Остановка на трассе Даниэля Риккардо на 47-м круге из-за проблем с силовой установкой привела к появлению машины безопасности, но маршалы не особо торопились убрать McLaren, да и выехавший для эвакуации трактор работал довольно неспешно. Но даже после того как помеху ликвидировали, Майландер продолжать вести за собой пелотон, ожидая распоряжений с командного мостика. А их все не было. В итоге круговые не получили приказа вернуться в конец пелотона, а рестарт не был дан даже на последних метрах под клетчатым флагом.
Скорее всего, с тем темпом, который показывает Red Bull и Ферстаппен на последних Гран-при, Шарль Леклер на рестарте не смог бы отобрать у него победу, но из уважения к зрителям это был бы правильный ход со стороны директора гонки Нильса Виттиха — ведь руководство чемпионата постоянно твердит о повышении зрелищности Формулы 1.
Объясняя действия Маси после финала прошлого года, FIA ссылались на просьбы команд и пилотов не завершать гонки под желтыми флагами. Но в Монце этот принцип был забыт. Семь кругов машина безопасности водила пелотон по треку, чтобы затем проехать под клетчатым флагом…
Но если вы смотрели перед этим соревнования Формулы 3 и Формулы 2, то такое решение не должно было показаться удивительным. Финальная гонка сезона Формулы 3 вообще была остановлена красными флагами, а затем сообщили, что она не будет возобновлена. А после финиша еще долгое время выписывали штрафы и высчитывали финишные позиции — ведь от этого зависела судьба титула!
Кстати говоря, отлично начавшийся с поул-позиции для Саши Смоляра этап закончился двумя сходами, нулем очков и лишь десятым местом в чемпионате… Ну а титул взял Виктор Мартинс. В Формуле 2 предпоследний этап сезона тоже завершался в кабинетах судей. После финиша — очередная раздача штрафов и перетасовка результатов, и тоже уже известен чемпион. Им досрочно стал Фелипе Другович.
Гран-при Италии стал ареной сразу для трех круглых дат. Сам автодром отмечал свое столетие — с опозданием лишь на неделю. Первая гонка на нем состоялась 3 сентября 1922 года. Вторым юбилеем стало 150-летие Pirelli. С гораздо большей помпой отмечали 75 лет Scuderia Ferrari, в честь чего команда на один Гран-при решила вернуться к историческому желтому цвету, в котором выступала с момента основания в 1929 году.
На сайте Ferrari этому цвету был посвящен пространный опус, смысл которого сводится к тому, что именно этот цвет с герба Модены был выбран Энцо Феррари, а красный на тот момент был цветом Alfa Romeo. В юбилейный желтый были одеты все члены команды, а сами машины получили несколько ярких желтых элементов. Команда готовилась к сражению с Red Bull и Ферстаппеном и даже сообщала, что выставит моторы в максимальный, самый агрессивный режим.
К сожалению, этот тройной праздник был омрачен смертью британской королевы Елизаветы II. Траурные билборды, повязки и наклейки на протяжении всех дней напоминали об этом печальном событии.
Для Ferrari и Леклера уикенд начался с дополнительного преимущества: Red Bull сообщили, что на машине Макса Ферстаппена будет заменен ДВС, что автоматически приведет к потере пяти позиций на старте. Однако затем замены элементов приобрели массовый характер. Помимо Ферстаппена штрафы получили еще восемь пилотов, включая Переса, Сайнса и Хэмилтона. А Юки Цунода и вовсе отличился: он получил за последний год целых пять предупреждений от судей за различные нарушения, что превратилось для него в штраф с потерей десяти позиций на старте. Вдобавок во второй практике он недостаточно замедлился под желтыми флагами и получил за это еще один штраф: + три позиции на старте и два штрафных балла, став таким образом лидером по количеству штрафных очков к лицензии: восемь. Под это ему заменили и элементы силовой установки, и он отправился в самый хвост пелотона. Что касается Хэмилтона, то он оказался на гриде 19-м: новый мотор, который он получил в Спа, отправили на базу для обследования после жесткого приземления в Спа.
Подобное количество штрафов внесло полное непонимание у большинства команд и пилотов относительно стартовых позиций в гонке. У FIA сейчас крайне сложная система сложения штрафных позиций, которая зависит не только от количества штрафных элементов, но и от последовательности их замены, а также порядка расположения гонщиков после квалификации. В итоге позицию в пелотоне сохранил только обладатель поул-позиции Шарль Леклер, все остальные места были перераспределены.
С первого ряда вместе с гонщиком Ferrari стартовал Джордж Расселл. Дебютант Mercedes в очередной раз получил отличный шанс показать себя в деле. Еще перед гонкой он видел возможность опередить Леклера уже на старте, однако сделать ему это не удалось — более того, после ошибки в первом повороте он едва не уступил позицию стартовавшему третьим Ландо Норрису. Четвертым оказался Даниэль Риккардо. Пятым — Пьер Гасли, шестым — Фернандо Алонсо, а вот Макс Ферстаппен стартовал только седьмым. Но для гонщика Red Bull после летней паузы препятствий, кажется, вообще нет: уже в начале пятого круга Макс обгоняет Расселла за второе место и становится прямой угрозой позиции Леклера.
Заводские Mercedes до сих пор являются самыми надежными машинами на трассе, но автомобили их клиентских команд частенько становятся причиной появления на трассе желтых флагов или автомобилей безопасности.
На 13-м круге на потерю мощности пожаловался Себастьян Феттель, после чего остановился на обочине, вызвав тем самым объявление режима виртуального автомобиля безопасности. Это стало настоящим искушением для пилотов, стартовавших на мягких комплектах шин, заехать на пит-стоп за новым комплектом. Ferrari в этот раз решили даже обсудить тактику с Шарлем Леклером, спросив его, что он думает о пит-стопе по плану А. Леклер ответил, что времени будет в обрез, но решение вполне подходящее, и отправился в боксы.
К сожалению, это решение было опасным, рискованным, и оно не сработало, так как больше никто из гонщиков на пит-стоп не отправился. Более того, зеленые флаги были даны еще до того, как Шарль вернулся на трассу, и его потери составили не 17 секунд, как могло бы быть, а больше, и он вернулся на трек третьим позади Джорджа Расселла и почти в 19 секундах позади Ферстаппена.
По сути, именно это решение — вкупе с темпом Red Bull — и стало одной из причин поражения Ferrari на домашнем Гран-при.
В то время как Ферстаппен нагонял и обгонял Леклера, позади пелотона с невероятной скоростью отыгрывал позиции Карлос Сайнс. К 13-му кругу он был уже пятым и в итоге закончил Гран-при на четвертой позиции. А вот стартовавший позади него Хэмилтон, как и Расселл, ошибся в первом повороте первого круга и в момент VSC занимал лишь 13-е место. Тем не менее надо отдать ему должное — нагнал он свое отставание довольно быстро, а финиш на пятом месте стал лучшим из возможных вариантов, с учетом того, что никто из пилотов трех топ-команд не сошел. Льюис же стал автором и красивого двойного обгона на 36-м круге схватившихся между собой Норриса и Гасли: с девятого места он поднялся сразу на седьмое.
Несмотря на ранний пит-стоп Серхио Переса, который заехал в боксы на седьмом круге из-за того, что, по словам Кристиана Хорнера, «оквадратил» шины, у мексиканца гонка вполне могла сложиться намного лучше, если бы не невольная ошибка Red Bull. На 42-м круге, видя, что Чеко теряет время относительно Хэмилтона, его вызвали на пит-стоп, чтобы переобуть на комплект софт. Он был в 15 секундах впереди Льюиса, и после возвращения на трассу за оставшиеся круги имел достаточно шансов пройти Mercedes. Но автомобиль безопасности не оставил ему такого шанса. Тем не менее Перес успел показать на свежих шинах лучший круг и набрать на финише дополнительное очко.
В итоге финишировав первым и шестым с очком за лучший круг, Red Bull взяли 34 очка против 30 у Ferrari за второе и четвертое места. Так что и в Кубке конструкторов Red Bull вновь переиграли Ferrari. Mercedes за третье и пятое места набрали 25 очков и после Монцы их отставание от Скудерии вновь немного увеличилось.
Когда в субботу утром Алекса Албона срочно госпитализировали с аппендицитом, а на замену ему вызвали Ника де Вриза, никто и подумать не мог, что в воскресенье после Гран-при о нем будет больше всего разговоров.
Сев за руль абсолютно незнакомой машины только во время третьей практики, он в квалификации сразу же прошел во второй сегмент, и если бы не его ошибка на быстром круге второй попытки, вполне мог претендовать и на Q3. Однако и 13-й результат на фоне 16-го времени Николаса Латифи, выступающего на машине третий сезон, произвел на всех сильное впечатление.
После выписанных штрафов за замены элементов на решетке де Вриз и вовсе поднялся на восьмую позицию, и дальше все уже зависело от него. Пилот программы Mercedes, выигравший в прошлом сезоне титул в Формуле Е, выглядел за рулем Williams очень уверенно и неплохо справлялся с тем, чтобы удержать соперников позади себя.
А на финише гонки и вовсе стал девятым, сразу набрав два важнейших очка! Его партнер по команде, кстати, оказался лишь 15-м.
Безусловно, Нику де Вризу неоднократно повезло в Монце, но именно такое везение и помогает талантливым гонщикам показать себя. По итогам Гран-при он был выбран пилотом дня. Ну а руководству Williams, видимо, все же надо задуматься над тем, чтобы заменить Латифи: последнее время уже вновь стали обсуждать, чтобы его оставить и на следующий сезон.
После финиша Ник де Врис оказался под расследованием за хаотичное вождение, на втором круге под автомобилем безопасности, но к счастью, судьи не стали его наказывать, отделавшись лишь предупреждением. Было бы неправильно лишить триумфатора сегодняшней гонки заработанных очков.
«Стюарды приняли к сведению тот факт, что гонщик заменил действующего пилота «в последнюю минуту» и впервые управлял этой машиной начиная с третьей практики. Поэтому стюарды решили смягчить наказание, вынеся предупреждение вместо более сурового штрафа", — сказано в официальном решении».
Несмотря на то, что он так и не смог пройти Ника де Вриза, Чжоу Гуанью можно назвать среди тех, кто провел отличный Гран-при, финишировал в Топ-10, набрал очки и переиграл своего партнера.
Это шестое очко на счету дебютанта года Чжоу, и такой результат, конечно, сложно сравнивать с 46 очками Боттаса, но после весьма яркого начала сезона у Валттери, освободившегося от ига Хэмилтона, сейчас дела у него не очень. Начиная с Гран-при Великобритании он не набрал ни одного очка и оформил три схода в гонках, а четыре последних этапа Чжоу показывает более высокие результаты.
Кстати, похожая ситуация и у Кевина Магнуссена. Несмотря ни на что Мик Шумахер начинает выглядеть более выигрышно, а в Монце немец показал красивую и довольно агрессивную борьбу. Ну и что, что с Латифи!
Кстати, с Латифи в начале гонки схватился и Магнуссен — но получив преимущество за пределами трассы и не вернув его, был наказан пятью штрафными секундами.
За восемь этапов до финиша противостояние McLaren и Alpine находится в самом разгаре, и в Италии расклад сил изменился: Ландо Норрис занял седьмое место и шесть очков, а вот Alpine провалились. Фернандо Алонсо сошел на 32-м круге из-за проблем с системой охлаждения, а Эстебан Окон финишировал только 11-м.
Незадолго до Гран-при Италии Дэн Риккардо сказал, что готов пропустить сезон и взять на себя функции резервного пилота одной из команд, и даже появилась информация, что это может быть Mercedes, но с подобным невезением и отсутствием результатов, как сейчас ему вряд ли повезет вернуться за руль — особенно на фоне новичков вроде де Вриза.
Сейчас отставание McLaren сократилось до 18 очков в Кубке конструкторов.
Место второго пилота в Alpine все еще под вопросом, однако, похоже, что Гасли все же не отпустят из Alpha Tauri — так как Колтон Херта вряд ли сумеет набрать нужное количество баллов в суперлицензию. На кого обратит свой взгляд Отмар Сафнауэр — остается только гадать. Ходят слухи и по поводу Хюлькенберга, но Дэн Риккардо все же лучший вариант.
После провального финиша Гран-при Италии FIA выпустили объяснение, в котором свалили всю вину на местных организаторов. В их заявлении говорится, что «маршалы не смогли перевести коробку на нейтральную передачу, чтобы откатить машину с трассы, а трактор ехал слишком издалека. Все остальное происходило в соответствии с согласованными процедурами».
Однако параллельно с этим другое заявление сделал и президент FIA Мохаммед бен Сулайем, который сообщил, что в понедельник пройдет встреча представителей FIA и команд, на которой будут обсуждаться вопросы спортивного регулирования Формулы 1. Среди прочего речь идет про границы трека, систему штрафов и, главное, работу стюардов на гонках. Ну и все же режим автомобиля безопасности тоже было бы неплохо обсудить…
На неделе перед Монцей было объявлено, что переговоры между Porsche и Red Bull относительно дальнейшего сотрудничество в рамках Формулы 1 прекращены по обоюдному желанию сторон. Компании не смогли договориться о делении долей в акциях, влиянии на решения по команде и других деталях. Тем не менее Porsche сообщают, что все еще заинтересованы в приходе в чемпионат и готовы искать другого партнера.
Из оставшихся возможностей — кооперация с McLaren или Williams, но сможет ли такое сотрудничество удовлетворить амбиция Porsche? Ответ сомнителен.
После утомительного и интенсивного «тройника» в Бельгии–Нидерландах и Италии Формула 1 отправляется на длительную трехнедельную паузу, из которой выйдет лишь 2 октября ночной гонкой на городской трассе в Сингапуре. Уже там у Макса Ферстаппена появится первый шанс оформить досрочный чемпионский титул, но для этого ему нужно опередить Шарля Леклера на огромные 22 очка, а также отыграть баллы у Переса, Сайнса и Расселла. Что же касается Хэмилтона, то после Монцы он потерял даже математические шансы на титул.
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | Очки | |
1 | М. Ферстаппен | Red Bull | 1:20:27,511 | 228,729 | 2 | 25 |
2 | Ш. Леклер | Ferrari | +2,446 | 228,613 | 3 | 18 |
3 | Д. Расселл | Mercedes | +3,405 | 228,567 | 2 | 15 |
4 | К. Сайнс | Ferrari | +5,061 | 228,489 | 2 | 12 |
5 | Л. Хэмилтон | Mercedes | +5,380 | 228,474 | 1 | 10 |
6 | С. Перес | Red Bull | +6,091 | 228,440 | 2 | 9 |
7 | Л. Норрис | McLaren | +6,207 | 228,435 | 2 | 6 |
8 | П. Гасли | AlphaTauri | +6,396 | 228,426 | 1 | 4 |
9 | Н. де Вриз | Williams | +7,122 | 228,392 | 1 | 2 |
10 | Г. Чжоу | Alfa Romeo | +7,910 | 228,354 | 1 | 1 |
11 | Э. Окон | Alpine | +8,323 | 228,335 | 1 | 0 |
12 | М. Шумахер | Haas | +8,549 | 228,324 | 1 | 0 |
13 | В. Боттас | Alfa Romeo | +1 круг | 224,389 | 1 | 0 |
14 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 224,345 | 2 | 0 |
15 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 224,279 | 2 | 0 |
16 | К. Магнуссен | Haas | +1 круг | 224,193 | 2 | 0 |
Лучший круг: Серхио Перес (Red Bull Racing) — 1:24,030 (47-й круг, 248,182 км/ч).
Пилот дня: Ник де Вриз (Williams).