Добро пожаловать, СМП Формула 4!
09.06.2025 | 1677 просмотров

Добро пожаловать, СМП Формула 4!

ОБЗОР
Автор: Мария Мельникова
Фото автора и пресс-службы Lada Sport
Источник: Дром
Одно из самых важных событий российского автоспорта в этом сезоне — безусловно, возвращение на отечественные автодромы молодежного чемпионата SMP Formula 4 в качестве той самой недостающей ступеньки для юных спортсменов в их карьере от картинга к взрослым соревнованиям. Предлагаем вашему вниманию обзорный материал после первого этапа чемпионата.

Чемпионат в классе Формула 4 уже проходил в России под патронажем молодежной программы развития автоспорта СМП Рейсинг на протяжении четырех лет с 2015 по 2019 год и назывался FIA North-European Zone SMP F4 Championship. Однако, как понятно из названия, это был не чисто российский чемпионат, а в географической принадлежности к NEZ — североевропейской зоне, в котором принимали участие и другие страны, такие, например, как Эстония, Финляндия, Швеция.

В те годы через этот чемпионат прошло много наших талантливых ребят, в том числе Владимир Атоев, успешно выступающий сейчас в кольцевых гонках, Михаэль Белов, один из самых быстрых пилотов в европейских молодежных формульных чемпионатах, Денис Булатов, звезда европейских GT-серий, Иван Берец, несколько лет покорявший гонки на выносливость на Нюрбургринге, Ирина Сидоркова, участница международного женского чемпионата W-Series, Алексей Несов, победитель знаменитого марафона «24 часа Спа», и многие другие ребята, для которых SMP F4 стал отличной автоспортивной школой и тем самым стартом, который необходим для успешной гоночной карьеры.

В 2019 году чемпионат состоялся в последний раз, причем уже в качестве чисто российского преемника международных соревнований после выхода европейских партнеров, а затем пандемия и последующие международные события привели и к его завершению.

Конечно, с самого начала было понятно, что школа участия в соревнованиях формулы 4 просто необходима для наших спортсменов, и на протяжении нескольких лет предпринимались определенные усилия, чтобы ее возродить. Наконец под занавес прошлого года стало известно, что усилиями Сергея Сироткина, главного соучредителя и генерального директора «Академии СМП» — официального промоутера и организатора чемпионата России Формула 4, чемпионат должен вернуться в Россию уже в предстоящем сезоне. Мы рассказывали об этом.

Впрочем, слова словами, но подобных обещаний от различных руководителей автоспортивного направления, которые заканчивались ничем, было в предыдущие годы предостаточно, так что даже в тот момент, когда уже был опубликован календарь и названы участники, хотелось дождаться первого этапа, чтобы посмотреть на уровень реализации проекта.

И первый этап состоялся.

16–18 мая на автодроме Moscow Raceway прошли первые три гонки чемпионата России SMP F4 — в рамках открывающего уикенда всего чемпионата СМП РСКГ. Мы в двух словах упомянули о формулах в наших репортажах, однако решили сделать отдельный полноценный материал про Формулу 4 не торопясь и поговорив не только с участниками, но и с другими спикерами — грамотными специалистами, занимающимися работой в командах или с пилотами, а также непосредственными организаторами чемпионата.

Поделимся нашими первыми впечатлениями.

Паддок

Площадь паддока на MRW составляет 52 000 кв. м. Те, кто бывал на автодроме, хорошо представляют огромную площадку справа от выездных ворот на питлейн — там еще часто строят картинговые трассы для любительских заездов в рамках проводимых мероприятий. На время первого этапа СМП РСКГ на этой площадке располагался паддок чемпионата SMP F4 — отдельная территория, вместившая в себя все зоны чемпионата, от боксов команд до зоны обслуживания, хранения шин и даже небольшой зоны гостеприимства, где можно было выпить кофе, поесть, посмотреть трансляцию на мониторе и пообщаться с интересными собеседниками.

Территория паддока большая и интересная. Сюда может войти каждый желающий с соответствующим билетом либо аккредитацией.

Шатры команд открыты, можно увидеть машины, поговорить с пилотами либо с представителями чемпионата. Интересно, что в соревновании зарегламентирован так называемый «режим публичной подготовки автомобилей», который обязывает команды «обеспечить видимость автомобиля и его принадлежностей для других участников соревнования за час до начала каждого заезда». Впрочем, во время первого этапа шатры фактически и не стояли закрытыми.

Зона награждения гонщиков располагалась внутри общего паддока автодрома — там же, где и у остальных серий уикенда: рядом с главной сценой, огорожена по периметру, где стояли машины-победители, но любой желающий мог подойти поближе, посмотреть и снять на камеру.

Команды и участники

Всего к участию в первом этапе было зарегистрировано семь команд и 15 участников. Вот они:

  • Texol Racing: Герман Фотеев, Степан Антонов
  • TMS Racing: Михаил Кауров, Матвей Сонкин
  • G-Drive Racing SMP Racing: Егор Степанов-Ким, Егор Носов, Марко Маркозов, Владимир Верхоланцев
  • NI-Racing: Михаил Юшенков, Платон Костин
  • Lada Sport: Ярослав Шевырталов, Артем Северюхин
  • Prima Racing: Кирилл Куцков, Иван Овсиенко
  • ITECO Racing Team: Иван Пигаев

Наверняка многие имена знакомы тем, кто следит за отечественными спортсменами, в том числе и теми, кто выступает в международных сериях. Егор Степанов-Ким, Владимир Верхоланцев, Степан Антонов и другие — молодые ребята, перешедшие сюда из картинга и делающие свои первые шаги в гонках с открытыми колесами, известны своими достижениями в отечественном картинге. На их фоне Кирилл Куцков, чемпион мира по картингу 2023 года и призер младших формульных серий, или Артем Северюхин, неоднократный победитель международных соревнований по картингу, успешно выступавший в европейском Formula Winter Series и параллельно проводящий сейчас сезон в итальянской Формуле 4, а также Ярослав Шевырталов, имеющий опыт выступления в европейских формулах, выглядят опытными и бывалыми гонщиками.

Тем не менее возраст всех спортсменов в чемпионате примерно одинаковый — 16–18 лет, но есть среди них и самый юный участник. Михаилу Каурову — 14 лет, и он учится в 7-м классе, картингом начал заниматься с шести лет и мечтает о том, чтобы продолжить свою гоночную карьеру в Формуле 3 и Формуле 2. Понятно, что амбициозные стремления ведут молодого спортсмена и дальше, в Формулу 1. При этом Михаил не забывает и про учебу. Он — единственный семиклассник в Москве, отобранный в МГУ на факультет «Ракетостроение»!

Команды, зарегистрированные в чемпионат, пришли сюда из российского картинга, где на постоянной основе участвуют в чемпионате, Кубке и первенстве России по картингу. Для гоночных коллективов, точно так же, как и для большинства спортсменов, Формула 4 — это абсолютно новый вызов, и опыта они набираются все вместе. Для этого в чемпионате было организовано специальное обучение, в том числе и на техническом уровне в вопросах, касающихся сборки, подготовки, настройки машин с участием приглашенных экспертов.

В большинстве команд есть приглашенные наставники для пилотов, а кто-то даже сумел «разжиться» европейскими инженерами, как, например, Lada Sport.

Техника

Если еще в конце прошлого года официальной информации о том, на какой технике будут выступать гонщики, опубликовано не было, то уже ранней весной, когда машины прибыли на базу СМП Рейсинг в Москве, стало известно, что это новейшие Tatuus F4-T421, омологированные в 2022 году и выпуска 2024 года, соответствующие актуальным требованиям FIA.

TATUUS F4 T421:

1. Двигатель ABARTH 414 F4 GEN2 объемом 1368 см³ производства AUTOTECNICA MOTORI

  • Максимальная мощность: 173 л.с. при 5500 об./мин.;
  • Крутящий момент: 250 Нм при 3500 об./мин.

2. Коробка передач Sadev SLR75-14.

Все автомобили должны быть приобретены у Организатора и соответствовать действующим в 2025 году КиТТ и Приложению № 30 к нему в зачетной группе «Формула 4».

Машины, конечно же, обеспечены всеми элементами безопасности. включая гало. Единственным их отличием от машин, выступающих, например, в европейских формулах, является отсутствие т. н. Marshal System, когда на руле высвечивается флаговая сигнализация для удобства пилота. Связано это прежде всего с техническим оснащением большинства наших автодромов, которое пока не подразумевает работу этой системы.

Еще одно отличие — используемая резина. Наши ребята выступают на шинах Giti, а не Pirelli, как в Европе, так что этот момент позволяет немного уравнять между собой начинающих и продвинутых гонщиков, у которых есть опыт в Формулах.

Машины распределялись между командами с помощью лотереи, причем отдельно нужно добавить, что разыгрывались не только силовые установки, как это часто бывает, но полностью все автомобили в сборе.

Расписание этапов:

1. Автодром Moscow Raceway — 15–17 мая (состоялся)
2. Автодром «Игора Драйв» — 12–15 июня
3. Автодром «Нижегородское кольцо» — 10–13 июля
4. Автодром Moscow Raceway — 14–17 августа
5. Автодром «Казань Ринг» — 11–14 сентября
6. Автодром «Крепость Грозная» — 9–12 октября

Основные моменты регламента

Каждый этап, а всего их в этом году шесть, состоит из официальной тренировки, двух квалификаций и трех гонок. Тренировка и каждая из квалификаций продолжаются 15 минут; результаты квалификаций определяют расстановку на стартовой решетке первой и второй гонки соответственно.

В третьей гонке — стартовая решетка формируется по итогам второй гонки с реверсивной расстановкой первых шести спортсменов.

Очки начисляются как за гонки (за первые 15 мест по схеме 25-20-16-13-11 и далее с ходом в один балл), так и за квалификации (за первые пять мест: 10, 5, 3, 2, 1 балл соответственно). Спортсмен, показавший в гонке лучший круг, получает еще один дополнительный балл (при условии, что он классифицирован, в противном случае этот балл пропадает).

В командном зачете очки начисляются по сумме, набранной спортсменами, заявленными на каждый этап.

Продолжительность гонки — 28 минут + 1 круг.

Старт во всех трех гонках — с места.

Также в чемпионате помимо штрафного времени за нарушение того или иного правила предусмотрена система штрафных баллов. Десять штрафных баллов подразумевают пропуск ближайшей гонки, после чего полностью аннулируются.

Основные спортивные руководители чемпионата SMP F4:

  • Спортивный директор — Василий Антипов
  • Главный инженер — Павел Куприянов
  • Председатель коллегии спортивных комиссаров — Андрей Плахотниченко
  • Директор гонок — Валерий Котляров
Более подробно регламент можно прочитать на сайте РАФ в разделе «Кольцевые гонки».

При разработке регламента за основу был взят регламент итальянского и британского чемпионатов Формулы 4, однако, по словам спортивного директора SMP F4 Василия Антипова, после первого этапа появилось понимание определенных изменений и дополнений, которые в него потребуется внести.

«Конечно, мы пытались продумать максимум, но на практике мы получаем новые и новые вопросы, которые требуют гибких решений и нового прочтения правил», — рассказал Василий Антипов Дрому. — «По-другому и не может быть: для нас это отчасти парадигма — уметь меняться, чтобы развитие не остановилось. Регулярно возникают вопросы с точки зрения разбора судейских инцидентов, с точки зрения трактования правил, организации гоночного процесса».

Василий Антипов

«Например, мы обсуждаем с командами вопрос выката машин на старт-финишную прямую, когда они вынуждены стоять на гриде с выключенными двигателями после двух кругов прогрева, а температура охлаждающей жидкости зашкаливает за 100 градусов. Команды просят дать им возможность запустить двигатель, чтобы включить систему охлаждения, потому что электрической помпы на этих автомобилях нет и моторы перегреваются. То есть перед нами встает выбор — сохранять правила или двигатель».

