23.03.2021 | 2907 просмотров

Илона и восемь тонн: как спортсменка участвовала в рекордах за рулем тягача Ford F-Max

Автор: Мария Мельникова
Фото автора, LAV Production и из архива Илоны Накутис
Источник: Дром
Удержать восемь тонн на льду — это не шутка. Заставить эту железную глыбу исполнять твои желания — задача еще сложнее. В этом году в мероприятии «Дни скорости на льду Байкала» впервые принял участие грузовой тягач Ford F-Max, а управляла им многократная победительница и призер соревнований по ралли Илона Накутис.

Илона — одна из звезд российского автоспорта, но при этом человек крайне скромный. За 35 лет, проведенных в гонках, она стала весьма популярна в профессиональных кругах, но за их пределами не стремится афишировать свои достижения. 17-летней девушкой она вдруг поняла, что судьба готовила ее для чего-то большего, чем танцы, которыми она занималась более десяти лет, и отправилась в ралли… работать механиком. Илона прошла долгий путь, прежде чем стала пилотом раллийной команды, затем открыла детско-юношескую раллийную школу, создала собственную гоночную команду и собирала награду за наградой — на зависть многим мужчинам.

Сейчас она руководитель центра водительских тренингов «ДрайвКласс», работает в Молодежной школе ралли, а в 2018 году задумала и осуществила проект гоночного раллийного марафона «25 часов на льду» на озере Айранне в Карелии, который регулярно проводит из года в год. В прошлом году Илона приняла участие в качестве пилота за рулем «Волги» ГАЗ-21 в Историческом ралли Монте-Карло, а сейчас приехала на Байкал.

Илона Накутис за рулем «Волги» ГАЗ-21, принимавшей участие в Историческом ралли Монте-Карло

В юбилейных «Днях скорости на льду Байкала» Илона Накутис успела выступить практически везде: проехала рекордные попытки на скорость и торможение за рулем Ford F-Max, которого нежно назвала MAXимка, поработала инструктором зимнего вождения для приехавших журналистов, а также села за руль Porsche Macan в 24-часовом заезде. Своим опытом осталась очень довольна, о чем и рассказала нам в интервью.

— Ты так играючи справлялась с этой 8-тонной махиной, как будто занималась этим всю жизнь. У тебя большой опыт управления грузовиками?

— Опыт у меня в крови. Мой дед Александр Накутис всю жизнь провел за рулем грузовиков: во время Великой Отечественной войны он работал на ГАЗ-АА, затем управлял кранами, пожарными машинами, самосвалами. Я сама лишь однажды управляла Scania — лет десять тому назад. Доказывала водителям компании, что упражнение «парковка» было у нас поставлено нормально. Меня научили переключать передачи, и я жахнула как следует, доказала собственным примером, что ныть не нужно, а надо учиться и работать над поставленными задачами.

— Как ты оказалась в этом году на Байкале? Это входило в список твоей программы?

— Когда Андрей Леонтьев спрашивает: «Илончик, ты можешь?», я всегда отвечаю «да», а подробности узнаю уже потом. Его проекты близки мне по духу, и я готова участвовать во всем, что он предложит. В этом году я, например, узнала, что поеду «24 часа» только по прилете. Меня прикалывает, что внукам будут показывать фотки, кубки и дипломы бабули! Огонь!

Илона Накутис со своим первым тренером Константином Ивановичем Исаевым

— Ты ездила раньше на Ford F-Max?

— Нет, но сейчас мне кажется, что я ездила на нем всю жизнь. Срослась!

— Расскажи про опыт управления тягачами в целом, и какое впечатление произвел на тебя конкретно этот?

— Опыт удивительный, неожиданный и очень полезный! Я в целом быстро адаптируюсь ко всему, что ездит на четырех колесах, но в данном случае это было особенно, тем более у Ford F-Max не четыре, а шесть колес. Совсем другие ощущения: все же восемь тонн и 500 л.с. под ногой. MAXимка, как я его прозвала, дает ощущение уверенности и надежности. Пока не могу сказать про спокойствие, т. к. лед на Байкале непредсказуем. Каждый день — тренировки, попытки — был абсолютно разным. Но в целом могу сказать, что чувствовать в руках такую махину, ощущать ее вес, вальяжное переключение 12-ти передач, остроту руля и при этом понимать электронный ум автомобиля — очень особое чувство! Поначалу я долго ждала его реакции на мои действия, потом привыкла. Он очень комфортный, многофункциональный! Реально однокомнатная квартира со всем необходимым. Но главным испытанием стало договориться одновременно со всеми: с ним, ветром и Байкалом!

— Как ты чувствовала себя за рулем такой машины на голом льду? Было чувство неуверенности?

— Голый лед для меня не новость. Уже много лет я работаю в зимний период на замерзших озерах, так что научилась его хорошо чувствовать. При этом задний привод для меня как родной! В Карелии я много времени провожу за рулем ВАЗ-2107. К слову о заднем приводе: хронометристы отметили, что мое время на круге за рулем Porsche Macan, когда отключился передний привод, стало лучше на 5-7 секунд. Весело!

Но что касается тягача, это хоть и совершенно другой опыт, но приемы везде стандартные. Одни — для управления, другие при разгоне, третьи — при трогании с места.

— Как проходили рекордные заезды? Что было сложно, что просто? Были ли неожиданности? Что было самое интересное?

— После первых тестов удалось разогнать Ford F-Max до 148 км/ч! Но больше этого не случилось. Каждый мускул, каждая жилка во мне стремились слиться с ним в одно целое. Я чувствовала каждую вибрацию и ноты мотора! На разгоне полная концентрация. Не давать колесам пробуксовывать, чтобы быстрее переходить на следующую передачу, не дать передачам падать обратно. А так как лед Байкала — поверхность не ровная, а волнообразная и даже с подбросами, то, конечно, Мах все время пытался пойти бочком, и нужно было вовремя стабилизировать его рулем. Так что разгон был самым напряженным. Кстати, до линии старта 6 км разгонной полосы только-только хватало. После пересечения линии старта, когда рекорд ставили «с хода», ты немного расслабляешь себя и как бы растворяешься в его полете! Эти 1000 зачетных метров — самый потрясающий период, когда вроде бы все останавливается и замирает в тебе, и ты слышишь стук сердца, шуршание шин и ровный звук мощного мотора! Незабываемо!

Пожалуй, самым сложным было договориться с Байкалом. Каждый проезд был непредсказуем. Например, разгон от стартовой линии был всегда самым долгим и тяжелым, и никогда не удавалось сделать максимум, будто кто-то держал тебя за хвост. А вот в обратную сторону Мах разгонялся легко и радостно, и почти всегда получалось показать 134-142 км/ч. Зато как только я пересекала отметку мерного километра, появлялась ощущение, будто что-то огромное упирается руками в лобовое стекло и дальше не пускает. За километр я теряла до 12 км/ч! Обидно, конечно, но объяснить я это не могу.

Не скрою, зная о дедушке Байкале от своих друзей — хранителей озера особые истории, каждый раз, выезжая на старт, я просила его дать мне возможность совершить заезд! Чаще получалось договориться. Но 10 марта вообще пришлось отказаться, даже от тренировочных заездов. Максималка — 92 км/ч, не шло и все.

— На какие результаты ты рассчитывала, выходя на заезд?

— Рассчитывать вообще бесполезное дело. Это мое мнение, основанное на опыте в автоспорте. Ты выходишь на старт и просто делаешь свое дело максимально хорошо. Если ты умеешь собрать все в один пазл, значит, все получится. Но теперь я, по крайней мере, знаю, от чего отталкиваться дальше!

А с торможением получилось вообще феерично! Даже не могу представить себе, как это выглядело со стороны, но за три попытки получилось значительно улучшить результат, я им довольна!

— Цифра разгона с места не слишком впечатляет: свыше 48 км/ч. Расскажи, как проходил этот заезд?

— Разгон с места требует максимальной концентрации: важно не допустить пробуксовку и следить за тем, чтобы передачи переключались быстрее. Помню, что удалось добраться до десятой передачи. За один километр — это уже было достижение! А вот до 80 км/ч мы разгонялись уже за полтора-два километра, если Байкал позволял, конечно.

— А что за 25-часовой марафон ты проводишь в Карелии? Как родилась идея, кто участвует, в чем его интерес?

— Идея родилась у меня, как всегда, внезапно. Я начинала в 1984 году на «Москвиче»-2140. И своих первых успехов я добилась за рулем заднеприводного автомобиля, в том числе — на зимних гонках и без шипов! Потом я участвовала в соревнованиях Moscow Classic Grand Prix Александра Смирнова на Moscow Raceway. Он пригласил меня поехать на «Москвиче»-408, и я с радостью согласилась. Даже удалось занять второе место! Потом проехала ралли в Чехии на Skoda Felicia 1963 года и победила. В общем, все это пробудило во мне воспоминания, и мне захотелось вернуться в прошлое, когда машины — честные, а пилот должен уметь ими управлять.

Так возник марафон-гигант «25 часов на льду», огромная командная работа, где от каждого члена команды зависит результат и то, как все в итоге получится. К тому же весь марафон — это экстремальные условия: погода, механизмы, люди. Участникам очень нравится, они прямо ждут этого события, готовятся. Эмоции всегда зашкаливают! Ну а «25 часов» — потому что «24» уже давно есть.

— Какие твои планы на предстоящий сезон?

— Я не загадываю. Для всех прошедший год был особым испытанием. Все мы проходим эти испытания по-разному. У меня есть детская школа, которой я плотно занимаюсь. И ученики-спортсмены, которые участвуют в чемпионате и Кубке России по ралли. Планов полно!

Конечно, жду возможности участвовать в Историческом ралли Монте-Карло-2022. Уже вовсю готовлюсь к своему марафону-гиганту следующего года. А дальше — все непредсказуемо!

И конечно, есть особые проекты. Но об этом позже!

Комментарии

 
Сообщений: 5966
Молодчага
http://cTO.ru - с ТехОсмотром
11
1
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 3517
Непонятно, в чем суть этой гонки на грузовике..
Автозапчасти КАМАЗ/ CUMMINS !
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2002
23
2
Ответить
Shum1988
Саратов
Листай дальше
3
5
Ответить
zogar-zag
d_mikh
Непонятно, в чем суть этой гонки на грузовике..
Согласен, вот установила рекорд на Форде, на следующий год можно устанавливать рекорд на Скании, потом на МАНе, на КАМАЗе, а ещё можно устанавливать рекорды на грузовиках одной фирмы, но разных годов выпуска и так до бесконечности...
4
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 279
zogar-zag
Согласен, вот установила рекорд на Форде, на следующий год можно устанавливать рекорд на Скании, потом на МАНе, на КАМАЗе, а ещё можно устанавливать рекорды на грузовиках одной фирмы, но разных годов выпуска и так до бесконечности...
Нет, нельзя, вынуждена вас разочаровать. Рекорды устанавливаются исходя из класса автомобиля, а он определяется прежде всего объемом двигателя.
1
1
Ответить
onis
Кимовск
d_mikh
Непонятно, в чем суть этой гонки на грузовике..
Реклама
2
 
Ответить
Удержать 8 тонн на льду озера, ну прям оочень серьёзно. У автора писанины мозг улитки.
1
2
Ответить
1489811
Может, вопрос банально в ветре?
 
 
Ответить
zogar-zag
Maria Melnikova
Нет, нельзя, вынуждена вас разочаровать. Рекорды устанавливаются исходя из класса автомобиля, а он определяется прежде всего объемом двигателя.
У этого Форда какой-то уникальный объем двигателя?
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 279
zogar-zag
У этого Форда какой-то уникальный объем двигателя?
Рекорды фиксируются не по марке автомобиля, а по объему двигателя. Поэтому если у автомобилей одинаковый объем двигателя, то они будут соревноваться между собой независимо от того, Ford это, Scania или что-то еще.
Если вам действительно интересно, как подразделяются классы автомобилей в мировой классификации, то вы можете посмотреть это в соответствующей таблице (раздел классификация):

http://raf.su/ezherafnik/tom-15-rekordy
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!