Чем ближе начало нового сезона Формулы 1, тем больше новостей появляется на тему чемпионата и тем больше спорных ситуаций потенциально может возникнуть. Конечно же, это все ведет к тому, что у нас возникают все новые и новые вопросы, и подчас они могут оказаться слишком уж неудобными.
Вот десять потенциально неловких вопросов, на которые мы будем ждать ответы в 2025 году.
Ожидаемое противостояние новых напарников по Ferrari — Шарля Леклера и Льюиса Хэмилтона — может стать одним из самых острых и захватывающих в новом сезоне. Суть этого состязания в том, что самый успешный гонщик Формулы 1 будет соперничать с пилотом, которого многие считают лучшим «квалификатором», т. е. самым быстрым пилотом одного круга.
В прошедшем сезоне Хэмилтон уступил партнеру по команде Mercedes Джорджу Расселлу в квалификациях со счетом 5:19, и среднее преимущество Расселла над напарником по времени круга составило 0,170 секунды.
Правда, картина будет неполной без описания общей ситуации в Mercedes последнего года — болезненным расставанием команды со своим пилотом и той ролью «хромой утки», которую Льюис выполнял в течение всего сезона. Но 2024 год характеризовался для Хэмилтона и его возросшими проблемами с новым поколением машин, в частности, с настройками подвески — например, отсутствием определенного наклона в сторону передней части автомобиля — ведь граунд-эффект требует, чтобы машина всегда оставалась супернизкой, ровной и стабильной.
Гибкие передние антикрылья которые сейчас используют ведущие команды Формулы 1 для улучшения корреляции машин на высоких и низких скоростях, позволяют еще больше снизить дорожный просвет, а это приводит к еще меньшему наклону передней оси, который так любит Хэмилтон и который позволяет ему максимально эффективно управлять автомобилем — особенно на торможении, что всегда было отличительной чертой его пилотирования.
Возможно, Ferrari, обладающая более мягкой подвеской и хорошими характеристиками на низких скоростях, окажется более комфортной для Льюиса. Возможно, шанс начать все сначала придаст ему дополнительных сил. Но ему все равно предстоит вступить в соревнование с невероятно быстрым напарником, который знает Ferrari как свои пять пальцев и без проблем адаптировался к новым техническим условиям чемпионата.
Многие недооценивают навыки Леклера в работе с шинами, особенно на так называемых «затычных» трассах, а ведь это теоретически уменьшает для Хэмилтона количество вариантов отыграться в гонке, как это ему часто удавалось с Расселлом.
У Шарля на самом деле не так много «слабых мест», которые Хэмилтон мог бы использовать, так что Льюису предстоит суметь стать абсолютно лучшей версией самого себя, но даже этого может оказаться недостаточно. И если Леклер сумеет опередить Хэмилтона в их первом совместном сезоне, это может означать начало конца одной из величайших карьер в Формуле 1 за всю историю.
В начале прошлого сезона Red Bull пережил настоящую гражданскую войну внутри команды, но при этом сумел обеспечить Максу Ферстаппену четвертый титул. Однако руководство команды не испытывает иллюзий, что в наступающем сезоне все обязательно изменится к лучшему.
Тот факт, что в Кубке конструкторов команда заняла только третье место, демонстрирует, что не только соперники Red Bull сумели сократить отставание, но и у самого Red Bull далеко не все в порядке.
Да, одной из проблем, вылившихся в итоговое третье место, было слабое выступление Серхио Переса на протяжении подавляющей части сезона — и гонщика заменили. Но не только это произошло за прошедший год, чтобы все было так просто исправить. Из команды ушел технический гуру Эдриан Ньюи, сделав выбор в пользу Aston Martin, а другой важный топ-сотрудник — спортивный директор Джонатан Уитли — теперь планирует свое будущее с Audi.
На данный момент Red Bull старается сохранить хорошую мину при плохой игре. Руководство верит, что ошибки, допущенные в работе с RB20, были обнаружены и исправлены, что Лиам Лоусон сможет добиться необходимого успеха, а реструктуризация внутри персонала после вышеназванных увольнений поможет снизить негативное влияние ухода двух главных сотрудников на результаты.
