Гран-при Саудовской Аравии стал третьим этапом чемпионата Формулы 1 в рамках первого «тройника» — Судзука — Сахир — Джидда. Так же, как и в Бахрейне, все основные сессии — вторая практика, квалификация и гонка — проходили в темное время суток. Тем не менее температура воздуха и покрытия все равно держалась на очень высоком уровне, гонщики жаловались на жару, технике тоже было непросто.
Трасса в Джидде — городская, скоростная, с рекордным числом поворотов: 27 — 16 левых и 11 правых, при этом один из них — 13-й — профилированный с уклоном в 12 градусов, скорость при прохождении которого достигает 322 км/ч.
Протяженность трассы составляет 6,174 километра, и она является одной из самых скоростных в сезоне. Гонщики проводят около 80% круга выжимая газ по максимуму.
Огромное значение на этой трассе имеют моторы и максимальная скорость, которая позволяет отыгрывать время по сравнению с соперниками. Таким образом, здесь важны настройки с учетом низкого прижима.
Обновления у команд
Обновления, которые привезли команды в Джидду, в основном были связаны с адаптацией автомобиля под конкретную трассу: прежде всего разгруженные задние крылья. Но появились и другие обновления.
McLaren привезли диффузор новой формы для оптимизации воздушных потоков, также новые винглеты воздуховодов задних тормозов для лучшего протекания потоков воздуха в задней части машины и снижения лобового сопротивления.
Red Bull — более открытое горлышко на кожухе двигателя; разгруженная версия бим-крыла.
Ferrari — разгруженное заднее крыло и одноэлементное разгруженное бим-крыло.
Aston Martin — заднее крыло с разгруженным закрылком.
HAAS привезли сразу две версии разгруженного заднего крыла и дополнили их урезанной версией переднего крыла для улучшения аэробаланса.
Racing Bulls — разгруженные переднее крыло, заднее крыло и бим-крыло.
Sauber — помимо набора разгруженных переднего, заднего и бим-крыла привезли новые, более эффективные торцевые пластины заднего крыла и обновили центральную часть днища для повышения прижимной силы в задней части машины.
Шины
Выбор составов для первых четырех гонок этого сезона повторил составы этих же Гран-при прошлого года, но для пятого этапа Pirelli выбрала более мягкие комплекты. Итальянцы привезли в Джидду составы С3, С4 и С5, чтобы создать больше вариантов стратегии по пит-стопам.
Поверхность трассы не очень абразивная, скорее, ближе к среднему значению, но боковые нагрузки на шины значительны, хотя и не такие высокие, как, например, на Судзуке.
В 2023 и 2024 году большинство пилотов также отдавали предпочтение стратегиям с одним пит-стопом. В 2024-м только Валттери Боттас побывал в боксах дважды.
Несмотря на то что составы шин в этом году мягче, чем в предыдущем, Pirelli все равно прогнозируют стратегию с одним пит-стопом, при этом видят в основном чередование составом медиум и хард.
Свободные тренировки
После Бахрейна лидером личного зачета в Саудовскую Аравию приехал Ландо Норрис — несмотря на то что в Сахире после проблематичной квалификации сумел финишировать лишь третьим. А вот его напарник по команде Оскар Пиастри благодаря победе на четвертом этапе сумел подняться на вторую строчку личного зачета, оттеснив Макса Ферстаппена.
Во время сессий свободных заездов McLaren вновь оказывались невероятно быстрыми на городской трассе в Джидде. Только в первой пятничной практике высшую строчку занял Пьер Гасли — однако показательным этот результат назвать сложно: команды работали над настройками машин, не проводя симуляционных заездов.
Вторая практика не обошлась без приключений.
На старт не сумел выйти Габриэл Бортолето: механики обнаружили перед началом сессии утечку топлива на его Sauber. Многие пилоты допускали легкие контакты со стеной или подпрыгивали на жестких поребриках, сильно ударяя машину днищем. Лэнса Стролла развернуло, но без последствий, Алекс Албон едва не столкнулся с Хэмилтоном на медленном круге в слепом повороте, но тоже все обошлось.
Примерно за восемь минут до финиша Юки Цунода перекрутил руль в последнем повороте, ударился в стену передним левом колесом, сломав подвеску, а затем его вынесло на противоположную сторону трассы. Пилот не пострадал.
Маршалы сумели довольно оперативно убрать разбитую машину, и за минуту до клетчатых флагов сессия возобновилась. Этого оказалось достаточно, чтобы гонщики успели попрактиковать старты.
Сессию возглавили оба McLaren.
