Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco Race
26.09.2018 | 1481 просмотр

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco Race

Автор: Ольга Еремеева
Фото: Лина Арнаутова и Дмитрий Гальчун
Источник: Drom.ru

Сезон крупнейшей квадрогонки страны завершен. Ветер, дождь, а затем и снег окончательно сотрут следы колес с внедорожных трасс. Что ждать от нового сезона? Конечно, новых гонок!

Что же такое «крупнейшая квадрогонка страны»?

Can-Am X Race — это любительская серия соревнований для владельцев квадроциклов (ATV) и мотовездеходов с посадкой «плечом к плечу», или side-by-side vehicle (откуда и пошло название классов SSV). За основу взят принцип проведения ралли-рейдовой гонки, где участники едут по указаниям дорожной книги, или «легенды», преодолевая различные виды и формы бездорожья — степные дороги, пески и барханы, гравийные участки, и иногда прыгая на трамплинах. Организатором серии выступает компания BRP и ее официальный дилер в России — компания Formula 7, которая владеет брендами снегоходов Ski-Doo и Lynx, родстеров Spyder, гидроциклов Sea-Doo и уже известных нам квадроциклов и мотовездеходов Can-Am.

Серия замечательна тем, что подать заявку на участие может любой желающий — определяющим критерием является лишь наличие водительских прав соответствующей категории. Для класса квадроциклов техника для участия — стандартная, но необходимы минимальные доработки, обеспечивающие безопасность водителя: обязательны зеркала заднего вида (обгоны на трассе должны быть безопасны) и размыкатель электрической цепи (призван обесточить технику, если что-то пошло не так). Для класса мотовездеходов доработки чуть серьезнее — усиление дополнительными элементами штатного каркаса безопасности, установка дверки (она «по умолчанию» не во всех комплектациях) и защитной сетки над дверью. Экипировка водителей должна обязательно состоять из сертифицированного шлема и системы защиты шеи, а также индивидуального комплекта несгораемой защитной одежды.

Спортивный зачет ведется среди четырех классов раздельно: ATV (для квадроциклистов) и SSV Standart, SSV Sport и SSV Super Sport — для экипажей на мотовездеходах, а также в абсолютном зачете — для выявления лучшего среди всех заявленных участников. Кроме того, есть отдельный «неспортивный» класс Adventure — в нем выступают новички, еще лишь постигающие азы чтения дорожной книги и искусство настройки подвески. Данный зачет полезен с точки зрения знакомства с дисциплиной в широком смысле, хотя сейчас соревнование больше напоминает спортивный туризм с ориентированием и взятием контрольных точек.

Сезон 2018 года включал в себя три соревнования

Первый этап проходил в апреле в Арчединско-Донских песках Волгоградской области и собрал более сотни спортсменов из 18 регионов России, а также из Казахстана, Литвы и Украины. Среди участников гонки были победители и призеры крупнейших внедорожных марафонов планеты, чемпионы России по ралли-рейдам, а также победители отдельных этапов и серий прошлых годов. Трасса получилась разноплановой, и каждый в экипаже нашел для себя любимые занятия. Для пилотов — скорость, искусство управления техникой и, конечно, немного бродов, для штурманов — работа с «задачками» дорожной книги и езда по указателю курса.
 

Следующий этап в начале августа принимала Удмуртская Республика, где в рамках мероприятия кроме традиционного зачета серии состоялось официальное классифицируемое соревнование (это означает, что спортсмены могут претендовать на присвоение спортивных разрядов и званий) — этап Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3 турбо. Разумный шаг по развитию рейдовой дисциплины от Российской автомобильной федерации, ведь Can-Am X Race — это своеобразный заповедник, в котором турбированные мотовездеходы занимают солидный процент участников самой популярной любительской серии. Удмуртское бездорожье было очень культурным, если пытаться применять это определение к «отсутствию дороги», и больше напоминало гравийные дорожки классического ралли, но с легкими элементами внедорожных гонок. То есть организаторы нашли-таки возможность завести спортивный канал хотя бы в глину. Борьба за высокие строки в протоколах была достаточно острой и тройка лидеров менялась от спецучастка к спецучастку.

Завершающий серию третий этап перенес пелотон участников в осеннюю Челябинскую область на холмистую местность, где полевые и лесные участки сменялись степными. Большая ответственность лежала на штурманских плечах — необходимо не проморгать тот момент, когда на выезде из березовой рощи нужно двигаться указанным в дорожной книге курсом, чтобы попасть на заросшую малозаметную дорожку. Финальный этап был отмечен как самый сложный — ему присвоили повышенный коэффициент для начисления очков экипажам.

На финише сезона

К финальному этапу квадроциклисты «нагнали саспенса» — трое участников подошли к «разборкам» в финале с одинаковым количеством очков. Самым стабильным и внимательным из этой тройки оказался Владислав Маликов из подмосковного Останкино, ведь в категории ATV пилот одновременно является «сам себе штурманом».

Категория ATV (All-Terrain Vehicle)

1. Владислав Маликов* (Останкино, МО) BRP Can-Am Renegade 1000 X XC
2. Сергей Храмушин (Москва) BRP Can-Am Renegade 1000 X XC
3. Алексей Зверев (Рыбинск, ЯО) RM 800

* Решением Оргкомитета серии от 17.09.2018 г. участник был лишен звания победителя Открытой внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018, кубка, медали, призов за неспортивное поведение и нарушение п. 7.11 Общего регламента серии Can-Am X Race 2018 (пользование gsm-приборами).

В SSV Standard к третьему этапу в итоговом протоколе серии оказалось почти все так же плотно, как в ATV, но два удмуртских экипажа готовы по-товарищески поделить подиум по итогам сезона, один из них (Анатолий Кузнецов/Алексей Смолин), добравшись до финиша финального этапа за пределами первой тройки, и стал победителем серии.

Категория SSV Standart

1. Анатолий Кузнецов/Алексей Смолин (Воткинск, РУ) BRP Can-Am Maverick X RS
2. Виталий Шишменцев/Алексей Волокитин (Екатеринбург) BRP Can-Am Maverick
3. Фарит Губаев/Александр Чернов (Ижевск) BRP Can-Am Maverick 1000 XMR

В группе SSV Sport как минимум шесть экипажей могли претендовать на призовой подиум серии. Стабильность выступлений — третий этап и третий призовой подиум — позволили экипажу Азата Минниханова/Ильназа Гиззатуллина удержать лидерство.

Категория SSV Sport

1. Азат Минниханов/Ильназ Гиззатуллин (Казань) BRP Can-Am Maverick X3 XDS Turbo R
2. Иван Стахеев/Андрей Сталаш (Заречный, СО) BRP Can-Am Maverick X3
3. Артём Шумейко/Роман Елагин (Москва) Polaris RZR XP 1000

Самая многочисленная категория — SSV Super Sport, тут три экипажа расположились в десятиочковой близости друг от друга, и еще три наступали на пятки, имея математические шансы стать призерами серии. Выступление без единой штрафной минуты позволило дуэту Сергея Карякина/Антона Власюка завершить сезон с золотом.

Категория SSV Super Sport

1. Сергей Карякин/Антон Власюк (Екатеринбург) BRP Can-Am Maverick X3 X RS
2. Раис Минниханов/Вячеслав Мизюкаев (Казань) BRP Can-Am Maverick X3 X RS
3. Денис Кротов/Дмитрий Цыро (Москва) BRP Can-Am Maverick X3 X DS

Победители и призеры прошлого сезона, пилоты Ирек Миннахметов и Артем Хайруллин, по правилам серии не могут претендовать на победу в одной из зачетных категорий, а соревнуются только в Абсолютном зачете (среди всех заявленных экипажей вне зависимости от класса). Чем они и воспользовались, доказав свой высокий уровень мастерства.

Абсолютный зачет

1. Артем Хайруллин/Алексей Кузьмич (Москва) BRP Can-Am Maverick X3 X RS
2. Ирек Миннахметов/Кирилл Шубин (Казань) BRP Can-Am Maverick X3 X RS
3. Сергей Карякин/Антон Власюк (Екатеринбург) BRP Can-Am Maverick X3 X RS

Победитель получает все!

Попасть на легендарный «Дакар» — мечта многих участников квадросерии, ведь за годы успешной работы она вырастила немало талантливых пилотов, ставших впоследствии победителями международных марафонов, таких как Сергей Карякин — победитель ралли «Дакар-2017» и Александр Максимов — победитель «Африка Эко Рейс-2017» в зачете квадроциклов.

В рамках подписанного партнерского соглашения два быстрейших пилота Can-Am X Race (один в ATV, другой в SSV) по итогам сезона получат сертификаты на участие в «Африка Эко Рейс-2019», каждый номиналом в 6000 евро. Кроме того, все участники серии Can-Am X Race получат право регистрации на «Африка Эко Рейс» по специальным льготным тарифам, действующим на весь период приема заявок.

11-е издание гонки «Африка Эко Рейс-2019» пройдет с 30 декабря 2018-го по 13 января 2019 года со стартом на юге Франции и финишем на Розовом Озере в Дакаре (по маршруту «классического Дакара», до переезда гонки в Южную Америку). Участников ждет великолепный маршрут, проложенный через территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Ралли-рейд будет включать 6500 км дистанции, около 4500 км спецучастков, 12 этапов и один день отдыха. В концепции гонки будут сохранены кольцевые спецучастки в Мавритании на базе двух бивуаков, а также этап-марафон «500 миль». Более 70% трасс будут проложены по пескам и барханам пустыни Сахара и лучшим песчаным эргам, а предгорья, каменистые плато, солончаки и саванны дополнят разнообразие покрытий.

Что год грядущий нам готовит?

На церемонии торжественного награждения третьего этапа были объявлены планы на следующий Can-Am X Race. Десятый сезон популярнейшей гонки на квадроциклах и мотовездеходах вновь будет состоять из трех этапов. Квадросерия стартует в конце мая в столице Татарстана, затем участников ждут трехмерные сказочные дороги Карелии. Финал Can-Am X Race 2019 состоится в ралли-рейдовой Мекке — Астраханской области. До окончательного завершения текущего сезона у спортсменов осталась одна приятная обязанность — посетить торжественное награждение по итогам 2018 года, которое состоится в конце ноября в Москве.

Фотобонус

Экипаж мотовездехода состоит из двух человек — пилота и штурмана. На квадроцикле едет один человек. Он сам себе пилот, сам же — штурман. На старте специального участка судья, отдав «контрольку» участнику, информирует за 30 секунд, что скоро подаст команду на старт. А последние пять секунд перед стартом начинает отсчет времени, показывая знак рукой с нужным количеством пальцев — 5-4-3-2-1, а затем убирая руку взмахом, одновременно запуская секундомер. На фото — осталась одна секунда перед стартом СУ
«Рабочее место» штурмана: в руках дорожная книга, перед глазами навигационный прибор Terra Trip, показывающий гоночную статистику — пройденные расстояния, время на спецучастке, запас топлива. На приборе ERTF видны координаты экипажа в пространстве, и если нужно, то отслеживается движение курсами. На квадроцикле присутствуют уменьшенные табло тех же самых приборов навигации и «рулончик» с дорожной книгой, пилоту необходимо отслеживать счетчик общего пройденного расстояния и нажимать ручку на рычаге, чтобы увидеть следующие позиции в дорожной книге. Контрольная карта — обязательная процедура отметок экипажем на пунктах контроля времени —происходит с помощью этого «карнета». На пунктах КВ и Старта судьи отмечают назначенное время (часы и минуты), в соответствии с которым необходимо въехать на пункт контроля времени. Не раньше и не позже, иначе будет начислено штрафное время. В графе «Стоп» отмечается фактическое время финиша экипажа. В графу «Финиш» записывается результат на специальном участке, выраженный в часах, минутах и секундах
После путешествий по различным типам покрытий на «кибитке» без стекла приходится отмывать и приводить в порядок не только багги, но и стирать комбинезоны, отмывать шлемы. В автомобилях технической поддержки — «техничках» — есть весь необходимый инструмент для любого вида работ в полевых условиях и запас запчастей, аккуратно разложенных по ящикам, чтобы проще было найти нужную деталь. Среди батареи амортизаторных стоек Reiger и запасных рычагов с вариаторами можно обнаружить «эликсир храбрости», без которого тоже никак :)
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!