Несмотря на столь высокую цену, Alfa Romeo продолжали тянуть с решением, и во второй половине октября стало понятно почему: в СМИ просочились слухи о скорой возможной продаже команды американской компании Andretti Autosport, которые продвигали своего пилота Колтона Херту.
Позже, когда сделка отменилась, стало понятно, что из всего длинного списка кандидатов в Alfa Romeo, который был в начале осени и в который входили, помимо Чжоу, как минимум еще Оскар Пиастри и Роберт Шварцман, Даниил Квят и другие кандидатуры, претендентов осталось не так много. Сводились они в основном именно к Чжоу и Пиастри.
Против австралийского чемпиона Формулы 3 2020 года и уже почти чемпиона Формулы 2 2021-го было несколько весьма веских аргументов, которые сводились к следующему: а) Пиастри — пилот юниорской программы Renault (впрочем, как и Чжоу, но этот аргумент перекрывался следующим); б) у него нет спонсоров с большим кошельком. К тому же Alfa Romeo явно искали гонщика на однолетний контракт, ведь уже в 2022 году они ожидают собственного юниора — Тео Пуршера, который показывает отличные результаты в младших сериях и в пару которому очевидно брали опытнейшего Боттаса. К тому же Alpine объявили, что освобождают Чжоу от каких-либо обязательств сразу по окончании текущего сезона.
Обещанное командой на 16 ноября объявление о подписании контракта было скорее официальной формальностью, нежели новостью, тем более что еще на предыдущей неделе босс команды Фредерик Вассер заявил, что соглашение достигнуто и сделка состоялась. Еще одним косвенным подтверждением стала слитая в Сеть фотография одного из китайских автосалонов Alfa Romeo, на котором висел плакат с фотографией Гуанью Чжоу с подписью, что это первый китайский пилот в Формуле 1.
Крохотные сомнения в том, что подписантом может все же стать Оскар Пиастри, развеялись, когда утром во вторник Alpine F1 Team опубликовали информацию, что Оскар в 2022 году станет резервным гонщиком команды. Это означало сразу две вещи. Во-первых, Пиастри «пролетел» мимо Формулы 1, по крайней мере в сезоне-2022, а если контракт с Алонсо продлят, то и в 2023-м тоже. А во-вторых, что Даниил Квят перестает быть резервным пилотом Alfa Romeo.
22-х летний Гуанью Чжоу, заключивший однолетний контракт с командой Alfa Romeo Racing, станет первым в истории Формулы 1 китайским пилотом, и известно, что этот контракт в том числе стимулировал и сам чемпионат, чтобы иметь возможность проводить в Китае еще один этап, который может появиться в календаре не ранее 2023 года. Первый Гран-при Китая провели в 2004-м. Означает ли это, что однолетний контракт Alfa Romeo с Чжоу будет продлен? Вряд ли. Но китайцы уже давно говорят о необходимости национальной команды в Формуле 1, и теоретически это вполне может стать первым шагом перед покупкой такой команды.
Свою гоночную карьеру Чжоу начинал еще в соревнованиях по картингу, где привлек к себе внимание со стороны гоночной академии Ferrari. В 2014 году они приняли его в свою молодежную программу. Дальнейшую карьеру Чжоу часто сравнивают с американскими гонками, когда успехи чередовались с неудачами.
Чжоу дебютировал в младших формульных сериях участием в итальянской Формуле 4, выступая за команду Prema Racing, и его партнером по команде в 2015 году был не кто иной, как Лэнс Стролл. Чжоу проиграл в тот год Строллу в борьбе за титул и стал только вторым, тем не менее смог обойти Роберта Шварцмана, ставшего третьим. В оправдание Роберту можно сказать, что команда Mucke Motorsport, за которую он выступал, не могла сравниться с Prema по уровню своей подготовки.
Однако в последовавших за Формулой 4 трех сезонах Европейской Формулы 3 Чжоу вообще никак себя не показал, хотя в 2017-м и 2018-м продолжал представлять Prema. Два восьмых места — это, согласитесь, не то, чего ждешь от будущего пилота Формулы 1, особенно когда третьегодника объезжают абсолютные новички. Интересно, что одним из таких новичков стал и Алекс Палоу, будущий чемпион IndyCar. Турнирная таблица Формулы 3 2018 года вообще очень любопытная вещь. В ней Чжоу фактически отсекает верхнюю часть имен, которые впоследствии станут весьма известными. Чемпионом в тот год стал Мик Шумахер, вторым — Дэн Тиктум, затем — Роберт Шварцман, Юри Випс, Маркус Армстронг, Ральф Арон и Алекс Палоу.
