Что почитать фанатам автоспорта? Обзор гоночной литературы
17.04.2025 | 2344 просмотра

Что почитать фанатам автоспорта? Обзор гоночной литературы

КНИГИ
Автор: Мария Мельникова
Фото: из открытых источников
Источник: Дром
Мы давно собирались сделать обзор на гоночную литературу, и вот наконец собрались. После довольно долгого затишья в российском издательском бизнесе пробудился интерес к этому направлению, и за последнее время появилась довольно хорошая подборка книг, так или иначе освещающая направление автоспорта. Причем мы говорим не только о направлении нон-фикшн, специализирующемся в основном на биографиях или автобиографических книгах, но и о художественной литературе и романах.

Мы изучили наиболее интересные произведения и готовы предложить вам краткий обзор.

Начнем с нон-фикшн. Тут список весьма внушительный и на разные вкусы. Наиболее плодовитым в этом направлении можно назвать издательство АСТ, которое выпустило сразу несколько интересных книг. Пару лет тому назад была переведена книга Фрэнка Уоррелла «Льюис Хэмилтон. Шестикратный чемпион мира», выпущенная в оригинале к сезону 2020 года. Затем была переведена автобиография Дженсона Баттона (перевод — Андрей Закатаев). Здесь же, в АСТ, вышла в свет книга про Формулу 1, написанная автором видеоблога «Самые слики» Виталием Хрошиным. Еще одно интересное издание — биография Ники Лауды авторства Мориса Хэмилтона (однофамильца знаменитого гонщика).

Еще на четырех мы остановимся подробнее.

«Моя кровь — бензин»

Эта книга — автобиография Вилли Вебера, известного прежде всего в качестве менеджера Михаэля Шумахера

История, рассказанная на страницах книги, повествует фактически о всей жизни Вебера, начинавшего с самых низов, когда он зарабатывал чисткой картошки, чтобы чувствовать себя независимым, до торговли подержанными машинами и заканчивая работой в Формуле 1.

Безусловно, вся история, рассказанная от первого лица, очень ценна не только для фанатов Шумахера, но и довольно показательна с точки зрения ведения бизнеса в Формуле 1 тех времен.

К тому же книга написана очень ярким языком, который позволила сохранить отличная работа переводчика. Благодаря этому читается биография легко и быстро.

Вилли Вебер отлично разбирается в людях и дает им весьма точные характеристики. Ну а Михаэля и его семью, включая жену Коринну, брата Ральфа и экс-супругу Ральфа Кору, описывает весьма подробно и занимательно.

Вот, например, что он пишет про Ральфа Шумахера:

И все-таки вечер получился очень милым, потому что к нам присоединился младший брат Михаэля Ральф. Маленькая толстая макаронина с зубными скобками. Ему только исполнилось 12 лет, и он был тот еще нахал, постоянно вмешивался в разговор, все знал лучше других.

— Вы не того взяли, герр Вебер. Вот увидите, — заметил он.
— Да что ты говоришь, — парировал я. — А ты тоже умеешь ездить?
— А то! — сказал он.

Я до упаду смеялся над россказнями этого паренька. Мелкий хвастун, который все время силился показать себя взрослым.

Можно сказать, что книга позволяет посмотреть на семикратного чемпиона совсем другими глазами и с более человеческих позиций.

Именно Вебер поверил и выделил из общей массы совсем юного Михаэля, вложился в него, в каком-то смысле воспитал, а затем выгодно продал, но до самого финала сохранил с ним хорошие отношения.

Именно Вебер привел Михаэля в Ferrari, фактически взяв его «на слабо».

— Скажи мне, только честно, Михаэль, что ты хочешь получить в «МакЛарен»?

Михаэль скрестил руки на груди.

— Ну что за вопрос, Вилли. «МакЛарен» — команда победителей! И мы можем исходить из того, что так будет и дальше. И что мы выиграем на их машине. Посмотри на Феррари! Сколько лет они уже не выигрывали ни в одной гонке. Что мне делать в этой команде лузеров? Они всегда в отстающих.

— Но что будет стоить твой успех в «МакЛарен», — напирал я, — Ты сядешь в идеальный автомобиль, первым финишируешь. И что? Ты будешь этим гордиться? А я тебе скажу — не будешь. Но представь, ты садишься в Феррари. Машина — дерьмо, — мы оба это знаем, но ты из нее сделаешь машину-победительницу. И что тогда? Вот тогда будет повод для гордости! И это будет твой успех.

Рассказывает Вебер и про Берни Экклстоуна, и про Флавио Бриаторе, и про Жана Тодта. Он сумел найти язык со всеми и с каждым из них и влился в Формулу 1, как будто был рожден для этого: хитрый, необидчивый, смекалистый, разбирающийся в бизнесе и в людях, не гнушающийся мелких обманов и умеющий выйти сухим из любой ситуации, какой бы патовой она ни казалась.

«Мои ужасные радости. История моей жизни»

Еще одна книга, поднимающая завесу тайны над жизнью одного из самых знаменитых и самых загадочных людей планеты — Энцо Феррари. Издание было опубликовано примерно в то же время, когда на экраны вышел художественный фильм «Феррари» с Адамом Драйвером в главной роли.

Автобиография Энцо Феррари, выпущенная в 2024 году издательством АСТ (перевод М. А. Яшиной), является объединенной версией двух итальянских изданий его мемуаров: «Мои ужасные радости» 1962 года и «Феррари 80» итальянского издательства Capelli.

Книга рассказывает обо всех основных событиях в жизни Феррари — начиная с мечты стать гонщиком до создания собственной «конюшни», соперничестве с Alfa Romeo, что занимало такой большой сегмент его жизни, что даже перед смертью, находясь в помутненном состоянии сознания, он беспокоился о том, сумели ли Ferrari победить своих конкурентов.

Как вспоминает сын Энцо Пьеро, первые мемуары появились в один из самых тяжелых периодов жизни Энцо Феррари — после смерти его старшего сына Дино и страшнейшей аварии Алонсо де Портаго на гонке «1000 миль». После этих событий все его радости в жизни стали «ужасными».

«Мемуары отца созданы не для того, чтобы вызвать у читателей восхищение победами Ferrari, а для того, чтобы самому не сбиться с пути. Вспоминая ключевые события славных сезонов, описывая место действия и главных героев, отец пытается напомнить — и в первую очередь самому себе — какое место занимает в этом мире, в чем уверен, в чем ошибается, а в чем сомневается», — пишет Пьеро Феррари в послесловии к книге.

Феррари никогда не позволял себе падать духом. Тем, кто считал его надменным, всегда отвечал: «Я надеваю темные очки, потому что не хочу, чтобы окружающие видели, что творится у меня в душе». А еще он ненавидел летать на самолете, ездить в лифте и никогда не купался в море. А после смерти почти все, что у него было, завещал на благотворительность.

«Выживать, чтобы гонять. Один год в мире Формулы 1»

Первая часть автобиографии Гюнтера Штайнера, посвященная сезону 2022 года в Формуле 1, получила свое название в связи c сериалом Drive to Survive, который, по признанию самого Штайнера, оказал серьезное влияние на его жизнь.

Книга была выпущена в 2024 году (перевод — А. Самунджян и Е. Фомина), а ее оригинальное название звучит чуть иначе: «Surviving to Drive. A year in the pit lane with Formula 1’s biggest character» — с главнейшим героем Формулы 1.

Собственно, эта опущенная часть фразы и может охарактеризовать историю Штайнера в паддоке чемпионата 2022 года.

Пожалуй, самое интересное для российских фанатов Формулы 1 — это произошедшее между Haas, самим Штайнером и Мазепиными и «Уралкалием» после начала СВО. Штайнер описывает все происходящее довольно честно и в свойственном ему язвительном стиле, не особо церемонясь, применяя жаргонизмы. Но именно благодаря этому становится понятно, что в самом деле творилось в те дни Формулы 1 и перед каким выбором была поставлена команда.

«Решение разорвать с Никитой и “Уралкалием” было не особо сложным. Мы оказались прижаты к стенке, дошло до того, что другие наши спонсоры грозили покинуть Haas, и в случае дальнейшего промедления мы рисковали вообще остаться без спонсоров».

Вообще, после прочтения книги создается полное впечатление, что ее автор — некая рок-звезда, а не руководитель гоночной команды, столько личных моментов и самолюбования можно найти на ее страницах.

С другой стороны — именно это и интересно, чтобы понять, что представлял из себя руководитель Haas F1 и почему его карьера завершилась в конце 2023 года. При этом Штайнер успевает делиться и различными забавными историями из своей раллийной жизни и периода работы с Ники Лаудой.

Книга состоит из отдельных глав, описывающих каждый Гран-при сезона 2022 года — с точки зрения Штайнера, конечно, а также отношения внутри команды и с каждым из двух пилотов — Кевином Магнуссеном и Миком Шумахером. А заодно и дядей Мика — Ральфом Шумахером, который, по мнению Штайнера, чересчур надоедал со своим мнением и советами.

К слову сказать, издательство АСТ сейчас ведет переговоры относительно издания второй части автобиографии Штайнера, которая является своеобразным приквелом и охватывает весь его период основной работы в Формуле 1: от прихода в чемпионат с Джином Хаасом до момента увольнения из команды. Выход книги ожидается в течение 2025 года.

«В ад и обратно»

Издательство «Бомбора», подразделение более крупного издательского дома «Эксмо», специализирующееся в основном на издании литературы в жанре нон-фикшн, выпустило в прошлом году автобиографию Ники Лауды (перевод А. Качалова).

Пожалуй, один из самых знаменитых гонщиков Формулы 1, прославившийся свой аварией на Нюрбургринге и в большей степени, как сумел после нее восстановиться и вернуться в гонки, в паддоке чемпионата всегда пользовался невероятным уважением.

Широкой публике он стал в том числе известен и благодаря весьма удачному фильму The Rush, вышедшему в российский прокат под названием «Гонка».

Но если вы рассчитываете найти в книге лишь душераздирающие описания той аварии, то она не для вас. Лауда признается, что фактически ничего не помнит из тех событий, а поэтому и уделяет им мало внимания. Ники пишет следующее: «Я не помню ничего, что было по ходу гонки, ни единой детали — одна большая черная дыра». Что же касается эмоций, с этим связанных, то Лауда демонстрирует себя в коротком комментарии относительно того места, где она произошла: «Ах, да, гриль-бар».

Свою первую автобиографию Лауда написал в 1978 году. Она называлась «На память — мои года с Ferrari», а на английский ее перевела Диана Моксли, мать Макса Мосли.

Вторая и последняя — «В ад и обратно» — была написана под его диктовку и опубликована в 1986 году, после завершения карьеры Лауды в качестве гонщика. Там во всем был виден сам Лауда: строгий, сосредоточенный, не любящий приукрашиваний. Книга рассказывала про все годы его жизни — с детства и до последних выступлений за McLaren, в том числе про аварию, соперничество с Хантом, уход и возвращение в Формулу 1, выступления за Brabham Берни Экклстоуна. Но в ней не было больше ни строчки про дальнейшую историю Лауды: ни про авиакомпанию, ни про работу в Mercedes, ни про последующие титулы команды и роль Лауды в этом.

Восполнить эти пробелы взялся журналист газеты The Times Кевин Исон, который много общался с Лаудой как в паддоке, так и за его пределами, и который восстановил часть истории в дополнение к рассказам самого Ники.

В книге вы найдете много знакомых по фильму цитат вроде фразы «Эта машина — дерьмо», которую молодой Лауда выдал в глаза Энцо Феррари. И это неудивительно, потому что книгу использовали в качестве подстрочника для написания сценария фильма.

Найдете и многое другое — но также будут и совершенно иные моменты, ранее неизвестные фанатам Формулы 1 — тем издание и ценно. К сожалению, книга полностью лишена иллюстраций и фотографий — но их в большом количестве можно найти и в интернете.

Семейная энциклопедия «Формула 1»

Автор — Наталья Фабричнова.

Наталья Фабричнова, жена и соратник «Российского голоса Формулы 1» Алексея Попова, выпустила в том же издательстве «Бомбора» иллюстрированный гид главной автоспортивной серии планеты.

Важная часть издания — его оформление. Это красивый и большой том с подробным рассказом про все основные моменты Формулы 1: 103 страницы формата 25х30 см с предисловием автора и комментариями Алексея Попова и Виталия Петрова.

Эта книга не претендует, чтобы стать путеводителем искушенного болельщика, но для семейного изучения и для образования юных болельщиков — самое то. Подробно, интересно, с большим количеством поясняющих и сопровождающих картинок, выполненных художницей Олесей Павловой — лично мне было очень любопытно. Тем более Наталья рассказывает там не только про сами соревнования, гоночные трассы, пилотов и команды, но и про все окружение — от работы механиков, журналистов и телевизионщиков до экипировки гонщиков и структуры автодрома.

Мы поговорили с Натальей и выяснили некоторые интересные подробности относительно ее книги.

— Как тебе пришла в голову идея создать подобную энциклопедию?

— Все идеи в мою голову приходят без спроса, без звонка. Когда живешь гонками, то периодически смотришь на них со стороны и думаешь — ну какой же это все-таки восхитительно сложный вид спорта! Вообще, я твердо убеждена, что для того, чтобы искренне любить гонки, нужно понимать, насколько сложно они внутри устроены, что детали решают все, а не просто «у кого машина быстрее». И мне захотелось собрать воедино все эти детали, хотелось, чтобы можно было прочувствовать масштаб Формулы 1 и заодно разобраться, как что работает, даже если вы совсем новичок (или хотите увлечь кого-то в своей семье).

— На какую аудиторию ты рассчитывала? Подача материала в хорошем смысле простая, легкая, но объем очень большой. Явно не для маленьких детей.

— Моя аудитория — этот тот болельщик, который не является специалистом во всех аспектах Формулы 1, человек, для которого чемпионат и регулярное его познание — далеко не основная часть жизни.

И конечно, дети. Может, они не все пока смогут воспринять, но дети всегда открыты для всего нового, и хочется их влюбить в гонки, как в свое время маленькой девочкой влюбилась я.

— По какому принципу ты собирала информацию внутри книги и использовала ли что-то в качестве подстрочника? Если да, то что. И какой объем информации из представленной хранится у тебя в голове?

— Когда я набросала содержание, то поняла, что своими накопленными знаниями не обойтись, какие-то аспекты хочется подтянуть и актуализировать. Заказала за границей девять книг о Формуле 1, через знакомых мне их привезли. Еще пригодились несколько уже переведенных книг, изданных здесь. Никаких подстрочников не делала — иначе это был бы уже не авторский текст. Работа шла в формате: взяла за основу свои знания, что-то прочитала, нашла в интернете, подумала — и так написала главу.

Очень интересно было работать с тем, что требует максимально актуальной информации. Огромным удовольствием было созвониться с теми людьми из паддока, с кем раньше регулярно общалась. Главное было не забыть, зачем созвонились.

И Алексей Попов мне помогал, конечно, ведь я все время одолевала его уточняющими вопросами в духе: «А это же было так, правильно?».

— Сколько времени у тебя заняло написание книги? Как ты нашла издательство — или это оно тебя нашло? И кто создавал чудеснейшие иллюстрации к книге?

— С издательством вышло просто удивительно — а говорят, чудес не бывает!

Я только начала делать эскизы книжных разворотов, набросала содержание, подумала, что надо бы поискать, кому представить свою идею… и тут мне пишет Анна Братищева, выпускающий редактор издательства «Эксмо», и говорит, что в издательстве очень хотят книгу про Формулу 1. Я представила свой проект, с моей стороны самое главное условие было, что художника, с которым буду работать, я утверждаю сама. И тут случилось второе чудо. С первой «попытки» нашлась Олеся Павлова. Олеся — художник- иллюстратор, ее основное направление — комиксы. До начала проекта, по ее собственным словам, про гонки она знала только из мультфильма «Тачки»! Но сейчас уже прекрасно разбирается, все-таки мы работали вместе целый год. Некоторые кадры я просила ее перерисовать «дословно», ведь, как всегда в Ф1, главное — это детали. И если на рисунке шины без канавок, а они там должны быть (например), то это уже грубая ошибка. Иногда я просто отправляла несколько видео и фото, а Олеся уже делала на этой базе комикс.

Я обожаю комиксы со сложными рисунками и проработанной колористикой, монтажом продуманных «кадров» внутри такой книги. И очень завидую бельгийцам и французам — у них комиксы не ассоциируются с «картинками для детей», или, простите, с каким-нибудь «Человеком-пауком». Поэтому любимые гонки сразу, как только пришла идея книги, захотелось перенести на язык рисунка. А то, что это еще и значительно упрощает (даже отменяет) работу с авторскими правами на дорогущие фотографии Формулы 1 — огромный бонус, но не первоначальный триггер.

— Какую часть книги ты считаешь самой удачной и почему?

— Какие части в книге получились удачнее, судить, я думаю, читателю. Мне как автору было интереснее работать над «биографией» гоночных трасс и персоналий, чем, скажем, над схемой гибридного мотора. Больше всего я горжусь, если можно так выразиться, главой об Энцо Феррари, потому что ради нее перелопатила уйму литературы, смотрела документальные фильмы — очень хотелось сделать эссенцию, в которой не было бы домыслов, как это часто бывает в случае с такими легендарными персонажами, как Феррари. Скажем, многие британские журналисты его недолюбливают, и надо было отделять субъективную оценку, придерживаться фактов. Получилась почти исследовательская работа, хотя в книгу вошла «выжимка» на четыре странички.

— Можно ли сейчас еще купить эту книгу — и как, где? Сколько она стоит? Есть ли доставка в регионы?

— Издательство недавно мне сообщило, что из типографии вышел второй тираж, первый быстро разошелся. Книга продается по всей России и, конечно, на маркетплейсах. Стоимость на площадках немного отличается, что-то около 2700 рублей. Мы старались сделать оформление, достойное самой Формулы 1 — с объемной яркой обложкой, тактильно приятными матовыми листами. Правда, из-за этого мне не разрешили выйти за рамки 100 страниц — резко изменилась бы цена. Кто-то скажет, что это хороший повод сделать продолжение, но пока я об этом не думала.

«Цена победы. Новая жизнь»

Завершим же наш первый обзор художественным произведением Даниила Никулина «Цена победы».

«Цена победы. Новая жизнь» — это история молодого паренька Романа Лапина, который попадает в мир картинга и гонок и кардинально меняет свою жизнь.

Тот факт, что автор книги Даниил Никулин сам довольно плотно следит за гонками и в том числе Формулой 1, а его сын Роман (такое же имя получил и главный герой книги) занимался несколько лет картингом, дает нам возможность посмотреть на российский картинг изнутри. Тем читателям, которые тоже интересуются российским автоспортом, этот роман будет прочитать вдвойне интересно: многие герои написаны с реально существующих людей и весьма узнаваемы в описании автора. Ну а за описываемыми событиями они наверняка узнают что-то знакомое, происходившее в реальности. Да и имена и портреты Никулин шифрует довольно прозрачно.

Вот несколько известных людей из российского автоспорта, которые получили свое воплощение, пусть и художественное, в персонажах книги. О них рассказал нам сам автор:

«Иван Журавлев — тренер моего сына Иван Бербиренков. Он, кстати, знает, что стал прототипом и обиду не затаил.

Николай Фоменко — здесь все понятно, но если бы я не побывал однажды у него на заводе, этого эпизода в книге бы не появилось.

Есть там и Владимир Черевань, который спрятался за именем Владимира Егоровича. К нему отправляется Рома, чтобы поблагодарить за спасение отца. С Череванем я не знаком, а впечатление составлял, читая большое интервью с ним. Отгадайте, какое? А вот это!

Савушкин Борис Николаевич — тут тоже все понятно: это Василий Иванович Скрыль, тем более что я с ним много общался. Его «книжные» помощники — такие же реальные люди из Комитета по картингу РАФ.

Подбельский С. А. — этот персонаж книги изначально должен был носить в романе имя своего прототипа Марка Семеновича Подольского, но сам Марк Семенович попросил меня этого делать, поэтому я его переименовал. Введение в книгу такого персонажа помогло мне более динамично расписывать гоночные эпизоды.

