Гран-при Франции на автодроме «Поль Рикар» стал 12-м этапом чемпионата Формулы 1 в текущем сезоне. С самого начала года, уже на первых тестах в Барселоне в конце февраля болельщики Скудерии с недоверием наблюдали за тем, насколько красива и быстра новая F1-75. Еще больше недоверчивой радости вызвали первые гоночные результаты: две победы Шарля Леклера за первые три этапа и два подиума Карлоса Сайнса. Казалось бы: неужели?! Но нет. Началось все именно с Сайнса.
На третьем этапе он начал свое выступление с вылета с трассы и увязания в гравии. И продолжил это на четвертом этапе в Имоле в воскресной гонке — правда, уже после контакта с Риккардо. Леклер в этот же раз тоже допустил ошибку: его развернуло, и он потерял третье место, финишировав только шестым.
К счастью, в Майами для Ferrari все сложилось относительно благополучно: Шарль и Карлос поднялись на вторую и третью ступеньку, пропустив вперед Макса Ферстаппена.
Зато вот Гран-при Испании вернул все на круги своя: проблемы у Шарля с силовой установкой на 27-м круге привели к сходу, а Карлос финишировал четвертым.
В Монако Шарль стартует с поула, и компанию ему на первом ряду составляет Карлос. Все было отлично, пока не началась неразбериха с пит-стопами. Сначала его зачем-то перевели на промежуточные шины, а затем и вовсе заставили ждать своей очереди, пока переобували Сайнса. Свернув на питлейн лидером, он вернулся на трассу… четвертым! И в итоге на этой позиции и финишировал.
Именно после этого беспомощного Гран-при Маттиа Бинотто и произнес свою ставшую знаменитой фразу: «В планах команды в этом году нет борьбы за титул».
Следом за Монако нас ждал Баку — и снова поул Леклера! Но уже на старте он проиграл Пересу. Впрочем, это была ерунда, кошмар последовал дальше: уже через восемь кругов из-за проблем с коробкой передач сходит Сайнс, а еще через 12 кругов взрывается мотор у Леклера. Для Ferrari это двойной сход.
Затем наступила Канада. Леклер стартовал из хвоста пелотона за замену элементов силовой установки (все началось с замены блока управления). Он сумел отыграть много позиций, но финишировал только шестым. Зато Карлос Сайнс поднялся на вторую ступеньку подиума.
Сильверстоун пришел на смену Монреалю, и здесь мы увидели «равноценный» подход Ferrari к своим гонщикам: команда фактически пожертвовала Шарлем Леклером, пригласив на пит-стоп за свежей резиной не его, а Сайнса. Так Карлос одержал свою первую победу, а Шарль стал лишь четвертым.
Гран-при Австрии запомнится взрывом мотора и пожаром на машине Карлоса Сайнса — Шарлю в тот день улыбнулась удача: никто не испортил ему гонку, и он победил. Правда, даже после этого его отставание от Макса составило 38 очков. Ну и клубничкой на пирожном стал, безусловно, Гран-при Франции, о котором мы и поговорим чуть ниже.
Будем справедливы: участие в этом принимает не только Маттиа Бинотто и его коллектив механиков, инженеров и стратегов, но и оба гонщика команды. Огромное количество ошибок — особенно на фоне практически безошибочного Макса Ферстаппена на не менее, если не более быстрой машине — создали колоссальный отрыв для Red Bull как в личном, так и в командном зачете.
Ошибка Шарля на 18-м круге Гран-при Франции стоила ему победы и потери очередных 25 очков. Теперь от Макса его отделяет уже 63 балла. Число, с учетом тенденции, совершенно нереальное для сокращения. Конечно, чисто математически у Шарля есть еще достаточно шансов отыграться, но математике Ferrari неподвластны.
В Кубке конструкторов Скудерия уступает Быкам 82 очка, а снизу начинает активно подпирать разгоняющийся и надежный Mercedes, у которого за весь сезон пока не было ни одного технического схода. Расселлу до Сайнса — одно очко. До Переса — 20. До Леклера — 27. В отношении Льюиса прибавьте в каждом случае еще по 16 очков, но и это даже в максимальной разнице существенно меньше, чем между первыми двумя местами. В Кубке конструкторов Mercedes уступает Ferrari 44 очка, и за последний Гран-при они, между прочим, отыграли 23 балла.
Квалификация на «Поль Рикаре» принесла Шарлю Леклеру очередной поул: седьмой в этом сезоне (у Макса их только три) и 16-й в карьере. Скорость Карлоса Сайнса вполне могла позволить тому также оказаться на первом ряду стартового поля, но замена на машине элементов, в том числе и силовой установки, привела к штрафу и старту с последнего ряда. Действия команды в квалификации нужно похвалить: они совершенно правильно не оставили Карлоса в первом сегменте, а довели его до третьего, обеспечив тем самым слипстрим Леклеру. В первой попытке это не слишком удалось, а вот во второй результат оказался отличным: Шарль привез Максу более 0,3 секунды.
Интересная статистика: больше всего поул-позиций для Ferrari завоевал Михаэль Шумахер: 58. На втором месте Ники Лауда: 23. А вот на третье место во Франции вышел Шарль Леклер, опередив Фелипе Массу с 15-ю поулами, Альберто Аскари с 13-ю и Себастьяна Феттеля с 12-ю.
Старт гонки не изменил расстановку сил в голове пелотона: несмотря на старания Макса Ферстаппена «достать» Леклера, тот сумел сохранить лидирующую позицию, а Макс начал понемногу отставать. Как он потом признался в интервью, его резина была существенно изношена в преследовании, и он уже не мог поддерживать такой же темп. Ferrari в работе с резиной выглядели намного лучше, и это притом что Red Bull изначально настроились на меньшую прижимную силу. В условиях чрезвычайно жаркой погоды это не слишком сильно замедляло прогрев, зато помогло сохранять меньший износ. Ferrari, наоборот, при настройках заднего крыла прижимной силы добавили чуть больше, чем «Быки».
Неуспешное преследование соперника привело к раннему пит-стопу Ферстаппена, который заехал в боксы уже на 16-м круге.
На трассу Макс вернулся седьмым, но уже через круг ему невероятно повезло: Шарль Леклер вылетел и разбил машину в 11-м повороте. После того как лидеры отправились на «дешевый» пит-стоп (16 секунд вместо 27), Макс возглавил пелотон. Его преимущества хватило на то, чтобы остаться лидером, и после этого он уже не выпустил победу из рук.
Кстати, после того как Макс вышел из-под грязного воздуха позади Леклера, деградация резины у него и в самом деле оказалась минимальной: он провел гонку с одним пит-стопом и не терял темпа.
Произошедшее с Леклером в 11-м повороте выглядело довольно странно, да и сам он позже в интервью сказал, что «разворот машины был каким-то странным». Появились версии, что на его машине «закусило» газ, однако позже это опроверг как Бинотто, сообщив, что проблемы с педалью газа возникли уже после удара, так и сам Леклер. Шарль признал это ошибкой пилотирования, а затем объяснил свои действия уже после аварии:
«Я пытался вернуться на трассу, но сцепление не работало, и я не мог дать задний ход. Это был позор, потому что я видел машину, и она была не слишком повреждена», — сказал Леклер. — «Но это мелочь, если честно. Прежде всего мне нужно не бить машины об стену, и тогда все будет работать лучше».
Интересную информацию приводит издание Autosport.com.ru со ссылкой на итальянскую formulapassion.it. При разборе телеметрии стала во многом понятна настоящая причина вылета: в этой затяжной и скоростной шпильке Шарль попеременно играл педалями газа и тормоза и перестарался с торможением. К сожалению, именно это в сочетании с невысокой прижимной силой, используемой Ferrari на французской трассе, и привело к таким последствиям. Заднюю ось сорвало, и в следующий момент автомобиль уже был в стене.
Что же касается педали газа и коробки передач, которые перестали реагировать на попытки Шарля вернуться на трассу, то, скорее всего, на них просто сработала система блокировки при аварии.
При всем уважении к таланту Шарля можно сказать, что с такими ошибками для него это точно не чемпионский сезон. Сочетание подобных ситуаций (в том числе и в Австралии) с неумением (или нежеланием) взять на себя роль лидера и в некоторых моментах настоять на своем мнении не позволят Шарлю конкурировать с Максом Ферстаппеном, по крайней мере в ближайшее время.
Ан нет.
…Если вы считаете, что история потерь Ferrari на Гран-при Франции закончилась на аварии Леклера, то вы ошибаетесь. Потеряв Леклера, команда переключилась на Сайнса. Сначала у них произошла заминка на первом пит-стопе, а затем сразу же случился небезопасный выпуск, когда Карлос едва не столкнулся с Алексом Албоном и получил за это штраф в пять секунд.
О штрафе стало известно, когда Карлос уже находился на трассе, но инженер по радио уверял его, что ему дали не пять секунд, а пять секунд Stop&Go. Такая невнимательность команды могла дорого обойтись Карлосу, если бы он сам не отследил наказание. Еще один лишний пит-стоп — и даже пятое место показалось бы удачей.
К 37-му кругу гонки Карлос уже прошел Джорджа Расселла (на это тоже ушло около пяти кругов) и сократил отставание от Серхио Переса до полусекунды. Однако атаки на протяжении нескольких кругов не приносили успеха, резина уходила, и Сайнс по радио обратился к инженеру. Инженер сначала перевел его на план Б, но еще через круг Карлос потребовал заехать на пит-стоп. Что характерно, в ответ на его просьбу ему велели оставаться на трассе, и он вновь начинает атаки на Red Bull. И ровно в тот момент, когда на 42-м круге Карлос совершает обгон, ему по радио велят ехать в боксы. Именно в момент обгона. Возникает закономерный вопрос: Ferrari вообще не следят по мониторам за тем, что происходит на трассе? Ведь это в итоге стоило Карлосу финишной позиции — и очков команде и пилоту.
Или это тоже ошибка Ferrari?
Карлос был одним из трех пилотов, кто начинал гонку на самом жестком составе шин — вместе с Пьером Гасли и Валттери Боттасом. Это было обусловлено его стартовой позицией — Ferrari явно предполагали, что на жестком комплекте Сайнс сумеет дольше продержаться на трассе, затем перейти на медиум и на легкой машине вернуть потерянное за время пит-стопа. Вероятно, эта стратегия и принесла бы успех, если бы второй пилот Ferrari не угодил в аварию в первой трети гонки. Все, кроме уже побывавших в боксах Ферстаппена и Чжоу, отправились за новой резиной, в том числе и Гасли на харде. Но Пьер обошелся без второго пит-стопа. А Ferrari нет. Побоялись?
Бинотто уверяет, что еще 11 кругов резина Карлоса бы не выдержала, но тем не менее тот сумел обогнать Переса за третье место и начать увеличивать отрыв. С учетом износа шин и сообщения некоторых команд, в том числе и Red Bull, что они поменяли тактику с двух пит-стопов на один, у Сайнса очевидно были шансы удержать третье место или как минимум сохранить четвертое. Пятым бы он остался однозначно, даже если бы пропустил обратно Переса и Расселла и получил те самые пять секунд штрафа — 20 секунд до Алонсо оказались бы гарантией такого финиша.
Но Бинотто решил перестраховаться на совершенно пустом месте. Похоже, главную скрипку во всех этих ошибках играет неуверенность руководителя команды в том, что они могут победить, и этой неуверенностью он заражает и других членов команды.
И тут очень подходит фраза Маурицио Арривабене, которую тот сказал четыре года назад: «Нам нужно научиться культуре побеждать».
…О ненадежности силовых установок Ferrari говорить уже не приходится. Вместе с Сайнсом штрафные элементы получил и Кевин Магнуссен (Haas также используют моторы Ferrari). Еще один сход по вине мотора Ferrari произошел во Франции у Чжоу Гуанью — китайский пилот остановился на трассе на 49-м круге. Но все это вместе с невнимательностью и расточительностью команды по отношению к собственным гонщикам, отсутствием грамотной стратегии, невнимательностью на пит-стопах и к штрафам создает ситуацию, когда лишь чудо сможет помочь Ferrari не только выиграть чемпионат или титул, но и удержать второе место.
Незадолго до Гран-при Франции в западных СМИ появилась информация о том, что после летнего перерыва Mercedes собирается представить серьезную модернизацию силовой установки: на Гран-при Бельгии они используют мотор следующей модификации «Phase Three», которая будет включать в себя модернизированные гибридные компоненты. Предполагается, что это поможет поднять мощность до уровня Ferrari и Honda.
Как понятно из названия, это будет уже вторая модернизация по ходу сезона, однако предыдущую — «Phase Two» — они использовали весьма консервативно, отдав предпочтение надежности. Новое и весьма серьезное обновление силового агрегата позволит приблизиться к лидерам и дать шанс своим пилотам побороться за места на подиуме.
Тото Вольфф, со своей стороны, сказал, что, по его оценкам, им все еще не хватает пары десятых по сравнению с Ferrari и Red Bull: «Нам все еще не хватает двух или трех десятых с точки зрения производительности», — сказал он. — «Мы бы очень хотели принять участие в битве, которую ведут Ferrari и Red Bull».
Ну что ж, Тото, вы уже принимаете участие. Гран-при Франции принес Mercedes два места на подиуме позади Макса Ферстаппена.
В то время как на первых кругах Ферстаппен никак не мог обогнать Леклера, точно такая же проблема возникла у Переса в связи с Хэмилтоном. Льюис отлично стартовал, обойдя Чеко на первых метрах гонки и затем удерживая его позади себя, несмотря даже на активированный позже DRS. В прошлом году это звучало бы абсурдно, но сейчас реальность такова, что даже подобную диспозицию можно считать достижением. Вполне возможно, что теоретически Карлос Сайнс позже и мог бы посоперничать с Хэмилтоном по темпу, но подушка между ними из Переса и Расселла была слишком плотной. Льюис провел идеальную гонку, сумев поддерживать темп, беречь резину и не допуская ошибок — и это с учетом того, что при такой жаре у него не работала питьевая система.
Джордж в этот раз вновь выступил чуть слабее партнера по команде. Его столкновение с Пересом на 42-м круге хотя и было оставлено судьями без последствий, все же стало в большей степени следствием его ошибки. Перес после контакта проехал по срезке и вновь оказался впереди Mercedes № 63. Джордж вел отчаянные переговоры по радио с командой, требуя расследования инцидента — так что даже Тото Вольфф сказал ему в микрофон «сжать зубы и продолжать борьбу». «Ты все равно сможешь его догнать».
Расселлу удалось это сделать, но, судя по всему, немалую роль в этом сыграла и удача. На рестарте после режима виртуальной машины безопасности, вызванного остановкой Чжоу, Перес потерял пару драгоценных секунд, и Джордж сумел его обогнать.
Хельмут Марко не смог оставить этот эпизод без комментария: "Похоже, Серхио уснул за рулем. Возможно, накануне он выпил слишком много текилы".
Позже Кристиан Хорнер и в частности сам Чеко Перес рассказали, что у него на машине в этот момент возникли проблемы с системой оповещения, которая давала ошибочную информацию о повороте, после которого гонка возобновится.
Так или иначе, но во Франции у Mercedes был хороший улов: впервые в этом сезоне они взяли сразу двойной подиум и 33 очка в Кубке конструкторов. Ну а Хунгароринг всегда был трассой Mercedes и Хэмилтона. Посмотрим, что Серебряные стрелы смогут показать в Венгрии уже через несколько дней.
На Гран-при Франции, безусловно, было очень много и других интересных или острых моментов, о которых стоит рассказать. Но это тема уже другого материала.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | Очки | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:30:02,112 | 206,379 | 1 | 25 |
2 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +10,587 | 205,975 | 1 | 18 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +16,495 | 205,751 | 1 | 15 |
4 | С. Перес | Red Bull | +17,310 | 205,720 | 1 | 12 |
5 | К. Сайнс | Ferrari | +28,872 | 205,282 | 2 | 11 |
6 | Ф. Алонсо | Alpine | +42,879 | 204,754 | 1 | 8 |
7 | Л. Норрис | McLaren | +52,026 | 204,410 | 1 | 6 |
8 | Э. Окон | Alpine | +56,959 | 204,225 | 1 | 4 |
9 | Д. Риккардо | McLaren | +60,372 | 204,098 | 1 | 2 |
10 | Л. Стролл | Aston Martin | +62,549 | 204,017 | 1 | 1 |
11 | С. Феттель | Aston Martin | +64,494 | 203,944 | 1 | 0 |
12 | П. Гасли | AlphaTauri | +65,448 | 203,908 | 1 | 0 |
13 | А. Албон | Williams | +68,566 | 203,792 | 1 | 0 |
14 | В. Боттас | Alfa Romeo | +76,666 | 203,491 | 2 | 0 |
15 | М. Шумахер | Haas | +80,394 | 203,352 | 2 | 0 |
16 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | сход | 201,115 | 2 | 0 |
Лучший круг: Карлос Сайнс (Ferrari) — 1:35,781 (51-й круг, 219,575 км/ч)