Десять лет в России проводится уникальная гоночная серия — крупнейшая квадрогонка страны. Называется она Can-Am X Race, и здесь участвовать может каждый желающий, у которого в гараже «скучает» квадроцикл или мотовездеход. Причем техника может быть любого производителя, совсем не обязательно, чтобы на ней красовался логотип Can-Am BRP. За минувшие десять лет серия прошла путь от любительских соревнований с уклоном в трофи-рейды до почти профессиональных гонок в статусе Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3. Почему «почти»? Потому что дух приключений старого «канама» все еще остается в серии, и организаторы уже не первый год поддерживают новичков и обучают азам и премудростям ралли-рейдов, привлекая новых участников в ралли-рейдовую школу для участия в категории «Adventure».
В далеком 2009 году квадросерия Can-Am стартовала как трофи-рейд, но в «облегченном» варианте. Главной идеей было не утопить всех желающих в болоте, а дать попробовать вкус победы и ощущения счастья на финишном подиуме. Если у тебя есть квадроцикл, обидно, что он пылится в гараже. И первые смельчаки приезжали выгуливать своих «коней». Годы шли, появлялись участники, интересовавшиеся новым приключением и призовым фондом, который, в отличие от гонок национального первенства, был вполне ощутимым (разыгрывались не только денежные призы, но и квадроциклы). Ворчания про коммерческую составляющую проекта, а организатором выступал дистрибьютор техники BRP в России, ушли, когда участники осознали, что судейство объективное. Помимо квадроциклов появилась категория мотовездеходов (тогда это был класс UTV, сейчас это класс SSV — «side-by-side vehicle»).
Вектор сменился в 2013 году, когда грязь и трофи надоели, и захотелось нового — в обиход участников вошли дорожные книги ралли-рейдов, спортсмены учились раскрашивать «роудбуки», скорости заметно выросли. С высоты прошедших лет можно точно сказать: в решении перейти на ралли-рейд не ошиблись. В 2014 году регистрация участников на первый этап была закрыта в феврале (а соревнование стартовало только в мае), максимальный кворум — 80 единиц техники — был набран всего за неделю.
Со второго этапа Can-Am X Race 2018 организатором и генеральным партнером серии выступает компания BRP, внимание к проекту растет, и уже второй год серия входит в календарь Кубка России.
Чтобы проиллюстрировать, насколько растет внимание, посмотрите какие звезды собрались на финальном, третьем этапе квадрогонки 2019 года:
И это все разные люди!
В сезоне-2019 было проведено три этапа: июнь прошел в Татарстане, со стартом в Казани; в Карелии в июле участники ехали по трассам этапа Кубка мира, который традиционно проводят зимой; финальный этап прошел в минувшие выходные в Астраханской области, где и определились победители сезона.
В астраханском этапе приняло участие 56 экипажей из России, Казахстана, Украины, Беларуси и Латвии. Здесь, среди песков, для любителей и профессионалов ралли-рейдов находится лучшее место в России для проверки мастерства пилотов, слаженной работы команды и, как оказалось, еще и вестибулярного аппарата у штурманов — новичков тошнило, но никто не сдавался. Постоянное движение вверх–вниз, спуски и подъемы дались тяжело тем, кто еще никогда не бывал в таких спортивных условиях. С другой стороны, горящие глаза пилотов, которые впервые штурмовали барханы «Большой брат» и «Африка», говорили о том, что они сделают все возможное, чтобы повторить этот опыт.
Стать участником серии может любой желающий независимо от опыта и профессиональных навыков, и это, пожалуй, является главным плюсом. Равные условия для всех спортсменов подтверждают факты: новички могут выиграть гонку и объехать более опытных соперников! Из обязательных условий — участник должен иметь водительское удостоверение, дающее право на управление данной техникой (А1, А2). То есть как минимум в ATV (квадроциклы) будущий спортсмен должен быть старше 16 лет, в SSV (мотовездеходы) — старше 19 (пилоты). Штурманы (вторые пилоты) в группе SSV допускаются до участия с обычными автомобильными правами (то есть начиная с 18 лет).
Все участники в группе SSV должны иметь лицензию РАФ (не ниже категории «Е»). На официальном сайте серии в разделе «вопросы-ответы» все подробно расписано, поэтому достаточно сделать первый шаг и начать приключение. Участники за стартовые взносы получают комплект брендированной одежды, талоны на питание для каждого члена экипажа, необходимые брошюры (дорожная книга, регламент), рекламную продукцию (куда без этого!), медицинское обслуживание.
В зависимости от класса техники требуется доработка в соответствии с регламентом и правилами проведения: в профессиональных классах строго относятся к проверкам. Помимо этого и экипировка водителей должна обязательно состоять из сертифицированного шлема и системы защиты головы и шеи, а также индивидуального комплекта несгораемой защитной одежды.
На финальном этапе в Астрахани помимо привычных BRP, Polaris и Yamaha в классе мотовездеходов появилась необычная новинка — автомобиль, разработанный и построенный в спортивном ателье Бориса Гадасина в Санкт-Петербурге.
Известный инженер, многократный чемпион России по трофи и ралли-рейдам, мастер спорта международного класса, Борис не ограничился разработкой прототипов в гоночной категории автомобилей Т1, чем он занимался последние годы, а обратил внимание на динамично развивающийся класс Т3. После выхода на рынок BRP Can-Am Maverick Х3 машины, которая требует минимальных доработок для участия в соревнованиях по ралли-рейдам, наполняемость классов на этапах Кубка мира и на ралли «Дакар» выросла втрое. К примеру, на старте «Дакар» в 2018 году было лишь 11 SSV, в то время как в январе 2019 года в Перу через стартовый подиум проехало 30 (при этом лишь 10 не дошли до финиша). Сколько заявится экипажей на SSV в 2020 году, остается только гадать, но их число явно не уменьшится.
Концепция машины Гадасина была разработана три года назад, но, как часто случается у нас в России, в ее постройке был перерыв длиною в год из-за отсутствия финансирования.
Борис Гадасин: «Мы заморозили проект на год. А потом решили, мол, что он у нас лежит, ржавеет, надо его достроить. А еще изменились правила, и проект стал интересен со спортивной точки зрения: разрешили бензиновые турбомоторы. Машина потенциально стала динамичней, стало интересней с ней работать инженерам».
По словам Бориса, если провести аналогию с внедорожниками, то мотовездеходы категории Т3 во всем мире это как серийные машины категории Т2, где выступают, к примеру, на Land Cruiser — это стандартные машины, которые слегка модифицированы, имеют каркас и минимальные допустимые изменения. Многие агрегаты этих машин достаточно слабые, включая моторы, и не выдерживают больших пробегов. Здесь и была цель построить прототип по правилам, но при этом убрать по возможности те минусы, которые были видны в классе Т3. Задача была — сделать машину с агрегатами, которые должны выдерживать пять тысяч боевых километров без замен, чтобы дистанцию «Дакара», «Шелкового пути» мотовездеход проходил полноценно. Также из важных задач было сделать абсолютно герметичный салон с возможностью установки печки, кондиционера и т. д. К примеру, на SSV Гадасина есть лобовое стекло, в отличие от других мотовездеходов с пространственной рамой: не все любят глотать пыль и грязь. Комфорт — важная составляющая на пути к победе.
Про третью задачу Гадасин отозвался следующим образом: «Я сторонник пилотажного стиля управления, мне категорически не нравятся машины, которые не помогают это делать. Я считаю, что заднемоторная компоновка для хорошей управляемости, с учетом развесовки и очень большой массы на задней части автомобиля, недостаточно хорошо управляется. Мы постарались в инженерию заложить исправление вот этих трех пунктов. И сейчас, начиная с мая, мы ее обкатываем, меняем. У нас была определенная программа. Сейчас на машине установлены уже спортивные «мозги» управления двигателем, спортивная проводка. Мы можем полноценно уже ее тестировать, чтобы видно было, что происходит».
Полноценно спортивно-боевые тесты тяжело провести, потому лучше принять участие в гонке. Так впервые Борис Гадасин попал на Can-Am X Race.При постройке машины в России есть определенные проблемы менталитета, и понятно, что нельзя делать технику дороже, чем машину конкурентов. Поэтому изначальная цена прототипа питерской постройки планируется в районе 8–9 миллионов в зависимости от комплектации. А в дальнейшем, если проект будет успешен, будет развиваться, цену обещают пересмотреть. Сейчас это в районе 120–130 тысяч евро, и это, наверное, тот предел, который может заинтересовать людей в машине, которая сильна, но еще не показала высокий результат. Понятно, что сейчас это штучный образец и построить технику для участия в ралли «Дакар» на базе BRP можно дешевле — купив за 2–2,5 млн рублей Maverick X3, потребуется доработок примерно на такую же сумму, чтобы соответствовать спортивным требованиям согласно правилам проведения ралли. Предела совершенству не существует и некоторые доводят аппарат до такого, что он и Can-Am взлетает в стоимости до 8 млн рублей.
В гоночном проекте Can-Am X Race задействовано не много людей, но организаторы проводят соревнование не ради «галочки», а искренне за все переживают. Может, поэтому в межсезонье они делают то, чем не занимается ни одна другая серия — изучают опыт других, придумывают что-то свое. К примеру, на CAN-AM X RACE впервые в России введен цветной «роудбук» — новинку анонсировали на этапах Кубка мира, но все желающие смогли опробовать это в Астрахани. Оценив опыт «Шелкового пути», позаимствовали идею книги организаторов; часть навигационных приборов и приборов спутникового мониторинга применяется и во «взрослых» гонках. В «КАНАМ» появилась новая система хронометража Tag Heure.
При этом «постоянно действующая» команда организаторов — всего семь человек. На гонке задействованы временные сотрудники: штаб и секретариат — 13 человек, группа хронометража — 8–9 человек, судьи — 20–30 человек, в зависимости от количества постов и протяженности трассы, фото и видеобригада — 6–7 человек. Итого около 55–70 человек «закрывают» все организационные вопросы, хотя есть еще бригады скорой помощи, пожарные, маршалы, волонтеры... Тут количество может быть от 50 до 150.
На финальном этапе в Астрахани, к примеру, было задействовано 25 человек в судейской бригаде. Для многих судей квадрогонка становится своеобразным «активным» отдыхом — вместе с семьями судьи приезжают из Казани, Уфы, Москвы, Волгограда и Астрахани.
Если один из самых популярных вопросов — «как попасть в автоспорт?» все еще волнует наших читателей, то можем рассказать вам еще об одной опции как попасть на гонки — судействе.
Виктор Илясов, заместитель руководителя соревнования: «Чтобы стать судьей, надо захотеть. Дальше — приходим в региональную федерацию и узнаем, как правильно пройти семинар. Судья «начинается» с того, что ему присваивается судейская категория после сдачи квалификационного зачета и участия в работе на хотя бы одном соревновании. Но, к примеру, третья категория не позволяет тебе самостоятельно судить, а до этого можно лишь выступать как «второй» номер — судьей, помогающим на маршруте. Эта должность чуть ниже по званию, но дает тебе возможность официально работать на соревнованиях. Судья должен иметь судейскую категорию и лицензию. Каждый год он сдает квалификационный зачет. Лицензия годовая. А судейская категория, в зависимости от ее уровня — либо на год, либо на два. Ничего сверхъестественного нет, главное — захотеть. Здесь, на Can-AM у нас работает уже слаженный коллектив, активное формирование которого началось где-то с одиннадцатого года, когда по Волгоградской области прошло ралли «Шелковый путь». Провели гонку, слезли с барханов и пошли. Кто-то у нас пошел в участники, а мы, в силу того, что бюджет не позволяет, а желание быть в этой гоночной среде из-за ее удивительной атмосферы есть, пошли работать судьями».
Стараясь не уезжать дальше 1,5-2 тысячи километров от Москвы, к выбору регионов проведения организаторы подходят тщательно. Тип трассы и маршруты должны быть разнообразны, немаловажную роль играет и визуальная картинка — интересные пейзажи и локации. Важным моментом является поддержка региональных партнеров и дилеров техники BRP, а также потенциал региона для развития квадроциклетного рынка. Не каждая область или регион подходят для данных соревнований, к примеру, в Московской области такую гонку провести практически нереально: сложно перекрывать трассы, искать подходящие дороги для спортивного маршрута, проходить все согласования.
Ежегодно серия включает в себя три этапа, но в 2020 году принято решение о проведении двух гоночных мероприятий с более продолжительной историей — три приключенческих дня вместо двух. Этапы серии будет принимать Татарстан в конце июня и Башкирия в сентябре.
Категория ATV
1 место — Владимир Макеев, Пенза
2 место — Алексей Зверев, Рыбинск, Ярославская область
3 место — Иван Решетнюк, Екатеринбург
Категория SSV Standard (первые пилоты)
1 место — Рустем Ахметшин (Казань)
2 место — Фарит Губаев (Ижевск)
3 место — Алмаз Магфуров (Казань)
Категория SSV Standard (вторые пилоты)
1 место — Александр Чернов (Ижевск)
2 место — Александр Кузнецов (Ульяновск)
3 место — Георгий Гусев (Казань)
Категория SSV Sport (первые пилоты)
1 место — Анатолий Кузнецов (Воткинск, Удмуртия)
2 место — Артем Востряков (Екатеринбург)
3 место — Азат Минниханов (Казань)
Категория SSV Sport (вторые пилоты)
1 место — Алексей Смолин (Воткинск, Удмуртия)
2 место — Максим Кореев (Екатеринбург)
3 место — Ильназ Гиззатуллин (Казань)
Категория SSV Super Sport (первые пилоты)
1 место — Алексей Бердинских (Москва)
2 место — Александр Гатиятулин (Тюмень)
3 место — Айдар Мадьяров (Казань)
Категория SSV Super Sport (вторые пилоты)
1 место — Антон Панчехин (Москва)
2 место — Владислав Кирпичников (Тюмень)
3 место — Ленар Сагдиев (Казань)
Категория Абсолют (первые пилоты)
1 место — Алексей Бердинских (Москва)
2 место — Сергей Карякин (Екатеринбург)
3 место — Ирек Миннахметов (Казань)
Категория Абсолют (вторые пилоты)
1 место — Антон Панчехин (Москва)
2 место — Антон Власюк (Екатеринбург)
3 место — Евгений Павлов (Тверь)