Семеновы, сын и отец — за образец взяты Мазепины, которые в тот момент, когда я был завсегдатаем картодромов, участвовали в соревнованиях. Но внешний облик был взят с другой пары папы и сына, а характеры — полностью придуманы.

Гонщики, механики по большей части списаны с тех, кто мне повстречался в те годы.

Во сне к Роме является Алексей Попов. Но это сон, там вообще может происходить что угодно!».

Сюжет поначалу развивается довольно неспешно. Читатель получает много деталей жизни главного героя, которые помогают раскрыть его характер и характер его близких. Но когда сюжет переходит к соревнованиям, действие раскручивается динамично и захватывающе.

В основу этой книги лег сценарий, над которым Даниил работал, чтобы создать художественный фильм. Работа над книгой заняла довольно много времени и претерпела несколько редакций. К моменту, когда роман был завершен, сын Никулина уже давно вырос и даже вернулся из армии.

Даниил Никулин характеризует свой роман как книгу о важности взросления и считает, что она помогла ему и его сыну выстроить новые, более серьезные и близкие отношения, чем раньше.

В интервью автор книги рассказал Дрому, что изначально его произведение задумывалось как одна большая книга, но роман получился объемным, и издательский дом Мещерякова, который издавал роман, решил разделить его на три части. К сожалению, в конце прошлого года была выпущена только первая часть, а сроки выпуска остальных пока неизвестны.

Однако даже первая часть может рассматриваться как вполне состоявшееся отдельное произведение, хотя, конечно, читателям явно будет интересно, что же происходит дальше.

Сражения Романа на трассе со своим главным соперником и желание победить во что бы то ни стало становятся более зрелыми, а главный герой понимает в итоге, что же является в жизни по-настоящему важным. Правда, это не мешает ему в дальнейшем осуществить свою мечту и посвятить свои достижения своему отцу, в прошлом известному гонщику, одной ошибкой сломавшему себе жизнь.

Первую книгу можно купить на «Озоне», на WB (недорого), на сайте издательства (дороже), в книжном магазине «Москва» за нескромные 800 рублей. Электронные версии доступны на «Литрес» и «Строки МТС».

 

Найти и купить перечисленные выше книги можно здесь:
Издательство АСТ;
Издательство «Бомбора»;
А также на всех основных маркетплейсах.

Комментарии

Читатель
Якутск
Чтение, как и учение - СВЕТ! Спасибо, Дром!)
19
1
Ответить
Читатель
Якутск
Мемуары Энцо Феррари довольно таки интересная книга, из всего представленного читал её.
13
 
Ответить
mnemonicx
Тюмень
Вот отличная книга : "Москвичи на«Москвичах»" - это своего рода документальная повесть .
Советую прочесть до того как они в Ралли будут участвовать , там самое интересное.
6
1
Ответить
Micromacro
Самара
Сюда же можно добавить книгу Алексея Попова "Формула-1. Российский голос", там по сути авторская ретроспектива сезонов 90-х и нулевых.
Очень крутая книга Эдриана Ньюи "Как построить машину".
15
 
Ответить
25247645
Новосибирск
Книга "Чёрные сказки железного века" от Александра Мельника к сожалению малоизвестна, но мне показалась очень интересная. Биографии гонщиков написаны в сжатом виде, но очень ярко.
5
 
Ответить
Григорий
Чита
Спасибо Дром! Хороший материал!
1
1
Ответить
 
Хабаровск
Сообщений: 4773
Юным фанатам автоспорта - сракерам, нужно ПДД читать день и ночь.
3
4
Ответить
9119003
Заказал все :)
 
 
Ответить
Manhoid
Что можно почитать помимо перечисленного в статье:
"Неизвестный Кими Райкконен"
"Быть пилотом Формулы 1" Дженсона Баттона
Про "Черные сказки ..." и "Как построить машину" выше уже написали, достойные книги.
Мне еще зашли "Самые слики" Виталия Хрошина и "Квят" Олега Карпова.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром