Несмотря на то, что младшие формульные серии Formula 3 и Formula 2 считаются гонками «на разогреве» у Формулы 1, во время уикенда в Венгрии создавалось впечатление, что все главное действие разворачивалось именно там. Баталии, которые происходили на мокрой и вроде бы необгонной трассе Хунгароринга, могли произвести впечатление даже на человека, который видал в гонках и не такое. По крайней мере, доктор Хельмут Марко был впечатлен увиденным и особенно оценил заслуги пилота программы SMP Racing Роберта Шварцмана, вновь одержавшего победу на ристалище Формулы 2.
Это была совершенно невероятная гонка, настолько напитанная эмоциями и ожиданиями, что, казалось, воздух вокруг трассы в Венгрии буквально искрил от напряжения. Ничто не могло предсказать столь сумасшедшего результата, когда впервые за всю историю GP2 и Formula 2 два российских пилота — Роберт Шварцман и Никита Мазепин — буквально из ниоткуда материализовались на двух высших ступенях подиума основной гонки уикенда, показав, как они умеют это делать!
Но, несмотря на то, что все основные эмоции были сконцентрированы в этот раз вокруг Formula 2, мы свой рассказ начнем с предыдущей ступеньки — Formula 3, где еще один российский гонщик, пилот программы SMP Racing, Александр Смоляр демонстрировал истинные чудеса пилотирования на мокрой трассе.
Александр Смоляр, за которым мы следим еще с момента его существенных успехов в картинге, ставших причиной приглашения его в программу SMP Racing — очень талантливый пилот, и как и у любого спортсмена, у него есть свой «конек». Еще в картинге он умел как-то по-особому обращаться с автомобилем под дождем и на мокрой трассе, и этот его особенный талант базировался на уникальном чувстве автомобиля, трассы и сцепления с поверхностью.
Прошлая гонка в рамках ГП Штирии также была дождевой, однако для Александра она сложилась крайне неудачно, когда уже в самом начале его машину буквально выбросило с трассы на мокром поребрике. Отсутствие результата в главной гонке, низкое стартовое место во второй и потерянный уикенд помогли Саше сделать правильные выводы и провести работу над ошибками.
В Венгрию Александр приехал готовым к дальнейшим свершениям, и судьба как будто дала ему второй шанс: вновь мокрая погода и такое обилие осадков, что квалификацию отложили из-за непрекращающегося дождя. Отличная возможность показать себя, которой Александр не замедлил воспользоваться.
Почти четверть секунды преимущества в квалификации он сумел собрать по сравнению со вторым результатом Логана Сарджента — и это на трассе, где аквапланирование было нормой, а держака даже на дождевой резине не было в принципе. Результат Александра назвали «феноменальным», но квалификация не была простой.
В самом начале квалификационной сессии Смоляр первым выехал на мокрую трассу, показал хорошее время, но затем лидер чемпионата Оскар Пиастри, бывший сокомандник Александра по Formula Renault Eurocup, выстрелил с отрывом в 1,3 секунды. Казалось, это время уже нельзя перебить, но со своим вторым кругом Саша вновь вышел в лидеры, и вновь его результат попытались оспорить. На следующей попытке Александр улучшил собственное время уже на 0,6 секунды. На подсыхающем треке каждый следующий круг оказывался все быстрее, но финальную попытку с результатом 1:51,348 Александр оставил за собой. Застолбив поул-позицию на старте первой гонки, он получил заодно и дополнительных четыре очка в личном зачете.
Анализируя свои предыдущие гонки, Александр Смоляр рассказывал, что на первом этапе, стартуя с поула на реверсивном гриде, он слишком расслабился и «потерял» старт. В этот раз он стартовал с поула великолепно и входил в первый поворот уже с хорошим отрывом от соперников. Единственное, чего он не учел, что Логан Сарджент, проспавший старт и наверстывавший упущенное, решит войти в поворот по скользкому внутреннему поребрику, не справится с машиной и в итоге выбьет его из гонки.