«Другой пример — стартовая процедура. Мы — реально большая серия, выезжающая из паддока поддержки. Поэтому организацию каких-то моментов — как организовать выезд для механиков с тележками, как работает шинный парк, как машинам выезжать на решетку — необходимо адаптировать уже в процессе уикенда, а не на бумаге. В первый день мы сделали все по заранее продуманному плану, но это плохо работало, поэтому на следующий день мы изменили порядок, и всем стало удобнее».

«Наша задача — дать ступеньку в развитии пилотам, выросшим из картинга и пробующим свои силы в кольцевых гонках».

Как прошел первый этап чемпионата

Безусловно, поднять такой чемпионат и грамотно «включить» его с первого же этапа задача невероятно сложная — как по технике, так и по организации. Источник Дрома в чемпионате рассказал, что в этом организаторам помогают сразу три структуры: итальянская Autotechnica Motori, компания, занимающаяся поставкой и настройкой гоночных двигателей, производитель шасси Tatuus и… FIA. Несмотря на внешние факторы, все эти три компании находятся на данный момент в тесном сотрудничестве с российскими организаторами чемпионата и обеспечивают важную поддержку, помогая разобраться с тонкостями и нюансами формульных гонок.

Конечно, это не официальное сотрудничество. Вся эта совместная работа строится прежде всего на личном взаимодействии, сохранившихся дружеских связях и хорошей репутации в том числе наших специалистов. Тем не менее это неоценимая помощь со стороны европейских профессионалов на вводном этапе чемпионата SMP F4.

Несмотря на некоторые единичные проблемы, свойственные периоду роста, уикенд для первого этапа чемпионата SMP F4 прошел довольно гладко.

Несколько заглохших машин на стартах гонок не привели к столкновениям, технические проблемы с некоторыми автомобилями взяты на контроль и будут решены. Например, досадная ситуация с дисквалификацией победителя первой гонки Платона Костина из команды NI Racing за недостаточное количество топлива сначала была расценена как ошибка механиков, но во втором заезде Платон и вовсе не сумел финишировать из-за проблем с электричеством, что могло стать звеньями одной цепи. Решение этих проблем — одна из задач технических специалистов чемпионата, которые ее должны решить, чтобы пилот имел шансы проявить свое мастерство в гонках и заработать очки.

Кирилл Куцков

Важный момент, на который еще раз хочется обратить внимание — наличие в чемпионате гонщиков, уже имеющих за плечами опыт выступления в младших формульных сериях. Со второго этапа к Кириллу Куцкову, Ярославу Шевырталову и Артему Северюхину присоединится Владислав Рябов, участник и победитель гонок в испанской Формуле 4, а также чемпионата Euroformula.

Хорошо это или плохо для российского чемпионата? Минус в таком подборе гонщиков только один — некоторое неравенство в области имеющегося опыта. Плюсов же значительно больше, и все они связаны с передачей того самого опыта в пользу напарников по команде и самих команд, которые имеют опыт исключительно в картинге и проходят свои первые шаги в сфере формульных гонок, а также с помощью в адаптации уже знакомой техники — не только для гонщиков, но и для инженеров команд.

Мария Бадалова, инженер команды TMS Racing, считает, что со стороны команд, успевших пригласить к себе опытных ребят, это весьма удачный шаг не только в плане достижения высоких результатов и завоевания побед, но и в плане получения необходимого опыта.

«В чемпионат можно было зайти только с картинговой командой, таким образом организаторы изначально заявляли, что в автоспорте все начинается с картинга. Именно поэтому очень большое количество процессов нам приходится отлаживать с нуля. Имея большой опыт европейских чемпионатов, мне приходится очень многое объяснять как пилотам, так и механикам, в том числе по шиномонтажу», — рассказала Мария Бадалова Дрому.

Мария Бадалова

«Отдельная тема — программное обеспечение для машины, обучение работе с которым проходило в Мячково накануне тестов по зуму: инженер Autotechnica объяснял нашим командам на английском, которым не все владеют на достаточном уровне, как работать с машинами. Поэтому те команды, которые вовремя смекнули, что нужно пригласить к себе опытных гонщиков, инженеров или наставников, сразу получили большое преимущество».

«Что бы хотелось действительно наладить, так это доступность информации. Чемпионат предоставляет для команд мануал по машине на английском языке. Т. е. все, что нужно знать о двигателе, коробке, кнопках на руле; как включать двигатель, как — заднюю передачу, какие предупреждающие сигналы могут появиться — все без перевода, и каждый решает свои проблемы самостоятельно. С одной стороны, возможно, все правильно, но с другой — это может привести к поломке техники, и от этого пострадает не только команда, но и весь чемпионат. Из-за незнания каких-то общих принципов на тестах люди элементарно не грели двигатель и выезжали на трассу на холодных моторах. Это могло привести к тому, что двигатель уйдет в режим безопасности, да и в целом для всей системы плохо в холодную погоду выезжать на холодном масле».

К счастью, в России есть достаточное число опытных гонщиков, которые могут помочь процессу войти в нужное русло. Сейчас в качестве консультантов или наставников с командами в чемпионате SMP F4 работают и Влад Ломко, и Кирилл Смаль, и Александр Смоляр.

Смоляр, например, работает вместе с Бадаловой в команде TMS Racing, где выступает 14-летний Михаил Кауров. Мария Бадалова с свое время работала с Александром тренером и наставником, когда он сам выступал в младших формулах, и сейчас Саша поделился своим желанием работать со своим подопечным в таком же ключе. Это не просто тренерская работа на этапе, это полноценное наставничество, когда тренер в курсе того, что гонщик ест или пьет, как и сколько раз в неделю занимается физической подготовкой, какие упражнения делает. Очень важно проводить вместе как можно больше времени — таким образом рождается не только взаимное доверие, но и решаются какие-то дополнительные вопросы, более мелкие, которые, скорее всего, и не возникнут, если общаться только во время гоночного уикенда.

Михаил Кауров

Владельцем команды TMS Racing является отец Михаила Каурова, так что неудивительно, что она построена в основном вокруг одного гонщика. Однако при этом команда пригласила и Матвея Сонкина занять кресло во втором автомобиле. У 17-летнего Матвея большой опыт в картинге: он выступает в чемпионате России по картингу в классе KZ2, является серебряным призером Кубка России по картингу в классе KZ2 2023, а также кандидатом в мастера спорта.

Однако, по словам Марии Бадаловой, именно картинговый опыт часто мешает спортсменам за рулем Формулы 4.

«Матвей пытается совмещать свой картинговый опыт и формулу, а это принципиально разные вещи. Педали, руль — все работает иначе, и некоторые вещи ему приходится просто запрещать делать, практически переучивать. С Мишей все процессы идут быстрее, с ним проще добиться чувствования гоночной формулы. Например, он меня очень приятно удивил в первой гонке, когда показал отличную скорость и минимум ошибок. Ведь важно не автоматически делать то, что говорит тебе тренер или инженер, а понимать и анализировать в моменте, какие действия ты предпринимаешь и к чему они приводят. Вообще, очень сложно совмещать выступления в картинге и в формуле: учишься ездить на автомобилях с открытыми колесами — у тебя разваливается картинговая езда, и наоборот. Это как использовать Windows и MacOS. Ты их можешь поставить на один компьютер, но это всегда два разных экрана».

«Что касается спортивной организации, все сделано очень хорошо. Достаточно много трекового времени — это, конечно, важно. Здорово, что мы провели все стартовые процедуры, тренировку стартовых процедур заранее, то есть пилоты знают. На тестах все организовали, все сделали. В Мячково попробовали, здесь попробовали. Но новой информации для ребят очень много. Ее каждый день в них льется как из брандспойта, и в какой-то момент они уже не успевают ее переваривать. Так что практика и только практика».

В боксах команды TMS

«На самом деле этот чемпионат создан для того, чтобы пилоты учились ездить, а не инженеры учились крутить машину. И как только все это понимают, сразу становится легче и веселее. Как только пилоты перестают фокусироваться на машине и перекладывать ответственность на нее, а больше обращают внимание на себя, начинается прогресс. Важно то, как они сами развиваются, чему учатся за гонку или за уикенд. У меня есть очень хорошая практика, когда после каждого гоночного уикенда пилот пишет короткую сводку того, чему он научился, что получается или не получается, включая свою обратную связь с машиной — это сразу помогает в развитии».

