Итак, внесезонье в Формуле 1 официально закончилось!
13 февраля неожиданно для всех McLaren вывел свой новый автомобиль на трассу для первых тестовых заездов, а 14 февраля состоялась презентация и первые тесты у Williams.
Рассказываем, что происходило в эти дни.
McLaren стала первой командой Формулы 1, которая выкатила свою новую машину McLaren MCL39 в четверг на трассе Сильверстоуне для участия в т. н. шейкдауне. Шейкдаун («встряска») — это первые тесты новых машин на трассе, во время которых команда ставит своей целью испытать всю конструкцию в деле и получить данные для дальнейшей работы над настройками.
В Сильверстоуне McLaren MCL39 предстал в оранжево-черной камуфляжной ливрее, т. к. командам не разрешается показывать полноценную ливрею до того, как 18 февраля в Лондоне не пройдет коллективная презентация и официальный старт сезона.
Вообще, подобная скрытность, когда дело касается новых машин или ливрей, характерна для McLaren. Они и в прошлом до последнего момента держали в секрете облик новых машин и даже обрабатывали в фотошопе некоторые кадры, чтобы не показывать какие-либо детали.
В этот раз они скрывали только дату и рассчитывали благодаря пестрой расцветке утаить какие-то характерные особенности новой машины. Конечно, с современными средствами «шпионажа» сделать это все труднее, особенно с учетом того, что машина прошла по треку около 200 км.
В Сильверстоун приехал как полностью весь технический состав команды, так и оба пилота, которые приняли участие в тестах. Генеральный директор McLaren Racing Зак Браун считает, что команда «сделала еще один шаг вперед» по сравнению с машиной прошлого года, и надеется, что в наступающем сезоне они смогут побороться за оба титула в чемпионате.
«Несмотря на то что в прошлом году мы взяли Кубок конструкторов, мы видели, насколько конкурентна стартовая решетка, и подобный расклад сохранится и в наступающем сезоне. Поэтому мы должны сохранять концентрацию, чтобы продолжать лидировать. Предстоящий год обещает быть захватывающим, но невероятно сложным. Мы многому научились в предыдущих сражениях в прошлом году, и намерены использовать этот опыт в 2025».
Что мы увидели на первых тестах?
Самым важным в этом событии стало то, что мы увидели настоящий MCL39, а не предыдущую машину в новой ливрее, как это часто происходит на статичных презентациях. Так что можно быть уверенными, что именно такая машина выйдет на предсезонные тесты, а возможно, и на первые гонки сезона.
По словам Андреа Стеллы, «практически каждый фундаментальный компонент автомобиля был подвергнут некоторым инновациям», что-то для непосредственного повышения производительности, а что-то в помощь развитию других областей машины. Норрис в полушутку даже заметил, что команда изменила так много, что он был рад, что во время тестов все прошло нормально, поскольку «ты всегда немного нервничаешь, когда что-то не получается идеально во время первых попыток».
В целом автомобиль не выглядит совсем уж иначе при сравнении с предыдущей версией, но, как говорят, дьявол кроется в деталях, а именно таких изменений произошло весьма много.
Прежде всего Стелла упомянул об изменении фундаментальной архитектуры автомобиля: машина была изменена и оптимизирована «в значительной степени, начиная с переднего антикрыла и заканчивая переработкой монокока». В целом совокупный аэродинамический потенциал, созданный за счет доработки каждой детали, может быть очень существенен с точки зрения времени прохождения круга. Однако это не означает, что именно так и будет: этого мы не узнаем, пока не стартует сезон.
Нужно помнить, что в доработке и усовершенствовании автомобиля принимал участие и новый член команды — Роб Маршалл. Причем важно отметить, что здесь он участвовал в проекте еще на стадии разработки концепции, и команда считает, что такой специалист, как он, поможет команде сохранить лидерство на трассе.
Роб Маршалл известен тем, что это именно он спроектировал в 2011 году для Red Bull весьма компактную систему KERS, которая принесла «Быкам» как аэродинамическое, так и чисто механическое преимущество благодаря своим размерам.
Что же касается нового McLaren MCL39, то наиболее заметным отличием у кузова является изменение формы впускного отверстия в боковой части и геометрии кузова за ним, в том числе был переосмыслен и кожух двигателя, что поможет еще эффективнее управлять боковыми воздушными потоками. Заднее крыло выглядит как на предыдущей машине, но эту деталь как раз легко заменить.
Но в целом Стелла заявил, что по ходу сезона-2025 не планирует масштабных доработок актуальной машины: команда сосредоточится на разработке автомобиля под новый регламент 2026. При этом, безусловно, обновления будут возникать как минимум в течение первой половины, т. к. наступающий сезон McLaren ни в коем случае не списывает со счетов.
