Если вкратце рассказать предысторию всего происходившего, то с 2021 года был введен новый финансовый регламент в Формуле 1, в соответствии с которым все команды чемпионата были ограничены в развитии своих машин на 2021 год суммой в 145 млн долларов. В начале этого сезона команды сдали бюджетные отчеты о своих тратах за прошедший сезон, и FIA взяла их на аудит, чтобы сравнить расходы с допустимыми лимитами.
Аудит длился довольно долго, более того, сама FIA рассказала, что в первый год решила не рассматривать все «под микроскопом», и проверка была довольно поверхностной. Однако в начале октября 2022 года (девять месяцев спустя) в паддок и затем СМИ просочилась информация о том, что три команды нарушили финансовый регламент. При этом сообщалось, что одна из них — а именно Williams — уже исправила погрешности отчета (финансовых нарушений не было), оплатила небольшой штраф и была амнистирована. Подробности мы рассказывали здесь.
Двумя другими командами назывались Red Bull и Aston Martin, и с этого момента паддок не успокаивался ни на минуту, а соперники Red Bull требовали показательного наказания, «чтобы другим неповадно было». Представители Федерации и Red Bull были при этом неоднократно замечены за переговорами, но Кристиан Хорнер категорически отрицал какое-либо нарушение финансового регламента со стороны команды и сообщал, что возможные превышения могут быть связаны исключительно с кейтерингом для сотрудников команды.
«Мы абсолютно уверены, что не превышали допустимую планку бюджета в 2021 году», — сказал Хорнер. — «Поэтому мы обсуждаем с ФИА сложившуюся ситуацию».
Позже Кристиан Хорнер сообщил, что они решили договориться с FIA и принять наказание, чтобы не передавать дело в суд и не растягивать «разборки» еще на год, а оставить все это в 2022-м.
Ситуация разрешилась в пятницу, 28 октября, перед Гран-при Мексики. На сайте FIA было опубликовано несколько сообщений. Назывались нарушители финансового регламента — ими, как и ожидалось, стали Red Bull и Aston Martin, а также раскрывались все детали этих нарушений.
По результатам аудита превышение бюджета у Red Bull составило 1,864 млн фунтов стерлингов, что равно примерно 2,2 млн долларов. Эта сумма составляет 1,6% от бюджета и является «незначительным превышением» согласно статье 8.10 (b) Финансового регламента.
Было также обнаружено, что в их декларации имелись некорректно или ошибочно заполненные пункты, которые касались следующего:
★ Статья 3.1 (а) — тот самый злосчастный кейтеринг;
★ Статья 3.1 (w) — отчисления работодателя на социальное обеспечение;
★ Статья 3.1(k) — премии и другие отчисления на социальное обеспечение;
★ Статья 3.1(q) — обучение;
★ Статья 3.1(r) — транспортные расходы;
★ статья 3.1(i) — расходы на техническое обслуживание силовых установок;
★ другое.
Red Bull со своей стороны признали, что:
а) не смогли предоставить точную отчетную документацию;
б) вышли за рамки бюджета 2021 года.
На самом деле, на первый взгляд — ничего серьезного. Но ведь в любом случае другие команды нашли возможность вместить эти расходы в лимиты бюджета, а Red Bull, получается, потратили эту сумму на что-то еще, сказав, что просто как следует кормили своих сотрудников.
За такое превышение бюджета команда получила штраф в 7 млн долларов, который она должна выплатить в течение 30 дней, и сокращение на 10% испытаний в аэротрубе и вычислительной гидродинамике (CFD) в течение года с этого момента.
Интересно, что одной из проблем финансового отчета Red Bull были неправильно подсчитанные налоги, и если бы расчеты были верными, то превышение бюджета могло оказаться меньше, т. е. Red Bull виноваты прежде всего в том, что не умеют хорошо считать.
После обнародования информации от FIA Red Bull собрали пресс-конференцию, на которой Хорнер заявил, что сокращение тестов в аэротоннеле и CFD в течение года обойдется команде в следующем сезоне в потерю до 0,5 секунды с круга.
Тут стоит отметить, что, скорее всего, Хорнер говорил не только о наказании за нарушение финансового регламента, но и в целом о снижении испытаний для команды в предстоящем году.
Дело в том, что по новым правилам команда-чемпион получает общее снижение объема испытаний на 30%, чтобы дать остальным командам возможность приблизиться по развитию машины к лучшему коллективу. Таким образом, в 2023 году общий процент снижения объема испытаний для Red Bull составит 37% (т. е. всего они смогут пользоваться аэротоннелем и CFD 63% от базового времени). Это на самом деле ощутимая разница, особенно с учетом того, что команда, занявшая последнее место в Кубке конструкторов, получит порядка 140% времени.
Решение FIA о наказании Red Bull, как и ожидалось, встретило критику со стороны большинства руководителей других команд. Одна из основных претензий заключается в том, что денежный штраф никак не повлиял на бюджет Red Bull в следующем году. Предлагалось как вычесть эту сумму из бюджета, так и просто ограничить его на следующий год на семь миллионов.
Так, Маттиа Бинотто (Ferrari) считает, что превышение бюджета со стороны Red Bull могло повлиять на судьбу титула в прошлом сезоне: «Red Bull стал единственной командой, которая нарушила регламент. Перерасход составил два миллиона долларов. Это соответствует примерно двум десятым секунды с круга, которые могли решить исход чемпионата. Как мне кажется, наказание должно мешать дальнейшему развитию машины. Иначе они сохранят преимущество и на ближайшие годы».
Андреас Зайдль, McLaren: «Лично меня не устраивает, что наказание не соответствует серьезности допущенных нарушений. Я считаю, что в будущем штрафы следует ужесточить».
Тото Вольфф (Mercedes): «Я думаю, что сам факт наказания станет сдерживающим фактором на будущее, и спортивный штраф в большей степени, нежели денежный. Но самое главное наказание — это репутационный ущерб, и вряд ли какая другая команда захочет испытать это на себе. Например, наши акционеры и партнеры требуют жесткого соблюдения правил, тут ничего не изменилось. Девять команд соблюдали правила и остались ниже предела. Это спорт, приносящий прибыль, а все остальное — просто болтовня. Смягчающих факторов нет».
Отмар Сафнауэр (Alpine): «Я считаю, что наказание адекватно нарушению. В Red Bull допустили совсем небольшой перерасход бюджета, но перерасход есть перерасход, ведь если машина всего на 0,5 кг легче, чем допускает регламент, то вас сразу дисквалифицируют. Что касается 10-процентного ограничения на аэротоннель, то это скажется на работе команды, хотя не так уж серьезно».
Гэри Андерсон (бывший конструктор Ф1 и эксперт): «Что касается 10-процентного сокращения времени испытаний в аэротрубе, то это лишь означает, что Эдриану Ньюи придется чуть больше напрягать извилины. Да, эта история создаст прецедент, но я не могу назвать его подходящим. Я не считаю, что Red Bull стоило лишить очков, но денежный штраф стоило вычесть из бюджета следующего года, а снижение времени испытаний должно быть более жестким».
Кстати, говорят, у RB и в этом году не все в порядке с тем, чтобы уложиться в отведенную сумму. Хотелось бы думать, что это лишь слухи, так как повторное нарушение бюджета может оказаться катастрофичным для имиджа как самой команды, так и всей Формулы 1.
Сам Кристиан Хорнер прокомментировал эти слухи как «совершенно точно нет», но ведь и перед этим он точно так же уверял всех, что и предыдущего превышения не имеется…
Второй командой, которая нарушила в 2021 году финансовый регламент, стали Aston Martin. Однако, по информации от FIA, они допустили лишь процедурную ошибку без перерасхода бюджета.
Было отмечено 12 областей, в которых команда неточно оформила затраты, в том числе в связи со строительством нового завода, разработкой нового симулятора и налоговыми льготами.
Наказанием стал финансовый штраф в 450 000 долларов, который команда уже уплатила FIA.
На этом разбирательства по финансовому регламенту 2021 года были закончены. Следующий срок подачи финансовых деклараций — начало 2023 года, и FIA обещали, что на этот раз обработка информации у них займет меньше времени, а значит, результаты аудита за 2022 год мы сможем узнать раньше.