Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Баха «Северный лес» состоялась. Вопреки FIA
10.02.2021 | 4585 просмотров

Баха «Северный лес» состоялась. Вопреки FIA

Автор: Мария Мельникова
Фото: пресс-служба «Баха «Россия — Северный лес»
Источник: Дром
За несколько дней до начала первого этапа Кубка мира по бахам «Россия — Северный лес» вероятность того, что гонку отменят, была чрезвычайно высока. Однако Российская автомобильная федерация и российские организаторы соревнования добились того, что баха состоялась. На этом, однако, ее злоключения не закончились. Рассказываем, как прошли эти четыре дня для российского автоспорта.

Причина всей случившейся ситуации, которую иначе как «скандальной» и не назовешь, кроется в недавнем решении WADA и спортивного арбитражного суда (CAS) относительно запрета всей официальной символики России на крупнейших международных спортивных событиях, а также проведение международных соревнований уровня чемпионата мира и Олимпиады. Но для спортсменов, приехавших сражаться за победу, все эти политические игры неинтересны. У них есть одна любовь — автоспорт.

WADA и CAS против российских спортсменов

Мы сейчас не обсуждаем решение WADA и CAS: прецедентом для размышлений стало желание некоторых спортивных федераций наказать Россию больше, чем было решено судом.

Согласно решению CAS, российские спортсмены не могут выступать под флагом России на чемпионатах мира, Олимпийских и Паралимпийских играх в течение двух лет, т. е. до 16 декабря 2022 года, и не могут проводить на своей территории соревнования такого уровня.

Международная автомобильная федерация, неудовлетворенная «размытостью» формулировок CAS, вновь обратилась к WADA за разъяснениями. Попытка запрета проведения этапа Кубка мира по бахам явилась следствием таких «разъяснений», однако усилиями РАФ и их юристов обе автомобильные федерации пришли к согласию о том, что отменять этап уже поздно и он должен состояться.

Совсем недавно в СМИ прошла информация о том, что FIA готовы приравнять к чемпионатам мира и другие автоспортивные события, в которых определяются победители на международном уровне, в том числе соревнования WTCR, интернационального Кубка по дрифту и аналогичные. Ситуация понятна: в чемпионатах мира по автоспорту в ближайшие два года российские спортсмены вряд ли будут бороться за победы — на данный момент у нас есть в Формуле 1 Никита Мазепин в команде Haas и Тимур Тимерзянов в ралли-кроссе, выступление которого в этом сезоне в чемпионате мира пока под вопросом. Так что же, наказать Россию в автоспорте не получится? Но ведь нужно? FIA решили выступить с инициативой. Однако и это решение Российская автомобильная федерация вновь готова оспаривать. Процесс запущен, а результаты будут известны позднее.

Но вернемся к бахе «Северный лес». Казалось бы: ситуация с соревнованием благополучно разрешилась, но не все оказалось так просто. Уже после начала гонки FIA прислали российским организаторам соревнования и своим наблюдателям, присутствующим в Ленинградской области, новое письмо, в котором говорилось, что в соответствии с решениями WADA FIA обязуют организаторов проводить соревнование без официальной атрибутики России — флагов, гимнов и других национальных символов, а также называть соревнование не «Баха «Россия — Северный лес», а «Баха «РАФ — Северный лес» — подобная замена считается допустимой.

Это письмо вызвало резкий негатив у всех, кто имел отношение к гонке. Во-первых, в связи с его явной неправомочностью, во-вторых, в связи с его поздним поступлением. В итоге после длительного совещания и консультаций со специалистами по спортивному праву российские организаторы и представители Российской автомобильной федерации приняли решение проводить соревнованию по предыдущему сценарию, используя официальную национальную символику и традиционное название, под которым гонка проводится уже много лет.

Организатор бахи «Россия — Северный лес» Александр Терентьев рассказал Дрому, что «не согласен с трактовкой FIA решений CAS, т. к. в решении CAS четко указано, по отношению к каким соревнованиям должны применяться санкции».

— Мой ответ в FIA пояснял, что организаторам требуется более детальная юридическая проработка решения FIA, что в данный момент сделать невозможно, так как гонка уже началась. Также мы не можем применить это решение сразу же в связи с тем, что внезапные изменения в ходе уже начавшейся гонки могут повлиять как на безопасность соревнования, так и на его качественный уровень, что для меня как организатора неприемлемо.

Ну а мы от себя отдельно отметим, что узнали, какой флаг на соревновании в случае выбора придется спускать — FIA или России, однозначное предпочтение было опустить флаг FIA и отменить статус Кубка мира.

Какие же дополнительные санкции могут последовать в ответ на такие действия российской стороны? На самом деле никаких особенных, что стало ясно после консультаций с юристами. Спортсменов наказать не получится, т. к. они лично не получали от FIA никакой информации. РАФ наказать тоже будет сложно — ведь письмо было получено уже после начала соревнования. Организатор как юридическое лицо может лишиться лицензии, но, как известно, создать другое юридическое лицо — совсем несложный процесс.

Получится ли так же удачно «проскочить» и другие самоличные инициативы FIA, пока неизвестно, но представители РАФ сейчас активно работают над этим вопросом.

К счастью, все эти юридические и политические моменты не отразились на спортсменах, среди которых было много иностранцев, и спортивная часть бахи прошла без сучка и задоринки.

Второй раз — под Санкт-Петербургом

История бахи «Россия — Северный лес» насчитывает уже много лет успешного проведения единственного снежного этапа Кубка мира. Мы неоднократно рассказывали об этой красивой и динамичной гонке, в том числе и в прошлом году, когда баха переехала из Карелии, где проводилась до 2019 года включительно, в Ленинградскую область. В 2020 году новый автодром «Игора Драйв» принял у себя соревнование, проведя на своей территории пролог и разместив штаб и сервисный парк.

Трасса соревнования вновь располагалась в Приозерском районе Ленинградской области. По словам одного из соучредителей гонки и вместе с тем участника Кубка пилота Владимира Васильева, формат гонки и конфигурация трассы претерпели некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом. Так, был отменен пролог на территории автодрома, а к спецучастку, который спортсмены проходили дважды в каждую сторону, было добавлено два СУ длиной 15 и 35 км (также проезжали в обе стороны). Таким образом, в целом протяженность гонки составила порядка 500 боевых километров.

Баха «Россия — Северный лес» — это не только этап Кубка мира, но и первый этап чемпионата России по ралли-рейдам, так что спортсменов собралось вполне представительное число: 19 экипажей в Кубке мира и 33 в чемпионате России, но многие заявлялись в оба зачета одновременно.

Самым молодым участником стал 17-летний Дмитрий Охотников из Ульяновска, выступавший штурманом в экипаже Xteam Motorsport у Сергея Соболева — на собранном командой вручную внедорожнике в зачете Рейд-спорт. А самым возрастным — 68-летний француз Клод Фурнье за рулем Maverick Can Am T3.

Дмитрий Охотников рассказал, что для него это уже вторая гонка в штурманском кресле, но помимо этого он с четырех лет занимается картингом, является чемпионом России в классе Микро, а сейчас еще и увлекся прописью трасс.

Клод Фурнье

Что же касается Клода Фурнье, то в зачете Т4, где он выступал вместе с Себастьяном Делоне, обязательным условием было соответствие автомобиля заводской комплектации. Так что в 15-градусный мороз им пришлось снять со своего Маверика печку и ехать без обогрева. Но экипаж не только выиграл в своей категории, но и получил дополнительный приз «За волю к победе».

«Мажормобили» на гонке

По сравнению с прошлыми годами здесь не было громких имен из ралли-рейдов вроде Нассера Аль-Аттии, Арона Домзалы или Рейналдо Варелы. Причин тому несколько: помимо сложностей с международными поездками и ограничениями по коронавирусу многие физически не успели получить свои машины после недавно финишировавшего «Дакара».

Владимир Васильев

Это, кстати, была одна из причин, по которой экипаж Владимира Васильева (победителя Кубка мира по бахам 2020) и Алексея Кузьмича (выступающего преимущественно с саудовскими пилотами на международных гонках) стартовали не на всем известном Mini, а на BMW X3 — не слишком привычном внедорожнике для использования в ралли-рейдах. Дуэт выступал вместе впервые, но альянс получился весьма удачным: победа и в Кубке мира, и в чемпионате России в абсолютном зачете.

На BMW X3 выступал и экипаж команды MSC Rally Team Дениса Кротова, которому ассистировал не кто иной, как Константин Жильцов. Но из-за более чем двухчасовой пенализации экипаж не смог показать хорошего итогового результата.

Еще один не менее неожиданный для ралли-рейдов автомобиль — Porsche Cayenne S Максима Кирпилева. На самом деле на Porsche он выступает на «Северном лесе» уже в третий раз, но в этом году автомобиль привлекал к себе максимальное внимание благодаря необычной окраске. Кирпилев оклеил машину в стиле исторического Porsche 911 Рене Метжа, на котором спортсмен покорял Дакар в 1984-85 годах.

Максим Кирпилев

«Ралли-рейды — необычная гоночная история для Porsche; эти автомобили славятся своими победами на кольцевых трассах, так что мы решили отметить таким образом их уникальное выступление на “Дакаре”», — сказал Максим Кирпилев.

Добро наказуемо. Но надо читать правила

За команду Максима Кирпилева и Олега Тюпенкина «АСК «Вираж» на их же автомобиле — Toyota LC 200 — выступал один из самых ярких экипажей этой гонки. Лина ван де Марс и Лисетт Бэккер решились на участие в бахе практически в последний момент. Бывшая барабанщица в рок-группе, гастрольная сопровождающая герлз-бэнда и затем механик в гоночной команде Alfa Team Engstler Лина ван де Марс сменила свое амплуа и сама села за руль. Это не первая ее гонка, но девушка настолько увлечена автоспортом, что не могла пропустить приглашение поехать в столь экзотическом соревновании. Это для нас гонки по снегу — вещь обыденная и привычная, а для европейцев это нечто из ряда вон выходящее. Поэтому Лина и Лисетт решили вопреки всем сложностям приехать в замерзшую Россию. И приключение оказалось не из легких.

Лина ван де Марс

«Я решила, что буду участвовать в бахе «Россия — Северный Лес» за десять дней до ее старта, и вся подготовка тоже стала гонкой, в которой нужно было все сделать быстро: обновить лицензию, пройти медицинские проверки и получить визу, которую мне выдали накануне отъезда, — рассказала Лина в интервью телеграм-каналу «Cross-Country rally». — «На самом деле это моя первая гонка безо всякой подготовки, и так еле успела. Я летела сначала в Турцию, а оттуда в Санкт-Петербург, но из-за сильной метели город не принимал и мы сели в Хельсинки. Так что пришлось взять напрокат машину и добираться своим ходом. Но уже на подъезде к месту я застряла на переднеприводном седане посреди снега в лесу, пришлось звонить организаторам, чтобы меня спасали».

Лина и Лисетт — добрые души. На протяжении всех дней бахи девушки вытягивали застрявшие в сугробах экипажи, думая, что им из ведомости вычтут потраченное на помощь другим время. Но увы. По правилам ралли-рейдов время вычитается только в том случае, если ты убираешь препятствие, мешающее проезду или помогаешь тем, чья жизнь и здоровье находятся под угрозой. В итоге в последний день девушки на 54 секунды не уложились в отведенное время и получили штраф 50 минут. Обидно, но предсказуемо. И еще раз говорит о том, что правила надо изучать всесторонне.

Как в сказке «Морозко», только с открытой дверью

Узбекский пилот Анвар Эргашев, как и многие выходцы из теплых стран, участие в снежной гонке принял впервые. И несмотря на то, что в автоспорте он уже 15 лет, это второе соревнование по ралли-рейдам, в котором он участвует, и первое — международное. А все дело в том, что Узбекистан лишь чуть более года тому назад был принят в члены FIA, и это дало возможность узбекским спортсменам выступать под международной лицензией.

Анвар Эргашев и Андрей Рудницкий

«Я впервые еду в таких экстремальных условиях, в лесу, на такой заснеженной и скользкой трассе. Первый проход был пробный, на втором СУ ехали уже быстрее, но попали в лужу, вода брызнула на лобовое и замерзла, и на этом мы потеряли минут десять, т. к. надо было найти место для остановки, чтобы очистить стекло», — рассказал Анвар. А потом добавил: «Как тут красиво! Я такое видел только в детстве в киносказке “Морозко” — столько деревьев, столько снега! И такие дороги— узкие и опасные!».

Анвар Эргашев выступал вместе со штурманом Андреем Рудницким, который был частым героем наших репортажей с прошедшего «Дакара». Рудницкий — один из опытнейших штурманов, готовый к любым ситуациям, поэтому даже проезд по СУ с открытой дверью не мог выбить его из колеи или лишить чувства юмора.

«У нас есть несколько версий, почему мы ехали с открытой дверью», — поделился Андрей после финиша на СУ. — «Первая — мы улучшали аэродинамику, и наша скорость доказывает, что настройка найдена. Вторая — что после Саудовской Аравии мне все еще жарко и я проветривал машину. Третья — что так мы справлялись с запотеванием окон, приоткрыв “форточку” пошире. Ну и четвертая — что отщелкнулся замок, а на ходу дотянуться было невозможно».

Выбирайте, какая вам нравится больше!

Девушки в гонке

В этом году в гонку заявилось сразу восемь экипажей, в состав которых входили девушки.

Помимо Лины ван де Марс и Лисетт Бэккер, о которых мы уже рассказали, было еще две гонщицы из Польши — весьма общительная Патриция Брохоцка и любительница России и русского языка Магдалена Заяц. Патриция выступала в категории Т1 на Toyota LC 200, а Магдалена Заяц управляла Dacia Duster в зачете Т2. Обе гонщицы благополучно финишировали на «Северном лесе», правда, звезд с неба не хватали.

Магдалена Заяц

Из российских гонщиц в бахе участвовали Татьяна Сычева за рулем Can Am Maverick Х3 (экипаж сошел) и Марина Данилова — одна из самых известных штурманов в российском ралли, которая традиционно ассистировала Сергею Успенскому. Для экипажа Uspenskiy Rally Tecnica гонка сложилась в этот раз неудачно. Несколько вылетов привели лишь к 13-му месту в абсолюте и девятому в категории Т1.

Самым успешным стал полностью женский экипаж Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой. Девушки впервые выступали вместе, а команда Анастасии специально построила для гонки «Кроша» — Can Am Maverick X3: мотовездеход со всеми удобствами. И проба пера оказалась удачной.

Полагаю, что на Дроме Анастасию Нифонтову дополнительно представлять не требуется — мы неоднократно брали у нее интервью и рассказывали про ее гоночные завоевания.

Настя, Катя и «Крош»

Своим первым гоночным днем Анастасия была недовольна:

«Задачей первого дня было прикатать автомобиль, вкатиться самой, сработаться с Катей и доехать до финиша. Задача выполнена, но изнутри меня жрет червь, что я ехала медленно. “Крош” при этом капризничал: из-за рестриктора, который пришлось поставить по регламенту, закачали в блок управления двигателем новую программу, а протестировать не успели. Так что машина несколько раз на СУ включала аварийный режим, и каждый раз приходилось полностью останавливаться, глушить мотор, выключать массу, включать все обратно и заново набирать ход. Времени “профукали” прилично!».

Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова

На финальный день гонки Анастасия стартовала перед таким опытным и титулованным гонщиком, как Борис Гадасин, и это добавило девушкам напряжения. «Всю дорогу я боялась, что меня догонит Борис Валерьевич, и я буду ему мешаться. Но обошлось, и мы смогли финишировать до того, как он нас нагнал», — рассказала Анастасия Нифонтова.

Волновались девушки зря: они не просто сумели хорошо пройти гонку, но и удивили всех своими результатами, финишировав вторыми в классе Т3 и пятыми — в абсолютном зачете Кубка мира.

К тому же благодаря тому, что они выступали в категории Т3, им не пришлось мерзнуть, как несчастным французам. В их мотовездеходе стояла отличная печка, которая позволяла проводить время с удовольствием.

Просто так все не закончилось

Из 19 экипажей в зачете Кубка мира четыре (Владимир Васильев, Андрей Новиков, Борис Гадасин и Денис Кротов) входили в так называемый список приоритета FIA. Мы рассказывали, что это такое, в обзорах Дакара, но смысл в том, что к этим экипажам — в обмен на определенные льготы — FIA проявляет повышенное внимание.

Владимир Васильев (справа) и Алексей Кузьмич

Ну а в ситуации с санкциями против российских спортсменов это внимание приобретало порой гротескные черты. Так, например, при тщательном осмотре на автомобиле Владимира Васильева уже после гонки (несмотря на пройденный ранее техосмотр и допуск к гонке) обнаружили, что диаметр каркаса толще указанного — на 5 мм. Но поскольку никаких преимуществ в соревновании спортсменам это не дало, судьи успокоились денежным штрафом, сняв с команды 4000 евро.

С Анастасией Нифонтовой, которая подверглась процедуре осмотра после финиша, так как была претендентом на подиум, было еще неожиданнее.

На предварительной техкомиссии команде объяснили, какие изменения требуется внести в автомобиль, чтобы получить допуск к гонке, и команда все рекомендации полностью выполнила. Соответственно, после этого на самой техкомиссии команда и автомобиль прошли все проверки и получили техпаспорт и наклейку FIA о соответствии транспортного средства всем требованиям, разрешающую выходить на старт.

Анастасия рассказала, что процесс постройки автомобиля полностью контролировался РАФ, и все размеры также были согласованы заранее: все было в рамках регламента.К тому же у РАФ никаких претензий к ее «Крошу» и не было. Претензии появились у FIA.

Как выяснилось уже после гонки, технических делегатов FIA перестала устраивать… длина машины. Обмерив автомобиль со всех сторон, инспекторы сообщили, что машина оказалась длиннее разрешенного на 12 см. При этом их совершенно не смущал тот факт, что они сами же допустили автомобиль до стартов и выдали все документы.

«Меня вызвали в КСК, и я там сидела, как девочка, перед комиссией и мямлила, как так получилось. В том числе пришлось общаться и онлайн с представительницей FIA, которая задавала мне массу неприятных вопросов. Хорошо, что у меня сохранились видео и фото, которые доказывали правдивость моих слов, плюс документы с гонки, по которым я была допущена к участию. И даже после этого они еще долгое время рассматривали вопрос с моей дисквалификацией или другим наказанием и даже откладывали Церемонию награждения. В конце концов все решилось в мою пользу, а меня пожурили за возникшее недопонимание и, так и быть, простили. Это было очень обидно, так как мы неоднократно консультировались именно для того, чтобы точно соответствовать всем требованиям».

Результаты

В итоге три призовых места в абсолютном зачете на финише Кубка мира распределились таким образом:

1-е место — Владимир Васильев/Алексей Кузьмич

2-е место — Андрей Новиков/Владимир Новиков 

3-е место — Борис Гадасин/Дмитрий Кожухов

И если первые два места заняли экипажи, выступавшие в категории Т1, то Борис Гадасин и Кожухов Дмитрий ехали в зачете T3. И отдельно хочется отметить, что и их экипаж, и экипаж Андрея и Владимира Новиковых управляли автомобилями российского производства, которые выпускает команда Бориса Гадасина G-Force Motorsport. На самом деле: две российские машины на подиуме в абсолюте — результат инженерии, достойный уважения.

Мы уже договорились с Борисом Валерьевичем и вскоре сделаем отдельный репортаж про его команду и автомобили.

Следуя модным веяниям, организаторы бахи провели также и неофициальный зачет гонки «Ladies’ Trophy», в котором места распределились следующим образом:

1-е место — Анастасия Нифонтова/Екатерина Жаданова

2-е место — Магдалена Заяц/Михал Огорек

3-е место — Патриция Брохоцка/Мацей Мартон

Все результаты вы можете найти здесь, а также здесь (этап Кубка мира) и здесь (этап чемпионата России).

 

Фотобонус

Комментарии

     
Питер. Калининский р-н
Сообщений: 3681
Красиво!
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
16
2
Ответить
Тёмная Ночь
Зачем FIA мотает нервы спортсменам-участникам??
20
3
Ответить
zogar-zag
Люди в намордниках выглядят идиотами (или не только выглядят? :-)
21
41
Ответить
19097375
Видео можно?
2
2
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 274
Мало фото!
Мой отзыв: Nissan AD 2002
5
1
Ответить
Нурлан Алибек
На фотках один лес
4
2
Ответить
Альфред
Уссурийск
В 21-м веке такая унылая читанина? Остой. Только видео!
5
29
Ответить
 
Сообщений: 145
FIA-по-тихому послали в ..... . Ох и возбудятся они, а отыграются опять на тех кто за границу поедет выступать. А так да, МОЛОДЦЫ!!!
профессионал не тот кто может вырулить из сложной ситуации, а тот кто в ние не попадает!
10
2
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 6071
©Что же касается Клода Фурнье, то в зачете Т4, где он выступал вместе с Себастьяном Делоне, обязательным условием было соответствие автомобиля заводской комплектации. Так что в 15-градусный мороз им пришлось снять со своего Маверика печку и ехать без обогрева.

На три раза перечитал и не понял в чем прикол. Зачем было заявляться в зачёт, в который ты не проходишь? Или они просто своим ходом из Франции ехали, и замутили печку чтоб совсем не околеть?
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
2
1
Ответить
организаторы-молодцы
пилоты-молодцы
а вот FIA редиски и русофобы
5
4
Ответить
9921557
Москва
Один Китай
1
2
Ответить
MontyForester
Санкт-Петербург
"для спортсменов, приехавших сражаться за победу, все эти политические игры неинтересны. У них есть одна любовь — автоспорт"
...
"Это письмо(убрать российскую символику) вызвало резкий негатив у всех, кто имел отношение к гонке"

Автор, вы уж определитесь - интересна спортсменам политика или нет. Они за автоспортом приехали или за российской символикой?
3
1
Ответить
   
Кемерово
Сообщений: 622
раллийный крузак- прикольно)
 
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!