В этом году серия проводится уже шестой сезон подряд: за пять лет организаторы Михаил Девель и Игорь Ташаев уже получили достаточный опыт проведения, чтобы можно было говорить о появлении стабильности в организационных и спортивных вопросах. Это привело к устойчивым техтребованиям и спортивному регламенту, сформировавшемуся составу участников, которых становится больше благодаря притоку свежих сил. Михаил Девель считает, что такая «понятность» соревнований без постоянной смены правил как раз и приводит к росту популярности серии среди ее участников.
Мы поговорили с Михаилом Михайловичем о том, какие промежуточные итоги проводимого соревнования можно подвести.
— На фоне отмененного из-за нехватки участников исторического зачета в РСКГ, который появился внезапно пару лет тому назад и затем так же внезапно исчез, изменилось ли что-то для вашей серии?
— В целом — ничего, все наши участники так или иначе пересекались, так что оттуда к нам добавилось всего два или три новичка. Не сказать, что они создали какую-то картину, но я рад, что осталась одна полноценная серия и люди больше не будут путаться, что и где проходит.
— Как я понимаю, вы продолжаете сохранять цены на участие на уровне прошлых лет?
— Все прекрасно понимают, что с каждым годом финансовая нагрузка растет: дорожает бензин, запчасти, услуги автодромов. Но мы стараемся не слишком перекладывать это на плечи участников. Ценники отличаются на этапы в зависимости от места проведения, а точнее, арендной платы за трек, но все локации мы всегда согласовываем внутри серии. Например, в Смоленске взносы за этап составляют 30 000 рублей, а на Moscow Raceway — уже 35 000. «Игора Драйв» обычно еще немного дороже, но в этом году мы не проводим там гонку. По нынешним временам это «читаемые» деньги, и уж точно это намного меньше, нежели стоило участие в РСКГ.
01
Михаил Девель
Главное преимущество нашей серии — это формат, когда все гоночные события (тренировка, квалификация и гонка) происходят в один день. Таким образом, людям не нужно выделять под наши гонки по несколько дней: можно уложиться в один, что сказывается на общем удешевлении участия.
— Самый высокий статус вашей гонки — Кубок РАФ. Вы не хотите в целом повысить статус серии — или есть какие-то противопоказания?
— Этот статус во многом определен позицией Российской автомобильной федерации, которая нас поддерживает именно в статусе Кубка РАФ. Но любое повышение повлечет за собой усиление требований по целому ряду нормативов, и, как следствие, приведет к удорожанию. А мы хотим остаться в текущей ценовой категории, т. к. именно она привлекает наших участников. Основной массе наших завсегдатаев нет разницы, как это называется.
— Но есть ли в ваших соревнованиях спортивная ценность для тех, кто, например, заинтересован получить разряд?
— Да, мы проводим дополнительные зачеты; например, на MRW проходил чемпионат Москвы, который дает возможность выполнения нормативов для получения разрядов. Это первая ступенька, которая может дать импульс к дальнейшему росту, но прежде всего это получение соревновательного опыта.
— Появилось ли у вас в этом сезоне что-то интересное на старте из техники?
— Да, Илья Кашин заявил интересную машину. Это ВАЗ-2110, адаптированный после участия в профессиональных кольцевых гонках. Так что вы понимаете, что она очень быстрая, и будет важно найти баланс равных возможностей с другими участниками.
— Насколько этот автомобиль в принципе вписывается в концепцию вашего чемпионата?
— У нас есть специальный класс: «Туризм-1600», где едут относительно современные машины с мотором 1,6 л — гоночные Калины, Гранты, Citroen Saxo, Kia. Эта десятка вполне соответствует требованиям класса.
— Какие планы на будущее? Планируете ли что-то особенное?
— Обязательно хотим вернуться на «Игору Драйв». В этом году провести там этап нам не позволило наложение календарей, но в целом мы продолжаем стремиться к стабильности. Сейчас такое время, что трудно смотреть дальше, чем на завтра.
Гоночный день
Гоночный день на Moscow Raceway традиционно получился насыщенным как по расписанию, так и по количеству участников и зрителей. Дополнительно в паддоке автодрома собрались автоклубы, выставившие для зрителей различные автомобильные экспонаты, причем не только советской, но и зарубежной классики. Не обошлось без погодных сюрпризов: внезапно хлынувший в середине одного из заездов ливень добавил гонщикам и зрителям ярких эмоций.
«Объединенный 1»
Этот заезд, проходящий в статусе гонки поддержки основных соревнований серии, традиционно объединяет в себе современные автомобили и в этот раз был представлен 12-ю участниками классов Open.
В классе Open 2000 в первой гонке Станислав Агафонов стремительно оторвался от преследователей и оставил бороться за вторую позицию Дмитрия Саватеева и Дениса Братцева. Но во втором заезде ситуация сложилась иначе — на первом круге у фаворита класса Open 2000 Станислава Агафонова возникли технические проблемы, гонка на этом для него была закончена, и это стоило пилоту победы по итогам этапа. В итоге победителем второго заезда стал Дмитрий Саватеев. В классе Open 1600 Степан Ануфриев на Mini Cooper F56 завершил этот этап двумя победами.
- Победители и призеры этапа в классе Open Class (Open 1600): первое место — Степан Ануфриев, второе место — Кирилл Глушак, третье место — Валерий Смирнов.
- Победители и призеры этапа в классе Open Class (Open 2000): первое место — Дмитрий Саватеев, второе место — Денис Братцев, третье место — Станислав Агафонов.
«Объединенный 2»
Это главный массовый заезд боевой отечественной классики, где на трек выходят автомобили «Москвич», а также самые разные представители семейства «Жигули. Здесь всегда происходит самая интересная борьба, развязка которой бывает порой весьма неожиданной.
За первые десять кругов первой гонки Павел Цепляев, главный соперник Владимира Череваня в классе А5, допущенный к заездам после того, как не смог выехать в квалификацию, буквально «прошил» весь пелетон, вышел в лидеры и в итоге сумел одержать победу! Однако во второй гонке повторить похожий успех ему не удалось Владимир Черевань сдержал Павла Цепляева позади и забрал победу себе.
В первой гонке класса А2/1-1600 на последнем повороте перед финишем Даниил Герасимов успешно атаковал по внутренней траектории лидера гонки Вахтанга Димитрадзе и финишировал первым с отрывом. Однако на пути в лидеры он стал причиной столкновения с другим гонщиком, получил штраф и не отбыл его, за что был наказан дополнительной пенализацией в 40 секунд и потерял победу.
Во втором заезде Герасимов пытался повторить маневр и обойти Димитрадзе, но в итоге финишировал вторым. В классе А2/1-1300 победный дубль на этапе исполнил пилот Валентин Коньков.
- Победители и призеры этапа в классе А2-1300 (традиционные соревнования): первое место — Валентин Коньков, второе место — Петр Семенов.
- Победители и призеры этапа в классе А2/1-1600 (традиционные соревнования): первое место — Вахтанг Димитрадзе, второе место — Олег Соколкин, третье место — Алмаз Хамидуллин.
- Победители этапа в классе А2/1-1600 (Кубок РАФ): первое место — Вахтанг Димитрадзе, второе место — Олег Соколкин, третье место — Алмаз Хамидуллин.
- Победители этапа в классе А5 (традиционные соревнования): первое место — Владимир Черевань, второе место — Павел Цепляев, третье место — Глеб Семенов.
- Победители этапа в классе А5 (Кубок РАФ): первое место — Владимир Черевань, второе место — Павел Цепляев, третье место — Глеб Семенов.
«Объединенный 3»
Заезд «Объединенный 3» сочетает на стартовой решетке как отечественную, так и зарубежную классику. Евгений Трушин, Михаил Тюрин и Сергей Марков претендовали на победу в классе Тouring 16V. В первой гонке Сергею Маркову удалось перехватить лидерство после начавшегося дождя и победить, выиграв у соперников буквально полсекунды. Во втором заезде первым к финишу пришел Евгений Трушин.
Илья Кашин, единственный в своем классе «Туризм 1600» на отечественном ВАЗ 2110, стартовав в первой гонке с десятой позиции, провел серию блестящих обгонов и первым пересек финишную черту. Во втором заезде он вновь возглавил пелотон — на этот раз с внушительным преимуществом. В итоге заряженная «десятка» принесла ему победный дубль на втором этапе.
Вадим Антипов захватил лидерство в «Волгах» в утреннем заезде класса А2/1-2500 и контролировал ситуацию до самого финиша. После обеда Руслан Толоконников пробовал навязать ему борьбу за победу, но в итоге проиграл обидные 0,3 секунды, а Антипов также записал на свой счет победный дубль этапа. Класс Open Classic на этом этапе представлял всего один пилот — Семен Чернис.
- Победители этапа в классе Open Classic: первое место — Семен Чернис.
- Победители и призеры этапа в классе Touring Classic 16V: первое место — Евгений Трушин, второе место — Сергей Марков, третье место — Михаил Тюрин.
- Победители и призеры этапа в классе «Туризм 1600»: первое место — Илья Кашин, второе место — Владимир Черевань, третье место — Евгений Шеклачев.
- Победители и призеры этапа в классе А2/1-2500 (традиционные соревнования): первое место — Вадим Антипов, второе место — Руслан Толоконников, третье место — Николай Бордодымов.
- Победители и призеры этапа в классе А2/1-2500 (Кубок РАФ): первое место — Вадим Антипов, второе место — Руслан Толоконников, третье место — Николай Бордодымов.
«Объединенный 4»
«Объединенный 4» — заезд спортпрототипов для автомобилей MitJet и ShortCut. В классе ShortCut Иван Герасимов сумел одержать победу в обеих гонках, а в классе MitJet Владимир Горлач, основной претендент на победу, сошел за несколько кругов до финиша первой гонки. Зато во втором, стартовав с последнего места, он не только отыгрался за свою предыдущую неудачу, но и вышел в лидеры всего пелотона.
- Победители и призеры этапа в классе MitJet (зачет CN): первое место — Сергей Лапицкий, второе место — Владимир Горлач, третье место — Артем Максимчук.
- Победители и призеры этапа в классе ShortCut (зачет CN527): первое место — Иван Герасимов, второе место — Денис Бурлаков, третье место — Алексей Курленя.
- Победители и призеры этапа в командном зачете: первое место — Sofit Racing Team, второе место — «УГМК Моторспорт», третье место — Kuzma’s Mother RT.
Московский этап серии CT на MRW состоялся совместно с дружественным чемпионатом и Кубком Республики Беларусь. Параллельно с этим пилоты приняли участие и в одноэтапном чемпионате Москвы.
Подробные протоколы заездов можно найти на официальном сайте Серии.
Большой ретропраздник всем гостям и зрителям этапа подарили не только гонщики, но и участники ретровыставки, развернувшейся в паддоке автодрома.
Участие приняли различные автоклубы и сообщества — Клуб «ГАЗ 21», Автоклуб «Волга М-21», MadBuckets, Mercedes-Benz Club Moscow, Клуб «Авто-мото-ретро техника», «РетроКруиз», Versusclub, «Автоклуб Москвич». И многие другие участники, которые привезли на второй этап Серии легендарную отечественную и зарубежную классику, где у каждого автомобиля своя уникальная жизненная история. В этот день можно было увидеть много действительно интересной ретротехники в выставочной зоне, например, Alfa Romeo 1939 года!
Также в паддоке Classic Touring, параллельно с основными заездами при содействии Автоклуба «Волга М-21» прошел конкурс по автослалому (соревнования на точность маневрирования) среди участников фестиваля ретроавтомобилей.
Красивой финальной точкой гоночного дня стал парад участников ретровыставки — все автомобили совершили несколько кругов по треку Moscow Raceway.
Третий этап Classic Touring пройдет 5 июля на нижегородской трассе NRing.
Бонус: интервью с Ильей Кашиным, владельцем уникального автомобиля
Автомобиль, о котором пойдет речь ниже — оригинальная машина команды Lukoil, построенная по требованиям класса «Супертуризм», закрытого после 2003 года. С серийными «донорами» эти машины не имеют почти ничего общего. Правила допускали множество доработок, но блок двигателя должен был оставаться штатным.
Здесь установлена оригинальная подвеска, тормоза. Стандартный двигатель доработан до мощности в 225 л.с. и дополнен секвентальной 6-ступенчатой коробкой передач.
Всего было построено три таких автомобиля, сейчас остался только один. На этой машине за рулем ездил Алексей Дудукало.
— Илья, вы цените и собираете различные гоночные автораритеты. Как попала в вашу коллекцию эта машина?
— Эту машину нашли не у Дудукало, и не в «Лукойле», а за пределами России в одной из бывших республик. Она сохранила свою оригинальную подвеску, только мотор сделали попроще — сейчас в ней всего 175 л.с. Но благодаря минимальному весу у нее есть большое преимущество по производительности.
Это очень известная машина, но она пропала с горизонта почти четверть века тому назад. Сейчас многие специально приезжают для того, чтобы просто на нее посмотреть — так что это действительно интересный экземпляр. Так как я собираю все эти старые машины, реставрирую их, она мне, конечно, была интересна.
— Как она показывает себя в гонках? Какие вы впечатления за рулем?
— Отличная гоночная машина. Она очень легкая, и благодаря этому очень быстрая. Гоночная подвеска добавляет стабильности, в поворотах ведет себя просто идеально. Одна из немногих, которая в пелотоне обута в слики.
— В первом заезде на сликах вы попали в дождь. Было скользко?
— Дождь начался примерно за пять кругов до финиша, когда я попытался создать преимущество, потому что понимал, что в дождь будет грустно ехать. Но ничего, нашел где-то зацеп и финишировал. Вышедший автомобиль безопасности мне, конечно, не помог, иначе бы отрыв был больше.
— Вы постоянно принимаете участие в различных гоночных соревнованиях, связанных с классическими автомобилями. Как вы оцениваете сейчас развитие гоночного направления автомобильной классики?
— У ралли исторических автомобилей сейчас буквально открылось буквально второе дыхание. Организаторы собирают сейчас по 100-120 экипажей на старте. Это очень много. Что касается классических кольцевых гонок, то этот сезон мне кажется более насыщенным. Появилось много новых людей. Это хорошо. Это говорит о том, что людям интересно направление классических гонок. И большая благодарность Девелю, Ташаеву, что они это делают.
Недавно появилось еще одно соревнование — трехэтапный чемпионат Московской области в Мячково. Туда помимо отечественной и зарубежной классики приезжают владельцы старых советских формул. На первом этапе было порядка девяти-десяти машин, в том числе «Эстонии» и «Формула Русь». Неплохое событие.