Ралли «Канары»: они вернулись
28.04.2025 | 2706 просмотров

Ралли «Канары»: они вернулись

ОБЗОР
Автор: Ксения Копосова
Фото пресс-служб команд WRC
Источник: Дром
Без малого семь месяцев двукратный чемпион мира по ралли Калле Рованпера не поднимался на высшую ступень подиума. Его возвращения на вершину ждали многие, и оно состоялось на первом асфальтовом этапе мирового раллийного чемпионата 2025 года. Но это был не единственный камбэк.

Калле Рованпера в сезоне-2025 вновь выступает по полной программе, поэтому ничего удивительного, что он одержал победу. Чего еще ждать от одного из лучших раллистов современности? Да, он заставил поволноваться своих болельщиков — отдав соперникам победы на ралли «Монте-Карло», «Швеция» и «Сафари». Но кто бы мог предположить, что молодой финн покажет столь быструю езду на незнакомом испанском асфальте? Впрочем, не будем забегать вперед, а сначала расскажем о других возвращениях.

Собственно, главным-то стало возвращение того самого ралли «Испания» в календарь чемпионата мира. Испанский этап проводился в последний раз в 2022 году — тогда гонка называлась RallyRACC Catalunya — Costa Daurada. Победителем последнего ралли «Каталунья» стал Себастьен Ожье. Затем на протяжении двух лет за чисто асфальтовые гонки в календаре серии отдувались Хорватия, Центральная Европа и Япония. Но вот теперь — снова Испания, хоть и не совсем привычная. Вместо континентальной гонки получилась островная — ралли прошло на Канарских островах!

И еще на несколько возвращений стоит обратить внимание. Во-первых, после двух пропусков в чемпионат вернулись Николай Грязин и Себастьен Ожье. Оба не появлялись на этапах мирового чемпионата аж с гонки в Монте-Карло — но по разным причинам. Коля сражается в серии WRC2, а в зачет чемпионата идут не все гонки, поэтому его первый старт пришелся как раз на испанский этап. А Себастьен едет лишь выборочные этапы — просто для себя, без каких-то турнирных задач.

Ну и во-вторых, российские болельщики впервые с 2020 года увидели на спецучастках этапа чемпионата мира по ралли автомобиль, на борту которого красовалась фамилия Лукьянюк. Проживающий ныне на Кипре и выступающий под флагом этого островного государства двукратный чемпион Европы в этом году проехал уже два этапа раллийного чемпионата Канарских островов, поэтому ничего удивительного в том, что он появился и на этой гонке. Правда, его статус был особенным — Алексей и его штурман Юрий Куликов проехали гонку в качестве экипажа безопасности.

Кстати, любопытный факт! Алексей Лукьянюк практически все свои этапы WRC проезжал с новым штурманом (за одним исключением). В 2025 году это был Юрий Куликов, в 2020-м – Ярослав Федоров, в 2017-м — Алексей Арнаутов, в 2015-м — Евгений Червоненко, 2013 год — Алексей Арнаутов.

Ну что же, про возвращенцев поговорили. А теперь — о борьбе. Главной сенсацией ралли Канарских островов стала невероятная скорость, которую на асфальтовых спецучастках показал финский гонщик Калле Рованпера. И ключевое слово здесь «финский». Ну не ездили финны так быстро по асфальту никогда! Французы — да, но не уроженцы страны Суоми.

Да, Рованпера имеет опыт езды в кольцевых гонках, но чтобы вот так — из 18 спецучастков он пропустил соперников вперед лишь на трех. При этом со старта финн выиграл дюжину допов! Неудивительно, что эта безукоризненная атака позволила ему далеко оторваться от соперников — после первых двух дней гонки Калле лидировал с отрывом от ближайшего соперника аж в 45 секунд. А если учесть тот факт, что в случае побед соперников Рованпера проигрывал им от шести десятых до одной секунды, то понятно, почему о борьбе за победу речь не шла. Это была не борьба, это было настоящее избиение…

Кто же смог опередить Калле — пусть изредка и ненамного? Первым возмутителем спокойствия стал его товарищ по заводской команде Toyota Gazoo Racing World Rally Team Элфин Эванс. Но это не просто сокомандник — это лидер чемпионата, на счету которого две победы и одно второе место в трех предыдущих гонках сезона! В Испании Эванс был не совсем в своей тарелке — он прежде не раз побеждал на асфальтовых ралли, но испанский асфальт ему не покорился. Он все время был в группе лидеров, но ему все время чего-то не хватало. Итог — третье место более чем в минуте от победителя.

А самое главное — Элфину в очередной раз не хватило решительного поступка от своих боссов! Как и прежде руководство команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team с упорством, достойным лучшего применения, продолжает демонстрировать полнейшее безразличие к борьбе за чемпионство. А иначе почему не попросили занявшего второе место Себастьена Ожье пропустить вперед Элфина Эванса? Для француза что второе место, что третье — никакой разницы, ведь когда еще он выйдет на старт. А для валлийца это дополнительные очки в таблице результатов!

По всей видимости, у руководителей команды есть какой-то план и они его придерживаются. Но логику в этом плане найти сложно — если вообще возможно. Может, это головокружение от успехов? Мало того что гонщики заводской команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team одержали четвертую победу в четырех состоявшихся гонках сезона (две из которых завершились победным дублем, а на испанском этапе экипажи заняли весь подиум), так еще и в Испании дело чуть не закончилось тотальным поражением соперников — к середине гонки представители команды занимали пять первых мест!

И если бы не сход Сами Паяри, дорогу которому перебежал металлический отбойник, то вся первая половина десятки лучших на финише была бы занята гонщиками Toyota. Но финн все-таки поразил отбойник и был вынужден сложить оружие — после его схода тройку лидеров остался поддерживать другой пилот команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team Такамото Кацута.

Однако Паяри был не единственным, кто проиграл дуэль с защитным барьером — в заключительный день ралли с отбойником повстречался занимавший десятое место пилот заводской команды M-Sport Ford World Rally Team Джош МакЭрлин.

Сход Паяри открыл дорогу в первую пятерку пилоту заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team. Но не тому, о ком вы подумали. И не второму, о ком вы подумали. А третьему — Эдриен Фурмо подтвердил реноме французских гонщиков и на асфальтовом ралли опередил своих куда более именитых товарищей по команде. Впрочем, вряд ли его обрадовал этот результат — он закончил гонку в двух с половиной минутах от победителя! Это фиаско, Фурмо.

Что уж говорить о чемпионах мира Тянаке и Невилле. Отт финишировал шестым более чем в трех минутах от Рованперы, а Тьерри отстал еще на полминуты. Впрочем, бельгийцу в свое оправдание хотя бы можно привести прокол, который он схлопотал на предпоследнем спецучастке гонки. Но до прокола он занимал шестое место позади того же Фурмо, поэтому — нет, Тьерри, гонка все равно разгромная.

И вдвойне обидно должно быть представителям заводской команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team от того, что в Испании дебютировала новейшая версия автомобиля Hyundai i20 N Rally1. Дебютировала и… по всем статьям проиграла Toyota GR Yaris Rally1. Не исключено, что тройку экипажей корейского коллектива мог разбить представитель заводской команды M-Sport Ford World Rally Team — Грегуар Мюнстер по ходу гонки шел в минуте с небольшим от того же Тянака, но потом его Ford Puma Rally1 в одном из поворотов соскользнула с трассы и застряла на обочине. Долгие три минуты болельщики выталкивали машину на дорогу — здесь Мюнстер и оставил все шансы на попадание в десятку лучших. На финише гонки он был первым из тех, кто не набрал очки…

И уже по традиции во второй половине десятки быстрейших разместились лидеры зачета WRC2. Восьмое место в абсолюте занял победитель зачета Йохан Россель — его Citroen C3 Rally2 оказалась быстрее Toyota GR Rally2 местного пилота Алехандро Качона, который на домашней трассе начал сезон в серии. А вслед за испанцем финишировал болгарско-киргизский экипаж… Наш болгарско-киргизский экипаж!

