Ferrari в Ле-Мане: вторая победа подряд!
17.06.2024 | 3015 просмотров

Ferrari в Ле-Мане: вторая победа подряд!

РЕПОРТАЖ
Автор: Мария Мельникова
Фото: пресс-служба «24 часа Ле-Мана»
Источник: Дром

Идеально сработанная история: победа экипажа № 50 на гиперкаре Ferrari 499P несмотря на ошибки, штрафы и дождь стала возможна благодаря точно рассчитанной топливной стратегии, хладнокровию пилота Никласа Нильсена и порции везения. Ferrari не только победила второй сезон подряд в абсолютном зачете марафона «24 часа Ле-Мана», но и стала производителем, который впервые с 1934 года выиграл «Ле-Ман» и Гран-при Монако в один год.

90 лет тому назад таким производителем стала другая итальянка: Alfa Romeo, в некотором смысле прародительница Ferrari.

После победы Шарля Леклера на Гран-при Монако и удручающей гонки с двумя сходами в Канаде штаб-квартире Ferrari эта победа была необходима как воздух. Вопреки распространенному мнению о неспособности итальянцев доводить все дела до конца, AF Corse, выступающая в чемпионате WEC в роли заводской команды, не допустила ошибок и привезла свои машины на первое и третье места подиума. К сожалению, для «клиентского экипажа» Роберта Шварцмана гонка закончилась сходом: за четыре часа до финишного флага на машине сгорела гибридная установка.

92-й по счету суточный марафон в Ле-Мане собрал традиционные 60+ экипажей, из них 23 были заявлены в классе Hypercar, еще 22 — в кузовном классе LMGT3 и 16 — в категории LMP2, которая в 2024 году впервые не принимает участия в сезоне чемпионата WEC, но ввиду массовости и популярности была допущена к Ле-Ману.

Девять производителей в классе гиперкаров стали рекордным числом для Ле-Мана последнего периода, затянувшегося на многие годы, когда порой в марафоне между собой соревновались всего два или три производителя.

Благодаря такому росту заводских команд знаменитый марафон стал более привлекателен и для известных гонщиков, которые теперь могут выйти на старт, чтобы побороться за победу в абсолюте.

Состав экипажей

«24 часа Ле-Мана» это всегда созвездие самых громких имен и самых знаменитых гонщиков. В этом году их число увеличилось многократно: на старт вышли и звезды заокеанских серий, экс-пилоты Формулы 1, действующие гонщики из других чемпионатов мира. Для некоторых этот Ле-Ман стал первым в карьере, кто-то является завсегдатаем трассы Сарте.

Дженсон Баттон был приглашен командой Hertz Team Yota и сел за руль Porsche № 38. В сестринской машине компанию ему составил Каллум Айлотт.

Мик Шумахер выступал за заводской коллектив Alpine на автомобиле № 36 вместе с Николя Ляпьером и Матье Ваксивьером. Во второй машине известным можно назвать, пожалуй, только Фердинанда Габсбурга, однако Alpine сразу заявляли, что не гонятся за знаменитостями.

Другой французский производитель, Peugeot, пригласил в свои экипажи Стоффеля Вандорна, Жана-Эрика Верня и Пола ди Ресту. Нико Мюллера и Лоика Дюваля вы наверняка тоже знаете.

Даниил Квят пересел с кузовной Lamborghini за руль гиперкара №63. Его напарниками стали Мирко Бортолотти и Эдоардо Мортара, в то время как одним из пилотов на другой машине команды под номером 19 выступал Ромен Грожан.

Ромен Грожан

Сразу три известных в Формуле 1 имени объединила под своим крылом Ferrari: два Роберта — Шварцман и Кубица — ехали на клиентской № 83 (третьим членом экипажа стал китайский пилот Йифей Йе), в то время как № 51 управлял Антонио Джовинацци. Его партнерами стали Джеймс Каладо и Алессандро Пьер Гуиди. Победный экипаж № 50 объединил Антонио Фуоко, Мигеля Молину и Никласа Нильсена.

Команда Toyota Gazoo Racing тоже всегда отдавала предпочтение быстрым и эффективным пилотам. В состав экипажа № 7 вошли Камуи Кобаяси, Ник де Вриз и Хосе-Мария Лопес, а машиной № 8 управляли Себастьян Буэми, Брендон Хартли и Рё Хиракава.

Участие в этом Ле-Мане приняли и два известных пилота из чемпионата IndyCar: Скотт Диксон и Алекс Палоу — оба ехали в составе Cadillac Racing. Там же выступали Себастьян Бурде и Алекс Линн. В экипаже третьего, клиентского Cadillac засветились Фелипе Другович и Джек Эйткен.

Валентино Росси вновь выступал за BMW: № 46, но в кузовном классе. К сожалению, его экипаж не финишировал. В гиперкарах BMW, дебютировавших в этому году в Ле-Мане, были Раффаэле Марчелло, Дрис Вантор и Марко Виттманн, а также Робин Фряйнс, Рене Раст и Шелдон ван дер Линде.

Валентино Росси и его BMW GT3

Перечислять знаменитостей можно до бесконечности, но остановимся еще на паре имен. Тимур Богуславский выступал на Lexus команды Akkodis ASP Team, с которой выигрывал GT World Challenge. Белорус Александр Малыхин, успевший уже выиграть в этом году один из этапов WEC, а в другом — взять поул, ехал за команду Manthey Pure Rxcing. А в категории LMP2 Владислав Ломко вошел в состав Inter Europol Competition.

Так что пелотон был представительным как никогда.

Сюрпризы квалификации

Традиционно марафон «24 часа Ле-Мана» занимает целую неделю. Технические проверки, тренировки, парад пилотов, квалификация, гиперпоул, прогрев (warm-up) проходят с понедельника по субботу. В субботу в 16.00 по местному времени стартует сам марафон, а стартовая процедура начинается за 2,5 часа до зеленого флага.

Квалификационные заезды, состоящие из двух фаз — собственно квалификации и гиперпоула для восьми лучших экипажей в каждом классе, сразу же дали понять, что нас ожидает не только серьезная интрига по ходу гонки, но и насыщенная борьба на трассе: команда Toyota GR, многократный победитель Ле-Мана, обеими машинами не смогла пробиться в гиперпоул, зато там оказались сразу два Porsche, оба Cadillac, обе Ferrari, а также Alpine и BMW.

В итоге среди гиперкаров лучшее время круга показал Porsche Penske Motorsport № 6. Ferrari уступили двум Cadillac и стали лишь четвертыми и пятыми. А Алекс Малыхин стал обладателем поула в категории GT3.

Toyota № 8 стартовала 11-й, № 7 — последней. По новым правилам WEC времена Toyota №7 аннулировали после того, как Кобаяси вылетел в гравий, вызвав таким образом красные флаги. При этом у № 8 тоже не все сложилось благополучно: во время прогрева Ник де Вриз допустил столкновение с внезапно замедлившимся Lexus под управлением Кельвина ван дер Линде. Поврежденную «морду» Toyota механики отремонтировали довольно быстро, а вот разрушения на Lexus потребовали более длительного ремонта: в итоге экипаж стартовал с питлейна.

В гиперпоуле не смог принять участие и экипаж № 12 на Porsche команды Hertz Team Yota, хотя стал одним из восьми самых быстрых автомобилей. Дело в том, что во время второй практики Каллум Айлотт сильно разбил машину, вылетев в отбойники в шиканах в районе Тертр Руж. Сам гонщик объяснил это тем, что отвлекся на внезапно замигавший монитор на руле.

Повреждения были столь серьезными, что даже возникали сомнения, что экипаж вернется в гонку, однако механики заново собрали машину вокруг нового шасси, а гонщики даже успели провести согласованный с FIA шейкдаун на территории соседнего аэродрома.

24 часа Ле-Мана

Честь давать отмашку на старте гонки в этот раз выпала Зинедину Зидану. Старт прошел на удивление мирно. Удивительно было и то, что в первые шесть часов марафона Эдуардо Фрейташу, руководителю гонки, удавалось обходиться без суровых мер безопасности вроде Full Corse Yellow (режим желтых флагов) или выхода машины безопасности — хотя событий хватало.

Первый залп дождя прошел через полтора часа после старта, но был непродолжительным, так что даже не все экипажи отправились переобуваться в дождевую резину. Слики на некоторых машинах стали причиной первых аварий и столкновений, к счастью, не слишком серьезных: их удавалось локализовать и быстро ликвидировать — либо же пилоты сами возвращались в гонку. При этом дважды отличилась одна из кузовных Ferrari № 54, и на второй раз все закончилось сходом.

Проблемы возникали и у гиперкара BMW, и у Lamborghini, но и они в целом заканчивались благополучно. А вот в конце пятого часа гонки настоящая драма разыгралась у заводской команды Alpine.

Первой ласточкой стала машина № 35 Фердинанда Габсбурга. Автомобиль остановился в районе Арнаж, было видно пламя, повалил дым. Через некоторое время команда подтвердила очевидное: сход из-за проблем с силовой установкой.

Но к ужасу французов через 40 минут история фактически повторилась. Проблемы с двигателем остановили и второй экипаж. В боксах царило уныние, а вскоре Alpine выпустили официальное заявление, в котором подтвердили двойной сход из-за силовых установок. Это был тяжелый удар для Alpine как мотористов.

К тому моменту в лидеры гонки вышел клиентский экипаж Ferrari № 83 – тот самый, где выступал Шварцман, и это был настоящий прорыв: гонщики стартовали 12-ми. Позади них примерно в минуте маячил Porsche № 5, стартовавший с поула: сразу же после старта они пропустили вперед несколько машин.

Незадолго до полуночи по Москве на кольце Сарте вновь зарядил дождь, да такой сильный, что опять начались вылеты.

Ferrari № 83 сразу же избрали правильную стратегию, перейдя на дождевые шины одними из первых: с каждого круга они отыгрывали по 30 секунд по сравнению с теми, кто рискнул остаться на сликах, надеясь на кратковременные осадки.

Первой серьезной аварией стал вылет в барьеры кузовной Lamborghini № 60, что вызвало первый за гонку период FCY. А еще через некоторое время произошла авария гиперкара BMW с Дрисом Вантором за рулем: довольно долго у него, кругового, шла схватка с Робертом Кубицей. В итоге поляк то ли погорячился, то ли не рассчитал дистанцию, но при обгоне зацепил машину соперника, отправив ее в барьеры. К этому моменту первая BMW уже тоже сошла после аварии, и теперь баварцы присоединились к французам по двойному DNF (не финишировал). Разница заключалась лишь в том, что пилоты BMW разбили свои машины, в то время как Alpine потерпели техническое поражение.

Авария Вантора привела к первому появлению автомобиля безопасности, а также сулила штраф экипажу № 83, который все еще держался в лидерах.

Полтора часа Safety Car водил позади себя пелотон, пока техническая бригада чинила отбойники. Параллельно с этим маршалы пытались прогнать и вышедшую на трассу собаку. Она вовсе не хотела уходить и пробегала трек поворот за поворотом — даже быстрее некоторых экипажей.

После рестарта судьи вынесли решение по штрафу для № 83: Кубица получил самое серьезное из временных наказаний: 30 секунд Stop&Go. Это бы отбросило Ferrari далеко назад, если бы не некоторая удача: они успели заехать в боксы в то время, когда на трассе загорелся LMP2 DUQUEINE TEAM.

Появление так называемых «медленных зон» (снижение скорости под желтыми флагами) помогло сэкономить время, и Кубица вернулся в гонку шестым.

Ночь прошла беспокойно: было много периодов желтых флагов, FCY и safety car, а незадолго до рассвета вновь пошел сильный дождь. В итоге дирекция гонки приняла решение вновь выпустить автомобиль безопасности, который провел на трассе более четырех часов.

За это время на Toyota GR Ника де Вриза случилась редкая и нестандартная проблема: пленка на лобовом стекле, которую сдирают, когда она становится грязной, отклеилась и в то же время осталась на машине, фактически снизив видимость до нуля. Де Вризу пришлось заезжать в боксы сразу после рестарта, чтобы устранить неприятность, но из-за плотности пелотона даже за короткий пит-стоп Toyota опустилась с четвертой строчки на 11-ю.

Зато Роберт Кубица сумел подняться на четвертую строчку, повысив шансы экипажа на подиум.

А вот Porsche Penske № 4 любые шансы на финиш растерял после вылета и схода. Не повезло и Скотту Диксону на Cadillac Racing № 3: после технических неполадок он сумел вернуть машину в боксы, но в итоге команда объявила о сходе. Ближе к финишу сошел после зрелищной аварии и Cadillac № 311. Пипо Дерани еще пытался вернуться на трассу после жесткого контакта с отбойниками, разбрызгивая вокруг себя осколки карбона и запчасти, но в итоге тоже завершил гонку. Эта его попытка возвращения многим напомнила Серхио Переса и эскападу Red Bull в Канаде в прошлые выходные.

Aston Martin № 27 Heart of Racing развлек всех «ушами» после эффектного вылета в покрышки. С пилотом все оказалось благополучно, но намусорил он знатно. Вновь вышел Safety Car. В гравии отметился и Peugeot № 93.

К сожалению, экипаж Алекса Малыхина, лидировавший в классе, часть ночи провел в боксах из-за потребовавшегося ремонта. На трассу они вернулись, но ни о каких результатах речи быть уже не могло. Забегая вперед, скажем, что финишировали они только 14-ми в классе. Обидно, с учетом того, что в абсолютном зачете чемпионата до этого занимали первую строчку. Сейчас, правда, они вторые — при равенстве в 75 очков с сестринской машиной Manthey Ema. Но соперников благодаря двойным очкам в Ле-Мане подпустили слишком близко.

Ближе к полудню по Москве разыгралось настоящее сражение за третье место в абсолюте между двумя Ferrari: № 50 с Антонио Фуоко за рулем и № 83 с Робертом Шварцманом. Роберт долго сопротивлялся и проводил свою партию безупречно, но Фуоко все же сумел его обогнать, а через некоторое время и вовсе вышел в лидеры. Совершив ту же серию обгонов, Роберт занял вторую строчку.

И все было в целом отлично у экипажа Ferrari, за который болели многие российские фанаты, если бы не техническая проблема, поставившая крест на их выступлении. За четыре часа до финиша фактически сразу после смены пилотов Йифей Йе был вынужден вернуться в боксы, а машину окутали клубы дыма: сгорела гибридная составляющая двигателя.

Пост Роберта после схода в гонке: «Это, конечно, больно. Сход в Ле-Мане всего за четыре часа до финиша. Мы были лидерами, получили штраф, отвоевывали позиции всеми силами и сумели вернуться в борьбу за лидерство, но в итоге были вынуждены сойти.
Невозможно описать разочарование, но мы до самого конца отдавали гонке все, что у нас было»

Примерно за два часа до клетчатого флага вновь начался дождь. Главными соперниками за победу к этому моменту выступали Ferrari № 50 и Toyota № 8, которые и на пит-стоп заезжали вместе, и выезжали тоже — едва не столкнувшись. На подхвате были вторые экипажи обеих команд.

Примерно за час до финиша события стали ускоряться, а лидеров ожидала так называемая «топливная концовка»: Ferrari № 50 лидировала, но находилась под угрозой дополнительного пит-стопа, если не хватит топлива до финиша. В то же время Toyota № 8 с Бренданом Хартли за рулем поучаствовала в столкновении с Ferrari № 51. «Японку» развернуло, но она почти сразу смогла продолжить движение. А Ferrari получила штраф всего… пять секунд! Явно меньше, чем потерял Хартли на развороте.

Однако это событие привело к неожиданному повороту: Себастьян Буэми потребовал сесть за руль вместо Хартли в надежде нагнать соперников, и его требование удовлетворили. При этом швейцарца попросили не нервничать и не обгонять Лопеса за рулем машины № 7 — просьба, которую Буэми нарушил буквально через несколько минут.

За 55 минут до финиша Ferrari № 50 с Никласом Нильсеном за рулем заезжает на пит-стоп. Чтобы сократить время пребывания в боксах, команда даже не меняет шины: производит только дозаправку. При этом топливное окно в гонке составляет порядка 40-45 минут, и если на трассе не появятся зоны замедления, то Нильсену придется делать еще один короткий пит-стоп. Toyota № 8 тоже заезжает на пит-стоп и откатывается назад. Теперь главным соперником итальянской команды становится Toyota № 7 с Хосе Марией Лопесом за рулем.

За 32 минуты до финиша на трассе останавливается Ferrari Саразана — нет, в этом не было сговора, но именно это дает Ferrari № 50 столь нужную паузу благодаря Slow Zone, где можно немного сэкономить топлива. Это шанс обойтись без splash’n’dash (короткий пит-стоп для дозаправки) на финишном отрезке и остаться лидером. Лопес в качестве преследователя волнуется и начинает допускать ошибки: он пару раз вылетает в гравий, после чего получает приказ из боксов не нервничать, не атаковать и довезти машину до финиша. Чудеса: в боксах Toyota смирились со вторым местом.

Однако Лопес продолжает медленно, но верно догонять Нильсена: 30 секунд разницы между двумя машинами сокращаются с каждым кругом — жаль лишь, что этих кругов осталось совсем немного. Даже не атакуя на пределе, Нильсен держится в недосягаемости: главное, не совершить ошибку. Но датчанин абсолютно точен в своих траекториях и хладнокровен, а лицо не выражает никаких эмоций — в отличие от лиц тех, кто наблюдает из боксов за ним и его соперником.

Лопес сделал, что мог, но Ferrari № 50 безоговорочно завоевала победу в Ле-Мане — вторую подряд для производителя, а № 51 замкнула подиум. Второе место для экипажа Toyota № 7 — отличный результат при старте 11-ми.

Отдельно хочется отметить единственную дебютировавшую в Ле-Мане Isotta Fraschini. Производителю сложно сравниться с такими монcтрами, как BMW или Alpine по бюджетам, но экипаж сумел проехать всю гонку, не испытывая сложностей, и увидеть клетчатый флаг.

Lamborghini № 63 с Даниилом Квятом за рулем финишировала десятой, став лучшей среди Lamborghini.

В сверхконкурентной категории LMP2 экипаж Inter Europol Владислава Ломко финишировал на втором месте, а его борьба с экипажем Cool Racing стала одним из ярких моментов марафона. Победу одержали United Autosports — впервые с 2020 года.

В классе LMGT3 победил Porsche № 91, за рулем которого были Ясир Шахин/Моррис Шуринг/Ричард Литц. Они показали впечатляющий темп, опередив на круг всех соперников, кроме единственной BMW M4 GT3 №31.

Тимур Богуславский на Lexus Akkodis ASP — на седьмом месте. Свою роль сыграл и полученный экипажем штраф.

Экипаж Manthey Pure Rxcing Алекса Малыхина — лишь 14-й после ночных технических проблем.

Фотобонус

Комментарии

Mivel
Омск
Молодцы итальянцы, рад за них.
19
1
Ответить
RocknRollPeople
Южно-Сахалинск
Статья - на одном дыхании. Спасибо!
23
 
Ответить
     
Масква
Сообщений: 2808
гонка была очень интересной!
И классно что в России можно было посмотреть и поболеть за российских пилотов! (сарказм)
10
8
Ответить
   
Москва
Сообщений: 619
citroen
гонка была очень интересной!
И классно что в России можно было посмотреть и поболеть за российских пилотов! (сарказм)
На самом деле, можно было, даже с русскими комментариями
alfista
все об автоспорте - https://t.me/first_places
19
1
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1258
citroen
гонка была очень интересной!
И классно что в России можно было посмотреть и поболеть за российских пилотов! (сарказм)
Кому надо - с удовольствием смотрели. И даже с российскими комментаторами.
Audi A8
Nissan Murano
Mitsubishi Pajero
Honda CR-V
24
3
Ответить
16837880
У Лопеса ещё турбина лажала. Плюс, проколы. С тем количеством питов и приключений для #7 второе место равносильно победе. Наверное, поэтому японцы спокойно приняли серебро. Да и половина чемпионата впереди ещё.
10
2
Ответить
16837880
Со Шварцманом позабавил момент. Там среди участников есть люди из Израиля. У них спросили, переживают ли они за Роберта и, наверное, евреи воодушевлены, что у них есть такой крутой пример для развития в автоспорте, такой крутой соотечественник. Дык ответ был "а он не наш, поэтому нам параллельно" ))))
8
1
Ответить
Crawnr
Нижневартовск
citroen
гонка была очень интересной!
И классно что в России можно было посмотреть и поболеть за российских пилотов! (сарказм)
Смотрел через ВК с российским комментатором, онлайн прямую трансляцию. Подключался, по возможности, гонка и в правду была интересной
13
1
Ответить
     
Масква
Сообщений: 2808
Kostyansk
Кому надо - с удовольствием смотрели. И даже с российскими комментаторами.
ладно!
1
 
Ответить
    
Сообщений: 1262
citroen
гонка была очень интересной!
И классно что в России можно было посмотреть и поболеть за российских пилотов! (сарказм)
Незадолго до полуночи по Москве...
 
 
Ответить
dimasan
Владивосток
citroen
гонка была очень интересной!
И классно что в России можно было посмотреть и поболеть за российских пилотов! (сарказм)
Называй вещи своими именами. Не сарказм, а нытье.
2
2
Ответить
     
Масква
Сообщений: 2808
dimasan
Называй вещи своими именами. Не сарказм, а нытье.
дима сан
ну что ты такой занудный то?
нытья нету. есть факты - что раньше можно было посмотреть все на ТВ на спортивном канале, даже когда русских пилотов не было почти
счас же надо какими-то окольными путями искать, хотя пилотов стало больше
1
2
Ответить
23859287
Новосибирск
citroen
дима сан
ну что ты такой занудный то?
нытья нету. есть факты - что раньше можно было посмотреть все на ТВ на спортивном канале, даже когда русских пилотов не было почти
счас же надо какими-то окольными путями искать, хотя пилотов стало больше
Какие окольные пути? Вбиваешь "смотреть 24 часа Ле-Мана на русском" и все, 2 клика. Это еще проще, чем телевизор включить. Да и кто его смотрит сейчас?
3
1
Ответить
     
Масква
Сообщений: 2808
23859287
Какие окольные пути? Вбиваешь "смотреть 24 часа Ле-Мана на русском" и все, 2 клика. Это еще проще, чем телевизор включить. Да и кто его смотрит сейчас?
ладно. уговорили. умники
в ютубе не было вот и все
одноклассники, вконтакте, рутуб и иже с ними я не открываю вообще
1
3
Ответить
  
Сообщений: 278
citroen
ладно. уговорили. умники
в ютубе не было вот и все
одноклассники, вконтакте, рутуб и иже с ними я не открываю вообще
Ну, справедливости ради, Ле-Ман и раньше шёл только по Евроспорту. И ни на ютубе, ни на первом канале его не было. То есть всё равно нужно было совершить какие-то телодвижения(подключить кабельное ТВ, добавить в подписку у провайдера этот канал).

Так что просто теперь Евроспорт(кстати, русскоязычные комментаторы там официальные, а не "пиратские") смотреть приходится в другом месте
Hond Orthia 1997г.в, Peugeot 107 2011г.в, Renault Duster 2016г.в, пешеход, Peugeot 2008 2017г.в
1
 
Ответить
 
Москва
Сообщений: 5
Такие классные фото и такого мелкого разрешения при этом (
Мой отзыв: Ford Mustang 2014
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром