Список участников на старте соревнований включал 25 экипажей. Семь машин в Т2, почти половина (12) — в Т3, пятерка экипажей в зачете «Рейд Спорт» и единственный автомобиль класса Т1 — под управлением петербургского гуру ралли-рейдов Бориса Гадасина и его столичного штурмана Дмитрия Кожухова. Да, уже традиционно канал участников ЧР не балует массовостью, но его органично дополнила дюжина спортсменов на мотоциклах и квадроциклах. А замыкала всю эту историю когорта участников всероссийских соревнований в формате ралли 3 категории на гражданских Мавериках.
Организаторы в лице комиссара по маршруту Сергея Таланцева нашли возможность предложить участникам новые отрезки трассы, которые прежде в рамках проведения «Северного леса» задействованы не были. Точнее так — был сформирован почти полностью новый 72-километровый СУ. Покрытие почти повсеместно — чистый лед, в разной степени засыпанный снегом. Погода распорядилась так, что в Санкт-Петербурге и области сначала выпало много снега, который почти весь растаял. А затем ударил крепкий мороз, после которого зима относительно стабилизировалась, добавив еще снега. Это и обусловило появление внушительной ледяной корки, под которой в районе проведения соревнований местами было много воды. К особенностям скоростных участков бахи образца 2025 года мы, кстати, еще вернемся, коль скоро автор этого репортажа сам ассистировал одному из пилотов класса Т2 и вкусил все ее «прелести».
Маршрут гонки включал разминку — тренировочные проезды по 3-километровой трассе, где нашлись свои сюрпризы. В первый день гонки участников ждал спецучасток протяженностью 13 км. Второй день состоял из двойного прохождения 72-километрового скоростного участка, разбавленного длинным 111-километровым СУ. Заключительный день гонки повторял предыдущий, за исключением того, что 72 км экипажи преодолевали лишь единожды.
Класс серийных внедорожников Т2 на этих соревнованиях поддержал реноме более скоростных зачетов. Среди прочих в семерке автомобилей красовался брутальный Porsche Cayenne S под управлением пилота-кольцевика Виталия Ларионова, компанию которому составила штурман Екатерина Ковалева. Имея кандидатский разряд по автоспорту, гонщик «пристрелялся» к состоянию лесных дорожек на тренировочных заездах и скромно, но твердо обещал прибавить в скорости на основной дистанции гонки.
Как говорится, сказал и сделал. К финишу 13-километрового пролога гонки именно Виталий Ларионов и Екатерина Ковалева прибыли с первым результатом в своем классе. Они оказались на секунду с лишним быстрее экипажа Вадима Новикова и Виталия Проненко на УАЗе Патриот, а Toyota Land Cruiser 200 действующих чемпионов страны Андрея Сушенцова и Александра Щанова и вовсе опередили более чем на минуту! Позднее Виталий Ларионов рассказал корреспонденту Дрома, что пока приходится заставлять себя слушать штурмана, ведь иначе любое препятствие на трассе может доставить множество неприятностей. В кольцевых гонках, как известно, пилот сам запоминает трассу, ему никто не диктует повороты.
Впрочем, уже на второй день соревнований начинающему пилоту внедорожного ралли пришлось-таки испытать всю гамму ощущений от соревновательного процесса. Так вышло, что он плотно «припарковал» автомобиль на бруствер под очень неприятным уклоном. Выбраться из снега удалось, но не быстро и растеряв при этом все набранное ранее преимущество. Взамен набрали неподъемный груз — свыше полутора часов штрафного времени.
При этом заключительный день гонки лидерами Т2 начинали спортсмены «УАЗ Спорт» Вадим Новиков и Виталий Проненко, но дальнейшие события пошли по такому сценарию, что позавидовали бы сценаристы фильмов Квентина Тарантино! УАЗ Патриот апельсиновой расцветки трижды застревал в одном из длинных бродов, которые и накануне-то проходились с трудом. Ямы разной глубины, полные воды и раскинувшиеся в произвольном порядке между местными озерами и болотцами поперек узкой лесной дороги, в этот день доставили хлопот всем. Разбитые после первого соревновательного дня, они заставляли даже мотовездеходы сбавлять скорость до минимума, ведь въезд и выезд из этих препятствий приобрел характер и твердость бетонной ступени.
УАЗ же вызволил из плена Toyota Land Cruiser 200 Андрея и Антона Динабургов. Надо заметить, что и самим «двухсоткам» было ох как непросто проходить эти аттракционы «Северного леса»! Да и вообще, в этот раз почти все экипажи внедорожников основательно «размялись» в упражнении по освобождению своих коллег из канавы или брода.
Представьте только, как те же броды и пороги изо льда штурмовала «Нива» Мансура Еникеева и Максима Плюхина, обутая всего-то в раллийную шипованную «елку» Michelin R16. Приходилось сначала медленно спускаться в черно-коричневую жижу, сдобренную льдом и ветками, а затем беззаветно карабкаться вперед. Застревали трижды, плюс меняли пробитое колесо. В общем, финишировать удалось, но с существенными потерями по матчасти.
После справедливых устных возмущений и бумажных войн в попытках вернуть время, затраченное на освобождение трассы от своих же коллег, победу в классе Т2 праздновали Андрей и Антон Динабурги. Второе место у Андрея Сушенцова и Александра Щанова. Третьим стал экипаж Леонида Петрова и Антона Плетенева.
Класс R, он же «Рейд Спорт», умудрились скоропостижно покинуть еще до финального дня гонки три из пяти экипажей. Притом если Богдан Вавренюк с Артемом Терентьевым в свойственной пилоту манере лихо мчались по дистанции, закладывая виражи, в результате чего в одном коварном месте улетели далеко в лес, нарубив веток, то другие выбыли тихо и, можно сказать, незаметно.
Пилот Андрей Рудской, стартовавший в паре с Дмитрием Карповым на G-Force BARS, почувствовал недомогание и предпочел поберечь здоровье и автомобиль. Так бывает, экипаж оформил сход. Автомобиль Михаила Расторгуева и Дениса Калинина с самого начала доставлял экипажу больше хлопот, чем удовольствия от езды — чуть не «прилипли» в снегу на прологе, кое-как смогли проехать его, чтобы не выпасть из норматива, а это для Nissan Pathfinder, мягко говоря, непривычно. А на старте СУ2 машина и вовсе сдалась. Что ж, и такое бывает.
Таким образом, обе оставшиеся в строю ГАЗели Next Алексея Игнатова — Евгения Павлова и Александра Семенова — Дмитрия Охотникова были лишены возможности побиться с соперниками за награды. Впрочем, на третий день разбитые до безобразия дорожки и бездонные броды и этим двум экипажам доставили кое-какие технические проблемы, но свои награды они получили в итоге заслуженно.
Многие события этой гонки можно назвать предсказуемыми, но вот битва экипажей на SSV за победу и призовые места абсолютной классификации вышла просто фантастической! В ней задавали темп известный гонщик из Санкт-Петербурга, чемпион России по ралли Дмитрий Воронов с Кириллом Еникеевым. Они впервые совместно выкатили на старт багги, а не раллийный автомобиль. Противостоять им готовился ничуть не менее титулованный гранд из Архангельска, но уже из трофи-рейдов — Павел Андреев с Глебом Мокеевым. Этот дуэт уже не раз демонстрировал, что умеет обращаться с Can-Am Maverick XRC Turbo RR на бездорожье. Почитать об этом можно, например, здесь.
С ними отчаянно сражалась не нуждающаяся в особом представлении Анастасия Нифонтова, взявшая в штурманы легендарного Кирилла Шубина, чьих достижений в ралли на бездорожье просто не сосчитать. Да и кроме упомянутых спортсменов в классе Т3 собралась целая плеяда обладателей различных регалий, так что попробуем максимально передать атмосферу и то, что происходило на гонке. Сергей Успенский, Вадим Федотов… в общем, сплошь обладатели титулов и званий.
