Появление команды, использующей моторы Honda, означает, что с 2026 года в Формуле 1 будет шесть мотористов: Mercedes, Ferrari, Renault, Ford, Audi, Honda.
Еще осенью прошлого года Honda подали заявку в Формулу 1 в качестве будущего моториста, сообщив при этом, что подобное намерение еще не означает, что они и в самом деле придут в Формулу 1 в 2026 году.
Предполагалось, что они смогут продолжить свое сотрудничество с Red Bull, однако Хельмут Марко еще тогда намекнул, что их ожидает новое партнерство с мотористами и японского производителя они больше не рассматривают в качестве поставщика двигателей. Позже было объявлено о соглашении с Ford.
После этого появились различные предположения о том, каким образом Honda собирается вернуться в Формулу 1. Одним из вариантов была возможная покупка гоночной команды, и в этом плане вполне подходила AlphaTauri, слухи о продаже которой появились после смерти Дитриха Матешица. Новый руководитель спортивного направления Red Bull Оливер Минцлафф заявил тогда, что двух команд для одного Red Bull много, однако пока разговоры о продаже юниорского коллектива приостановлены.
Параллельно с этим в конце прошлого года появилась информация о том, что миллиардер Лоуренс Стролл ищет производителя силовых установок для своей команды. Одной из задач, которые ставил Стролл при создании команды — стать заводским коллективом. Понятно, что начинать разработку собственных силовых установок для этого — процесс не только крайне дорогостоящий, но и долгий. Таким образом, идеально было бы заполучить собственного производителя и перестать быть клиентской командой. Honda подвернулась очень вовремя — спасибо Red Bull.
Помимо получения статуса заводской команды это еще и серьезные дополнительные трудности, хлопоты и проблемы.
Вместе с силовыми установками Aston Martin получал от Mercedes заднюю подвеску и коробку передач. Теперь все это команде придется разрабатывать и строить самостоятельно. Помимо того что это инженерные решения, это еще и необходимость вписаться в бюджетные ограничения и создать соответствующую инфраструктуру.
В прошлом декабре мы подробно рассказывали о новой базе Aston Martin, которая должна быть готова к середине 2024 года, когда введут в эксплуатацию аэродинамическую трубу, однако уже сейчас начался постепенный переезд сотрудников в новые офисы и помещения.
Появление столь развитой инфраструктуры было задумано Строллом-старшим в качестве одного из важнейших шагов в получении независимости для команды. Если проект будет продолжать развиваться, на этой же территории вполне может быть построено и моторное подразделение под разработку собственных силовых установок. Но это уже вопрос далекого будущего.
Интересно, что при этом сотрудничество с Honda касается только производства моторов исключительно под Формулу 1 — что касается гражданского автомобилестроения, то здесь сотрудничество с Mercedes продолжается. Правда, некоторое время тому назад Aston Martin продали 17% своих акций производителю Geely, которые стали теперь третьим крупнейшим совладельцем бренда после Лоуренса Стролла и Общественного инвестиционного фонда Саудовской Аравии.
Что же касается кадрового состава, то Aston Martin уже собрали под своей крышей высококлассных специалистов, ранее работавших в других командах. Недавно руководитель гоночной команды Aston Martin F1 Майк Крак признался, что команда добилась серьезного прогресса благодаря Дэну Феллоузу, ранее работавшему в Red Bull, и Эрику Блэндину из Mercedes — которые взяли на себя все аэродинамические разработки. Поскольку рынок специалистов в Формуле не слишком велик, можно ожидать сообщений о других переходах в Aston Martin инженеров из топ-команд. Маттиа Бинотто как великолепный инженер, но никудышный руководитель команды, все еще без работы.
Несмотря на довольно тернистый путь в Формуле 1, Honda остается одним из самых амбициозных брендов в Королевских гонках, о чем регулярно заявляет.
Партнерство с Aston Martin может означать для японцев очередной потенциальный путь к титулам, которые они так стремятся завоевывать. Можно предположить, что на сотрудничество с Aston Martin их окончательно сподвигли успехи команды в начале сезона-2023.
Для Honda, которая уже строила гибридные силовые установки для Red Bull, будет довольно несложно адаптировать их под новые правила. Именно новый регламент, предусматривающий увеличение доли мощности электродвигателей в суммарной мощности моторов до 50%, и стал в том числе тем стимулом для японского производителя вернуться в Формулу 1. Эту же политику перехода на электромоторы они проводят и для гражданских автомобилей.
Тошихиро Мибе, исполнительный директор Honda: «Одна из ключевых причин принять решение вернуться в Формулу 1 — стремление серии к большей экологичности, что соответствует философии Honda по сокращению выбросов углекислого газа и развитию гибридных технологий».
В целом детали будущего партнерства не разглашаются, но Honda уже заявила, что не намерена вмешиваться в управление командой.
Еще один любопытный вопрос, который возникает при попытке представить будущее команды Aston Martin Aramco Honda, это состав пилотов.
На данный момент явным двигателем команды является Фернандо Алонсо, однако мы помним, как они расстались с Honda после McLaren и как Алонсо называл двигатели Honda: «двигатели GP2». Honda были настолько оскорблены, что внесли Алонсо в черный список, а позже заблокировали ему возможность выступать в «Инди 500» на машине с двигателем Honda.
Сейчас они уверяют, что «Фернандо Алонсо является известным и уважаемым гонщиком, и если в Aston Martin решат, что Алонсо вновь будет нашим пилотом, у нас не будет возражений против его выступления».
Президент Honda Racing Corporation Кодзи Ватанабе сообщил: «Мы считаем, что выбор гонщиков полностью зависит от решений членов команды, а не от действий такого партнера или поставщика моторов, как мы. Мы оставим вопрос выбора пилотов команде».
Однако при этом тот же Ватанабе в другом интервью сказал, что Honda была бы рада видеть в составе пилотов Юки Цуноду: «Сейчас рано говорить о составе команды в 2026-м, но мы хотим, чтобы Юки был в числе кандидатов. Он — участник нашей программы, в Формуле 1 у него все складывается хорошо».
В ответ генеральный директор Aston Martin Performance Technologies Мартин Уитмарш сказал, что Цунода делает в этом сезоне достаточно, чтобы быть в центре внимания его команды.
Впрочем, вполне возможно, что к 2026 году Фернандо Алонсо и сам решит завершить свою карьеру, ведь через два месяца ему исполнится уже 42 года.
Уитмарш: «Я уверен, что состав наших гонщиков изменится до 2026 года. В конечном счете Honda и Aston Martin хотят, чтобы в машинах были два самых лучших гонщика, которых мы можем иметь. Мы здесь, чтобы побеждать, как и Honda, поэтому в 2026 году мы должны начать побеждать вместе».
Honda также поддерживает и еще одного японского пилота — одного из нынешних претендентов на титул в Формуле 2 Аюму Иваса, который сейчас занимает третью строчку в личном зачете в свой второй сезон в чемпионате.
Ситуация немного осложняется тем, что Лэнс Стролл вряд ли покинет команду по собственному желанию, а если такое и случится, то под вопросом окажется и присутствие Стролла-старшего.