При этом даже специалистам будет нелегко понять, как обстоят дела у команд на самом деле: мы не знаем, по какой программе будет работать та или иная команда, какие задачи они отрабатывают, какой уровень топлива в автомобилях и насколько все будут скрывать свои реальные результаты. А в том, что они будут скрывать скорость и производительность, нет никаких сомнений.
Так что же самое важное произойдет в эти три дня и на какие вопросы мы, быть может, получим ответы?
«Увидите на следующей неделе», — с улыбкой сказал Джордж Расселл, когда после первого выезда на Mercedes W14 во время шейкдауна журналисты спросили его, был ли эффект дельфинирования.
Вообще, что касается этого эффекта, будет интересно посмотреть, насколько далеко продвинулись команды в решении этого вопроса, и действительно ли на него повлияли новые правила, по которым команды должны были приподнять днище на 15 мм.
Даже уже после зимнего перерыва и еще до тестов есть ощущения, что Mercedes не сумел добиться того прогресса, на который рассчитывал, и может начать сезон в минусе. Так что будем искать любые внешние признаки, подтверждающие или опровергающие это мнение.
После того как две с половиной недели назад Red Bull устроил шутовское шоу из презентации якобы «нового» автомобиля, теперь мы, наконец, увидим, как же он будет выглядеть в реальности.
Пожалуй, больше зрителей на новую машину чемпионской команды хотят посмотреть другие гоночные коллективы, чтобы понять, в каком направлении развивался Red Bull и что они еще придумали.
В прошлом году Red Bull представил окончательный дизайн автомобиля лишь на второй серии предсезонных тестов как раз в Бахрейне (первые проходили в Барселоне). С учетом того, что в этом году будет лишь одна тестовая серия, есть большие шансы, что та машина, кторая покинет боксы в четверг утром, и будет максимально приближена к той, что мы увидим на первом этапе всего неделю спустя.
Ну и самый интересный момент. В связи с тем, что многие команды решили использовать в своих новых машинах элементы дизайна прошлогоднего Red Bull — изменит ли сама австрийская команда дизайн и философию машины, или просто покажет нам ее эволюцию?
В прятки играет не только Red Bull. Все команды так или иначе стараются спрятать от посторонних глаз свои наработки, а на фотографиях мы, как правило, видим только то, что они хотят нам показать.
Все фотографии для зрителей и прессы тщательно отбираются, а на презентациях машин те детали, которые могут выдать что-то серьезное, всегда тщательно замаскированы и скрыты от любопытных взглядов. Мы неоднократно видели, как сами пилоты играют в шпионов, прогуливаясь перед боксами той или иной команды, чтобы разглядеть какие-то секреты. Это тоже часть игры.
То же самое касается и тестов: как правило, боксы тщательно закрыты либо гаражными воротами, либо специальными ширмами, однако на трассу машины все равно выезжают, и вот там уже сложно скрыть что-то от шпионских камер тех же журналистов, которые могут работать на соперника.
Но три предстоящих дня в Бахрейне позволят впервые увидеть настоящие машины и разглядеть их секреты, которые постепенно станут известны и всем остальным. Вот что делает предсезонные тесты такими увлекательными.
Именно в Бахрейне в прошлом году все смогли стать свидетелями эффективности уникального силового агрегата Ferrari с малым турбонаддувом и длинным впуском.
Ускорение F-75 в медленных поворотах было по-настоящему впечатляющим, и это привнесло интригу в первые гонки: Red Bull был быстрее в конце прямых, но Ferrari демонстрировали лучшее ускорение. Чем плотнее трек, тем лучше для мотора Ferrari.
По прошествии первой трети сезона Ferrari пришлось ограничить мощность силовых установок, чтобы избежать проблем, как в Барселоне и Баку, вызванных MGU-H. Поскольку справиться с ними быстро в Ferrari не смогли, то мы уже больше не наблюдали того преимущества на ускорениях, которое было в начале сезона.
Но Ferrari надеются, что сумели справиться с этими проблемами с надежностью и смогут в этом году вернуться к интенсивной программе работы силовых установок.
Ну а трасса Сахир — одна из самых моторных в календаре Формулы 1.
В это время года в паддоке циркулирует множество слухов, и в том числе все обсуждают результаты тестов в аэродинамической трубе. Однако относиться к ним следует с определенной долей скепсиса.
Но один из слухов повторяется с завидной регулярностью, и его смысл заключается в том, что результаты аэродинамических тестов Aston Martin очень и очень хороши. Т. е. не то чтобы хороши для команды, которая сражается за позиции в середине пелотона, а хороши в абсолютном масштабе. Хороши для машины, которая теперь может быть весьма конкурентной.
Возможно, в этих слухах слишком часто повторяется слово «хорошо», но вспомните 2009 год и те же самые слухи о результатах испытаний команды Brawn.
Если бы Aston Martin действительно показал конкурентоспособную машину, у нас бы внезапно появился новый Джокер. Или новый Фактор, с которым придется считаться. И имя ему — Алонсо.
И именно в Бахрейне мы увидим тому подтверждение или опровержение.
В прошлом году у Williams была самая медленная машина во всем пелотоне, хотя так или иначе у них получалось конкурировать с другими командами из нижней части турнирной таблицы. Смогут ли они сделать шаг вперед в этом году?
Чтобы это случилось, им прежде всего нужно было справиться с балансом автомобиля в поворотах — хромал именно он. Ну а комбинированные повороты, где приходится по очереди несколько раз нажимать газ-тормоз, показали, насколько все плохо было на самом деле.
Лучше всего это было заметно в самом начале прошлого года на предсезонных тестах в Бахрейне. Williams регулярно страдал от блокировок, после чего машину выносило с траектории, разворачивало — и все в таком духе. Особенно четко это можно было отследить в связке 9-10 поворотов перед входом в крутой 10-й поворот.
И что характерно, Алекс Албон на презентации машины в начале этого месяца говорил как раз о том, что именно эта связка поворотов покажет, добились ли Williams настоящего прогресса.
«Связка 9-10 поворотов — это печально известный нам отрезок трассы», — сказал он. — «Надеюсь, у нас получилось решить эту проблему».
Если даже Фернандо Алонсо, самый опытный гонщик Формулы 1, жалуется на недостаток подготовки к сезону, насколько тяжело придется новичкам? С тех пор, как в 2009 году были запрещены внутрисезонные тесты (хотя впоследствии они возвращались в той или иной форме), это стало проблемой.
В 2023 году на предсезонные тесты придется всего три дня, что означает по полтора дня на каждого гонщика. Для новичков Оскара Пиастри (McLaren), Логана Сарджента (Williams) и Ника де Вриза (AlphaTauri) это совсем немного. Даже для опытных пилотов, поменявших команды, таких как Алонсо, Пьер Гасли (Alpine) и Нико Хюлькенберг (Haas), это все равно сопряжено с определенными сложностями.
В последний раз предсезонные тесты прошли всего в три дня в 2021 году. Тогда проехать максимальное количество кругов сумел Пьер Гасли: 237, или 1282 км. Но у многих других дистанция была намного меньше — например, перешедший в Aston Martin Себастьян Феттель проехал всего 117 кругов (633 км).
Это совсем немного времени, особенно если учесть, что тесты — это не просто возможность для пилота привыкнуть к новой машине, это еще отработка настроек, проверка надежности, тесты различных обновлений. Так что малое время на тестах может привести к невыявленным проблемам, а это, в свою очередь, к осложнениям на первых этапах сезона.
В прошлом году после перехода на 18-дюймовые колеса наблюдались определенные проблемы с балансом новых шин. Это усугублялось также дополнительной аэродинамической нагрузкой на переднюю ось в связи с переходом на новый технический регламент. В новом сезоне команды опять получат модифицированные шины, которые должны, по задумке Pirelli, уменьшить недостаточную поворачиваемость за счет оптимизации пятна контакта на передних колесах.
Pirelli решили выбрать довольно консервативный подход к внесению изменений, и это стало разумной стратегией, учитывая общие ожидаемые улучшения по балансу автомобилей. Теперь важно избежать избыточной поворачиваемости.
Окончательная конструкция и составы шин использовались на тестах в Абу-Даби по окончании сезона и вызвали неоднозначные комментарии со стороны пилотов. Учитывая, что теперь новые шины будут стоять еще и на новых машинах, то в Бахрейне по их поведению мы сможем понять, насколько Pirelli удалось решить эту задачу. Главное, чтобы эти шины не стали новым кошмаром.
Каждый год мы предостерегаем о том, что результаты тестов не могут быть показательны из-за отсутствия информации о расходе топлива или режимах двигателя, разных составов шин, того, насколько пилоты жмут на газ, и пр. Список таких «но» весьма обширен.
Тем не менее к концу тестов мы все же получаем некое интуитивное понимание о том, кто из команд в какой форме подходит к старту сезона. И всегда особенно заметно, кто оказывается в числе отстающих
Забавно, что именно недостаточная длина тестовых сессий может спутать все карты тем, кто захочет разобраться в преимуществе той или иной команды. Дело в том, что команды не смогут позволить себе сконцентрироваться именно на пробеге, та как будут вынуждены отдавать приоритет других вопросам, и на то, чтобы успеть сделать все, времени просто не хватит.
Кто-то будет работать над гоночными симуляциями, кто-то будет тестироваться на коротких сессиях, кто-то будет ехать на полном баке, а кто-то, наоборот, на пустом. Кто-то вообще может довешивать машину, чтобы получить самые пессимистичные прогнозы.
Так или иначе, в этом году угадать программу работы команд будет еще сложнее, но все же к концу третьего дня мы уже сможем получить общее представление о расстановке сил на предстоящий сезон.
Одной из задач, которую ставила перед собой FIA, вводя новый технический регламент, было сближение пелотона. Технический руководитель FIA по одноместным автомобилям Николас Томбазис считает, что в прошлом году «с точки зрения первого года правил разрывы были очень незначительными».
Ожидается, что дистанция между командами еще больше сократится в ближайшие годы, и тесты в Бахрейне первыми смогут показать нам, произошло ли это на самом деле и в новом сезоне.
Для справки — за прошлый год разрыв между первым и последним гонщиками составил в среднем 2,6%, а топ-команды опережали ближайших соперников на 1,35%. На Гран-при Бахрейна разрыв был таким же, хотя «остальные» отставали чуть меньше — на 1%. А во время предсезонных тестов в Бахрейне в прошлом году разрыв между самым быстрым (Red Bull) и самым медленным (Williams) составил 3,65% (3,350 секунды).
В этот раз мы сможем также оценить разрывы и то, как на них повлияли новые изменения правил, такие как увеличение дорожного просвета на 15 мм и поднятие горловины диффузора.
Четверг, 23 февраля
10:00–14:00 — утренняя сессия.
13:05 — пресс-конференция пилотов.
13:35 — пресс-конференция руководителей.
15:00–19:30 — вечерняя сессия.
Пятница, 24 февраля
10:00–14:00 — утренняя сессия.
13:05 — пресс-конференция пилотов.
13:35 — пресс-конференция руководителей.
15:00–19:30 — вечерняя сессия.
Суббота, 25 февраля
10:00–14:00 — утренняя сессия.
13:05 — пресс-конференция пилотов.
13:35 — пресс-конференция руководителей.
15:00–19:30 — вечерняя сессия.