Но сейчас у Red Bull просто нет права на ошибку. Команда обязана начать новый сезон, будучи уверенной в своих силах, тем более что совершенно очевидно: Макс Ферстаппен останется их пилотом только в том случае, если ему предоставят быструю машину. Не будет машины — и команда потеряет Ферстаппена, а вместе с ним и надежду на светлое будущее.
Вот почему в наступающем сезоне все будет зависеть от эффективности машины и ее успеха на трассе, в противном случае Red Bull не получит второго шанса ни на одном из направлений: нет успешной машины — не будет Ферстаппена, не справится Лоусон — ему нет замены, если инженеры не устранят недостатки предшествующей машины на RB21 — не будет возможности переосмыслить или доработать новую.
Не стоит забывать и о новом регламенте, который вступит в действие уже в 2026 году и который требует пристального внимания и кропотливой работы. На этом фоне Red Bull столкнется с одной из самых больших проблем в своей истории: ведь с 2026 года они становятся заводской командой. Переход на силовые установки собственного производства создаст дополнительные сложности для команды, несмотря на те возможности, которые это может перед ней открыть.
Если в этом году все пойдет не так, то трудно ожидать от Red Bull быстрого восстановления, а это, в свою очередь, подтолкнет Ферстаппена к поиску новых перспектив.
Но мы уже видели в прошлом, что в сложных ситуациях Red Bull умеет собраться и «показать зубы». Возможно, так произойдет и в этот раз.
Наступающий сезон станет очень важным и волнительным для Aston Martin. Более того, он станет определяющим. Появление в команде сначала Энрико Кардиле, а затем и Эдриана Ньюи, возможно, придало самому амбициозному проекту Формулы 1 максимальный импульс в плане кадровой мощи, но при этом на данный момент команда застряла в середине пелотона с весьма посредственными результатами.
В 2024 году Aston Martin финишировал пятым, и сезон закончился даже еще хуже, чем за год до этого. Намного хуже. Фернандо Алонсо по-прежнему ухитрялся набирать очки везде, где только мог, но тем не менее есть веские основания полагать, что к заключительной части сезона Aston Martin оказался восьмым по скорости автомобилем, а временами даже и самым медленным.
Сейчас, в условиях спада, последовавшего за резким ростом производительности в начале 2023 года, не существует вообще никаких подтверждений, что технический коллектив команды способен создать эффективный автомобиль, позволяющий бороться за высокие места.
Так что создание быстрой и эффективной машины — это первое, что команда должна сделать в наступающем году. Тогда это станет доказательством того, что ее мегатехническая структура, уже реструктурированная под нужды команды ее новым руководителем Энди Коуэллом в начале этого месяца, начнет функционировать должным образом.
Это крайне важно для того, чтобы Эдриан Ньюи мог сделать свою работу с максимальной эффективностью, но сейчас речь идет и о том, чтобы и Ньюи в свою очередь, когда официально вступит в должность, помог команде найти новые важные направления развития. Возможно, он сможет улучшить результаты уже в ближайшее время — а не только в 2026 году?
Что бы ни случилось далее, это очень важный год, который станет предисловием к 2026-му. В этом проекте под названием Aston Martin есть очень нетерпеливые люди, и в первую очередь это Лоуренс Стролл и Фернандо Алонсо, но реальность такова, что уже в следующем году никаких оправданий низким результатам придумать будет невозможно, и даже эти два требовательных человека это понимают.
Ну а в этом сезоне должны быть заложены основы для последующего успешного развития. И если появится хоть малейший намек на то, что кто-то или что-то подрывает потенциал этого проекта, то с этим человеком или явлением разберутся очень быстро.
Тот факт, что Red Bull владеет сразу двумя командами Формулы 1, уже давно стал любимой темой руководителя McLaren Зака Брауна. Еще начиная с 2023 года он неоднократно лоббировал вмешательство Формулы 1 в дела Red Bull с целью запретить такую роскошь.
Затем наступил 2024 год, McLaren ввязались в успешную борьбу за титул с основной командой Red Bull, сама Формула 1 немного отвлеклась на ожидаемое появление новой команды Andretti/Cadillac, и шум вокруг этой темы несколько утих.