Тем не менее в 2019 Чжоу переходит в Формулу 2 и проводит довольно сильный первый сезон, став лучшим новичком года и заняв седьмое место в общем зачете. Возможно, тогда был и не самый сильный пелотон за историю чемпионата (победу одержал Ник де Вриз, а вице-чемпионом стал Николас Латифи), но Чжоу сумел обойти по очкам Мика Шумахера (в три раза), Каллума Айлотта (в два) и других гонщиков.
Начало сложного сезона-2020 в Австрии стало, пожалуй, одной из лучших гонок для Чжоу. Он взял поул-позицию, потерял лидерство на старте, вернул его, опустился на третье место после пит-стопа, затем прошел обоих соперников — Айлотта и Шумахера — и почти выиграл гонку, когда его машина внезапно остановилась на трассе. После этого у него не было уже ни одного столь важного момента в сезоне, и единственная победа, которую он одержал, случилась во время спринт-гонки в Сочи. Чжоу закончил сезон на шестом месте позади Шумахера, Айлотта, Цуноды, Шварцмана и Мазепина, и три из пятерых его соперников отправились напрямую в Формулу 1, в то время как сам Чжоу вновь вернулся за руль автомобиля Формулы 2.
В 2021-м он сумел выиграть Азиатский чемпионат Формулы 3 (правда, едва не продул его намного менее опытному Пьеру-Луи Шове) и на данный момент занимает второе место в Формуле 2 после новичка Оскара Пиастри. Их разделяет 36 очков за шесть гонок до финиша сезона, при этом на счету и Чжоу, и Пиастри по три победы и еще четыре подиума. Но если у Пиастри в течение шести этапов было лишь три финиша вне очковой зоны, то у Чжоу их целых шесть (с учетом сходов).
Вполне возможно, что под руководством и патронажем Валттери Боттаса Гуанью Чжоу сумеет не просто реализовать свою мечту, но и добиться определенных результатов. Но, конечно, это во многом зависит не столько от самого Чжоу, сколько от того, какую машину предложит Alfa Romeo в 2022 году.
Alfa Romeo весьма корректно поступили в случае с объявлением об уходе Антонио Джовинацци, сказав сначала, что он покидает команду, и только затем назвали имя второго пилота. Для Формулы 1, где пилотов увольняют с помощью смс, подобная щепетильность довольно большая редкость, и это делает честь Фредерику Вассеру.
При этом параллельно с этой появилась и другая информация, где сообщается, что Антонио Джовинацци стал главным фаворитом команды Формулы Е Dragon Penske после того, как сорвались их переговоры с Даниилом Квятом. Этой сделке покровительствует и сам владелец серии Алехандро Агаг, который считает важным появление в чемпионате пилотов из Формулы 1. В прошлом он также помог заключению контактов с Эстебаном Гутьерресом и Фелипе Массой.
В начале декабря в Валенсии состоятся финальные тесты, после чего команды обязаны подтвердить свой состав.
Что касается Даниила Квята, то его переговоры с Формулой Е, которые проходили в середине лета, были связаны не только с командой Dragon Penske, но и с Nissan e.dams. Тогда сторонам не удалось договориться из-за слишком ранних сроков: Квят ожидал дополнительных возможностей в Формуле 1, а Nissan торопились быстрее собрать состав пилотов. С Dragon возникла примерно такая же история, но переговоры с менеджером Даниила Николасом Тодтом проходили уже в августе. Тем не менее они завершились ничем по той же причине. Сейчас известно, что Даниил Квят рассматривает возможность выступления в следующем сезоне в НАСКАРе. Во время гоночного уикенда в Остине он побывал по приглашению команды Stewart-Haas на гонке в Мартинсвилле, а позже сообщил, что открыт для возможных вариантов выступления в этой серии. Вполне вероятно, что уже в следующем году он сядет за руль автомобиля NASCAR.
Mercedes: Льюис Хэмилтон, Джордж Расселл
Red Bull: Макс Ферстаппен, Серхио Перес
Ferrari: Шарль Леклер, Карлос Сайнс
McLaren: Ландо Норрис, Даниэль Риккардо
Alpine: Фернандо Алонсо, Эстебан Окон
AlphaTauri: Пьер Гасли, Юки Цунода
Aston Martin: Себастьян Феттель, Лэнс Стролл
Williams: Николас Латифи, Алекс Албон
Alfa Romeo: Валттери Боттас, Гуанью Чжоу
Haas: Никита Мазепин, Мик Шумахер