Итоги первого этапа

По итогам первого этапа в лидеры чемпионата вышел Кирилл Куцков (Prima Racing), одержавший на этапе две победы в первой и третьей гонках и ставший бронзовым призером третьей. На второй позиции оказался сначала Артем Северюхин (команда Lada Sport), но затем штраф за фальстарт в третьей гонке отбросил его на четвертую позицию. Второе место сейчас занимает его сокомандник Ярослав Шевырталов, третье — Егор Носов (G-drive SMP Racing).

«Это всего лишь первый этап, и какие-то вещи могут быть сыроватыми, но в целом очень приятно, как это все организовано: все на высшем уровне. Приятно здесь находиться!» — сказал Артем Северюхин в интервью Дрому. — «Наша команда привезла испанского инженера по имени Джезус. У него довольно обширный опыт в европейских формулах. С ним удобно работать — так же, как в европейских формулах, где я участвовал. В целом чемпионат SMP F4 похож на другие соревнования в этом классе, лишь немного различается спортивный регламент. Ну и резина другая, но машина в целом ведет себя хорошо, все зависит только от меня. К сожалению, я пропущу два этапа в Нижнем Новгороде и Грозном, т. к. этапы совпадают с этапами чемпионата Италии».

Артем Северюхин

Ярослав Шевырталов также весьма позитивно отозвался о первом этапе на Moscow Raceway:

«Очень классно все прошло, большая прикольная тусовка, где все друг друга знают. Но это совсем другой уровень, просто радуешься от того, что здесь находишься. Никаких проблем в плане пилотирования с машиной не было. Конечно, мне сложно сравнивать с другими чемпионатами, т. к. первый мой опыт связан с машинами прошлого поколения. Эта формула намного более аэродинамически совершенная, но и более тяжелая, и в дождь из-за большего веса ехать немного сложнее. Хорошо, что соперники на трассе постоянно меняются, но все достаточно хорошо себя показывают. Сезон будет интересным».

Ярослав Шевырталов

Уже в ближайшие выходные на автодроме «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом состоится второй этап чемпионата SMP F4. Состав пилотов увеличился и в некоторых командах изменился. В команде Texol Racing на замену Герману Фотееву и Степану Антонову на втором этапе придут Владислав Рябов и Герасим Скуланов. В Prima Racing на замену Ивана Овсиенко выйдет Анатолий Хавалкин, победитель чемпионата Европы по картингу 2022 года в классе OK-junior. В Iteco Racing появился второй пилот — Сергей Пешков.

Так что вместо 14 гонщиков на старт второго этапа выйдет уже 16 пилотов, и пелотон станет более плотным.

К сожалению, информация по результатам чемпионата доступна пока только на англоязычной страничке Википедии.

Российский сайт чемпионата можно найти тут.

Трансляции прошедших и будущих гонок можно найти в группе чемпионата Вконтакте.

Комментарии

    
Новосибирск
Сообщений: 1253
Странно, что команды Lukoil Racing нет среди участников. Евгений Малиновский решил сосредоточить команду на туринге? Опыт то в открытых колесах у них огромный еще с 90х.
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
4
 
Ответить
   
Москва
Сообщений: 619
Kostyansk
Странно, что команды Lukoil Racing нет среди участников. Евгений Малиновский решил сосредоточить команду на туринге? Опыт то в открытых колесах у них огромный еще с 90х.
У них нет картинговой команды, соответственно, и выхода в Ф4 на данный момент нет
alfista
все об автоспорте - https://t.me/first_places
2
 
Ответить
"Машины распределялись между командами с помощью лотереи, причем отдельно нужно добавить, что разыгрывались не только силовые установки, как это часто бывает, но полностью все автомобили в сборе."

Надеюсь не было той лотереи, как в FIA Academy Trophy, когда у одних всё едет, а у других - нет.
2
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром