E-Prix Рима: холодный прием для горячих парней
17.04.2019 | 2003 просмотра

E-Prix Рима: холодный прием для горячих парней

Текст: Мария Мельникова
Фото и видео: ABB Formula E
Источник: Drom.ru

Кажется, Формула Е разработала беспроигрышный сценарий для своих гонок, привлекающий на трибуны все больше и больше зрителей: сложная трасса, огромное количество столкновений, красные флаги и отчаянные рестарты, обгоны в невозможных местах и борьба до финишного флага, чтобы в итоге в седьмой гонке нового сезона оказался седьмой новый победитель! Поздравляем команду Panasonic Jaguar Racing и Митча Эванса с первой победой в истории их участия в Formula E.

События текущего сезона

Гонка в Риме отметила середину текущего сезона: шесть этапов позади, еще шесть впереди, — и дала отмашку началу европейских гастролей. Париж, Монако, Берлин, Берн примут электроформулу в течение ближайших трех месяцев, а завершится этот сезон двойной гонкой в Нью-Йорке. А затем — подготовка к шестому сезону, когда в сражение за победу в быстро развивающейся серии вступят еще две заводские команды — Mercedes и Porsche. И если Mercedes фактически сменят команду HWA Racelab, которая сейчас является наместником Mercedes на земле в Формуле Е, то Porsche придут с нуля — хотя у них опыт работы с электрическими силовыми гоночными установками тоже немаленький.

И Mercedes, и Porsche активно тестируют новые машины, которые презентуют в межсезонье. При этом если Porsche уже подписали хотя бы одного из двух пилотов (им стал заводской пилот Нил Яни), то Mercedes еще не объявляли свой состав, и совершенно не факт, что пилоты HWA Racelab автоматически туда перейдут. Ходят слухи, что Mercedes сейчас находится в активном поиске громких имен и очень быстрых пилотов, чтобы войти красиво и победно — как они привыкли.

Мы мало рассказываем про какие-то внутренние процессы в Формуле Е, и это, наверное, неправильно. Дело в том, что серия развивается очень активно как в плане собственной глобализации, так и в техническом направлении, и в законодательном. И в этом участвует весь коллектив, включая команды.

Например, перед Гран-при Рима активно обсуждалась та часть регламента, которая касается появления красных флагов. До сего момента в регламенте было указано, что красные флаги не останавливают отсчет времени заезда, а уже судьи на свое усмотрение могут добавить дополнительное время (как в футболе). В Италии команды приняли однозначное решение, что красные флаги останавливают таймер гонки, и это решение уже было опробовано в боевом режиме.

Еще одним вопросом для обсуждения явилась двухмоторная силовая установка концерна Nissan, которую они используют на своих машинах. Несколько команд оказались очень недовольны таким решением, т. к. считают, что оно дает Nissan преимущество в накоплении заряда энергии. В регламенте этот технический момент не прописан, подобный же подход к конструкции силовой установки ранее рассматривали еще две команды, но затем отказались от этой идеи, так что сейчас Nissan — единственные, кто выступает с двумя двигателями. Говорят, что организаторы готовы решить этот вопрос в пользу большинства, чтобы погасить волну возмущения.

BMW I Andretti Motorsport и DS Techeetah привезли в Италию несколько новых аэродинамических решений для своих автомобилей, протестировали их в пятницу и остались очень довольны. Более того, DS Techeetah даже заявили, что теперь в Риме они готовы вновь бороться за подиум и победы. И подтверждением их слов тут же стала поул-позиция Андре Лоттерера, а затем и лучший круг в гонке у второй машины команды под управлением Жана-Эрика Верня.

После гонки в Китае в составах команд произошло сразу две замены. Нельсон Пике, первый в истории чемпион Формулы Е, объявил о своем уходе из серии. Ему на смену в команду Panasonic Jaguar Racing подписали британца Алекса Линна, в прошлых сезонах выступавшего за Virgin Racing вместе с Сэмом Бердом. Те сезоны сложились для Линна неудачно, он оказался под давлением со стороны Сэма Берда и в итоге был заменен на Робина Фряйнса. Почему именно Линн — сложно сказать, вероятно, его происхождение тоже имело значение; важно то, что он получил второй шанс, который дается далеко не всем. Продолжит ли британец выступления за Jaguar и в следующем сезоне — или просто сейчас закрывает собой брешь после ухода Пике, неизвестно. Обычно такие вопросы решаются по итогам сезона.

Вторая замена произошла в команде Geox Dragon, но эта замена определенно временная. Фелипе Наср отправился покорять Америку за рулем кузовной серии IMSA, а его место пока занял Макс Гюнтер.

Квалификация и гонка

Если бы сложности, связанные с E-Prix в Италии, можно было свести только к трудной трассе, узким дорогам и безбашенным пилотам, это было бы еще ничего. Но добавьте сюда дождь, низкую температуру и отвратительный асфальт, покрытый заплатками, скользкий и неровный, и вы получите полную картину того, что ожидало гонщиков на улицах старого Рима.

Протяженность уличной трассы составила 2870 метров, что для уличных гонок Формулы Е совсем немало. Конфигурация трека включает в себя 21 поворот, несколько из них расположены под прямым углом. Длинных прямых здесь не было, поэтому и максимальная скорость машин оказалась невысока: порядка 210 км/ч. При этом некоторые отрезки трассы довольно широкие, что подразумевает возможности для обгона, а повороты и шиканы узкие, что усложняет соперничество.

Квалификация прошла полностью в дождевых условиях, многие машины скользили, пилоты совершали ошибки, поэтому состав прошедших в суперпоул вышел довольно необычным.

Здесь оказалось сразу две машины команды Geox Dragon — Хосе Мария Лопес показал третье время, а Максимилиан Гюнтер стал пятым. Стоффель Вандорн вновь сумел показать хороший результат и стал четвертым, Себастьян Буэми замкнул шестерку, а вот за поул-позицию боролись сразу два пилота: новозеландец Митч Эванс (Panasonic Jaguar Racing) и немец Андре Лоттерер (DS Techeetah). Лоттерер выезжал на свой круг последним и почти до финиша уступал времени Эванса, однако потом все же сумел показать лучшее время, изрядно потрепав нервы и своей команде, и Ягуарам. Впрочем, это соперничество уже через несколько часов было перенесено и в саму гонку: до самого финиша руководитель команды Panasonic Jaguar Racing Джеймс Барклай хватался за сердце в самые острые моменты борьбы двух пилотов. А таких моментов было хоть отбавляй.

Гонка стартовала уже без дождя, хотя асфальт все еще был мокрым. Для Формулы Е этот момент непринципиален: в серии нет разделения на слики и дождевые шины — команды используют одинаковую резину Michelin с протектором в любых погодных условиях. И потому, что шинная тактика или тактика пит-стопов здесь отсутствует, организаторы были вынуждены придумывать другие тактические уловки для обострения борьбы на трассе, например, режим атаки, фан-буст и другое. Собственно, именно тактика правильного и своевременного применения режима атаки и стала здесь важным звеном в борьбе за победу. На протяжении всего заезда, длившегося не положенные 45 минут + 1 круг, а гораздо дольше по причине затянувшегося режима красных флагов, два пилота, стартовавших с первой линии, ни на секунду не прекращали борьбу. И именно грамотное использование дополнительной энергии, которую дает активированный режим атаки, и правильно рассчитанная стратегия позволила пилоту Jaguar буквально выстрелить в нужный момент и обогнать лидировавшего более половины гонки Лоттерера.

Эванс первым активирует режим — примерно в середине гонки. Для проезда по линии активации Эвансу потребовалось отклониться от идеальной траектории и потерять время, в результате чего уступает преследовавшему его Стоффелю Вандорну, но затем быстро возвращает себе позицию и начинает сокращать отрыв до DS Techeetah Лоттерера. Эванс практически повисает у него на хвосте, пользуясь слипстримом и выжидая момент. И этот момент настал. Эванс прошел немецкого пилота в очередной шикане, что называется, на тоненького, и все равно в азарте борьбы у пилотов случилось два легких контакта, за которые оба потом получили предупреждение от директора гонки. Тем не менее Лоттерер не имел никаких претензий к Эвансу, признав, что тот все же оставил ему достаточно места.

— Мне нужно будет проверить по телеметрии, что случилось в середине гонки, потому что у меня возникли сложности с шинами — такое впечатление, что давление в них внезапно увеличилось. Я надеялся, что Митч этого не заметит и побоится меня обгонять, но он все же сумел протиснуться в оставленную щелку и при этом сделал все совершенно корректно, оставив мне пространство на трассе.

Андре Лоттерер

— Мне просто нужно было правильно рассчитать момент, использовать энергию в тот момент, когда Андре не мог использовать свою, и воспользоваться разницей в мощности, — сказал Эванс. — Я сумел совершить обгон, и именно он стал поворотной точкой гонки. И в тот момент, когда я увидел его машину в своих зеркалах, я понял, что у меня все получилось, и теперь главное — суметь довезти это лидерство до финиша.

Митч Эванс

Лоттерер пытался дважды контратаковать Эванса в режиме атаки, но оба раза не мог подобраться к нему достаточно близко, чтобы воспользоваться своим преимуществом. В итоге пилот DS Techeetah вновь оказался лишь вторым.

Стоффель Вандорн сумел сохранить третью позицию в гонке и впервые поднялся на подиум в Формуле Е в своем первом сезоне и принес также первый подиум команде HWA Racelab. Робин Фрийнс сумел улучшить свои позиции в гонке и финишировал четвертым, обогнав Себастьяна Буэми.

Четырех очков, полученных за восьмое место Жеромом Д’амброзио, оказалось достаточно, чтобы бельгиец опять возглавил личный зачет, опередив Антонио Феликса Да Кошту. Теперь Топ-9 пилотов разделяет между собой всего 13 очков.

Действующий чемпион Жан-Эрик Вернь не смог повторить свой успех в Китае и не сумел набрать очков, т. к. оказался вовлеченным в инцидент на первом круге вместе с Хосе Марией Лопесом и Гари Паффетом, который в итоге привел к режиму красных флагов, длившемуся 43 минуты! А в дальнейшем Вернь еще и получил штраф за обгон Да Кошты в режиме Full Course Yellow, и это отбросило его еще дальше в турнирной таблице.

Вообще действующему чемпиону в этом сезоне катастрофически не везет: три гонки подряд он финишировал вообще вне очковой зоны, пока в Китае, наконец, не завоевал победу. И вот снова проблемы в Риме. Сейчас Вернь занимает лишь седьмое место, но в то же время от лидера его отделяет всего 11 очков, а это значит, что наверстать упущенное французский пилот сможет и за одну гонку — при удачном стечении обстоятельств.

И вот именно такая небольшая разница в очках и тот факт, что все может измениться в мгновение ока, делает сражение в Формуле Е столь горячим и захватывающим!

7 гонок — 7 победителей

Следующий E-Prix состоится в Париже 27 апреля.

Результаты гонки

Пилот Команда Машина Время/разница
1. М. Эванс Panasonic Jaguar Racing Jaguar 1:33:51.140
2. А. Лоттерер DS Techeetah DS +0.979
3. С. Вандорн HWA Racelab Venturi +6.399
4. Р. Фряйнс Envision Virgin Racing Audi +9.181
5. С. Буэми Nissan e.dams Nissan +9.778
6. О. Роуланд Nissan e.dams Nissan +11.262
7. Л. ди Грасси Audi Sport Abt Schaeffler Audi +24.340
8. Ж. Д'Амброзио Mahindra Racing Mahindra +28.633
9. А.да Кошта Bmw I Andretti Motorsport BMW +30.651
10. П.Верляйн Mahindra Racing Mahindra +30.735
11. С.Берд Envision Virgin Racing Audi +32.272
12. А. Линн Panasonic Jaguar Racing Jaguar +42.238
13. О. Терви NIO Formula E Team NIO +48.616
14. Ж. Вернь DS Techeetah DS +49.732
15. Т. Диллман NIO Formula E Team NIO +52.253
16. Х-М. Лопес GEOX Dragon Penske +1:10.373
17. А. Симс Bmw I Andretti Motorsport BMW +1:11.373
18. Д. Абт Audi Sport Abt Schaeffler Audi 1 круг
19. М. Гюнтер GEOX Dragon Penske 1 круг
20. Ф. Масса Venturi Formula E Team Venturi Сход
21. Э. Мортара Venturi Formula E Team Venturi Сход
22. Г. Паффетт HWA RACELAB Venturi Сход

Лучший круг: Жан-Эрик Вернь — 1:31.016

Лучшие моменты гонки

Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!