В нынешнем сезоне Формулы 1, чересчур богатом на события, одной из главных интриг тем не менее оставалась дальнейшая судьба Эдриана Ньюи, гениального конструктора, инженера и дизайнера гоночных автомобилей, подарившего миру 13 титулов в Кубке конструкторов и 12 — в личном зачете.
За время, прошедшее с момента объявления об уходе Ньюи из Red Bull, связанном со сложной рабочей обстановкой в коллективе, с какой только из команд не связывали его будущее. А он сам и его супруга Аманда только подливали масла в огонь в социальных сетях, выкладывая разнообразные картинки, в которых все тут же пытались найти разгадку интриги.
В списке потенциальных работодателей были Ferrari, McLaren, Mercedes, Williams и даже Alpine. Каждая из команд надеялась заполучить Ньюи, чтобы с его помощью построить лучшую машину для побед по новому техническому регламенту.
Руководство Ferrari даже рассказывало, как посылало Ньюи контракт, в котором он мог поставить любую желаемую сумму зарплаты. Williams давили на общую историю и возможное возрождение бренда, а что уж рассказывал Эдриану Флавио Бриаторе, можно только догадываться.
Сам Ньюи рассказывал, что мечтой его жизни было поработать с Ferrari и двумя гонщиками — Льюисом Хэмилтоном и Фернандо Алонсо. Все уже решили, что дело в шляпе: инженер поддался на уговоры Скудерии, которая после контракта с Хэмилтоном предлагала ему буквально два в одном. Но в начале лета внезапно появились противоречивые слухи. Говорили, что не все требования английского специалиста устроили Ferrari, и они пошли на попятную.
В итоге гонку за Ньюи выиграл Aston Martin. Лоуренс Стролл оказался готов удовлетворить любое его желание, лишь бы заполучить гения в свое распоряжение. Речь идет даже не о невообразимой по меркам технического сотрудника зарплате, сколько о полной свободе работы и творчества, которые необходимы Ньюи для создания шедевра.
Интересно, что все переговоры между Строллом и Ньюи проходили в обстановке строжайшей секретности. Чтобы избежать ненужных слухов, Стролл даже отправил в краткосрочный отпуск весь штат сотрудников за неделю до Гран-при Канады: чтобы никто не видел тайного и эксклюзивного гостя.
В сериале Netflix Лоуренс Стролл в свое время рассказал о том, как планирует завоевать Формулу 1: «С моим видением, деловой хваткой и кошельком».
К моменту, когда в команду придет Ньюи, Aston Martin уже построил всю систему, которая поможет им завоевать чемпионские титулы. Теперь у них есть новейшая база, космическая лаборатория, новая, суперсовременная аэродинамическая труба, новейший симулятор, софт и различные испытательные стенды, которые позволят по крайней мере построить чемпионскую машину.
Как ею распорядятся гонщики и кто из них останется в составе команды к моменту, когда машина будет готова, это уже следующий вопрос. Но вряд ли Лэнс Стролл покинет Aston Martin теперь, когда титул уже так близок.
В 2026 году, в первый год нового моторного регламента, Aston Martin будет иметь в запасе лучшие бренды и имена. Компания Honda, поставщик силовых установок, поможет стать Aston Martin заводской командой. Топливный бренд Aramco имеет самый большой опыт работы с гоночным топливом по современным рецептам под нулевые выбросы. Масляный бренд Valvoline также считается одним из лучших в мире смазочных материалов.
Стролл-старший собрал в своем офисе и максимум лучших специалистов. Инженеры в области аэродинамики Дэн Фэллоуз, Эрик Бландан и руководитель отдела разработок Лука Фурбатто уже некоторое время работают в команде.
Бывший руководитель Mercedes Motors Энди Коуэлл недавно стал новым генеральным директором. Его задачи — объединить всех технических партнеров в единую сеть. С 2025 года Энрико Кардиле займет пост технического директора: такая же должность была у него в Ferrari в течение предыдущих шести лет.
Эдриан Ньюи стал последней фигурой, которая должна превратить Aston Martin в лидера чемпионата.
Даже если британец официально не сможет присоединиться к команде до конца первого квартала 2025 года, что оговорено при расторжении его контракта с Red Bull, он в любом случае сможет принять активное участие в разработке автомобиля 2026 года. В конце концов, невозможно контролировать, кто и с кем в нерабочее время.
В данный момент технический отдел Aston Martin насчитывает почти 400 сотрудников, которые получают регулярную зарплату, и это еще не предел. Предполагается, что будут и другие наймы. По финансовому регламенту Формулы 1 для ограничений бюджетов за рамки можно вывести зарплату трех самых высокооплачиваемых сотрудников. Так или иначе, но зарплаты такого количества людей выливаются в огромную сумму, так что конкуренты удивляются, как Aston Martin помещается в утвержденные финансовые лимиты.
Ходят слухи, что Aston Martin вознаграждает многих высокооплачиваемых сотрудников пакетами акций компании, тем самым экономя себе часть зарплаты. Схема весьма любопытная, однако вряд ли это понравится тем, кто писал регламент. Так что, скорее всего, она продержится недолго и Строллу вновь придется что-то придумывать.
Фредерик Вассер поделился в интервью причинами того, в какой момент их пути с Ньюи разошлись.
Похоже, основной причиной стали разногласия относительно той роли, которую бы Ньюи исполнял в Ferrari:
«Ньюи? Да, у нас были обсуждения. Однако его идеи отличались от того, что я имел в виду. Как я уже говорил, не один человек определяет судьбу команды. Группа всегда сильнее отдельного человека».
Идея Вассера, скорее всего, заключалась в том, чтобы сделать английского инженера суперконсультантом, в то время как сам Ньюи предпочел бы осуществлять руководство на нескольких уровнях, а не только сугубо техническом.
По другой версии, Вассер не разрешил Нью внедрить в Ferrari новую техническую структуру — такой, какой ее видит маэстро.
Следствием окончательно принятого решения стала и реорганизация внутри Ferrari. Так, Лоик Серра с 1 октября будет руководителем инженерного отдела по производительности шасси. В Ferrari ожидаются также и другие крупные технические специалисты, которые вольются в имеющуюся структуру. По мнению Вассера, это правильный выбор.
В качестве заключения можно сказать, что у нас есть многочисленные примеры чемпионских машин, которые создавали другие инженеры помимо Эдриана Ньюи. Да, Ньюи, вероятно, лучший среди них, но помимо роли личности значение могут иметь и другие моменты. Например, правильная сочетаемость всех факторов, каждый из которых является оптимальным, а также так называемая «химия процесса».
Мы видели это на примере Mercedes, а сейчас наблюдаем у McLaren.
*в обзоре использованы материалы издания The Race