Выступающий с болгарской лицензией москвич Николай Грязин и его штурман с киргизской лицензией Константин Александров закончили дебютный для себя этап WRC2 2025 года на третьей позиции. Наши парни получили новейшую Skoda Fabia RS Rally2 Packet 25 — с 25-ю улучшениями и обновлениями. Начиная с испанского этапа Коля и Костя будут выступать в команде Toksport, частном коллективе, пользующемся заводской поддержкой Skoda Motorsport.

Дебютный старт на новой машине получился не столь результативным, как нам бы хотелось — чего стоит только разворот на одном из спецучастков, к счастью, не помешавший продолжить гонку. На счету россиян лишь две победы на спецучастках — против трех у Качона и 13 у Росселя. Но начало положено!

Наверное, стоит упомянуть и так называемую воскресную классификацию — ведь за нее начисляются отдельные очки. Здесь лучшим также стал Калле Рованпера. Себастьен Ожье стал вторым. Да и в целом ничего не изменилось: Элфин Эванс — третий, Такамото Кацута — четвертый, Эдриен Фурмо стал пятым.

А теперь — немного интересной статистики. Победа Калле Рованперы стала 16-й по счету. По этому показателю финн сравнялся с легендарным Бьорном Вальдегардом. Следующая цель финна — Мики Бьязион, у которого на одну победу больше. Кроме того, Калле стал самым результативным гонщиком среди пилотов Toyota — у Себастьена Ожье и Карлоса Сайнса теперь на одну победу меньше. Вообще же гонщикам японской команды осталось всего семь побед, чтобы превзойти могучий Citroen и выйти на первое место по числу первых мест на этапах чемпионата мира по ралли среди всех автомобильных брендов.

Тьерри Невилль и Эдриен Фурмо продолжили свои серии из результативных гонок – у первого на счету 20 этапов в очках, у второго 17. А у Элфина Эванса идет более приятная серия — семь подряд подиумов.

Себастьен Ожье еще больше оторвался от соперников по числу набранных за карьеру очков — первым за всю историю мирового ралли он превзошел отметку в 3000 очков! Для сравнения, у Себастьена Леба всего 1778 очков, а у Калле Рованперы — 894.

Интересно, что гонщики Toyota лишь в третий раз за все время участия японской марки в современном чемпионате мира по ралли одержали тройную победу! Первый раз это сделали Тянак, Мик и Невилль в 2019 году, затем в 2023 году Эванс, Ожье и Рованпера, и сейчас все те же на манеже — Рованпера, Ожье, Эванс.

Испанский этап чемпионата мира по ралли оказался… скучнее, чем предполагалось. После сумасшедшего по накалу «Сафари» гонка на Канарских островах стала эдаким отпуском на Канарах — всего пара сходов в группе лидеров, один прокол у Тьерри Невилля и все! Скучно? Скучно.

А уж на таблицу результатов чемпионата и вовсе страшно смотреть. Элфин Эванс сохраняет лидерство. Калле Рованпера с шестого места разом взлетел аж на второе — и это с учетом того, что на ралли «Сафари» финн сошел и не набрал ни одного очка. Тьерри Невилль опустился на третье место и лишь на одно очко опережает идущего вслед за ним Себастьена Ожье — а ведь француз проехал лишь два этапа против четырех у бельгийца. Отт Тянак только пятый.

В первой четверке — сразу три пилота заводской команды Toyota Gazoo Racing World Rally Team. И этот факт лишь добавил бензина в костер, бушующий в кулуарах чемпионата мира по ралли — все громче раздаются слухи о том, что дни заводской раллийной команды Hyundai Shell Mobis World Rally Team сочтены.

Корейский производитель уже объявил о том, что в чемпионате по гонкам на выносливость появится команда под брендом Genesis. При этом босс Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль (между прочим, выходец из кольцевых гонок) во всех интервью критикует организаторов серии по самым разным поводам. Дыма без огня не бывает, и не исключено, что провал раллийной команды в сезоне-2025 может стать решающим аргументом для того, чтобы свернуть программу выступлений корейцев в чемпионате мира.

Не хочется завершать обзор ралли Канарских островов на столь невеселой ноте. Поэтому скажем пару слов о следующем этапе, который пройдет в Португалии. На старт майского Rally de Portugal выйдет почти сотня участников, среди которых будут Себастьен Ожье, Мартин Сескс и дебютирующий за рулем Ford Puma Rally1 португалец Салви Диого. И очень приятно, что в гонке примет участие Дани Сордо!