Третья, субботняя сессия свободных заездов так же, как и первая, прошла без происшествий. Быстрейшим вновь стал Ландо Норрис, Оскар Пиастри уступил ему всего 0,024 секунды, а вот разрыв с третьим результатом стал серьезным: более полсекунды.
Квалификация
+29 ℃ воздух, +38 ℃ трек, сухо.
Как и на большинстве узких и малообгонных городских трасс, в Джидде результаты квалификации имели важное значение. Достаточно вспомнить 2024 год, когда по итогам гонки перестановок на финише по сравнению с квалификацией было не так уж и много. Ну а с учетом низкой деградации резины и стратегии с одним пит-стопом на разнообразие рассчитывать не приходилось.
Так что команды и пилоты делали существенные ставки на квалификацию — возможно, некоторых гонщиков это и подвело.
Уже в первом сегменте многие пилоты из команд второго эшелона атаковали на пределе. В первой попытке произошло несколько незначительных контактов с бетонными ограждениями: стену «цепанули» Исак Хаджар и Алекс Албон, а Пьер Гасли так торопился выехать на вторую попытку, что выдвинулся из боксов еще до того, как механик успел снять грелку с его переднего правого колеса.
В конце первого сегмента развернуло Габриэла Бортолето. К счастью для гонщика, и он сам отделался без последствий, и Макс Ферстаппен, который следовал за ним, был на медленном круге и успел затормозить.
После первого сегмента вылетели Лэнс Стролл, Джек Дуэн, Нико Хюлькенберг, Эстебан окон и Габриэл Бортолето. Лэнс Стролл таким образом установил новый антирекорд, став чемпионом по вылету после первого сегмента в эпоху квалификаций такого формата. Не очень хорошим итогом стал такой результат и для Джека Дуэна, который проиграл напарнику более трех десятых секунды.
Во втором сегменте гонщики также избежали каких-то экстремальных происшествий. По просьбе Ферстаппена и Пиастри механики проверили днище на их автомобилях после сильных ударов при жестком прохождении крутых поребриков.
Вне Топ-10 оказались Алекс Албон, Лиам Лоусон, Фернандо Алонсо, Исак Хаджар и Оливер Берман. Хэмилтон сумел пройти в третий сегмент, отыграв у Албона всего 0,007 секунды, а вот Карлос Сайнс привез напарнику почти десятую и уже во второй раз переквалифицировал Алекса — как и в Бахрейне.
Лиам Лоусон опередил Исака Хаджара, а вот Берман пожаловался, что его отставание более чем в секунду от лучшего времени сегмента — следствие не ошибки, а проблем машины на трассе в Джидде. Цунода вновь прошел в третий сегмент, уступив Ферстаппену полсекунды.
Третий сегмент стартовал без задержек, но уже через полторы минуты после начала был прерван красными флагами: Ландо Норрис разбил машину в связке 19–20-го поворотов.
Позже Андреа Стелла объяснит причину этой аварии. По его словам, усовершенствование автомобиля лишило его предсказуемости на высоких скоростях, а Норрис при прохождении поворотов поддерживает более высокую минимальную скорость, чем Пиастри. Кроме того, по словам Стеллы, Норрис, скорее всего, чувствует и оценивает машину менее эффективно, чем Оскар.
«Новый McLaren имеет тенденцию терять сцепление с трассой внезапно, когда гонщик “перебарщивает” в управлении. И у Норриса, в отличие от Пиастри, такая проблема имеется», — сказал Андреа Стелла в интервью. — «У машины есть определенный диапазон характеристик, и нашим гонщикам не всегда удается управлять ею эффективно. Вы ускоряетесь на 1 км/м больше — и сцепление исчезает. К сожалению, обратная связь от машины в плане понимания этой границы относительно невелика. Это то, что мы стремимся улучшить, и, возможно, мы сумеем сделать это до конца сезона. Но Норрису придется прекратить гоняться за миллисекундами, по крайней мере, на таких трассах, как Джидда».
После эвакуации разбитого McLaren с трассы квалификация была возобновлена. К этому моменту лучший результат показывал Оскар Пиастри, но Ферстаппен своим следующим быстрым кругом отыграл у него 0,001 секунды!
После первой попытки Ферстаппен заехал в боксы, где механики поставили ему свежий комплект софт, и сразу же вернулся на трассу, чтобы успеть на вторую попытку. Дальше на трассе между несколькими пилотами произошел красивый обмен быстрыми кругами. Сначала Джордж Расселл опередил Макса на 0,152 секунды, затем Пиастри обогнал Расселла на 0,103 секунды, ну и в своей последней попытке Макс взял поул-позицию с разницей в 0,010 секунды от Пиастри, параллельно установив рекорд трассы!
Шарль Леклер «вынул» из машины все возможное, но при этом уступил поул-ситтеру почти 0,4 секунды. Антонелли вновь расположился в двух позициях позади Расселла, но проиграл ему более четырех десятых. Причиной тому стала ошибка на последнем секторе, иначе бы у Кими были все шансы занять четвертую позицию. Карлос Сайнс затащил Williams на шестую строчку, опередив Хэмилтона на 0,04 секунды.
Юки Цунода показал восьмое время, но при этом проиграл напарнику около секунды. Стало известно, что Red Bull в рамках тестов предыдущих машин организовал Цуноде на этой неделе тесты в Сильверстоуне для лучшей адаптации к машине.
Гонка
+32 ℃ воздух, +38 ℃ трек, сухо.
Гонка в Джидде является одной из самых быстрых в календаре этого года. Ее чистое время в случае, если на трассу не выходит автомобиль безопасности либо заезд не останавливают красными флагами, по подсчетам может составить 1 час 17 минут.
Для стартового отрезка большинство пилотов выбрали комплекты медиум. На самых жестких стартовали только Норрис, Хаджар, Стролл и Хюлькенберг.
Гонка, что называется, не была богата на события, и все самое основное произошло на первом круге.
Оскар Пиастри лучше среагировал на стартовый светофор и к первому повороту немного опережал Ферстаппена. Заняв лучшую траекторию, он вынудил Макса пройти поворот по срезке, за счет чего тот получил преимущество и оказался впереди, однако позицию возвращать не торопился.
В прошлом году было введено новое правило: поворот остается за тем пилотом, который оказывается на внутренней траектории вровень или чуть впереди соперника. В связи с этим судьи выписали Ферстаппену штраф в пять секунд, и вот его формулировка: «Стюарды определили, что автомобиль № 81 находился своей передней осью по крайней мере рядом с зеркалом машины № 1, как перед первым поворотом, так и в его апексе, когда совершал обгон по внутренней траектории. Согласно правилам, это был поворот машины № 81, и он имел право на то, чтобы ему уступили место. После этого машина № 1 покинула трассу и получила длительное преимущество, которое не было возвращено. Обычно штраф за такое нарушение составляет десять секунд, но стюарды сочли смягчающим обстоятельством тот факт, что это был инцидент на первом круге, и наложили штраф в пять секунд».
Стал ли этот штраф причиной всего лишь второго места на финише Гран-при, или же Red Bull в любом случае потерял бы победу — сейчас уже сказать сложно.
Очевидно, что были и другие факторы, повлиявшие на исход гонки. Будь реакция Макса на старте чуть лучше — он оказался бы впереди в первом повороте, и уже Оскару пришлось бы решать, какой маневр провести. Потеря времени произошла и во время пит-стопа. McLaren, которые обычно обслуживают машины без заминок, в этот раз провели пит-стоп Оскару за 3,4 секунды. Это могло стать бонусом для Red Bull в борьбе за победу, но и сами Быки обслужили Ферстаппена за 3,3 секунды (лучший пит-стоп был у Ferrari — 2,0 секунды) . Возможно, если бы Макс вернул позицию до штрафа, это помогло бы ему позже совершить легальный обгон. В общем — все только «если».
Еще одним событием на первом круге стало столкновение в четвертом повороте Юки Цуноды и Пьера Гасли. В результате инцидента машина Гасли вылетела в отбойник и получила серьезные повреждения. Цунода сумел вернуться на трассу и самостоятельно добраться до боксов, но после осмотра машины команда объявила о сходе.
На старте гонки Хэмилтон обогнал Сайнса, а сход Гасли и Цуноды позволил большинству в пелотоне отыграть по две позиции. Алонсо и Хаджар опередили Лоусона и отыграли по три позиции.
На трассу вышел автомобиль безопасности, который водил пелотон вплоть до рестарта на четвертом круге. Сразу три гонщика — Дуэн, Бортолето и Окон — воспользовались режимом SC, чтобы провести пит-стопы и перейти на самые жесткие комплекты шин.
Судьи рассмотрели столкновение между двумя бывшими напарниками и сочли его гоночным инцидентом.
На седьмом круге Норрис обогнал Карлоса Сайнса за седьмое место, а еще через шесть кругов атаковал Хэмилтона. Однако ошибка Ландо состояла в том, что он обогнал Льюиса перед зоной детекции, дав ему возможность получить ДРС и вернуть себе позицию. Ситуация повторилась и на следующем круге — вновь обгон, и вновь Хэмилтон возвращает позицию точно таким же образом.
Имея большое преимущество по скорости по сравнению с Ferrari, Норрис только с третьего раза на 15-м круге сумел совершить и закрепить обгон. Но, возможно, именно эта повторяющаяся ошибка и стоила ему в итоге подиума. На этом же круге Лоусон вернул себе позицию, обогнав Алонсо.
Пиастри первым заехал на пит-стоп на 20-м круге, открыв таким образом окно пит-стопов, а вернувшись на трассу позади Хэмилтона, моментально провел его обгон.
Через два круга на пит-стоп заехал и Ферстаппен, отбыв штраф.
На 25-м круге произошел инцидент между Алонсо и его подопечным Габриэлом Бортолето. Алонсо собирался обогнать Бортолето, как перед этим сделал Лоусон, но Габриэл его не видел, и между ними произошел контакт. В результате касания двух машин никто не получил повреждения, а уже после финиша Фернандо пообещал в качестве наказания оставить Бортолето без ужина.
На 30-м круге лучший пит-стоп гонки провели в Ferrari: машину Леклера обслужили за 2,0 секунды. Пит-стоп Хэмилтона перед этим продлился 2,1 секунды. На свежем комплекте жестких шин Леклер бросается в погоню за Расселлом, который страдает от перегрева резины. На 34 круге пит-стоп проводит Ландо Норрис.
На 38-м круге Леклер обгоняет Расселла за третье место, воспользовавшись преимуществом по шинам. Теперь его задачей становится оборона от Норриса, который уже занимает пятую позицию, а на 41-м круге становится четвертым после обгона Расселла.
Судьи рассматривали также Норриса на предмет нарушения во время пит-стопа: на выезде он задел колесом белую линию, но не пересек ее. Штраф решили не накладывать.
Тем временем Лиам Лоусон получает штраф в десять секунд за обгон Джека Дуэна за пределами трека.
В последней фазе гонки Хэмилтон сумел справиться с шинами хард, на которые жаловался после пит-стопа, и приблизиться к Антонелли, но в итоге так и не обогнал его.
Норрис также не сумел догнать Леклера и финишировал четвертым.
На протяжении всей гоночной сессии Mercedes преследовали проблемы с перегревом шин. В итоге Джордж Расселл финишировал только пятым, тем не менее, продемонстрировав в сезоне самый стабильный результат на протяжении всех пяти Гран-при, каждый раз финишируя в топ-5. Антонелли стал шестым.
Победу в гонке одержал Оскар Пиастри, нарушив тенденцию начала сезона, когда пять побед в пяти гонках, включая спринт, были одержаны с поула.
По итогам пяти Гран-при произошла смена лидера личного зачета: теперь вперед вышел Оскар Пиастри с преимуществом в десять очков над Ландо Норрисом. Оба пилота McLaren на данный момент одержали в своей карьере по пять побед в Гран-при, но более успешным пока является именно Оскар Пиастри. Победа на трассе в Джидде стала для него третьей в этом сезоне.
Впереди нас ожидает небольшой перерыв: Формула 1 вернется на трассу через выходные гонкой на городской трассе в Майами.
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | О. Пиастри | McLaren | 1:21:06.758 | 228,164 | 1 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +2,843 | 228,031 | 1 |
3 | Ш. Леклер | Ferrari | +8,104 | 227,784 | 1 |
4 | Л. Норрис | McLaren | +9,196 | 227,733 | 1 |
5 | Д. Расселл | Mercedes | +27,236 | 226,894 | 1 |
6 | К. Антонелли | Mercedes | +34,688 | 226,549 | 1 |
7 | Л. Хэмилтон | Ferrari | +39,073 | 226,346 | 1 |
8 | К. Сайнс | Williams | +64,630 | 225,173 | 1 |
9 | А. Албон | Williams | +66,515 | 225,087 | 1 |
10 | А. Хаджар | Racing Bulls | +67,091 | 225.061 | 1 |
11 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +75,917 | 224,659 | 1 |
12 | Л. Лоусон | Racing Bulls | +78,451 | 224,544 | 1 |
13 | О. Берман | Haas | +79,194 | 224,510 | 1 |
14 | Э. Окон | Haas | +99,723 | 223,582 | 1 |
15 | Н. Хюлькенберг | Sauber | +1 круг | 223,385 | 1 |
16 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 223,343 | 1 |
17 | Д. Дуэн | Alpine | +1 круг | 222,15 | 2 |
18 | Г. Бортолето | Sauber | +1 круг | 222,713 | 1 |
Лучший круг: Ландо Норрис (McLaren) — 1:31,778 (41-й круг, 242,175 км/ч).