Накануне и сразу после последнего Гран-при этого сезона, прошедшего 18–20 ноября, состоялось несколько административных событий, организованных Международной автомобильной федерацией. Они были направлены на улучшение различных аспектов основных чемпионатов, проходящих под эгидой FIA.
Касалось это не только регламентов соревнований, но также и того сегмента работы, который ложится на плечи так называемых официальных лиц — гоночной дирекции, службы стюардов и многих других.
После того как перед началом сезона-2022 новоизбранный президент федерации Мохаммед бен Сулайем уволил гоночного директора Формулы 1 Майкла Маси, на его должность наняли сразу двух директоров — Нильса Виттиха и Эдуарду Фрейташа, которые должны были чередовать друг друга на этапах Формулы 1 и, соответственно, оказываться более беспристрастными.
Оба этих специалиста уже были хорошо известны в автогоночной среде благодаря своей работе в DTM и WEC, в том числе и нескольким неоднозначным ситуациям, которые произошли в этих чемпионатах под их управлением на трассе.
Контролировать их должен был еще один известный в гонках человек — Херби Блаш, соратник Берни Экклстоуна и заместитель Чарли Уайтинга. К сожалению, это не уберегло Формулу 1 от ряда проблем в течение сезона. Самыми громкими стали скандал во время Гран-при Майами, когда гоночный директор отказался усиливать безопасность в связке 13-14-15 поворотов после аварии Карлоса Сайнса. В результате на следующий день в том же месте в жесткую аварию попал и Эстебан Окон — а всего-то требовалось установить там дополнительно несколько барьеров TecPro. Вместо безопасности на трассе в тот раз Нильс Виттих решил, что он будет бороться с пирсингом Льюиса Хэмилтона, но и в этом в итоге тоже не преуспел.
Вторая крайне опасная ситуация произошла на Гран-при Японии, когда во время нахождения на трассе гонщиков, в условиях практически нулевой видимости на трек вышел трактор, чтобы эвакуировать машину Сайнса. Та ситуация до боли напомнила трагедию Жюля Бьянки, к счастью, в этот раз никто не пострадал. Осуществлял руководство гонкой в тот раз Эдуарду Фрейташ. FIA провела грандиозное расследование и по-тихому отстранила Фрейташа от работы на гонках.
Много претензий также у гонщиков, команд и зрителей к судейству на этапах. Из-за того, что стюарды меняются каждый этап, многие решения по наказаниям принимаются совершенно непоследовательно, когда за одинаковое нарушение назначаются (или не назначаются) разные штрафы.
Все это привело к тому, что возникла необходимость провести реформы в области судейства и руководства гонками, в связи с чем FIA инициировала новую программу — RDDP (Race Direction Development Programme): Программа развития управления гонками. О ее старте было объявлено в середине ноября.
Интересно, что в качестве дополнительных источников информации при развитии этой программы были взяты процедуры судейства, используемые организаторами других международных соревнований, в том числе футбола и регби. Во время прошедшего Гран-при Абу-Даби состоялась официальная встреча между руководством FIA и членами организации Professional Game Match Officials Limited (PGMOL), куда входят представители Премьер-лиги, Английской футбольной лиги и женской Суперлиги Англии.
Интерес у этих двух организаций, судя по словам президента FIA, взаимный. PGMOL оказались заинтересованы в том, чтобы познакомиться с технологиями, используемыми в системах контроля за гонками (Race Control and Operations), чтобы с их помощью развивать футбольную судейскую систему Video Assistant Referee (VAR).
В общем, если коротко подвести итоги, то на данный момент вся инициатива FIA в сфере судейства и управления гонками сводится к сбору и анализу данных, а также к поиску и обучению новых кадров, в том числе с учетом географии. Стоит ли нам ожидать изменений в глобальном подходе, пока неизвестно.
Накануне Гран-при Абу-Даби состоялось последнее в этом году заседание спортивного совета FIA, и в том числе комиссий, занимающихся различными чемпионатами.
На спортсовете был в том числе утвержден ряд поправок в регламенты и намечены направления дальнейшего развития.
Во время заседании Комиссии было утверждено проведение в сезоне-2023 шести длинных уикендов, включающих спринт-гонки. Определили шесть Гран-при, на которых в 2023 году состоятся спринты:
Как видно из расписания, половина из запланированных гонок приходится на конец сезона и состоится в октябре–ноябре следующего года.
1. Дождевые гонки
Низкая видимость за машинами нового поколения из-за большого количества спрея позади них стала поводом для исследования возможных шагов по снижению этого эффекта. Одной из причин этого, по мнению специалистов, стала увеличившаяся ширина шин на колесах нового радиуса и размера. Перед комиссией были поставлены следующие задачи:
2. Система штрафов на стартовой решетке за замену силовых установок
На заседании Комиссии рассматривалась система стартовых штрафов за замену дополнительных (штрафных) элементов на автомобилях Формулы 1. Было отмечено, что имеющиеся штрафы, в том числе за замену элементов силовых установок, на данный момент являются недостаточными, это приводит к тому, что команды используют замены элементов стратегически, а не только в случае крайней необходимости. Это ведет к увеличению бюджетов на запасные агрегаты и обесценивает ограничения на использование силовых установок.
Было решено отдельно рассмотреть этот вопрос и принять по нему решение до начала следующего сезона.
3. Грелки для колес
Еще в прошлом году было одобрено предложение о том, чтобы с 2024 года прекратить использование грелок для колес. Однако после того как многие гонщики (в том числе и Макс Ферстаппен) высказались против такого решения, предупредив о том, что возрастет число аварий и инцидентов на трассе, его принятие отложили на июль-2023. За это время комиссия должна будет собрать больше данных и получить достаточную обратную связь от гонщиков и команд.
4. Активация DRS
Было одобрено предложение сократить период активации DRS на один круг на старте гонки или спринта, а также на рестарте позади машины безопасности. Это правило опробуют в 2023 году во время каждого из шести спринтов, чтобы в 2024-м ввести на полный календарь.
5. Процедуры в режиме закрытого парка во время спринтов
На заседании комиссии обсудили упрощение процедурных вопросов в режиме закрытого парка. Это прежде всего касалось возросшего числа запросов на работы с машинами во время длинных уикендов между квалификацией и спринт-гонкой.
6. Увеличение размеров компенсации на аварии во время спринт-гонок
Было решено увеличить фиксированные суммы на ремонт машин в случае значительных повреждений во время спринт-гонок с $150 000 до $300 000 в течение 2023 года.
Дополнительно был обсужден и принят ряд изменения в технический и финансовый регламенты, в том числе касающиеся усиления дуг безопасности (после аварии Чжоу Гуанью во время Гран-при Великобритании), которые будут введены к 2024 году.
Отдельно состоялось заседание Комиссии Formula E, на котором были приняты изменения в регламент чемпионата мира ABB FIA Formula Е на сезон 9, стартующий 14 января гонкой в Мексике.
1. С нового сезона продолжительность гонки будет исчисляться не минутами, как было до сих пор, а кругами, как в подавляющем большинстве автоспортивных соревнований. Период автомобиля безопасности будет компенсироваться также не количеством минут, а количеством кругов.
2. Будет введен новый режим под названием Attack Charge, который стал возможным благодаря развитию технологий быстрой зарядки 600 кВт⋅ч и появлению автомобилей следующего поколения Gen3. С нового сезона автомобили Формулы Е располагают технологически новыми батареями, которые можно подзарядить на 4 кВт⋅ч энергии за 30 секунд.
3. Следствием этого в новом сезоне станет проведение нескольких пробных, зачетных гонок, в которых используют эти технологии во время обязательного 30 секундного пит-стопа на подзарядку. Во время этих гонок пилоты получат возможность дважды использовать увеличенную мощность с 300 кВт до 350 кВт помимо уже привычного режима атаки.
4. Как минимум на двух этапах в течение сезона во время первой сессии свободной практики команды должны будут сажать новичков за руль своих машин. Предполагается, что это поможет привлечь новых перспективных пилотов.
5. FanBoost (система, когда пять пилотов получают кратковременную дополнительную мощность по итогам зрительского голосования) будет отменен как не оправдавший себя.