Слухи о том, что в 2021 году Себастьян Феттель может заменить Серхио Переса в команде Racing Point, появились еще два месяца тому назад. Однако затем вся история затянулась — сначала из-за размышлений Себастьяна, позже из-за болезни Переса, и в итоге все понемногу затихло. Обсуждали, что Серхио Перес сумел убедить своих спонсоров увеличить сумму контракта с Racing Point и сохранить свое кресло в команде, а про Феттеля даже его бывшие товарищи говорили, что он собрался один сезон отдохнуть от гонок и затем вернуться с новыми силами. Правда, не говорили, куда.
И вот 9 сентября гром все-таки грянул. Вечером в среду Серхио Перес опубликовал в своем твиттере письмо, в котором рассказывает о том, что в конце этого сезона покидает Racing Point.
«После семи лет, проведенных вместе с этой командой, в конце этого сезона мы заканчиваем наше сотрудничество. Мне немного больно, так как я знал, что всегда могу рассчитывать на них в тяжелые времена, и вместе нам удавалось преодолевать любые обстоятельства. У меня нет плана Б. Я очень хотел бы продолжать гоняться именно в Формуле 1, но все будет зависеть от того, смогу ли я найти проект, который будет мотивировать меня на 100% выкладываться на каждом круге».
Через несколько часов после этого письма появляется и новая информация: Себастьян Феттель подписал контракт с Racing Point и остается в Формуле 1, чтобы в 2021 году выступать вместе с Лэнсом Строллом за новую команду Aston Martin.
«Меня воодушевляет энергия и преданность Лоуренса Стролла спорту, — сказал Себастьян Феттель. — И я верю, что вместе мы можем создать нечто особенное. Я все еще очень люблю Формулу 1, и моя главная мотивация — сражаться в первых рядах пелотона. А иметь возможность делать это с Aston Martin — огромная привилегия».
«Все в Сильверстоуне очень рады этой новости, — сообщил руководитель команды Отмар Зафнауэр. — Себастьян — настоящий чемпион, и привнесет в команду чемпионское мышление, которое полностью соответствует нашим амбициям в будущем Aston Martin F1 Team. В квалификации или гонке — Себастьян один из лучших в мире, и я не могу придумать лучшего пилота для нашей команды, который помог бы нам вступить в новую эру. Он безусловно сыграет важнейшую роль, чтобы поднять команду на совершенно другой уровень».
Похоже, причина довольно проста, и дело не в деньгах или талантах. Серхио Перес — абсолютно независим и самодостаточен, у него есть (или были?) акции команды, богатые спонсоры, и это он в свое время первым предпринял шаги, чтобы спасти команду от банкротства, когда ситуация с Виджеем Малльей стала необратимой.
Так получилось, что именно Перес был среди тех, кто ратовал за продажу команды Лоуренсу Строллу, а не Дмитрию Мазепину, когда встал вопрос о смене акционеров. Вероятно, именно в тот момент Перес и совершил поступок, приведший к тому, что он, сделавший очень много сначала для Force India, а затем и Racing Point, лишился своего места в команде, но никто не может знать, что произошло бы в другом случае.
Так или иначе, но с точки зрения Стролла-старшего ход с разрывом контракта с мексиканцем абсолютно верен и безупречен: та сумма, которую он выплатит Пересу в качестве неустойки за разрыв контракта, явно не имеет существенного значения для общего бюджета команды, а вот Феттель окажется явно более подходящим для целей и задач Aston Martin. Его титулы, опыт, мотивация и понимание того, что он получил, возможно, последний шанс в карьере что-то продемонстрировать, сделают его идеальным командным игроком.
Честно говоря, здесь мы сразу выносим за скобки совсем другую возможность: поменять на Феттеля другого пилота — Лэнса Стролла. Будь у команды иной владелец, именно так бы он и поступил, но в данном случае вся команда куплена и перестроена именно для того, чтобы Стролл-младший имел возможность выступать в Формуле 1. Так что Феттелю нужно приготовиться к тому, что со следующего года он будет играть ту роль, которую несколько лет тому назад исполнял для него Кими Райкконен. И между делом зарабатывать очки. Этой обязанности с него никто не снимал.
Каков же расклад сил в команде Racing Point между Строллом и Феттелем на сегодняшний момент, и будет ли им в плюс тот размен, который они произвели? В квалификациях счет 4:2 в пользу Переса, и это с учетом того, что он пропустил две гонки из-за коронавируса. В Венгрии Перес жаловался на самочувствие, и неудивительно, что Стролл оказался лучше. Еще одна победа Лэнса в квалификации состоялась в дождевых условиях, где канадский пилот всегда силен.
Результаты в гонках, на первый взгляд, совсем другие: здесь по финишам Стролл впереди в четырех случаях из пяти, когда финишировали оба пилота. Но результаты и в Спа, и в Монце не слишком показательны, т. к. на них повлияли внешние обстоятельства, а что касается Монцы, то здесь Лэнсу Строллу надо и вовсе поставить двойку: ведь имея все шансы на победу, он не просто ее упустил, но и скатился на третью строчку. Можете себе представить на его месте Серхио Переса? Нереально. И ладно бы можно было все списать на молодость и неопытность Лэнса, но это уже его четвертый сезон в Формуле 1!
Но не спешите говорить, что все плохо, и Aston Martin допустили ошибку. Похоже, что, наоборот, это новое сотрудничество и в самом деле может оказаться взаимовыгодным.
Все то, что происходило с Феттелем начиная с Гран-при Германии 2018 года, возможно, доказывает не то, что Себастьян сломался или выдохся, а что контракт с Ferrari в свое время стал его крупнейшей ошибкой, и они просто не подходят друг другу. Ну а момент подписания контракта с Шарлем Леклером и последующие преференции в сторону монегаска и вовсе стали «поворотом не туда» в карьере Себа.
Контракт с Aston Martin — отличный шанс начать все с нуля. Новые люди, новая команда, новая машина — чем не идеальные условия для четырехкратного чемпиона мира, не сумевшего совладать со Скудерией? Тем более что Себ получит весьма амбициозную машину, которая быстра и технологична, как и сам Mercedes, но нуждается в правильных настройках и умелых руках.
Как ни удивительно это звучит, но будучи за рулем Aston Martin (читаем — Mercedes), у Себастьяна Феттеля есть все шансы поквитаться со Скудерией и Шарлем Леклером за свои неудачи, так как, похоже, что и в следующем году Ferrari не сумеет внезапно обрести крылья и полететь.
Теперь все будет зависеть от Феттеля: найдет ли он в себе достаточно желания и мотивации, чтобы начать бороться за результаты, и подойдет ли ему новая машина, как это было с Red Bull и никогда не получалось с Ferrari? На эффективность Феттеля всегда влияло много факторов: подходящая машина, обстановка в команде, собственное желание побеждать. Похоже, что мотивация у него появляется — ведь мы помним, каким подавленным он выглядел после того, как Ferrari объявили, что не намерены подписывать с ним контракт. Он был настолько растерян, что даже начал сочинять небылицы про то, как они обсуждали новые условия и не сошлись на них — а на самом деле ему просто объявили, что он больше не нужен. Единственное, что нужно помнить Себастьяну — в Aston Martin он никогда не будет Номером один, по крайней мере, пока там есть Лэнс Стролл, и не рассчитывать особо на то, что ему будут отдавать предпочтение.
Несмотря на все прошлые неудачи и на тяжелый, длительный, провальный период в гонках, Себастьян Феттель тем не менее не растерял своих поклонников и болельщиков. В него верят, и многие считают, что в его поражениях в первую очередь виновата Scuderia, а потом уже он сам.
Так что теперь Феттелю предстоит доказать, что они не ошибаются, и в более дружественной команде, на более подходящей машине он сможет вернуться в форму и показывать те результаты, которые все от него ждут. Потому что если нет, то ему и в самом деле пора уходить на пенсию.
Пересу явно очень не хочется уходить из Формулы 1, которую он считает своим домом. Нам кажется, что он выступает в серии уже бесконечно долго, но на самом деле это лишь восьмой его сезон, а в этом году ему исполнилось всего 30 лет.
За восемь сезонов в его карьере было всего лишь восемь подиумов и ни одной победы, тем не менее Перес считается одним из самых сильных пилотов, просто ему и в самом деле не везло с командами. Выступления за Sauber, а затем за Mclaren в их далеко не лучшие годы, не были той сценой, на которой он мог проявить себя. Контракт с Force India, а затем и трехлетний договор с Racing Point с заделом на будущее предполагали, что уж с этим коллективом он сможет подняться довольно высоко, особенно с учетом всех тех сделок, которые заключил Лоуренс Стролл ради возвышения команды.
Но не тут-то было. Теперь перспективы Переса весьма туманны. Единственной возможностью выступать на высоком уровне стал бы контракт с Red Bull, тем более что Алекс Элбон не соответствует, скажем так, ожиданиям руководства команды. Но таковой шанс крайне мал: Red Bull продолжает делать ставку на молодых, и сейчас у них как раз подрастает новое поколение. Вряд ли и Alpha Tauri возьмут кого-то вне рамок программы Red Bull и Перес сможет заменить Даниила Квята.
Есть еще Haas и Alfa Romeo, но место в Alfa Romeo, похоже, все же будет занято со следующего года Шумахером-младшим, а Haas пока не имеет реальных шансов бороться хоть за какие-то стабильные очки. Перес явно написал, что ему нужна мотивация, чтобы выкладываться на каждом круге. Дадут ли Haas или Alfa Romeo такую мотивацию? Сомнительно.
Похоже, что переждать год и вернуться в Формулу 1 тоже не слишком подходящий вариант, т. к. и через год в топовых командах или хотя бы командах среднего звена вряд ли откроются вакансии. Mercedes делает ставку на Джорджа Рассела, Ferrari уже полностью укомплектованы, McLaren и Renault тоже пока не ищут пилотов. Возможно, если Эстебан Окон никак не проявит себя в течение следующего сезона, кресло пилота окажется свободным, и состав Алонсо — Перес может оказаться очень сильным и грамотным для подъема французской команды, но пока это выглядит не слишком реальным вариантом.
Конечно, есть еще Формула Е, NASCAR, чемпионат по гонкам на выносливость и другие серии, и наверняка Перес уже размышляет на эту тему, но, судя по тону его письма, готового решения у него пока нет. Пожалуй, самым выигрышным вариантом для него мог бы стать Indycar — он и ранее весьма тепло отзывался об этой серии. Но и такой шаг будет весьма непростым для мексиканского пилота.