— В субботу меня «убрал» с трассы очень храбрый американец, который решил затормозить на мокрой траектории намного позже, чем следовало. К сожалению, я никак не мог избежать этого столкновения, так как не видел его даже в зеркалах: угол, под которым он ко мне находился, в них не просматривался. В итоге — погнутая подвеска и сход в гонке. Это было очень обидно. И я был очень сильно расстроен, потому что у меня тогда были все шансы если не выиграть гонку, то подняться на подиум.
Первую гонку уикенда выиграл французский пилот Тео Пуршер, который как раз сумел воспользоваться контактом Смоляра и Сарджента и выйти вперед. Интересно, что судьи даже не наказали Сарджента за столкновение, посчитав это гоночным инцидентом. В итоге американец приехал на третье место подиума, но уже после гонки получил пятисекундный штраф за другой свой инцидент, и откатился назад. Было по ходу той гонки и много других событий — аварий и столкновений, в том числе и двухметровый огненный след, вспыхнувший вслед за разлившимся маслом с машины Лиама Лоусона, после чего гонка была остановлена почти на полчаса для очистки трассы. После рестарта Пуршер смог удержать лидерство и финишировать первым. На второе место поднялся Оскар Пиастри, третьим стал Бент Вискаал.
…Старт из самого хвоста пелотона с 27-й позиции — не самое жизнеутверждающее положение для спортсмена, но после схода с дистанции в первой гонке вторая, как правило, бывает «потеряна», тем более что «спринтерская» гонка намного короче, а на необгонной трассе вроде Хунгароринга в целом очень сложно отыгрывать позиции. По крайней мере, все так думали до воскресного старта Формулы 3 и сумасшедшего прорыва Александра Смоляра.
Вторая гонка уикенда вновь была дождевой, и все стартовали на дождевой резине. Уже на старте Александр отыгрывает несколько позиций, сходу запрыгнув на 23-е место. На скользкой трассе происходили частые столкновения и, как следствие, желтые флаги.
К десятому кругу Смоляр поднимается уже на 12-ю позицию и продолжает двигаться вперед, обходя одного соперника за другим. К 17-му кругу из 22-х Александр поднимается сначала на девятую строчку протокола. Соперникам нечего ему противопоставить. Идеальная работа с резиной, умение выждать нужный момент и отличное чувство машины приводят его затем на восьмое место.
По словам Александра, «дальше догонять было уже совсем сложно. Отставание от седьмого результата было существенным, резина уже износилась, т. к. давление в шинах мы выставили высокое, по данным на начало гонки». Было похоже, что выше уже не продвинуться.
Гонку возглавлял Бент Вискаал, который успел поучаствовать в нескольких инцидентах и получил за них два штрафа по пять секунд. Однако его отрыв от остальных был настолько высок, что даже дополнительные десять секунд позволяли ему сохранить место на подиуме. Но на 20-м круге Федерико Малвестити допустил ошибку и разбил машину — на трассу вышел автомобиль безопасности. Все преимущество Вискаала, заработанное им с большим трудом, испарилось в один момент, и вместо подиума он оказался на 17-м месте в протоколе, позволив Александру Смоляру подняться еще на один пункт вверх.
В итоге Саша отыграл 20 позиций за 22 круга гонки по влажной и малообгонной трассе Хунгароринга, финишировал седьмым и заработал еще четыре очка к результату. И пусть сейчас в личном зачете он сейчас занимает только 13-ю строчку, именно такие гонки дают отличный импульс на весь сезон.
— За все мое время выступления в формулах это стала моя самая крутая гонка — не в плане результатов или очков, а в плане того, как у меня все получалось, — сказал Александр. — В целом я очень доволен уикендом. Сейчас у нас перерыв, хочется немного отдохнуть, потому что это очень тяжело — три гоночных уикенда подряд. А через две недели у нас два «Сильверстоуна», будем усиленно готовиться — в зале и на симуляторе, и надеюсь, что смогу вас порадовать!
Победителем во второй гонке стал Дэвид Бекман, Оскар Пиастри — второй, третье место у Денниса Хаугера. Лидером итогового зачета является Пиастри (76 очков), у Смоляра сейчас 14 очков, но от Топ-10 результатов Александра отделяет всего пять очков, а гонок впереди еще много. Болеем за Сашу!
В процессе материализации есть нечто алхимическое, даже если речь идет о материализации на подиуме в гонке, которая, казалось бы, уже была проиграна.
Ну а как иначе было расценить 11-ю стартовую позицию Роберта Шварцмана в Основной гонке Формулы 2 на Хунгароринге, когда впереди него на решетке расположились такие опытнейшие пилоты, как Каллум Айлотт, Лука Гиотто, Гуанью Чжоу, Дэн Тиктум и даже собственный партнер по команде Мик Шумахер?
Что же касается двух других российских пилотов — Никиты Мазепина и Артема Маркелова — то они стартовали еще ниже: с 16-й и 17-й позиций соответственно.
В Формуле 2 выбор резины ограничивается лишь дождевой резиной или сликами, промежуточных составов здесь не бывает. Все три дня гоночного уикенда сухая погода чередовалась с дождем, но, несмотря на то, что перед стартом Формулы 2 в субботу дождь слегка моросил и его вероятность во время заезда была довольно высока, все гонщики вышли на старт на сликах. Их стратегии различались: большинство предпочло начинать гонку на составе софт, и только несколько человек рискнуло выбрать другую шинную тактику. Это были пилоты из второй десятки: Джехан Дарувала, Фелипе Другович и два россиянина — Никита Мазепин, выступающий за новую команду Hitech, и Роберт Шварцман, пилот Prema, которые стартовали на медиуме. Это был понятный выбор: не делая ставку на быстрый отрыв от соперников, они предпочли провести длительный отрезок на более жестком комплекте, а затем на резине софт, и с пустыми баками попробовать отыграть позиции во второй части гонки.
Уже в первых поворотах произошло много перестановок, но если в Формуле 3 бóльшая часть из них напоминала хаос, то здесь за обгонами и атаками наблюдать было намного интереснее. Айлотт удержал позиции, несмотря на атаки Гиотто, Мик Шумахер отыграл две позиции, став третьим, а Роберт и вовсе прорвался вперед на пять позиций, моментально переместившись с 11-го места на шестое!
К сожалению, обидный инцидент между двумя партнерами по команде Trident Роем Ниссани и Марино Сато привел к появлению машины безопасности, а на рестарте Маркус Армстронг выбил с трассы Артема Маркелова, который на высокой скорости вылетел в ближайшие барьеры безопасности. Пилот не пострадал, но гонка на этом была для него закончена.
Примерно на восьмом круге начинается волна пит-стопов, и к 12-му кругу в боксах не побывало лишь шесть пилотов: те, кто изначально был на медиуме, а также Мик Шумахер и Гильерме Самайа.
Ровно через круг Шумахер, который возглавлял пелотон, также заезжает в боксы. К этому моменту Шварцман, Мазепин, Другович и Дарувала заняли лидирующие позиции в гонке, и теперь все зависело от того, кто и как сможет работать с резиной. К середине гонки составы медиум начали сильно деградировать, однако на них было необходимо продержаться еще как минимум семь-восемь кругов, чтобы сохранить стратегию с одним пит-стопом. И Роберт, и Никита сумели это сделать. Роберт совершил свой пит-стоп на 28-м круге, когда Никита еще оставался на трассе, возглавляя гонку. Роберт же после своего пит-стопа вернулся на четвертой позиции, уступая Шумахеру, Айлоту и Гиотто. На их стороне был опыт, на стороне Роберта — свежая резина.
Мазепин заехал на пит-стоп на том же круге, оставив топ-четверку разбираться между собой, и вернулся на трассу лишь 11-м. Тем временем за один быстрый круг Роберт не просто сумел догнать Гиотто, от которого отставал на 4,5 секунды, но и оторваться от него примерно на то же время. Свежая резина Софт давала колоссальное преимущество. На следующем круге Роберт точно также обходится с Айлотом и бросается в погоню за Шумахером. Еще одного круга достаточно, чтобы выйти в лидеры, а затем и оторваться от Мика на пять секунд. В это же время и Никита Мазепин совершает серию блестящих обгонов: к 33-му кругу он уже пятый, а на предпоследнем круге — второй, правда, с 20-секундным отставанием от Роберта.
Джек Эйткен, стартовавший в гонке седьмым и намеревавшийся побороться за подиум, так рассказал о происходившем в гонке:
«Сложно даже описать, какими непредсказуемыми могут быть эти шины: у меня всего 13-й результат после тяжелейшей гонки, в которой приходилось постоянно бороться с деградацией, и при этом другая стратегия выглядела просто каким-то чудом…»
Впрочем, одним только чудом сложно объяснить блестящий двойной подиум российских пилотов: здесь явно сыграли большую роль и работа команд, и прекрасное пилотирование, и умение работать с шинами. Но отличная стратегия, безусловно, дала свои плоды.
На реверсивном гриде второй гонки Никита Мазепин и Роберт Шварцман занимали седьмую и восьмую позиции соответственно, а с поул-позиции стартовал Каллум Айлотт. Никита отлично стартовал и сразу поднялся на четвертое место, Роберт же слегка застрял за Миком Шумахером, перекрывшем траекторию, и не смог отыграть более одной позиции.
Главной интригой этой гонки вновь стала шинная стратегия. На этот раз она была связана с высокой деградацией резины и отсутствием необходимого пит-стопа в 28-круговой гонке. Вопрос стоял довольно остро: заезжать ли на пит-стоп и терять на этом много времени, но потом атаковать на свежих покрышках — или беречь резину и отбиваться от соперников?
Большинство пилотов, включая россиян, предпочли все же «переобуться». Волна пит-стопов началась на 13-м круге и продолжалась примерно пять кругов. Одним из немногих, кто решил использовать альтернативную стратегию, стал партнер по команде Никиты Мазепина Лука Гиотто. Другим — партнер по команде Артема Маркелова Джулиано Алези. Но если Алези соперники довольно быстро «съели», то задела Гиотто от Каллума Айлотта (более чем в полминуты за восемь кругов до финиша) хватило для того, чтобы удержать свою позицию.
Роберт Шварцман, слегка подрастерявший свои позиции после не очень удачного выезда с пит-стопа, сумел подняться до четвертого места, Никита Мазепин финишировал пятым. Мик Шумахер две гонки подряд закончил на бронзовом подиуме.
Что касается Артема Маркелова, то для него эта гонка закончилась на 14-м месте. К сожалению, для нашего талантливого пилота, неоднократного победителя гонок и вице-чемпиона Формулы 2, этот сезон пока совершенно не складывается. Проблемы с техникой и невезение не позволили набрать ему пока ни одного очка.
Никита Мазепин благодаря двум блестящим результатам в Венгрии набирает 27 очков в чемпионате и поднимается на 11-ю строчку. Мик Шумахер становится четвертым с 39-ю очками. Лидерство в чемпионате вот уже два этапа сохраняет Роберт Шварцман, на его счету 81 балл.
— В целом я в восторге от уикенда, — рассказал Роберт Шварцман после гонки. — За этап мы набрали 33 балла. На старте второй гонки задача была — удержаться, а затем я просто атаковал, насколько это было возможно. Поначалу мне удавалось управлять расходом шин, но затем переднее левое колесо начало очень быстро уходить, так что нам пришлось совершить пит-стоп. Думаю, это было правильное решение. Я поднялся до четвертой позиции, приняв участие в нескольких хороших сражениях, и попытался догнать Мика, но вновь сказалась деградация шин и мне пришлось опять следить за этим и стараться сохранить свое место.
После этапа в Венгрии Хельмут Марко, который внимательно наблюдал за ходом сражений, поделился своим впечатлением о Роберте Шварцмане: «Умный, быстрый, умеющий беречь шины, действительно особенный», — сказал он в интервью изданию F1-Insider.