Нико Хюлькенберга можно назвать, пожалуй, одним из самых удачливых резервистов Формулы 1 современного периода, ведь в этот раз в Бахрейне он, скорее всего, проедет уже свою третью гонку, заменяя одного из заболевших пилотов.
За последние три года это уже его четвертый шанс выйти на старт — неслыханно много для современной Формулы, где пилоты пропускают Гран-при не из-за травм (за исключением Грожана), а из-за коронавируса.
До этого Халку повезло еще в 2020 году: на ГП 70-летия Ф1 в Сильверстоуне он заменил заболевшего Серхио Переса, а затем и Лэнса Стролла на ГП Айфеля в команде Racing Point. Нико должен был еще перед этим принять участие в ГП Великобритании 2 августа, также заменяя Серхио Переса, и даже квалифицировался 13-м, но из-за проблем с силовой установкой на старт гонки не вышел.
Теперь, полтора года спустя, он вновь окажется за рулем боевой машины — на этот раз AMR22 Aston Martin, которую номинально можно назвать другой командой. Но сейчас он заменит уже Себастьяна Феттеля. Как получилось, что Халку так везет и все три гонщика одной команды заболели за эти годы, необъяснимо. Наверное, его болельщики настолько хотят видеть его на трассе, что своими желаниями помогают осуществиться мечте.
Интересно, что мало кому из резервистов в последние годы, когда машины стали исключительно безопасными, а пилоты перестали получать травмы в авариях, в принципе везло оказаться на трассе в боевых условиях и финишировать в очках (Нико финишировал седьмым и восьмым соответственно и набрал десять очков) так часто. В 2020-м Халк поднялся на 15-е место в личном зачете, чего достигли далеко не все боевые пилоты.
Вот вам некоторые примеры тех резервистов прошлых лет, кому все же повезло оказаться за рулем боевой машины в гонке:
★ Алекс Вурц, 1997, Benetton. Вурц на протяжении трех этапов заменял Герхарда Бергера — в Канаде. Франции и Великобритании. На первых двух Гран-при он сошел, а вот в Сильверстоуне занял третье место! Кстати, Алекс Вурц заменял также и Монтойю в McLaren, и тоже приехал третьим.
★ Марк Жене, 2003, 2004, Williams. После аварии Ральфа Шумахера на тестах принял участие в ГП Италии за команду Williams, где числился тест- и резервным пилотом. В той гонке он сумел показать отличный результат, финишировав пятым. В следующем году он также выходил на старт в ГП Франции и Великобритании вместо Ральфа Шумахера, который получил травму на ГП США. Жене финишировал десятым и 12-м, однако за десятое место в тот год очки не начислялись.
★ Энтони Дэвидсон, 2005, Lucky Strike Bar Honda. Вышел на старт ГП Малайзии вместо Такумы Сато, но уже в самом начале сошел из-за отказа двигателя.
★ Рикардо Зонта, Toyota, 2005. В должности тест-пилота Toyota в 2005 году он должен был заменить травмированного Ральфа Шумахера, но именно тогда разразился шинный скандал с участием Michelin, и Toyota на старт не вышла.
★ Педро де ла Роса, 2005, 2006, McLaren. Резервист McLaren заменил в 2005 году на ГП Бахрейна Хуана-Пабло Монтойю, получившего травму, и финишировал четвертым! А вот в следующем году он заменял Монтойю в целых восьми гонках по ходу сезона, когда тот бросил выступления в Ф1. Но этот случай сложно назвать «резервным», ибо де ла Роса взял на себя функции основного гонщика.
★ Лука Бадоер, 2009, Ferrari. Провел две гонки в Ferrari (ГП Европы и ГП Бельгии), заменяя выбывшего после аварии Фелипе Массу. Но результаты были, мягко скажем, не очень: 17-е и 14-е места.
В современной Формуле 1 последних лет тоже есть подобные примеры.
В 2016 году Стоффель Вандорн заменил на ГП Бахрейна Фернандо Алонсо за рулем McLaren после последствий аварии Алонсо в Австралии.
В 2017 году Антонио Джовинацци заменил Паскаля Верляйна в кокпите Sauber на двух гран-при сезона — в Австралии и Китае после того, как Верляйн получил травмы на Гонке Чемпионов.
В 2020 году Пьетро Фиттипальди заменил за рулем Haas травмированного Ромена Грожана на двух последних ГП сезона: Сахира и Абу-Даби.
В 2021 году Роберт Кубица заменил на ГП Нидерландов Кими Райкконена, получившего положительный тест на коронавирус.
Самой успешной по результату можно, пожалуй, назвать замену Льюиса Хэмилтона Джорджем Расселлом в 2020 году на ГП Сахира. Несмотря на кучу проблем в гонке по вине команды и финиш только на девятом месте, Расселл благодаря этому фактически получил контракт на 2022 год. Джеку Эйткену, которому пришлось на том же ГП заменить Джорджа в Williams, повезло меньше.
Были и многие другие резервные и тест-пилоты, заменившие регулярных гонщиков в одном или нескольких Гран-при и добившиеся успехов, но все примеры привести невозможно, так что мы выбрали самые известные имена или истории.
Сегодня утром стало известно, что пилот программы SMP Racing Александр Смоляр все же выйдет на старт первого этапа молодежного чемпионата Формулы 3, где, вероятно, все же проведет свой третий сезон. Объявление об участии Александра в уикенде в Бахрейне впервые оказалось опубликовано командой MP Motorsport в ее соцсетях, а уже через некоторое время было получено подтверждение: Александр находится в Бахрейне и готовится к гонке.
Подробностей на эту тему пока никаких нет, единственное, что известно, что Саша не подписывал ту скандальную бумагу с осуждением действия России, которую требует подписывать FIA для участия в гонках, а в паддоке российского спортсмена приветствовали тепло и уважительно.
Сложно предсказать, сколько этапов Александр сумеет провести в этом сезоне (надеемся, что все), одно хорошо: в Бахрейне нам будет за кого поболеть.