На финише пролога, а затем и по завершении СУ2 именно Дмитрий Воронов возглавлял не только таблицу промежуточных результатов Т3, но и абсолютную классификацию. А вот на втором и третьем местах экипажи менялись. Если бы Дмитрию Воронову и Кириллу Еникееву не пришлось тратить время на замену ремня вариатора, то и СУ3 наверняка был бы в их активе, но именно там они потеряли очень многое. Правда, на СУ4 экипаж Воронов — Еникеев снова показал лучшее время, оставив позади на целых девять секунд Бориса Гадасина и Дмитрия Кожухова.
На третий день гонки свою первую победу на спецучастке «Северного леса» одержали Павел Андреев и Глеб Мокеев. А шестой спецучасток записала на свой счет Анастасия Нифонтова, таким образом, обеспечив себе победу в гонке и второе место абсолютной классификации, поскольку первое застолбил дуэт G-Force Motorsport Гадасин-Кожухов. Вторые в Т3 — Дмитрий Воронов и Кирилл Еникеев. Третье место заняли Алексей Черкесов и Артем Шевелев, опередившие экипаж Андреева-Мокеева за три дня гонки… на 43 секунды. Конечно, не раллийная плотность результатов, но отрыв, можно сказать, минимальный.
Ну а в абсолютной классификации никто так и не сумел догнать и обогнать Бориса Гадасина с Дмитрием Кожуховым, что позволило экипажу зафиксировать пятую юбилейную победу в своей карьере.
Кстати, в этой компании, очевидно, не очень уютно было Никите Мазепину и Ивану Безденежных. Они уже на прологе столкнулись с проблемами по технике, да так и не финишировали в бахе «Россия — Северный лес». Не улыбнулась капризная госпожа Удача в этот раз и Андрею Новикову — Алексею Горюнову, а также Вячеславу и Эльвире Папуцким. В обоих случаях причиной схода послужили проблемы с силовым агрегатом автомобиля.
Кстати, организаторы марафона «Silk Way Rally» на брифинге «Северного леса» пообещали, что в финале гонки будет некий «сюрприз». В прошлые годы, например, практиковалось вручение сертификата на бесплатное участие в марафоне «Шелковый путь» победителю соревнований в каком-либо зачете или в абсолютной классификации. В этот раз по каким-то причинам никакого сюрприза победители и призеры гонки так и не дождались.
Среди мотоциклетной братии в этот раз первые четыре позиции остались за квадроциклистами, самый быстрый из которых, Даниил Власов, потратил на прохождение дистанции моторалли в рамках бахи «Россия — Северный лес» что-то около двух с половиной часов. Он выступает в гонках на CFMoto CForce 1000 EPS.
У тех же, кто на двух колесах не побоялся бросить вызов самому себе и суровому климату, в классе «450» не нашлось равных Расулу Шемиулову на KTM 450 XC F. А в классе «Открытый» самым быстрым оказался Андрей Кукуц на BMW HP2 Enduro.
Завершая рассказ о славной гонке, следует упомянуть про еще один компонент бахи «Россия — Северный лес» образца 2025 года. Это региональное соревнование, своего рода монокубок, состоявшийся для 23 экипажей на SSV Can-Am Maverick. Его участники стартовали позади основного канала авто- и мотогонщиков и ехали по тому же спецучастку, что и спортсмены ЧР. У данных соревнований свой календарь и свои организаторы, а трио призеров в этот раз в гонке составили: Илья Мельников — Павел Лотоцкий (первое место), Алексей Федоров — Олег Заикин (второе место) и Кирилл Максименко — Максим Скорик (третье место).
Следующая гонка ЧР по ралли-рейдам запланирована в апреле в Астраханской области. По давней традиции это будет «Золото Кагана», где к внедорожникам, багги и мотоциклистам присоединятся грузовики.