Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
11-й E-Prix в Берне: Совершенно. Сумасшедшая. Гонка
25.06.2019 | 1141 просмотр

11-й E-Prix в Берне: Совершенно. Сумасшедшая. Гонка

Текст: Мария Мельникова
Фото и видео: ABB Formula E
Источник: Дром
Кто бы сказал, что можно с таким напряжением следить за гонкой Формулы Е — не поверила бы. Но оказалось, что совершенно невозможно спокойно наблюдать за ходом 11-го этапа в Берне, где происходило сумасшедшее противостояние двух классных пилотов из двух сильных команд. На протяжении всего заезда, который длился в этот раз намного больше 45 минут, два лидера — Жан-Эрик Вернь из команды DS Techeetah и Митч Эванс из Jaguar Racing — вели напряженнейшую, красивейшую борьбу за лидерство в гонке. Но когда за несколько минут до финиша над центром Берна, где была проложена трасса, разразился настоящий ливень, соперничество буквально превратилось в гонку на выживание!

После более чем 60-летнего эмбарго на проведение кольцевых автогонок в 2018 году Швейцария наконец смягчилась и сделала исключение для Formula E. Дело в том, что в 1955 году после ужасной трагедии в Ле-Мане, когда один из участников вылетел в зрителей на трибунах и стал причиной гибели нескольких десятков человек, Швейцария запретила проведение у себя в стране автоспортивных мероприятий. Долгое время они оставались верны принятому решению, пока, наконец, не открыли свои двери чемпионату по электрогонкам. В прошлом сезоне E-Prix прошел в Цюрихе, в этом же году гонку принимал Берн.

Трасса протяженностью 2,7 километра оказалась чуть ли не самой узкой в сезоне: центральные улицы старинного города, который был основан в 12 веке, не отличаются особой шириной. Пилот команды Audi Даниэль Абт во время традиционного питвока (когда пилоты проходят по трассе перед гонкой) заметил, что на треке есть как минимум четыре участка, где не разъедутся даже две машины. Но организаторы решили еще больше усложнить задачу, поставленную перед пилотами: в одной из шикан места было оставлено так мало, что любая ошибка могла привести к непредсказуемым последствиям.

Во время утренних практик, открывающих гоночный день, одним из самых быстрых стал пилот команды Mahindra Racing Паскаль Верляйн. Во время второй практики он даже сумел опередить двух пилотов лидирующей команды DS Techeetah — Андре Лоттерера и Жана-Эрика Верня. Однако уже позже утром в квалификации именно Вернь сумел показать лучшее время и взять поул-позицию, которая, как показала затем последующая гонка, оказалась самым важным элементом швейцарского гоночного дня.

Однако борьба за поул-позицию не была слишком простой: по итогам квалификации Вернь был только вторым, позади пилота Jaguar Митча Эванса — их разделяло 0,335 секунды. Сзади буквально на пятки ему наступал Паскаль Верляйн, проигравший французу всего 0,033 секунды. Еще 0,05 секунды уступил Верляйну Себастьян Буэми. Вообще итоги первой части квалификации в Берне были невероятно плотными: вы только представьте — всего одна секунда разделяла результаты первых 17 (!) пилотов, разница между первой и последней строчкой составила только 1,654 секунды!

Но, как известно, в Формуле Е на одной только квалификации дело не заканчивается. Лучших гонщиков ожидают заезды за суперпоул — этакий своеобразный второй сегмент квалификации для Топ-6 пилотов. И вот здесь Верню уже пришлось постараться: он сумел превзойти лучшее время в квалификации Митча Эванса на 0,08 секунды, в то время как новозеландец не смог улучшить свой результат и стал лишь вторым.

Себастьян Буэми на домашней трассе, по его словам, ощущал поддержку родных и друзей и занял третью позицию на старте, а Паскаль Верляйн — лишь четвертую. Зато Берн оказался очень дружелюбным для Максимилиана Гюнтера, впервые в сезоне прошедшего в суперпоул и сделавшего отличный подарок своей команде Geox Dragon, которой в этом сезоне крайне не везет. Замкнул шестерку англичанин Сэм Берд.

Интересно сложилась квалификация для двух претендентов на титул в этом сезоне: Лукас ди Грасси, приехавший в Берн вторым в личном зачете, сумел показать лишь 19-е время, а Антонио Феликс да Кошта уступил ему еще одну позицию. Андре Лоттерер стартовал восьмым.

Учитывая вышесказанное про ширину трассы и крайне узкую первую шикану, вполне можно было ожидать, что она окажется тем самым бутылочным горлышком, в которое не смогут пролезть все пилоты. Так и получилось. Тройка лидеров благополучно миновала это «затычное» место, но вот дальше начались проблемы. Параллельно произошло сразу два контакта. Сначала Жером Д’Амброзио подтолкнул Робина Фряйнса, которого развернуло на 180 градусов, и он столкнулся с ехавшим позади Алексом Линном. Машина Робина Фряйнса получила в этом инциденте повреждения, которые не позволили ему продолжить гонку, а Д‘Амброзио получил в качестве наказания проезд через питлейн.

Но то, что произошло впереди, стало причиной массового завала и остановки гонки под красными флагами почти на 45 минут.

Жан-Эрик Вернь провел идеальный старт и уехал в гонку первым. Митч Эванс сумел отстоять свое второе место у Себастьяна Буэми, и вся тройка чисто прошла первую шикану, но вот следом за ними Максимилиан Гюнтер на позднем торможении задел заднее правое крыло Паскаля Верляйна, в результате чего немецкого пилота развернуло и он в прямом смысле перекрыл своей Mahindra всю траекторию движения.

Несколько пилотов, и среди них Ди Грасси, да Кошта и некоторые другие, очень быстро сориентировались и продолжили движение через узкую срезку, однако сначала желтые, а потом и красные флаги, появившиеся над трассой в течение первого круга, собрали всех пилотов на питлейне.

В итоге своих маневров Фелипе Масса, Стоффель Вандорн, Хосе-Мария Лопес, Лукас ди Грасси, Феликс да Кошта и другие отыграли очень много позиций. Масса, например, вообще с 12-го места поднялся сразу на четвертое, а ди Грасси — с 19-го на восьмое. Поэтому понятно, что принятое судьями — в соответствии со спортивным регламентом — решение давать рестарт согласно местам в квалификации было среди этих пилотов не слишком популярным. Тем не менее именно так и дали рестарт, и на этот раз все пилоты были очень аккуратны. К сожалению, двое из них так и не смогли возобновить гонку: Оливер Роуланд (Nissan E.Dams) и Робин Фрийнс (Envision Virgin Racing) сошли по техническим причинам, и для Фрийнса этот сход очень печален. Он приехал в Берн будучи пятым в личном зачете, и теперь он скорее всего выбывает из борьбы за победу в чемпионате.

После рестарта через некоторое время образуется сначала пара, а затем и четверка лидеров. Вернь и Эванс ведут свою борьбу, а за ними следуют Буэми и Верляйн. В хвосте пелотона тоже происходит борьба за позиции: Эдо Мортара атакует Александра Симса, но делает это неудачно, а после контакта оба автомобиля и вовсе откатываются на самые дальние позиции. После отбытия наказания проездом через питлейн откатывается далеко назад и Жером Д’Амброзио, замыкавший десятку.

Лукас ди Грасси отчаянно борется за очки, защищая свое второе место в личном зачете, и довольно легко опережает сначала Гэри Паффета, а затем и Стоффеля Вандорна.

Сэм Берд на шестой позиции позади Максимилиана Гюнтера одним из первых активизирует режим атаки и очень скоро отыгрывает одно место. А технические проблемы у Верляйна уже к концу первой четырехминутки режима атаки позволяют Берду подняться и еще на одну строчку. Теперь именно Берд преследует Буэми, а в таких баталиях англичанин далеко не самый приятный соперник. Но Верляйн не может продолжать гонку и останавливается на прямой, где расположена зона активации, и из-за этого над трассой появляется режим желтых флагов. Это значит, что все то время, пока с трека эвакуируют Mahindra Верляйна, пилоты не могут превышать скорость в 50 км/ч.

После возобновления гонки Митч Эванс вновь активирует режим атаки, чтобы обогнать Верня, но француза голыми руками не возьмешь. На протяжении всей гонки он не допускает ни одной ошибки, очень умело обороняясь от пилота Jaguar, умело предсказывая и предвосхищая его действия.

Тем временем второй пилот китайской команды DS Techeetah Андре Лоттеррер также предпринимает весьма активные и грамотные действия, правильно расходуя свой режим повышенной мощности. Еще бы! Имея за плечами столько подиумов и побед в гонках на выносливость, как Лоттеррер, можно научиться выжидать правильный момент! Только в последней трети гонки немецкий пилот впервые использует режим буста, опережает Даниэля Абта, прорываясь на шестую позицию, затем Гюнтера, и он уже пятый! До лидирующей четверки еще довольно далеко, но впереди чистый трек, и Лоттеррер нагоняет этот квартет очень быстро. И при этом у него в запасе есть еще один режим повышенной мощности!

Впереди Андре Лоттерера уже маячит корма синей машины команды Virgin Racing под управлением Сэма Берда. Все мы хорошо помним, как на этапе в Сантьяго Сэм Берд буквально вытолкал Лоттерера с первого места, лишив его не только победы, но и очков. Вряд ли немец забыл ему эту историю, однако в своих атаках он был крайне аккуратен и корректен, и именно Берд допустил ошибку на позднем торможении, которая позволила немцу его обойти.

Тем временем Ди Грасси верно отыгрывает позицию за позицией и уже поднимается в очковую зону, пилот Jaguar Racing Алекс Линн твердо держится за восьмое место, и оба пилота английской команды должны привезти хорошие очки, особенно если Эвансу все же удастся атака на Верня. И тут случается то, что обещали, но никак не могло произойти: на трассу обрушивается сильнейший ливень, который буквально путает все карты.

Для Формулы Е дождь является дополнительным джокером и проверкой пилотов на настоящее мастерство: ведь здесь нет сликов и дождевой резины, есть только промежуточная на все случаи жизни, поэтому все продолжают оставаться на трассе, лишь пытаясь удержаться на скользком асфальте. Несколько раз различные машины уходили в боковое скольжение, Сэм Берд вообще сумел чудом отловить свою формулу, Лоттерер несколько раз пытался обойти Буэми, но балансировал буквально на грани: еще чуть-чуть, и он сам бы отправился в стену. Жан-Эрик Вернь и тут сумел сохранить лидерство — видимо, так хотелось отыграться ему за неудачу, которая постигла его команду G-Drive Racing на прошедшем Ле-Мане! Ну а Эвансу было нечего ему противопоставить.

Третья победа французского пилота в этом сезоне помогла ему создать очень комфортный отрыв от остальных преследователей. К тому же помимо положенных 25 очков за победу Вернь получает еще три за поул-позицию. Теперь у него за два этапа до финиша сезона 130 очков. Ближайшим его соперником вновь стал партнер по команде Андре Лоттерер, который, тем не менее, уступает ему 32 очка и всего на одно очко опережает Лукаса ди Грасси.

В командном зачете DS Techeetah еще более приятно оторвалась от Audi Sport Abt с 58 пунктами в запасе.

Panasonic Jaguar Racing тоже упрочил свои позиции, поднявшись на седьмую строчку командного зачета, а вот у Митча Эванса дела совсем прекрасно: он теперь занимает четвертое место и проигрывает ди Грасси всего десять очков! Хочется пожелать новозеландцу удачных гонок в Новом Свете!

 
Сдвоенный этап, завершающий пятый сезон электроформулы, состоится 13-14 июля в Нью-Йорке.

Уже сейчас, кстати, был опубликован календарь на новый сезон, и теперь мы знаем, что в следующем году замыкать его будет парная гонка в Лондоне, а начинать — сюрприз! — такая же сдвоенная гонка в Саудовской Аравии; Швейцарии в календаре пока нет, один этап (в декабре) еще не объявлен, а из новой географии появился корейский Сеул, при этом он не слишком удачно разделяет два европейских этапа в Париже и Берлине, усложняя логистику. Российского этапа в календаре тоже нет, но это довольно ожидаемо, так как переговоры ведутся относительно седьмого сезона.

Подробно календарь

Результаты гонки

Пилот Команда Машина Время/разница
1. Ж-Э. Вернь DS Techeetah DS 1:25:26,873
2. М. Эванс Panasonic Jaguar Racing Jaguar +0,160
3. С. Буэми Nissan e.dams Nissan +0,720
4. А. Лоттерер DS Techeetah DS +1,106
5. С. Берд Envision Virgin Racing Audi +2,996
6. М. Гюнтер Geox Dragon Penske +4,625
7. Д. Абт Audi Sport Abt Schaeffler Audi +6,930
8. А. Линн Panasonic Jaguar Racing Jaguar +9,972
9. Ф. Масса Venturi Formula E Team Venturi +12,310
10. Л. ди Грасси Audi Sport Abt Schaeffler Audi +13,073
11. С. Вандорн HWA Racelab Venturi +13,386
12. А. да Кошта Bmw I Andretti Motorsport BMW +13,917
13. Х-М. Лопес Geox Dragon Penske +14,271
14. А. Симс Bmw I Andretti Motorsport BMW +14,714
15. Ж. Д'Амброзио AMahindra Racing Mahindra +21,872
16. Т. Диллман NIO Formula E Team NIO +40,084
17. О. Терви NIO Formula E Team NIO +46,622
18. Г. Паффетт HWA Racelab Venturi +1.22,512
19. О. Роуланд Nissan e.dams Nissan сход
20. П. Верляйн Mahindra Racing Mahindra сход
21. Э. Мортара Venturi Formula E Team Venturi сход
22. Р. Фряйнс Envision Virgin Racing Audi сход
Лучший круг: Антонио Феликс да Кошта — 1:21,240 секунды

Положение в личном зачете

Комментарии

    
Красноярск
Сообщений: 63280
Не смотря на наличие достаточного количества обгонов гонки на городских трассах смотреть не интересно. В этой гонке интерес представлял промежуток от старта до первой шиканы ну и подобие дождя в конце гонки.
А, чуть не забыл, за медведем и то было интересней наблюдать )))
 
3
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 7130
Неистовый вожак
Не смотря на наличие достаточного количества обгонов гонки на городских трассах смотреть не интересно. В этой гонке интерес представлял промежуток от старта до первой шиканы ну и подобие дождя в конце гонки.
А, чуть не забыл, за медведем и то было интересней наблюдать )))
Что за медведь? )
 
 
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 63280
udachnic
Что за медведь? )
Обычный живой Мишка, живет в центре Берна в медвежьем овраге, от которого и пошло название города )))
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром