с переворотом через крышу. Как и Сайнс до этого, Леб доехал до лагеря, но после осмотра автомобиля техкомиссары не разрешили ему продолжать «Дакар». Причина: в случае аналогичной аварии каркас не сможет защитить гонщиков внутри машины.
После этого решения команда подала апелляцию, однако ее не удовлетворили. Вот как прокомментировала прецедент Тиффани Инар, руководитель команды Dacia Sandriders: «Представители FIA пришли в нашу палатку в 7:30, и через час мы уже оказались на улице. У нас не было достаточно времени, чтобы провести собственные расчеты с точки зрения безопасности. Это действительно важно, так как мы являемся производителями, строим свои собственные шасси и хотим сами провести расчеты по вопросам безопасности. Это большая тема, и у нас просто не было возможности объяснить, провести расчеты или обсудить деформацию шасси. Мы просто хотим получить четкие объяснения. У нас есть 96 часов, чтобы предоставить наши собственные расчеты, документы и анализ от нашей инженерной команды, которая над этим работает. Мы не хотим подвергать риску нашу команду. Безопасность — это наш главный приоритет, поэтому мы просто хотим доказать, что наш автомобиль достаточно прочный».
Аналогичного мнения придерживался и сам Лёб: «Что касается решения стюардов, я его не разделяю. Я считаю, что у них не было весомых аргументов против нашего участия. Наша команда предоставила доказательства того, что каркас безопасности все еще сохранял прочность, и я полностью им доверяю».
С другой стороны, и у техделегатов есть свои принципы безопасности, которыми они руководствуются. Новые прототипы Ford и Dacia — далеко не единственные автомобили, которые совершали кульбиты в соревновании, однако именно их каркасы не выдержали нагрузки. Возможно, та же Toyota предпочитает делать трубы каркаса чуть более толстыми и прочными, но при этом не рискует сходом из-за аварий.
Аварий и в последующие дни было довольно много. Так, на пятом этапе, перед днем отдыха, в лобовую в пустыне встретились Нани Рома (Ford) и Симон Витц (MD Rallye Sport). Для Ford эту ситуацию облегчил тот факт, что Нани Рома уже выбыл из основной гонки из-за механических проблем в самом начале, но продолжил участие в зачете «Экспириенс», чтобы помогать двум другим экипажам команды Ford M-Sport: Маттиасу Экстрему и Митчу Гатри. Все участники аварии обошлись без серьезных травм, а вот у машин дела обстояли намного хуже.
На следующий день еще одна серьезная авария произошла с участием Герлена Шишери и Алекса Винока. MINI JCW Rally перевернулся, задев «порожек» на трассе. И вот тут себя оправдал более консервативный подход к строительству машины. В отличие от инцидентов с Сайнсом и Лёбом, более тяжелый, но более прочный каркас на Mini не был поврежден.
В тот же день снялся и еще один экипаж «бывалых» — № 206 Toyota Gazoo. И вновь — из-за самочувствия штурмана Жинеля де Вильерса — Дирка фон Цитцевица. В этот раз причиной стали сильнейшие боли в шее, и после обследования медики не разрешили ему продолжать гонку.
Еще один сход после пятого этапа, о котором стало известно уже на следующий день, состоялся у Бенедиктаса Ванагаса (Toyota). Тем, кто постоянно следит за «Дакаром», это имя хорошо известно, Ванагас постоянно боролся за места в Топ-10.
Долгое время зачет внедорожников возглавляли Хэнк Латиган и Бретт Каммингс (Toyota Gazoo Racing), но главный их соперник в этом году — Язид Аль-Раджи (Overdrive Racing) — держался совсем вплотную, и две не самые крупные ошибки экипажа на Toyota в итоге стоили им победы на этом «Дакаре».
Для триумфатора 47-го «Дакара» Язида Аль-Раджи эта победа стала первой и столь долгожданной за все десять лет его участия в марафоне, а со вторым местом Латегана на финише его разделили всего четыре минуты!
Для одного из главных фаворитов гонки Нассера Аль-Аттии (Dacia) этот марафон с самого начала сложился не самым удачным образом. У экипажа были и технические проблемы, и штурманские навигационные ошибки, и потери времени на замену пробитых колес, и штрафы, один из которых лишил Аль-Аттию победы на этапе. Всего же на этом «Дакаре» именитый катарец выиграл всего один раз, на девятом этапе, но это никак не помогло ему прорваться вверх. Четвертое место — это все, на что он оказался в этот раз способен.
Отдельно хочется сказать пару слов про экипаж двух знаменитых мотогонов Тоби Прайса и Сэма Сандерленда, дебютировавших на этом «Дакаре» на четырехколесной технике под крылом Toyota Overdrive на машине № 231.
Парни начали марафон очень браво, приезжая в Топ-10, но сказалась разница в вождении мотоцикла и внедорожника. На «дакаровских» мотоциклах колеса настолько прочные и устроены таким образом, что пробить их практически нереально. Не обладая опытом выступления на четырехколесном транспорте, гонщики просто не были знакомы с этой проблемой, и уже в первый день марафонского этапа пробили все, что только возможно, приехав на бивуак на покалеченной машине.
Ну а через некоторое время они и вовсе сообщили о снятии с маршрута. Как выяснилось, еще на пятом этапе Сандерленд получил сотрясение мозга, и после очередной встряски его самочувствие не позволило продолжать гонку. Ну а технические проблемы с машиной только помогли экипажу принять это решение.
Денис Кротов и Константин Жильцов на автомобиле MINI JCW RALLY 3.0 № 217 команды X-RAID Team в категории Т1+ завершили основное соревнование после первого сдвоенного этапа. На нем они получили огромный штраф в 28,5 часа за нарушение правил бивуака, но остались в зачете «Экспириенс».
Алексей Кузьмич, известный наш штурман, в этот раз выступал в категории Т3 на BRP Can-An Maverick X3 с саудитом Хамадом Нассером Аль-Харби. Они 104-е в абсолюте и 25-е в категории.
Другой дружественный нам экипаж (№ 267) в составе белорусских спортсменов Андрея Голобородько и Алексея Муня выступал на прототипе Toyota Hilux в категории Ultimate команды Magol Dakar Team. Экипаж снялся после того как штурман получил травму спины.
В категории «Челленджер» победа досталась семейному экипажу — Николасу Кавильяссо и Валентине Пертегарини команды Team BBR. Соперников у них в этот раз не было. Ближайшие конкуренты из команды Red Bull Junior Team отстали более чем на час. При этом интересно упомянуть, что Валентина Пертегарини является чемпионкой мира по ралли-рейдам среди штурманов.
В SSV сразу в дамки прорвались дебютанты «Дакара» Блок Хигер и Макс Эдди — из команды Sebastien Loeb Racing. Здесь дела с отрывами обстояли еще глобальнее: опытный и известный чилиец Франсиско Лопес уступил им на финише более двух часов. Еще полтора часа отделило их от третьего места.
Ну а в грузовиках Мартин Мацик был непобедим. Но и здесь огромная разница между первыми двумя местами на финише — почти 2,5 часа отрыва от ближайшего соперника — помогла ему не рисковать и спокойно доехать «Дакар». А вот между вторым местом Митчела ван ден Бринка и третьим Алеша Лопрайса — всего 5,5 минуты. Как же обидно должно быть Алешу! Кстати, в десятке лучших в четырехколесных зачетах он единственный, кто не получил ни одного штрафа.
Всего же в грузовом зачете было заявлено 16 грузовиков IVECO (в том числе и частных), 16 — MAN, по четыре Tatra и Sania. Были также Mercedes, Volvo и, конечно же, традиционный Hino от Шугавары.
На финиш 47-го «Дакара» добралось всего 175 экипажей и одиночных участников. Среди них 77 мотоциклов (включая 67 в категории Rally 2), 40 автомобилей категории Ultimate, один серийный автомобиль, 21 Challenger, 23 SSV и 13 грузовиков.
52 экипажа, использовавших «джокеры» и перешедших в зачет «Экспириенс», также завершили гонку, в то время как 108 участников (32,24%) были вынуждены сойти с дистанции досрочно.
На Dakar Classic финишировали 80 автомобилей из 95 стартовавших.