Изменения в компоновке подвески скрыть сложнее, чем незаметные участки кузова, и мы видим, что McLaren кардинально скорректировала как переднюю, так и заднюю подвески. Эти изменения должны помочь машине не так сильно раскачиваться при ускорении, торможении или движении на высокой скорости. Это необходимо для того, чтобы максимально контролировать аэродинамическую платформу. Чем устойчивее автомобиль под нагрузками, тем устойчивее воздушный поток и тем более стабильными будут аэродинамические характеристики автомобиля.
Ландо Норрис про предстоящий сезон
Ландо Норрис сообщил, что знает, что на данный момент букмекеры считают его фаворитом в борьбе за титул. Он прокомментировал вопросы журналистов во время тестов в Сильверстоуне, сообщив, что находится в лучшем положении по сравнению с прошлым годом, т. к. у него уже есть опыт и понимание ситуации в целом. Сезон-2024 года для Норриса по-настоящему начался только в Майами, когда отставание от Ферстаппена было уже существенным. В этот раз и команда, и пилот знают, что им придется вступить в схватку за титул с первых гонок сезона.
«Мне нужно расставить локти и показать, что я не собираюсь добровольно отдавать позиции. При этом в сражении с Максом нужно быть умным и уметь принимать быстрые решения. Я с нетерпением жду наших дуэлей. Макс очень быстрый, агрессивный и один из лучших пилотов в истории. Поэтому самый простой способ — оказываться впереди него на трассе. Это очевидный план», — сказал Ландо Норрис.
Пиастри рассчитывает побороться с напарником за титул
Во время тестов в Сильверстоуне Оскар Пиастри сделал одно довольно интересное замечание, которое характеризует его настрой на предстоящий сезон.
«Я действительно думаю, что могу стать чемпионом мира в этом году», — сказал он.
С его точки зрения (и с точки зрения команды), если он сумеет улучшить некоторые свои навыки, то и в самом деле станет одним из претендентов на титул.
Ключ к этому, по его мнению, лежит в том, чтобы не сдаваться, если в начале уикенда что-то пошло не так, особенно если ошибки и неудачи происходят в спринтах, также он считает необходимым как следует отработать квалификации.
«Мы прорабатываем множество деталей и нюансов, это не просто "повысить квалификацию”», — сказал он. — «Есть некоторые особенности, детали, которые, если я смогу их улучшить, улучшат все остальное».
Накануне презентации Williams объявили о заключении сделки с новым титульным спонсором австралийско-американской компанией Atlassian, разработчиком программного обеспечения. Этот контракт стал первым титульным контрактом после расторжения договора с ROKIT в 2020 году.
14 февраля в Сильверстоуне Williams провели презентацию команды на 2025 год и продемонстрировали во время шейкдауна новую FW47 в темно-синей ливрее, созданной исключительно под презентацию. Все свои «рабочие» расцветки команды покажут только 18 февраля.
Во время презентации Джеймс Ваулз, руководитель команды, рассказал об изменениях, произошедших в команде, в том числе о том, что они наконец-то сумели отказаться от пресловутого использования Excel на своей базе. Он также сообщил, что Williams нацелена на достижение результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, особенно с учетом обновления регламента в 2026 году.
«Вы увидите, что мы развиваемся и движемся вперед, но я всегда говорил, что мы сосредоточимся на будущем: 2026, 27 и 28 году», — сказал Ваулз.
«В этом году у нас произошли масштабные изменения в инфраструктуре. Нас было 700 человек, сегодня их уже более 1050, и мы еще не закончили. Многое еще предстоит сделать. Все это происходит в фоновом режиме. Я хочу быть уверен, что мы добиваемся не только краткосрочных результатов, но и небольшой выгоды за счет долгосрочной перспективы. Мы здесь для того, чтобы снова стать победителями чемпионатов, для этого потребуется немного больше времени, но это те инвестиции, которые мы делаем».
Первым на трассу Гран-при Великобритании машину вывел Карлос Сайнс. Все с нетерпением ждали заключения от Сайнса, но он выглядел позитивно.
«Я предпочитаю быть оптимистом», — сказал Карлос Сайнс в одном из интервью. — «Давайте подождем завершения предсезонных тестов, прежде чем давать оценки происходящему. Я вижу уверенный настрой всей команды, и после обкатки у нас не было никаких сложностей. Это уже очень хороший признак. Я знаю, что в 2025-м мы будем прогрессировать по ходу сезона. Я поделюсь с командой всей информацией, которой располагаю. Надеюсь, это отразится на наших результатах».
По словам Гэри Андерсона, эксперта издания The Race, он не заметил больших различий между машинами Williams 2024 и 2025 года. Тем не менее он сделал акцент на изменениях, которые должны привести к улучшению прижимной силы.
Изменился профиль переднего антикрыла, в том числе его задняя кромка (выделена желтым): это должно повлиять на структуру потока, переходящего на кузов. Изменились также и боковые понтоны, которые в большей степени приняли очертания «ванны».
Одно из главных видимых изменений касается задней подвески. Williams по-прежнему используют трансмиссию Mercedes, но теперь в новой комплектации 2025 года. Таким образом, они перешли с тяги на толкатели (выделено зеленой линией).
Это будет большим преимуществом при торможении, так как позволит поддерживать постоянную высоту задней части автомобиля, повышая уверенность гонщика при входе в поворот.
На презентации также сообщили, что в этом году им удалось существенно облегчить машину, доведя вес до минимального значения. Главная задача на наступающий сезон — достичь стабильности в выступлениях, регулярно проходить в третий сегмент квалификации и набирать очки.
В воскресенье там же, в Сильверстоуне, прошла еще одна обкатка новой машины. На этот раз на трассу вывели Haas VF-24: единственным гонщиком, кто сел за руль нового автомобиля, стал Эстебан Окон.
Команда провела закрытые съемки, но единственными фотографиями, которые они выложили в соцсети, стали изображения новых гоночных комбинезонов. Они были традиционно выполнены в черно-красно-белых цветах, но теперь, после того как стало известно об участии в проекте команды Toyota Gazoo Racing, выступающей в этих же цветах, многие рассмотрели в таком дизайне определенный символизм.
Фотографии новой машины мы тем не менее все же смогли увидеть: на шпионских снимках и видео, сделанных из отеля напротив, которые попали в Сеть.
Эксперты сообщили, что даже такие изображения демонстрируют, что машина явно сделала шаги в правильном направлении по сравнению со своей предшественницей.
Есть несколько очевидных отличий, в том числе измененные боковые воздухозаборники, которые предполагают изменения в конфигурации радиатора, более заметные выступы в кожухе двигателя и интересное расположение вырезов между торцевой пластиной заднего антикрыла и основной пластиной.
Конфигурация переднего крыла очень похожа на версию 2024 года, но заметно, что теперь управление воздушным потоком осуществляется с использованием другого принципа: носовой обтекатель опирается на основную плоскость крыла, а не на второй элемент, как это было раньше.
Воздушные потоки теперь будут иначе направляться вдоль машины — по направлению к воздухозаборникам радиатора, которые теперь будут оснащены «губой», аналогичной той, что используют в Ferrari.
Интересно также отметить, что форма боковых понтонов VF-25 очень напоминает прошлогоднюю SF-24, с углублением в верхней части и более выступающим воздуховодом, чем у VF-24. Большое сходство с SF-24 также можно увидеть у кожуха двигателя, в частности, если обратить внимание на расположение и форму воздухозаборников охлаждения.
Пол представляет собой эволюцию последней версии, представленной в прошлом году, с боковым краем, характеризующимся перпендикулярным разрезом на участке перед задними колесами.
Подвеску на этих фотографиях разглядеть не представилось возможности, однако и так известно, что в рамках своего сотрудничества с Ferrari Haas будет использовать коробку передач и заднюю подвеску от новой Ferrari 2025 (с толкателями), но решили отказаться от их перенастроенной тяговой передней подвески.
Руководитель команды Аяо Комацу в одном из интервью говорил, что дизайнеры Haas посчитали, что уместнее использовать уже знакомую им компоновку подвески, в том числе с точки зрения понимания аэродинамического воздействия воздушного потока в этой области.
«Для меня это важный момент, потому что на протяжении девяти сезонов работы в Haas F1 Team мы всегда использовали новейшие разработки Ferrari, и не потому, что это был осознанный выбор, а потому, что это был самый безопасный и простой способ», — сказал Комацу. — «Наши специалисты в этот раз тоже хотели использовать новинку, но затем посмотрели на это с другой стороны — с точки зрения того, когда мы сумеем собрать нужную информацию о ее работе и использовать. После этого мы приняли решение изменить свой подход».
Уже завтра, 18 февраля, в Лондоне состоится общая презентация команд перед сезоном-2025.
Предсезонные тесты начнутся в Бахрейне в среду, 26 февраля, и продлятся до пятницы, 28 февраля.
Календарь предстоящих событий: