Во второй и третьей практике накануне старта сезона лидировал Макс Ферстаппен. Шарль Леклер уступал совсем немного, но опередить действующего чемпиона не мог. В квалификации Леклер стал лучшим в первом сегменте, но во втором вновь уступил Ферстаппену. Какова же была радость Ferrari, когда именно Шарль Леклер завоевал поул позицию, выиграв более десятой секунды у Макса, а третий результат показал Карлос Сайнс. Поул-позиция очень много значила для Скудерии, и своей радости они не скрывали.
Повезло им еще и в том, что и Леклер, и Сайнс должны были стартовать с чистой траектории, в то время как червячки от предыдущих двух гонок Формулы 3 и Формулы 2, пыль и песок в большей степени находились на четной стороне решетки. Старт многое значил в этой гонке, и Шарль Леклер отлично справился с этой задачей, Карлос Сайнс не смог опередить Ферстаппена, но держался довольно плотно позади него. А вот Хэмилтон на серьезно отстающем Mercedes сумел на старте обойти Серхио Переса, и это, как казалось, был неплохой задел на будущее. Однако слабый гоночный темп Серебряных стрел не позволил им долго сражаться в голове пелотона. Кто бы сказал прошлом году, что семикратный чемпион мира будет бороться за пятую позицию, отставая от Ferrari более чем на полминуты? Не поверили бы. По всем признакам Бахрейн должен был стать триумфом Red Bull и полным провалом Mercedes, но все произошло совсем иначе. На первое место вернулись Ferrari, которые сумели противостоять «Быкам», Mercedes из-за адского везения оказались на подиуме, а Red Bull и Honda потерпели жесточайшее фиаско, потеряв три машины из четырех.
Какие же выводы можно из сделать из первого Гран-при сезона?
Бинотто ждал этого часа все те же долгих 2,5 года, а Ferrari доказали, что могут стиснуть зубы, оправиться от потерь, построить конкурентную машину и вернуться с победой. Леклер еще раз продемонстрировал, что он как минимум гонщик не ниже уровня Ферстаппена — эти два пилота на 17-18 кругах гонки, когда сражались за первую позицию, и лидеры успели четыре раза поменяться за два круга! Леклер не только вышел победителем из этого сражения, но и доказал, что нервы у него крепче, а голова холоднее, заставив Макса допустить ошибку и испортить шины.
Карлос отлично провел прошлый сезон, и многие предсказывали ему весьма удачный этот, но в первой гонке он не смог показать, на что способен. Возможно, были проблемы с его машиной, но темпа явно не хватало, а при таком сильном противнике как Red Bull все это скажется на итоговом наборе очков.
Вот как прокомментировал Сергей Сироткин форму Ferrari: «Мы ожидали, что Ferrari будет быстра — но не ожидали, что она будет быстрее Red Bull. Пока все выглядит так, что Ferrari имеет в своем распоряжении чуть больше прижимной силы — за счет чего ее пилоты выигрывают время в большей степени в быстрых поворотах и чуть проигрывают время в конце прямых».
Честно говоря, всю гонку мы с опасением ожидали, что Ferrari в очередной раз ошибутся с тактикой или запорют пит-стоп, но, к счастью, этого не произошло. Ровно и гладко они двигались к двойному подиуму, а приехали к победному дублю.
В это воскресенье подарки от Honda прилетели не только в Формуле 1, но и в IndyCar. В общей сложности проблемы с двигателями произошли на пяти машинах: трех в Бахрейне и двух в Техасе. У Александра Росси и Ромена Грожана на далеком американском континенте тоже случились отказы двигателей.
В Формуле 1 все выглядело намного драматичнее. Сначала произошло возгорание в районе силовой установки на AlphaTauri Пьера Гасли, затем после рестарта на 54-м круге Макс Ферстаппен критически замедлился и вернулся в боксы, а затем и Серхио Перес испытал проблемы с мощностью и потерял машину на последнем круге, так и не сумев финишировать. Единственным пилотом Honda, заработавшим очки, стал Юки Цунода на восьмом месте, но Red Bull при этом получил баранку.
Уже после финиша в Red Bull рассказали, что после первого осмотра они склоняются к трудностям при подаче топлива и проблемам с топливным насосом, однако точнее смогут сказать при более подробном изучении машины. Если они не смогут исправить все быстро, а ошибка окажется системной, то процесс может затянуться, т. к. детали в двигатели омологированы, и повторная омологация занимает время.
Еще одна теория — связь отказа силовой установки с новым топливом E10 и температурой его подачи в двигатель при низком уровне топлива. Подобные же проблемы во время тестов испытывал и ряд других команд, но они выявили их во время симуляции гонки, которую Red Bull, как известно, не проводил.
Однако отказом топливного насоса сложности Red Bull в первой гонке сезона не ограничились. В начале Ферстаппен жаловался на перегрев тормозов, а затем и на рулевое управление. В команде считают, что проблема с рулевым управлением, о которой сообщил Ферстаппен, была вызвана повреждением рулевой тяги, полученным при падении машины с домкрата на последнем пит-стопе.
В интервью телеканалу Sky Макс рассказал, что разочарован темпом, отказом двигателя и советами команды не атаковать в полную мощь на последних кругах: «На том уровне, когда у вас есть уже так много информации о двигателях, такого происходить не должно. Да и сам темп был не тем, на что я рассчитывал по сравнению с пятницей».
Невероятные счастливчики! В этот раз Mercedes облажались с машиной, не смогли конкурировать по темпу с Ferrari и Red Bull и все равно оказались на подиуме! Примерно секунду с круга они теряли на вторых тестах, не сумели показать скорости в практиках и квалификации, в гонке Хэмилтон отставал от лидера более чем на полминуты, и в самом конце получили в подарок автомобиль безопасности — причем от той же Honda!
Благодаря этому обе их машины сумели наверстать упущенное, а Хэмилтон, оказавшись в зоне DRS от Переса, получил шанс на атаку за подиум. Только атаковать не понадобилось: мексиканца развернуло, и он пропустил всех соперников до одного, не сумев финишировать в гонке.
Чистой воды пятое и шестое места превратились в третье и четвертое, а главные соперники по прошлому году закончили Гран-при с нулем очков.
Тото Вольфф обещал подтянуть темп до уровня Ferrari и Red Bull уже через три-четыре Гран-при, т. е к Майами или Барселоне, и, зная их умение и скорость доведения машины, в эти обещания можно верить. Но с чем еще им нужно поработать, так это с пит-стопами. Если они и дальше будут тратить на это по четыре секунды в то время, как остальные команды справляются за 2,5, то и темп не спасет.
Что касается Джорджа Расселла, то он хорошо и чисто провел гонку и держался в темпе Льюиса. Вполне возможно, потом он и сможет составить конкуренцию напарнику, но пока об этом говорить явно рано. Кстати, в Бахрейне Хэмилтон отметил 15 лет с начала своей карьеры в Формуле 1.
Вдвойне обидно, что они построили новую машину на деньги «Уралкалия» и смогли «поехать» в том сезоне, когда уже ни «Уралкалия», ни Никиты Мазепина нет в команде.
Еще на тестах исключительные времена Кевина Магнуссена и Мика Шумахера можно было объяснить пустой трассой или прохладной погодой, но седьмой результат Кевина Магнуссена в квалификации стал настоящей бомбой. На протяжении всей гонки он смог удерживать позицию, а после схода Red Bull и вовсе финишировал пятым. Пожалуй, Haas можно назвать самым большим сюрпризом начинающегося сезона.
Мик Шумахер закончил гонку 11-м (но по сути был бы 14-м, если бы не сошли три Honda) и по ходу заезда никаких чудес не показывал. Позади него оставались только те машины, которые вообще никак не могли конкурировать с Haas по темпу. Пора всем уже признать, что природа на детях великих отдыхает, ведь двумя полноценными машинами Haas мог бы добиться куда больших успехов. Роберт Шварцман в следующем сезоне отлично подошел бы на замену!
Кстати, посмотрите в таблицу очков Кубка конструкторов. В это, конечно, не верится, но после Бахрейна Haas на третьем месте!
Результат команды McLaren, боровшейся в прошлом сезоне за третье место, и финишировавшей на 14-15 позиции при трех сошедших гонщиках, можно назвать самым большим фиаско Гран-при. Еще неделю назад на тестах они были в голове пелотона, и мы гадали, смогут они или нет побороться с Mercedes за третье место.
И вот сначала в квалификации, а затем и в гонке — катастрофический результат, с которым команде пока непонятно что делать. Рецепта пока нет.
На уровне с ними результаты показали также Aston Martin и Williams: нет скорости, производительность упала, соперничать с командами из середины эшелона просто нет возможности. Т. е. теперь вместо двух отстающих команд в прошлом сезоне у нас появилось три в этом? А нет ли здесь закономерности?
Оказывается, есть. Все три команды — клиенты Mercedes. И причиной тому, скорее всего, стала худшая адаптация моторов Mercedes под новое топливо. Надеемся, что и это команда из Брэкли тоже знает, как исправить.
AlphaTauri и Alpine готовы и будут сражаться за места в Топ-10. Явную конкуренцию им составят Haas и Alfa Romeo. Два очевидных аутсайдера прошлого года существенно прибавили в новом сезоне. Как ни странно, именно Haas сейчас выглядят сильнее, но на стороне первых двух команд — более опытные или более быстрые пары пилотов.
Гуанью Чжоу, которого еще после подписания в Alfa Romeo все называли не иначе как очередным рента-драйвером, в Бахрейне провел довольно сильную гонку и, несмотря на отсутствие опыта, заработал свое первое очко, уступив на финише Фернандо Алонсо менее секунды. Первая гонка — не показатель, но на данный момент Alfa Romeo могут быть довольны.
Валттери Боттас, который квалифицировался накануне шестым, на старте растерял все свое преимущество и на первым круге занимал лишь 15-е место. Сам он эти потери объяснил пробуксовкой на грязной траектории и перегревом шин, но многие уже успели пошутить, что, стартуя рядом с Хэмилтоном, он успел позабыть что в этом сезоне не выступает за Mercedes. По ходу гонки Боттас сумел наверстать упущенное и на финише тоже оказался в шестерке лучших. Тем не менее, даже набрав очки обоими пилотами, Alfa Romeo все равно уступили Haas один балл в Кубке конструкторов.
У Alpine дела еще на одно очко хуже. Для заводской команды, которая проводит в чемпионате уже седьмой год, эти результаты совсем непристойны.
Pirelli предсказывали в гонке два пит-стопа, но судя по тому, как справлялись даже мягкие комплекты при более высоких температурах в гонках Формулы 2, можно было поверить, что два пит-стопа — это максимум того, что мы увидим. На деле же оказалось, что два пит-стопа провел только Мик Шумахер, а все остальные заезжали в боксы по три раза, а семь гонщиков из 20 использовали все три разных комплекта шин. Большинство, правда, предпочли остановиться лишь на составах софт и медиум, а Mercedes комплекты хард прогреть могли с большим трудом. Это еще и связано с тем, что теперь разрешенные температуры грелок — 70 °C вместо 100 °C, как раньше, а ведь чем жестче шина, тем выше у нее температура прогрева.
Мы видели, как вела себя машина Хэмилтона после выезда с питлейна на комплекте хард: она была полностью неуправляема, а Чжоу сумел пройти Льюиса без всяких сложностей. Избавившись от харда, пилоты вздыхали с облегчением.
Сами пит-стопы стали существенно продолжительнее. Самым коротким стал пит-стоп Карлоса Сайнса в 2,4 секунды, самым длинным — 5,5 секунды у Ландо Норриса.
А вот что касается обгонов, они и в самом деле стали легче, а борьбы на трассе стало больше. Зрелищность от этого только улучшается.
На предстартовом брифинге один из двух новых руководителей гонки (вместо Майкла Маси) Нильс Виттих сообщил о том, что спортивный регламент вновь немного изменился.
Теперь гоночная дирекция больше не будет сообщать о необходимости вернуть позицию в случае, если гонщик получил преимущество при обгоне за пределами трассы. Команда и пилот должны сами определить, нарушили ли они правила и будут ли наказаны за произведенный манёвр.
При этом если команда решит, что на деле имела право не возвращать позицию, то может по радио сообщить гоночной дирекции свое видение ситуации и предоставить обоснование. Если же стюарды сочтут, что правила все же нарушены, то гонщик будет обязан вернуть позицию в течение круга.
Также были разъяснены и ситуации с обгонами в апексе. Теперь, если машины в этот момент поравняются, то пилот на внутренней траектории будет обязан оставить место сопернику не менее, чем ширина одной машины.
Следующий Гран-при Формулы 1 состоится уже в следующий уикенд на городской трассе в Джидде (Саудовская Аравия). Ну а мы в ближайших материалах расскажем вам, как прошли гонки в младших сериях.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Ш. Леклер | Ferrari | 1:37:33,584 | 189,568 | 3 |
2 | К. Сайнс | Ferrari | +5,598 | 189,387 | 3 |
3 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +9,675 | 189,255 | 3 |
4 | Д. Расселл | Mercedes | +11,211 | 189,206 | 3 |
5 | К. Магнуссен | Haas | +14,754 | 189,092 | 3 |
6 | В. Боттас | Alfa Romeo | +16,119 | 189,048 | 3 |
7 | Э. Окон | Alpine | +19,423 | 188,941 | 3 |
8 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +20,386 | 188,910 | 3 |
9 | Ф. Алонсо | Alpine | +22,390 | 188,846 | 3 |
10 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +23,640 | 188,824 | 3 |
11 | М. Шумахер | Haas | +32,574 | 188,519 | 2 |
12 | Л. Стролл | Aston Martin | +45,873 | 188,094 | 3 |
13 | А. Албон | Williams | +53,932 | 187,838 | 3 |
14 | Д. Риккардо | McLaren | +54,975 | 187,804 | 3 |
15 | Л. Норрис | McLaren | +56,335 | 187,761 | 3 |
16 | Н. Латифи | Williams | +61,795 | 187,588 | 3 |
17 | Н. Хюлькенберг | Aston Martin | +63,829 | 187,523 | 3 |
18 | С. Перес | Red Bull | сход | 189,084 | 3 |
19 | М. Ферстаппен | Red Bull | сход | 187,792 | 4 |
20 | П. Гасли | AlphaTauri | сход |