Тем временем Racing Bulls в Лас-Вегасе пошли на довольно дерзкий шаг, заменив подвеску на своих машинах на аналогичную последнюю версию подвески Red Bull, чтобы попытаться опередить Alpine и Haas в стремлении занять шестое место в Кубке конструкторов 2024 года. Другое дело, что у них это так и не получилось.
В тот раз эта попытка не вызвала особого ажиотажа среди других участников чемпионата, однако она является хорошим примером того, как младшие «Телята» все больше сближаются с Red Bull в техническом плане, хотя и заявляют при этом, что пытаются создать свою собственную независимую идентичность.
Поскольку в преддверии серьезных изменений правил в 2026 году пелотон, вероятно, еще больше сблизится, можно ожидать, что вопрос двух команд у Red Bull снова выйдет на повестку дня, особенно если их вторая команда начнет регулярно подниматься в Топ-8 по итогам каждого Гран-при.
У Audi есть три сезона с того момента, как в 2022 году они объявили о покупке Sauber, чтобы построить и укрепить команду перед тем, как станут ее полноценным владельцем. Но то, что вначале казалось идеальным стартом, сейчас обернулось ухудшением результатов, нестабильным руководством и потерей серьезного потенциального актива в лице Карлоса Сайнса, который отказался от щедрого предложения со стороны Audi в пользу Williams.
Пока у Audi еще есть некоторое время на «раскрутку», да и в прошлом сезоне Чжоу Гуанью удалось предотвратить катастрофу «сухого» поражения команды по итогам года после того, как он все же сумел занять в Катаре восьмое место и заработать четыре балла.
Теперь в новом сезоне на трассе команду будут представлять Нико Хюлькенберг и Габриэл Бортолето, в апреле в должность вступает новый руководитель команды Джонатан Уитли, а новый автомобиль Sauber будет полностью разработан под руководством нового технического директора Джеймса Ки. Ожидается, что все это поможет повысить производительность и результативность команды.
Сейчас Sauber наращивает производственные мощности и человеческие ресурсы на базе в Хинвиле, но медленнее, чем того хотелось бы Audi. Их первоначальная и весьма оптимистичная цель — бороться за победы в 2028 году — отодвинута на неопределенное время. Однако чтобы иметь хоть какой-то шанс подняться в топ команд до 2030-го года, всю структуру команды необходимо совершенствовать — и как можно быстрее.
Еще один год бездействия станет абсолютно неприемлемым. Важно закрепить те позитивные моменты, что случились в прошлом году, и устранить негативные, которых было неизмеримо больше — только таким образом Audi сумеет к своему официальному старту выглядеть более-менее готовой к соперничеству с остальными командами чемпионата. Их задача оказаться как минимум плюс-минус в середине пелотона: именно эта позиция должна стать приемлемой для такого крупного игрока, как Audi.
(От редакции Дрома: следующим шагом Sauber/Audi по пути развития станет открытие инженерного центра в Великобритании. Тем самым команда планирует создать оптимальные условия для привлечения новых высококлассных специалистов, для которых переезд в другие регионы всегда становится проблемой.
Сейчас основная штаб-квартира команды расположена в швейцарском Хинвиле, а в немецком Нойбурге находятся технические структуры, функционирующие под влиянием Audi.
По информации из команды Sauber, они рассматривают в качестве потенциальных площадок для возведения базы команды такие места, как Бистер, Сильверстоун и Милтон-Кинс, которые являются исторически гоночными территориями).
В прошлом году McLaren столкнулся с серьезной проблемой в лице двух пилотов, каждый из которых намеревался (и имел все шансы) побороться за титул. Можно сказать, что им даже в некотором смысле повезло, что сезон Оскара Пиастри внезапно пошел на спад после его победы в Азербайджане, а Ландо Норрис сумел в итоге стать лидером команды (по крайней мере на сезон-2024).
Общая квалификационная форма Пиастри, а также тот факт, что Норрис является на данный момент гораздо более быстрым пилотом, означает, что в наступающем сезоне Оскару нужно доказать, что он и в самом деле может стать претендентом на титул, а не просто довольствоваться случайными победами.
Но яркие моменты, случившиеся на гонках в Венгрии и Италии, где Пиастри проявил себя более стойким, а Норрис показался слегка «наивным», плюс далеко не всегда удачные стычки Норриса с Максом Ферстаппеном позволяют усомниться, что Норрис может быть на трассе жестким и безжалостным. Кроме того, было видно, что McLaren всегда крайне неохотно вмешивается в соперничество своих двух пилотов, да и их командные приказы звучали скорее как просьбы или пожелания.
Если предположить, что оба пилота сумеют справиться с поставленными перед ними задачами: один стать стабильнее, а второй — жестче, тогда в команде на самом деле появятся сразу два гонщика, способных побороться за титул.
В этом случае McLaren столкнется с непростой ситуацией, когда два топ-пилота будут соперничать за высокий результат и отбирать очки друг у друга, а не у соперников из других команд. Сумеют ли они достойно выйти из этой ситуации?
Когда их об этом спросят, руководители McLaren неизбежно скажут одно и то же: «Это хорошая проблема». Но тем не менее это все равно будет проблемой.
Президент FIA Мохаммед бен Сулайем действительно хочет, чтобы вы верили, что в его FIA все хорошо. Что нет кадрового кризиса, нет разногласий между ним и пилотами Формулы 1, нет сомнений в способности FIA к руководству или ее приверженности прозрачному управлению.
Кто-то скажет, что вокруг бен Сулайема разворачивается целая клеветническая кампания, особенно с учетом его заявления, что он был «осужден» британскими СМИ. Тем не менее факт остается фактом: после периода относительной стабильности пропасть между Формулой 1 и FIA в лице Бен Сулайема вновь начала увеличиваться.
Есть множество тому примеров: череда громких отставок, реакция на пристальное внимание к себе со стороны президента или FIA, очевидные столкновения с гонщиками (и совершенно экстраординарная публичная «пощечина» с новой шкалой наказаний за сквернословие и «неправильное поведение» от бен Сулайема) — все это только обострило ситуацию.
Сейчас напряженность между FIA и чемпионатом ощущается гораздо сильнее, чем когда-либо с начала президентского срока бен Сулайема, когда он скорее унаследовал беспорядок, чем стал его причиной. А ведь тогда высокопоставленные сотрудники Формулы 1 говорили о необходимости поиска другого регулирующего органа, чем FIA, и даже возможной перерегистрации чемпионата.
В какой-то момент перспектива раскола между F1 и FIA постепенно исчезла, но обе стороны всегда чувствовали себя на грани войны (особенно когда бен Сулайем вмешивался в коммерческие вопросы или генеральный директор F1 Стефано Доменикали говорил о необходимости изменения правил).
На какое-то время установилось непростое перемирие. Но если бен Сулайем продолжит двигаться в 2025 году тем же путем, что и ранее, это может привести к очередному обострению.
За последнее десятилетие Renault/Alpine не отличались особыми результатами в воспитании и продвижении молодых талантов.
Оскар Пиастри мог бы стать исключением, но с его контрактом были такие серьезные проблемы, что в итоге McLaren, совершенно не стесняясь, забрали пилота себе, оставив Alpine с носом.
Казалось бы: на горизонте у команды появился вполне талантливый новичок — Джек Дуэн, который с 2022 года является участником молодежной программы Alpine, а в 2024-м стал неотъемлемой частью команды, работая на симуляторах и эффективно помогая команде с развитием, что в итоге позволило ему получить место в команде на 2025 год.
Но еще до того, как он внезапно дебютировал в Alpine в Абу-Даби в декабре прошлого года, заменив уволенного Окона, его будущее место оказалось под вопросом после того, как Alpine подписали многолетний контракт с Франко Колапинто в январе этого года.
Это выглядит как минимум странно, потому что подобные многолетние контракты с гонщиком не подписывают, если не планируют посадить его за руль боевой машины. А с учетом того, что состав пилотов у Alpine на тот момент уже был сформирован, это странно вдвойне. Но, к сожалению, контракт Дуэна действительно допускает такой обмен в начале сезона.
И эта ситуация выглядит крайне неприятно: казалось бы, наконец-то юниор Alpine получил место в своей команде и будет выступать в Формуле 1. Но нет, уверенности в таком развитии событий вообще не существует. Более того, кажется, что первый гонщик Alpine Academy, который наконец-то дорос до Формулы 1, может быть уволен в угоду другому пилоту, которого признали более перспективным.
Заигрывание Тото Вольффа и Mercedes с Ферстаппеном на фоне первых проблем Red Bull в прошлом году стало достоянием общественности, но в конечном итоге так никуда и не привело.
Однако если у Ферстаппена возникнут новые проблемы с RB21 или он столкнется с какими-то ранними тревожными сигналами по новым силовым установкам Red Bull на 2026 год, можно ожидать, что интерес Mercedes к контракту с Максом вновь возрастет.
Поскольку контракты обоих пилотов заканчиваются в конце этого сезона, то это означает, что интерес к Максу может обернуться увольнением одного из них. Потому что сколько бы в Mercedes ни говорили о том, что Андреа Кими Антонелли и Джордж Расселл являются частью семьи и ее долгосрочного состава, ни одна команда в здравом уме не откажется от перспективы заполучить Ферстаппена, если бы он вдруг оказался на рынке пилотов.
А это, в свою очередь, привело бы к принятию в Брэкли некоторых интригующих решений о том, что им для этого предстоит сделать.
В прошлом году интерес к Ферстаппену был абсолютно логичным, потому что у Mercedes была вакансия в связи с уходом Хэмилтона и они не торопились принимать решение по Антонелли.
Но сейчас все выглядит совершенно иначе — ведь и Расселл, и Антонелли стали частью гоночной индустрии Mercedes и вместе обеспечивают идеальное сочетание молодости и опыта.
Но Формула 1 — безжалостный бизнес, и когда речь заходит о покупке лучших пилотов, особенно таких как Ферстаппен, места для эмоций уже не остается.
Так кто же из двоих гонщиков Mercedes окажется в большей опасности?
Ответ мы получим только к середине сезона, когда станет понятно, сможет ли Антонелли стабильно набирать очки и выигрывать гонки, на что он, по мнению Mercedes, способен. Если же команда решит, что ему нужно набраться опыта за рулем другой машины, его будет довольно легко перевести в другую команду или даже серию.
Но что, если Антонелли окажется суперзвездой, кем, по мнению Mercedes, он и является?
В этом случае под лупой уже начнут рассматривать Расселла, и главным вопросом будет — способен ли он взять титул. И что будет лучше — чтобы Расселл сражался с Ферстаппеном, выступающим за другую команду, или все же посадить Макса за руль собственной машины, расставшись с Джорджем?
Впрочем, и Расселл может оказаться весьма существенной фигурой на рынке пилотов в наступающем сезоне, ведь его контракт на 2026 годеще не продлен у Mercedes, следовательно, и его может заинтересовать другое, более выгодное предложение. Возможно, Red Bull решит подписать именно его, если в какой-то момент поймет, что теряет Ферстаппена.
То, как Сайнс адаптируется к Williams и их не самым высоким возможностям на трассе, как научится выступать, не имея возможности побороться за победы, станет для Williams главным вопросом на 2025 год.
Но Сайнс сейчас хорошо подготовлен, он вступает в сезон, рассчитывая как минимум закрепиться в середине пелотона, и использовал все шансы, чтобы победить вместе с Ferrari в 2024 году.
Но, скорее всего, взгляды будут прикованы не к нему, а к его напарнику по команде.
Форма Алекса Албона уже вызвала вопросы в паддоке, когда последние гонки сезона с ним рядом выступал Франко Колапинто — можно сказать, это был первый конкурентоспособный напарник за все годы Албона в Williams.
Сейчас Колапинто ушел, но вместо него появляется Карлос Сайнс, который будет выступать бок о бок с Албоном на протяжении всего сезона.
Если Албон сумеет сравняться или даже опередить Сайнса по результатам, тогда он докажет, что находится на уровне многократного победителя гонок, который ранее не уступал Шарлю Леклеру. Тогда это станет пиком его возвращения после неудачной карьеры с Red Bull и докажет, что он снова достоин быть лидером.
Но если он проиграет Сайнсу, все заслуги, которые он завоевывал с 2022 года, будут фактически аннулированы.