Пробегом по бездорожью: квадросерия Can-Am X Race отмечает десятилетие
11.09.2019 | 1257 просмотров

Пробегом по бездорожью: квадросерия Can-Am X Race отмечает десятилетие

Автор: Лина Арнаутова
Фото автора
Источник: Drom.ru

Десять лет в России проводится уникальная гоночная серия — крупнейшая квадрогонка страны. Называется она Can-Am X Race, и здесь участвовать может каждый желающий, у которого в гараже «скучает» квадроцикл или мотовездеход. Причем техника может быть любого производителя, совсем не обязательно, чтобы на ней красовался логотип Can-Am BRP. За минувшие десять лет серия прошла путь от любительских соревнований с уклоном в трофи-рейды до почти профессиональных гонок в статусе Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3. Почему «почти»? Потому что дух приключений старого «канама» все еще остается в серии, и организаторы уже не первый год поддерживают новичков и обучают азам и премудростям ралли-рейдов, привлекая новых участников в ралли-рейдовую школу для участия в категории «Adventure».

Участники на этом Maverick X3 впервые на трассе. После теоретической части первые километры по «роудбуку» становятся экзаменом на ориентирование и первым приключением, полным эмоций

В далеком 2009 году квадросерия Can-Am стартовала как трофи-рейд, но в «облегченном» варианте. Главной идеей было не утопить всех желающих в болоте, а дать попробовать вкус победы и ощущения счастья на финишном подиуме. Если у тебя есть квадроцикл, обидно, что он пылится в гараже. И первые смельчаки приезжали выгуливать своих «коней». Годы шли, появлялись участники, интересовавшиеся новым приключением и призовым фондом, который, в отличие от гонок национального первенства, был вполне ощутимым (разыгрывались не только денежные призы, но и квадроциклы). Ворчания про коммерческую составляющую проекта, а организатором выступал дистрибьютор техники BRP в России, ушли, когда участники осознали, что судейство объективное. Помимо квадроциклов появилась категория мотовездеходов (тогда это был класс UTV, сейчас это класс SSV — «side-by-side vehicle»).

На квадроцикле российской сборки бренда «Русская механика» короткий суперспецучасток (ССУ1) проходит Алексей Зверев. Супер СУ определил порядок старта на основную гонку

Вектор сменился в 2013 году, когда грязь и трофи надоели, и захотелось нового — в обиход участников вошли дорожные книги ралли-рейдов, спортсмены учились раскрашивать «роудбуки», скорости заметно выросли. С высоты прошедших лет можно точно сказать: в решении перейти на ралли-рейд не ошиблись. В 2014 году регистрация участников на первый этап была закрыта в феврале (а соревнование стартовало только в мае), максимальный кворум — 80 единиц техники — был набран всего за неделю.

Со второго этапа Can-Am X Race 2018 организатором и генеральным партнером серии выступает компания BRP, внимание к проекту растет, и уже второй год серия входит в календарь Кубка России.

Сергей Карякин и Антон Власюк — победители ралли «Дакар-2017» в категории Quad

Чтобы проиллюстрировать, насколько растет внимание, посмотрите какие звезды собрались на финальном, третьем этапе квадрогонки 2019 года:

  • Обладатель Кубка мира FIM в категории Quad 2010 года
  • Победители ралли Dakar-2017 в категории Quad
  • Многократный победитель ралли Dakar в категории Truck
  • Лидеры зачета Т3 в Кубке мира по бахам 2019 года
  • Победители и призеры ралли «Шелковый путь»

И это все разные люди!

В сезоне-2019 было проведено три этапа: июнь прошел в Татарстане, со стартом в Казани; в Карелии в июле участники ехали по трассам этапа Кубка мира, который традиционно проводят зимой; финальный этап прошел в минувшие выходные в Астраханской области, где и определились победители сезона.

Этап в Карелии был на редкость жарким, пыльным и быстрым!

В астраханском этапе приняло участие 56 экипажей из России, Казахстана, Украины, Беларуси и Латвии. Здесь, среди песков, для любителей и профессионалов ралли-рейдов находится лучшее место в России для проверки мастерства пилотов, слаженной работы команды и, как оказалось, еще и вестибулярного аппарата у штурманов — новичков тошнило, но никто не сдавался. Постоянное движение вверх–вниз, спуски и подъемы дались тяжело тем, кто еще никогда не бывал в таких спортивных условиях. С другой стороны, горящие глаза пилотов, которые впервые штурмовали барханы «Большой брат» и «Африка», говорили о том, что они сделают все возможное, чтобы повторить этот опыт.

Спортивная часть гонки стартовала в пятницу, 6 сентября, сразу после административных проверок и технической инспекции

Стать участником серии может любой желающий независимо от опыта и профессиональных навыков, и это, пожалуй, является главным плюсом. Равные условия для всех спортсменов подтверждают факты: новички могут выиграть гонку и объехать более опытных соперников! Из обязательных условий — участник должен иметь водительское удостоверение, дающее право на управление данной техникой (А1, А2). То есть как минимум в ATV (квадроциклы) будущий спортсмен должен быть старше 16 лет, в SSV (мотовездеходы) — старше 19 (пилоты). Штурманы (вторые пилоты) в группе SSV допускаются до участия с обычными автомобильными правами (то есть начиная с 18 лет).

Все участники в группе SSV должны иметь лицензию РАФ (не ниже категории «Е»). На официальном сайте серии в разделе «вопросы-ответы» все подробно расписано, поэтому достаточно сделать первый шаг и начать приключение. Участники за стартовые взносы получают комплект брендированной одежды, талоны на питание для каждого члена экипажа, необходимые брошюры (дорожная книга, регламент), рекламную продукцию (куда без этого!), медицинское обслуживание.

Сложная и интересная навигация заставила даже опытных штурманов, за плечами которых победы на международных гонках, поплутать в поисках верного курса. Итоговая таблица гонки отражает лишь время финиша, но за каждой отыгранной минутой стоят спортивная борьба и самоотверженная работа всей команды

В зависимости от класса техники требуется доработка в соответствии с регламентом и правилами проведения: в профессиональных классах строго относятся к проверкам. Помимо этого и экипировка водителей должна обязательно состоять из сертифицированного шлема и системы защиты головы и шеи, а также индивидуального комплекта несгораемой защитной одежды.

Эта категория на квадросерии волнообразная и крайне нестабильная. Как правило, с нее на Can-Am X Race начинают свой путь новички, которые, раскачавшись, затем переходят в более подготовленные группы. Еще пару лет назад «стандартная» категория, собиравшая более десятка экипажей, в сезоне-2019 держит необходимый зачетный минимум. Первый старт SSV Standard был дан в 2011 году

На финальном этапе в Астрахани помимо привычных BRP, Polaris и Yamaha в классе мотовездеходов появилась необычная новинка — автомобиль, разработанный и построенный в спортивном ателье Бориса Гадасина в Санкт-Петербурге.

Известный инженер, многократный чемпион России по трофи и ралли-рейдам, мастер спорта международного класса, Борис не ограничился разработкой прототипов в гоночной категории автомобилей Т1, чем он занимался последние годы, а обратил внимание на динамично развивающийся класс Т3. После выхода на рынок BRP Can-Am Maverick Х3 машины, которая требует минимальных доработок для участия в соревнованиях по ралли-рейдам, наполняемость классов на этапах Кубка мира и на ралли «Дакар» выросла втрое. К примеру, на старте «Дакар» в 2018 году было лишь 11 SSV, в то время как в январе 2019 года в Перу через стартовый подиум проехало 30 (при этом лишь 10 не дошли до финиша). Сколько заявится экипажей на SSV в 2020 году, остается только гадать, но их число явно не уменьшится.

Т3GF — пока под таким рабочим названием проходит спортивный автомобиль команды G-Force Motorsport

Концепция машины Гадасина была разработана три года назад, но, как часто случается у нас в России, в ее постройке был перерыв длиною в год из-за отсутствия финансирования.

Борис Гадасин: «Мы заморозили проект на год. А потом решили, мол, что он у нас лежит, ржавеет, надо его достроить. А еще изменились правила, и проект стал интересен со спортивной точки зрения: разрешили бензиновые турбомоторы. Машина потенциально стала динамичней, стало интересней с ней работать инженерам».

Опытные участники долго изучали новинку перед стартом этапа

По словам Бориса, если провести аналогию с внедорожниками, то мотовездеходы категории Т3 во всем мире это как серийные машины категории Т2, где выступают, к примеру, на Land Cruiser — это стандартные машины, которые слегка модифицированы, имеют каркас и минимальные допустимые изменения. Многие агрегаты этих машин достаточно слабые, включая моторы, и не выдерживают больших пробегов. Здесь и была цель построить прототип по правилам, но при этом убрать по возможности те минусы, которые были видны в классе Т3. Задача была — сделать машину с агрегатами, которые должны выдерживать пять тысяч боевых километров без замен, чтобы дистанцию «Дакара», «Шелкового пути» мотовездеход проходил полноценно. Также из важных задач было сделать абсолютно герметичный салон с возможностью установки печки, кондиционера и т. д. К примеру, на SSV Гадасина есть лобовое стекло, в отличие от других мотовездеходов с пространственной рамой: не все любят глотать пыль и грязь. Комфорт — важная составляющая на пути к победе.

Конкуренты на трассе —  BRP Can-Am Maverick X3 X RS Алексея Бердинского, победителя по итогам сезона в категориях SSV SUPER SPORT и «Абсолют», и Радика Гарифьянова

Про третью задачу Гадасин отозвался следующим образом: «Я сторонник пилотажного стиля управления, мне категорически не нравятся машины, которые не помогают это делать. Я считаю, что заднемоторная компоновка для хорошей управляемости, с учетом развесовки и очень большой массы на задней части автомобиля, недостаточно хорошо управляется. Мы постарались в инженерию заложить исправление вот этих трех пунктов. И сейчас, начиная с мая, мы ее обкатываем, меняем. У нас была определенная программа. Сейчас на машине установлены уже спортивные «мозги» управления двигателем, спортивная проводка. Мы можем полноценно уже ее тестировать, чтобы видно было, что происходит».

Полноценно спортивно-боевые тесты тяжело провести, потому лучше принять участие в гонке. Так впервые Борис Гадасин попал на Can-Am X Race.При постройке машины в России есть определенные проблемы менталитета, и понятно, что нельзя делать технику дороже, чем машину конкурентов. Поэтому изначальная цена прототипа питерской постройки планируется в районе 8–9 миллионов в зависимости от комплектации. А в дальнейшем, если проект будет успешен, будет развиваться, цену обещают пересмотреть. Сейчас это в районе 120–130 тысяч евро, и это, наверное, тот предел, который может заинтересовать людей в машине, которая сильна, но еще не показала высокий результат. Понятно, что сейчас это штучный образец и построить технику для участия в ралли «Дакар» на базе BRP можно дешевле — купив за 2–2,5 млн рублей Maverick X3,  потребуется доработок примерно на такую же сумму, чтобы соответствовать спортивным требованиям согласно правилам проведения ралли. Предела совершенству не существует и некоторые доводят аппарат до такого, что он и Can-Am взлетает в стоимости до 8 млн рублей.

Астраханские пески и самые смелые участники — сам себе пилот, сам себе штурман

В гоночном проекте Can-Am X Race задействовано не много людей, но организаторы проводят соревнование не ради «галочки», а искренне за все переживают. Может, поэтому в межсезонье они делают то, чем не занимается ни одна другая серия — изучают опыт других, придумывают что-то свое. К примеру, на CAN-AM X RACE впервые в России введен цветной «роудбук» — новинку анонсировали на этапах Кубка мира, но все желающие смогли опробовать это в Астрахани. Оценив опыт «Шелкового пути», позаимствовали идею книги организаторов; часть навигационных приборов и приборов спутникового мониторинга применяется и во «взрослых» гонках. В «КАНАМ» появилась новая система хронометража Tag Heure.

Дорожные книги с «легендой» проезда к старту и по спецучастку обычно черно-белые, и каждый штурман перед стартом гонки проводит не один час, разукрашивая важные и опасные моменты. Чтобы вовремя зачитать поворот или указать пилоту на опасный участок или яму, лучше, если эта зона будет выделена ярко, ведь автомобиль изрядно трясет по бездорожью

При этом «постоянно действующая» команда организаторов — всего семь человек. На гонке задействованы временные сотрудники: штаб и секретариат — 13 человек, группа хронометража — 8–9 человек, судьи — 20–30 человек, в зависимости от количества постов и протяженности трассы, фото и видеобригада — 6–7 человек. Итого около 55–70 человек «закрывают» все организационные вопросы, хотя есть еще бригады скорой помощи, пожарные, маршалы, волонтеры... Тут количество может быть от 50 до 150.

На финальном этапе в Астрахани, к примеру, было задействовано 25 человек в судейской бригаде. Для многих судей квадрогонка становится своеобразным «активным» отдыхом — вместе с семьями судьи приезжают из Казани, Уфы, Москвы, Волгограда и Астрахани.

Если один из самых популярных вопросов — «как попасть в автоспорт?» все еще волнует наших читателей, то можем рассказать вам еще об одной опции как попасть на гонки — судействе.

Виктор Илясов, заместитель руководителя соревнования: «Чтобы стать судьей, надо захотеть. Дальше — приходим в региональную федерацию и узнаем, как правильно пройти семинар. Судья «начинается» с того, что ему присваивается судейская категория после сдачи квалификационного зачета и участия в работе на хотя бы одном соревновании. Но, к примеру, третья категория не позволяет тебе самостоятельно судить, а до этого можно лишь выступать как «второй» номер — судьей, помогающим на маршруте. Эта должность чуть ниже по званию, но дает тебе возможность официально работать на соревнованиях. Судья должен иметь судейскую категорию и лицензию. Каждый год он сдает квалификационный зачет. Лицензия годовая. А судейская категория, в зависимости от ее уровня — либо на год, либо на два. Ничего сверхъестественного нет, главное — захотеть. Здесь, на Can-AM у нас работает уже слаженный коллектив, активное формирование которого началось где-то с одиннадцатого года, когда по Волгоградской области прошло ралли «Шелковый путь». Провели гонку, слезли с барханов и пошли. Кто-то у нас пошел в участники, а мы, в силу того, что бюджет не позволяет, а желание быть в этой гоночной среде из-за ее удивительной атмосферы есть, пошли работать судьями».

Судейский пост на старте спецучастка

Стараясь не уезжать дальше 1,5-2 тысячи километров от Москвы, к выбору регионов проведения организаторы подходят тщательно. Тип трассы и маршруты должны быть разнообразны, немаловажную роль играет и визуальная картинка — интересные пейзажи и локации. Важным моментом является поддержка региональных партнеров и дилеров техники BRP, а также потенциал региона для развития квадроциклетного рынка. Не каждая область или регион подходят для данных соревнований, к примеру, в Московской области такую гонку провести практически нереально: сложно перекрывать трассы, искать подходящие дороги для спортивного маршрута, проходить все согласования.

Ежегодно серия включает в себя три этапа, но в 2020 году принято решение о проведении двух гоночных мероприятий с более продолжительной историей — три приключенческих дня вместо двух. Этапы серии будет принимать Татарстан в конце июня и Башкирия в сентябре.

Итоги Can-Am X Race 2019

Категория ATV

1 место — Владимир Макеев, Пенза
2 место — Алексей Зверев, Рыбинск, Ярославская область
3 место — Иван Решетнюк, Екатеринбург

Категория SSV Standard (первые пилоты)

1 место — Рустем Ахметшин (Казань)
2 место — Фарит Губаев (Ижевск)
3 место — Алмаз Магфуров (Казань)

Категория SSV Standard (вторые пилоты)

1 место — Александр Чернов (Ижевск)
2 место — Александр Кузнецов (Ульяновск)
3 место — Георгий Гусев (Казань)

Категория SSV Sport (первые пилоты)

1 место — Анатолий Кузнецов (Воткинск, Удмуртия)
2 место — Артем Востряков (Екатеринбург)
3 место — Азат Минниханов (Казань)

Категория SSV Sport (вторые пилоты)

1 место — Алексей Смолин (Воткинск, Удмуртия)
2 место — Максим Кореев (Екатеринбург)
3 место — Ильназ Гиззатуллин (Казань)

Категория SSV Super Sport (первые пилоты)

1 место — Алексей Бердинских (Москва)
2 место — Александр Гатиятулин (Тюмень)
3 место — Айдар Мадьяров (Казань)

Категория SSV Super Sport (вторые пилоты)

1 место — Антон Панчехин (Москва)
2 место — Владислав Кирпичников (Тюмень)
3 место — Ленар Сагдиев (Казань)

Категория Абсолют (первые пилоты)

1 место — Алексей Бердинских (Москва)
2 место — Сергей Карякин (Екатеринбург)
3 место — Ирек Миннахметов (Казань)

Категория Абсолют (вторые пилоты)

1 место — Антон Панчехин (Москва)
2 место — Антон Власюк (Екатеринбург)
3 место — Евгений Павлов (Тверь)

Эдуард Николаев — пятикратный победитель ралли «Дакар» и его не менее известный штурман Дмитрий Никитин. Тренироваться можно не только на КАМАЗе
Почти сливается с пейзажем — Maverick X3
Подвеска должна работать
Эдуарду Николаеву не повезло — сначала обидная «крыша», а после вышел из строя вариатор, который заставил провести экипаж несколько часов в песках

Фотобонус

Комментарии

    
Пермь
Сообщений: 1889
реклама БРП?
D15B, AT -> EJ15, MT -> WRX 2006 EJ255 TURBO, MT СЕЙЧАС -> ..... -> ЭВОлюция 9
Мой отзыв: Subaru Impreza WRX 2005
 
1
Ответить
Ship
Новосибирск
Крутые багги.. Погонять бы на таком..
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!