Результаты Rally Islas Canarias — Rally of Spain 2025:

1. Калле Рованпера / Йонне Халтунен (Toyota GR Yaris Rally1) — 2:54:39,8
2. Себастьен Ожье / Винсент Ландэ (Toyota GR Yaris Rally1) — +53,5
3. Элфин Эванс / Скотт Мартин (Toyota GR Yaris Rally1) — +1:17,1
4. Такамото Кацута / Аарон Джонстон (Toyota GR Yaris Rally1) — +2:02,9
5. Эдриен Фурмо / Александр Кориа (Hyundai i20 N Rally1) — +2:31,0
6. Отт Тянак / Мартин Ярвеойя (Hyundai i20 N Rally1) — +3:11,4
7. Тьерри Невилль / Мартин Видаге (Hyundai i20 N Rally1) — +3:40,7
8. Йохан Россель / Арно Дюнанд (Citroën C3 Rally2) — +7:10,7
9. Алехандро Качон / Борха Розада (Toyota GR Yaris Rally2) — +7:40,2
10. Николай Грязин / Константин Александров (Skoda Fabia RS Rally2) — +7:58,4

Комментарии

Павел
Хабаровск
Да, в WRC дыма очень много последнее время. Всего три заводских команды-обмельчал и не вызывает такого интереса уже, надеюсь со сменой регламента чемпионата станет веселей!
3
11
Ответить
7593107
Зачем целых два абзаца посвящать какому-то киприоту-невозвращенцу? Уехал - скатертью дорога!
1
15
Ответить
dmitry e
Павел
Да, в WRC дыма очень много последнее время. Всего три заводских команды-обмельчал и не вызывает такого интереса уже, надеюсь со сменой регламента чемпионата станет веселей!
Не вызывает интереса за счёт нашпигованных электроникой машин, которые очень эффективны, но по сравнению с 2000-ми годами не эффектны.
Понимаю, что это двигатель прогресса, но смотреть стало скучнее
1
7
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1247
7593107
Зачем целых два абзаца посвящать какому-то киприоту-невозвращенцу? Уехал - скатертью дорога!
Затем ,то это статья про автоспорт и этот автогонщик связан с ралли. Не нравится-читай блоги про местных гоншегов на жигулях. У всех профессиональных гонщиков лицензя от других стран-это сейчас без вариантов, иначе остаются только Российские серии.
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
15
2
Ответить
Alex Sander
Самара
7593107
Зачем целых два абзаца посвящать какому-то киприоту-невозвращенцу? Уехал - скатертью дорога!
Кто Вам сказал что он уехал, и что он невозвращенец?
9
2
Ответить
Dmitriy
Kostyansk
Затем ,то это статья про автоспорт и этот автогонщик связан с ралли. Не нравится-читай блоги про местных гоншегов на жигулях. У всех профессиональных гонщиков лицензя от других стран-это сейчас без вариантов, иначе остаются только Российские серии.
сидели бы в России и выступали бы в мск, ну а чо
3
4
Ответить
  
Красногорск
Сообщений: 324
Dmitriy
сидели бы в России и выступали бы в мск, ну а чо
во-первых, ближайшее ралли уровня Чемпионата России проходит во Псковской области, это на минуточку 700 км от Мск.
Во-вторых, для роста и развития надо ездить на новые трассы и соревноваться с сильными соперниками, а не гонять из года в год одну и ту же Карелию или Выборг.
Мой отзыв: Toyota Blade 2007
3
2
Ответить
Dmitriy
Alex_TTE
во-первых, ближайшее ралли уровня Чемпионата России проходит во Псковской области, это на минуточку 700 км от Мск.
Во-вторых, для роста и развития надо ездить на новые трассы и соревноваться с сильными соперниками, а не гонять из года в год одну и ту же Карелию или Выборг.
какое развитие, какие новые соревнования, вы либо в России живете и принимаете все вот это что творится, либо переезжаете в Сербию на ПМЖ и не жужжите, на двух стульях сидеть - надо определяться
 
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром