Сезон крупнейшей квадрогонки страны завершен. Ветер, дождь, а затем и снег окончательно сотрут следы колес с внедорожных трасс. Что ждать от нового сезона? Конечно, новых гонок!
Can-Am X Race — это любительская серия соревнований для владельцев квадроциклов (ATV) и мотовездеходов с посадкой «плечом к плечу», или side-by-side vehicle (откуда и пошло название классов SSV). За основу взят принцип проведения ралли-рейдовой гонки, где участники едут по указаниям дорожной книги, или «легенды», преодолевая различные виды и формы бездорожья — степные дороги, пески и барханы, гравийные участки, и иногда прыгая на трамплинах. Организатором серии выступает компания BRP и ее официальный дилер в России — компания Formula 7, которая владеет брендами снегоходов Ski-Doo и Lynx, родстеров Spyder, гидроциклов Sea-Doo и уже известных нам квадроциклов и мотовездеходов Can-Am.
Серия замечательна тем, что подать заявку на участие может любой желающий — определяющим критерием является лишь наличие водительских прав соответствующей категории. Для класса квадроциклов техника для участия — стандартная, но необходимы минимальные доработки, обеспечивающие безопасность водителя: обязательны зеркала заднего вида (обгоны на трассе должны быть безопасны) и размыкатель электрической цепи (призван обесточить технику, если что-то пошло не так). Для класса мотовездеходов доработки чуть серьезнее — усиление дополнительными элементами штатного каркаса безопасности, установка дверки (она «по умолчанию» не во всех комплектациях) и защитной сетки над дверью. Экипировка водителей должна обязательно состоять из сертифицированного шлема и системы защиты шеи, а также индивидуального комплекта несгораемой защитной одежды.
Спортивный зачет ведется среди четырех классов раздельно: ATV (для квадроциклистов) и SSV Standart, SSV Sport и SSV Super Sport — для экипажей на мотовездеходах, а также в абсолютном зачете — для выявления лучшего среди всех заявленных участников. Кроме того, есть отдельный «неспортивный» класс Adventure — в нем выступают новички, еще лишь постигающие азы чтения дорожной книги и искусство настройки подвески. Данный зачет полезен с точки зрения знакомства с дисциплиной в широком смысле, хотя сейчас соревнование больше напоминает спортивный туризм с ориентированием и взятием контрольных точек.
Первый этап проходил в апреле в Арчединско-Донских песках Волгоградской области и собрал более сотни спортсменов из 18 регионов России, а также из Казахстана, Литвы и Украины. Среди участников гонки были победители и призеры крупнейших внедорожных марафонов планеты, чемпионы России по ралли-рейдам, а также победители отдельных этапов и серий прошлых годов. Трасса получилась разноплановой, и каждый в экипаже нашел для себя любимые занятия. Для пилотов — скорость, искусство управления техникой и, конечно, немного бродов, для штурманов — работа с «задачками» дорожной книги и езда по указателю курса.
Следующий этап в начале августа принимала Удмуртская Республика, где в рамках мероприятия кроме традиционного зачета серии состоялось официальное классифицируемое соревнование (это означает, что спортсмены могут претендовать на присвоение спортивных разрядов и званий) — этап Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3 турбо. Разумный шаг по развитию рейдовой дисциплины от Российской автомобильной федерации, ведь Can-Am X Race — это своеобразный заповедник, в котором турбированные мотовездеходы занимают солидный процент участников самой популярной любительской серии. Удмуртское бездорожье было очень культурным, если пытаться применять это определение к «отсутствию дороги», и больше напоминало гравийные дорожки классического ралли, но с легкими элементами внедорожных гонок. То есть организаторы нашли-таки возможность завести спортивный канал хотя бы в глину. Борьба за высокие строки в протоколах была достаточно острой и тройка лидеров менялась от спецучастка к спецучастку.
Завершающий серию третий этап перенес пелотон участников в осеннюю Челябинскую область на холмистую местность, где полевые и лесные участки сменялись степными. Большая ответственность лежала на штурманских плечах — необходимо не проморгать тот момент, когда на выезде из березовой рощи нужно двигаться указанным в дорожной книге курсом, чтобы попасть на заросшую малозаметную дорожку. Финальный этап был отмечен как самый сложный — ему присвоили повышенный коэффициент для начисления очков экипажам.
К финальному этапу квадроциклисты «нагнали саспенса» — трое участников подошли к «разборкам» в финале с одинаковым количеством очков. Самым стабильным и внимательным из этой тройки оказался Владислав Маликов из подмосковного Останкино, ведь в категории ATV пилот одновременно является «сам себе штурманом».
Категория ATV (All-Terrain Vehicle)
1. Владислав Маликов* (Останкино, МО) | BRP Can-Am Renegade 1000 X XC |
2. Сергей Храмушин (Москва) | BRP Can-Am Renegade 1000 X XC |
3. Алексей Зверев (Рыбинск, ЯО) | RM 800 |
* Решением Оргкомитета серии от 17.09.2018 г. участник был лишен звания победителя Открытой внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018, кубка, медали, призов за неспортивное поведение и нарушение п. 7.11 Общего регламента серии Can-Am X Race 2018 (пользование gsm-приборами).
В SSV Standard к третьему этапу в итоговом протоколе серии оказалось почти все так же плотно, как в ATV, но два удмуртских экипажа готовы по-товарищески поделить подиум по итогам сезона, один из них (Анатолий Кузнецов/Алексей Смолин), добравшись до финиша финального этапа за пределами первой тройки, и стал победителем серии.
Категория SSV Standart
1. Анатолий Кузнецов/Алексей Смолин (Воткинск, РУ) | BRP Can-Am Maverick X RS |
2. Виталий Шишменцев/Алексей Волокитин (Екатеринбург) | BRP Can-Am Maverick |
3. Фарит Губаев/Александр Чернов (Ижевск) | BRP Can-Am Maverick 1000 XMR |
В группе SSV Sport как минимум шесть экипажей могли претендовать на призовой подиум серии. Стабильность выступлений — третий этап и третий призовой подиум — позволили экипажу Азата Минниханова/Ильназа Гиззатуллина удержать лидерство.
Категория SSV Sport
1. Азат Минниханов/Ильназ Гиззатуллин (Казань) | BRP Can-Am Maverick X3 XDS Turbo R |
2. Иван Стахеев/Андрей Сталаш (Заречный, СО) | BRP Can-Am Maverick X3 |
3. Артём Шумейко/Роман Елагин (Москва) | Polaris RZR XP 1000 |
Самая многочисленная категория — SSV Super Sport, тут три экипажа расположились в десятиочковой близости друг от друга, и еще три наступали на пятки, имея математические шансы стать призерами серии. Выступление без единой штрафной минуты позволило дуэту Сергея Карякина/Антона Власюка завершить сезон с золотом.
Категория SSV Super Sport
1. Сергей Карякин/Антон Власюк (Екатеринбург) | BRP Can-Am Maverick X3 X RS |
2. Раис Минниханов/Вячеслав Мизюкаев (Казань) | BRP Can-Am Maverick X3 X RS |
3. Денис Кротов/Дмитрий Цыро (Москва) | BRP Can-Am Maverick X3 X DS |
Победители и призеры прошлого сезона, пилоты Ирек Миннахметов и Артем Хайруллин, по правилам серии не могут претендовать на победу в одной из зачетных категорий, а соревнуются только в Абсолютном зачете (среди всех заявленных экипажей вне зависимости от класса). Чем они и воспользовались, доказав свой высокий уровень мастерства.
Абсолютный зачет
1. Артем Хайруллин/Алексей Кузьмич (Москва) | BRP Can-Am Maverick X3 X RS |
2. Ирек Миннахметов/Кирилл Шубин (Казань) | BRP Can-Am Maverick X3 X RS |
3. Сергей Карякин/Антон Власюк (Екатеринбург) | BRP Can-Am Maverick X3 X RS |
Попасть на легендарный «Дакар» — мечта многих участников квадросерии, ведь за годы успешной работы она вырастила немало талантливых пилотов, ставших впоследствии победителями международных марафонов, таких как Сергей Карякин — победитель ралли «Дакар-2017» и Александр Максимов — победитель «Африка Эко Рейс-2017» в зачете квадроциклов.
В рамках подписанного партнерского соглашения два быстрейших пилота Can-Am X Race (один в ATV, другой в SSV) по итогам сезона получат сертификаты на участие в «Африка Эко Рейс-2019», каждый номиналом в 6000 евро. Кроме того, все участники серии Can-Am X Race получат право регистрации на «Африка Эко Рейс» по специальным льготным тарифам, действующим на весь период приема заявок.
11-е издание гонки «Африка Эко Рейс-2019» пройдет с 30 декабря 2018-го по 13 января 2019 года со стартом на юге Франции и финишем на Розовом Озере в Дакаре (по маршруту «классического Дакара», до переезда гонки в Южную Америку). Участников ждет великолепный маршрут, проложенный через территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Ралли-рейд будет включать 6500 км дистанции, около 4500 км спецучастков, 12 этапов и один день отдыха. В концепции гонки будут сохранены кольцевые спецучастки в Мавритании на базе двух бивуаков, а также этап-марафон «500 миль». Более 70% трасс будут проложены по пескам и барханам пустыни Сахара и лучшим песчаным эргам, а предгорья, каменистые плато, солончаки и саванны дополнят разнообразие покрытий.
На церемонии торжественного награждения третьего этапа были объявлены планы на следующий Can-Am X Race. Десятый сезон популярнейшей гонки на квадроциклах и мотовездеходах вновь будет состоять из трех этапов. Квадросерия стартует в конце мая в столице Татарстана, затем участников ждут трехмерные сказочные дороги Карелии. Финал Can-Am X Race 2019 состоится в ралли-рейдовой Мекке — Астраханской области. До окончательного завершения текущего сезона у спортсменов осталась одна приятная обязанность — посетить торжественное награждение по итогам 2018 года, которое состоится в конце ноября в Москве.