Обновление от 29 ноября. Официально: Маттиа Бинотто уходит с поста руководителя Ferrari
Конец сезона 2022 Формулы 1 может ознаменоваться громким событием. Хотя официального подтверждения от команды еще не получено, сообщают, что отставка Маттиа Бинотто с поста руководителя команды — вопрос уже решенный. Бинотто покидает свой пост управляющего директора спортивного подразделения компании после четырех лет работы в этой должности. Всего в Ferrari Бинотто провел 28 лет.
Еще накануне Гран-при Абу-Даби в паддоке появились интенсивные слухи о том, что Ferrari спешно ищет замену Бинотто, однако команда их опровергла. Тем не менее уже после постсезонных тестов на Яс-Марине эти слухи появились вновь. Сразу несколько итальянских изданий, таких как Corriere della Sera, La Gazzetta dello Sport и Sky Sports Italy, сообщили, что 25 ноября будет официально объявлено об отставке Бинотто. И вновь Scuderia Ferrari это опровергла.
Однако источники внутри команды сообщают, что Ferrari пока придерживает новости, так как ищет того, кто сможет заменить Бинотто. Среди возможных кандидатур называют Фредерика Вассёра и Росса Брауна.
Те, кто хорошо знаком с Маттиа Бинотто, всегда говорили о большой ошибке руководства Ferrari, которую те совершили, назначив Бинотто главой гоночной команды. Будучи отличным инженером, он был довольно слаб в политических моментах и, по словам экспертов, никогда не был хорошим руководителем.
Еще четыре года назад Гэри Андерсон писал, что, «назначая Бинотто на руководящую роль, Ferrari рискуют потерять отличного технического специалиста, т. к. если команда после этого провалится, именно Бинотто сделают крайним».
Именно это мы в итоге и получили.
Маттиа Бинотто всегда был, что называется, «человеком Ferrari». Уже после окончания Федеральной политехнической школы Лозанны — одного из лучших технических вузов Европы, он получил степень магистра автомобильной инженерии в Университете Модены, после чего в 1995 году поступил на работу в Ferrari. Сначала он работал инженером-испытателем силовых установок в тест-подразделении, а затем перешел и в саму гоночную команду, где работал в течение семи лет в эпоху расцвета команды с Михаэлем Шумахером под руководством Луки де Монтедземоло и Жана Тодта.
Все следующие годы Бинотто продолжал продвигаться по карьерной лестнице. Сначала он был гоночным инженером Рубенса Баррикелло (2004), затем вырос до главного инженера по моторам (2007), затем возглавил департамент силовых установок и системы KERS (2009), после этого — все моторное подразделение команды (2014). В 2015-м его назначили заместителем технического директора, а в 2016 году он стал техническим директором команды, заменив Джеймса Эллисона.
В тот период команду Ferrari возглавлял Маурицио Арривабене, который с 2014 года пришел на смену Стефано Доменикали.
Первые конфликты между Арривабене и Бинотто возникли в 2017-м: в СМИ того времени писали, что все началось с разных взглядов на развитие команды. Бинотто считал, что сотрудникам нужно давать больше свободы в работе и творчестве, в отличие от чересчур авторитарного Арривабене.
Серджио Маркионне, который разделял взгляды Бинотто, при жизни старался гасить эти конфликты, но в какой-то момент все же решился на перестановку, о чем сообщил совету директоров компании. Однако сделать этого не успел. После его смерти разногласия вспыхнули с новой силой. Джон Элканн, который стал новым боссом Ferrari, тоже не одобрял политику Арривабене, к тому же быстрые и надежные машины Бинотто не могли обеспечить победу Ferrari в том числе из-за стратегических ошибок команды на гонках и раскола внутри коллектива.
Элканн решил выполнить «завещание» Маркионне и произвести перестановки в команде, а дополнительным стимулом к выбору в пользу Бинотто стали попытки Renault и Mercedes переманить Маттиа к себе на работу. Арривабене предложили «утешительный» контракт с существенным ограничением полномочий. Понятно, что подписывать он его не стал и просто ушел из команды. Начиная с 2019 года Маттиа Бинотто полностью взял в свои руки руководство гоночной командой Scuderia Ferrari.
Однако именно в 2019 году Ferrari оказалась в эпицентре скандала, связанного с силовыми установками и их внезапно возросшей мощностью. Тогда FIA удалось погасить этот скандал, не обнародуя результаты проверки, однако для Ferrari это стало довольно сильным ударом. Будучи явными конкурентами Mercedes в борьбе за победу в 2019-м, следующие два года команда провела, пытаясь оправиться от технического поражения.
В то время новая должность Бинотто стала хорошей новостью и для Шарля Леклера. Именно Бинотто лоббировал его переход в Ferrari в партнеры к Себастьяну Феттелю. Леклер доверял Бинотто и был благодарен ему за активное содействие. Возможно, именно это и стало причиной безграничного доверия Шарля и выполнения его указаний — по крайней мере до середины прошедшего сезона.
Сезон 2022 года стал четвертым в карьере Бинотто в качестве руководителя команды и начался с доминирования Ferrari и серьезных технических проблем у Red Bull, что подарило надежду всем тиффози. Победа Шарля Леклера в Бахрейне, затем еще одна в Австралии позволили надеяться, что Ferrari смогут в этом году побороться за титулы в обоих зачетах.
Scuderia Ferrari отлично справились с «домашним заданием», построив эффективную и успешную машину, и получили изначальное техническое преимущество над остальными своими соперниками.
В 2022 году Ferrari завоевала 12 поул-позиций, но лишь четыре раза одержала победу в гонках. Причиной провалов стали как стратегические ошибки команды, так и проблемы на пит-стопах, а также ошибки самих пилотов, довольно низкая надежность силовых установок, недостаточное развитие машины по ходу сезона, а главное — неправильная установка внутри команды: в середине июня Маттиа Бинотто дал пространное интервью, в котором сказал, что задачи выиграть сезон перед командой не стояло.
«Нашей целью было вернуться в число лидеров, но мы не говорили “давайте завоюем титул!”, — сказал Бинотто корреспонденту ВВС. Основное, на что Маттиа делал упор, это что никто в Ferrari не ставил перед ним подобную задачу на сезон. «Наша главная задача построить команду, способную побеждать в Формуле 1».
Ну как так? Болельщики Ferrari, да и сама команда, рассуждали совсем иначе. Гонщики с самого начала были готовы сражаться именно за победу — как в личном, так и в командном зачете, но основной проблемой стало как раз отсутствие достаточной мотивации. Особенно это становилось очевидно на фоне безошибочных стратегий Red Bull, их отличных пит-стопов и умения всей командой добиваться побед в гонках.
К середине сезона Маттиа Бинотто сделал смелое заявление, в котором сказал, что ничто не помешает им выиграть следующие этапы, однако результаты команды продолжали падать.
Последнюю победу Ferrari записали на свой счет в Австрии, причем она стала для Ferrari второй подряд: перед этим Карлос Сайнс выиграл Гран-при Великобритании. После этого череда из девяти побед подряд у Red Bull была прервана Джорджем Расселом в Бразилии, а Ferrari предстояло сражаться уже не за Кубок конструкторов, а за то, чтобы удержать второе место: после летней паузы Mercedes заявили свои претензии на вице-чемпионство.
Первый раз стул ощутимо зашатался под Бинотто на домашнем Гран-при Италии. Тогда Джон Элканн публично сообщил, что хотя и доверяет руководителю команды, но считает необходимым поднять эффективность и улучшить достижения.
Бинотто также очевидно лишился и поддержки со стороны Шарля Леклера, который до этого все время выступал на стороне итальянца. Несколько стратегических просчетов привели к тому, что и Леклер перестал доверять Маттиа как руководителю команды. Сам Шарль считает, что команда подвела его больше всего в Монако, когда из-за ошибочного пит-стопа он потерял победу на домашнем этапе. Еще одной очевидной ошибкой и причиной для раздора между Бинотто и Леклером стал Гран-при Великобритании, когда Маттиа, стремясь сохранить равноправие между пилотами в команде, фактически пожертвовал Леклером ради победы Карлоса Сайнса. Именно тогда один из журналистов задал ему вопрос, который впоследствии разнесли по всем СМИ: «Маттиа, как вам спалось после гонки?».
По некоторым данным, именно Шарль Леклер и его окружение начали свою кампанию против Бинотто.
Еще в прошлом году, после того как Жан Тодт покинул пост президента FIA, в СМИ появилась информация о том, что Ferrari ведет с ним переговоры о возможном возвращении в команду. Впервые Джон Элканн и Жан Тодт пообщались в 2021 году на «24 часах Ле-Мана». Предполагалось, что Ferrari предложат Тодту должность «неисполнительного директора», т. е. вроде той, что в свое время занимал в Mercedes Ники Лауда. Однако затем появилась информация, что Элканн передумал, причем причины подобных изменений в намерениях не сообщались. А ведь со стороны кажется, что именно Тодт мог бы стать той самой объединяющей и направляющей силой, которая вместе с техническим гением Бинотто вытянула бы команду из трясины, в которой она на этот момент находится.
Сейчас итальянская пресса, которая внимательно следит за происходящим и имеет своих инсайдеров в Ferrari, сообщает, что Scuderia уже некоторое время занимается поиском специалиста, который мог бы заменить Бинотто — т. е. судьба последнего уже решена. Предложения получили Андреас Зайдль (руководитель McLaren), Франц Тост (руководитель AlphaTauri) и даже Герхард Бергер (руководитель DTM), однако все они отказались от должности. Еще одной кандидатурой стал Фредерик Вассёр, сейчас возглавляющий Alfa Romeo. Похоже, что его согласие было предварительно получено, но он не сможет приступить к исполнению обязанностей раньше нового года.
В связи с этим Corriere della Sera сообщила, что, пока соглашение с Вассёром окончательно не подписано, временно исполняющим обязанности руководителя команды может стать исполнительный директор Ferrari Бенедетто Винья.
Еще на прошлой неделе Бенедетто Винья в своем интервью CNN заявил: «Я доволен прогрессом нашей команды в этом году, но не итоговым результатом в чемпионате. Второй — это первый из проигравших. Я недоволен. У нас есть все, чтобы в дальнейшем добиться большего».
Появление Вассёра в качестве руководителя Ferrari сыграет на руку Шарлю Леклеру, который находится с ним в отличных отношениях еще со времен своих выступлений в Alfa Romeo. Поговаривают, правда, что менеджер Леклера Николя Тодт не слишком ладит с Вассёром, но при этом понимает, что такой вариант смены руководства может оказаться для Шарля одним из наиболее удачных. В отличие от Бинотто Вассёр не намерен разводить в команде демократию и для достижения результатов сразу планирует разделить пилотов на первый и второй номер в команде.
По мнению другого итальянского издания La Stampa, Ferrari сейчас ведут переговоры с еще одним кандидатом — Россом Брауном, который во времена Михаэля Шумахера работал техническим директором команды. На протяжении нескольких лет Браун был одним из директоров Формулы 1, но в конце сезона-2022 ушел в отставку и сейчас оказался открыт для предложений.
Большинство экспертов поддерживают отстранение Бинотто от должности руководителя команды, однако придерживаются мнения, что его необходимо сохранить как технического специалиста. Сам же Бинотто, официальный контракт которого с командой истекает в конце 2023 года, сказал некоторым близким друзьям еще во время последнего Гран-при в Абу-Даби, что он слишком устал, чтобы продолжать свою работу в критических условиях в компании. Предполагается, что он не согласится остаться в Ferrari на понижении и окончательно расстанется со Скудерией после 28 лет совместной работы.
Но бытует и другое мнение. Например, итальянский журналист Лео Туррини считает, что Бинотто дали недостаточно времени на посту руководителя, его увольнение скажется на всей команде резко отрицательно, а больше всего пользы подобная отставка принесет соперникам Ferrari, ведь команде придется заново подстраиваться под нового босса.
Так или иначе, но все источники уверены: решение об увольнении Бинотто уже принято; остается дождаться заявления о том, кто займет его место на посту руководителя Ferrari.
Но с нашей точки зрения не менее интересный вопрос заключается и в том, куда уйдет Бинотто из Ferrari. Red Bull совершенно точно не станут менять Эдриана Ньюи, а вот Джеймс Эллисон, ставший техническим директором Mercedes, надежды команды не оправдал. Будет довольно знаково, если Бинотто заменит Эллисона на посту технического директора, как это случилось и в 2016-м. Сотрудничество Mercedes и Маттиа Бинотто могло бы стать весьма удачной коалицией на 2023 год и далее, которая бы привела к окончанию доминирования Red Bull.
Но удовлетворится ли Бинотто второй ролью в команде, даже и одной из топовых, или же его амбиции лежат в области руководства гоночным коллективом, пусть и не таким сильным? Интересный вопрос, на который мы скоро получим ответ.