Льюис Хэмилтон выходит в лидеры в личном зачете (с отрывом в 17 очков от Феттеля), а Mercedes — в командном (с отрывом в восемь очков от Ferrari).
Но, конечно, самым спорным моментом стало нарушение Льюиса Хэмилтона, когда он пересек разделительную линию между въездом на питлейн и трассой, и за которое по итогам получил только предупреждение. Давайте разберем ситуацию.
51-й круг. После странной и дурацкой аварии Себастьяна Феттеля, о которой болельщики Mercedes не смели и мечтать, на трассу выходит автомобиль безопасности. В гонке лидирует Валттери Боттас, Кими Райкконен второй, Хэмилтон третий. На 53-м круге Боттаса зазывают на пит-стоп и там происходит совершенно дьявольская история, которая, вполне возможно, стоила Боттасу победы. Механики начинают переобувать Валттери в комплект софт, и тут вдруг резко меняют тактику, подтаскивают свежий ультрасофт и ставят его.
53-й круг, Льюис подъезжает к въезду на питлейн и слышит по командному радио «box, box», делает движение в сторону питлейна, но видит, что Райкконен не стал заезжать, сообщает об этом команде и получает сначала распоряжение ехать дальше, а затем — снова на пит. Британец выворачивает руль влево и возвращается на трассу через газон и белую линию, которую пересекать запрещено, со словами «я был уже на въезде, парни, у нас проблемы?». Ему сообщают, что «все в порядке, продолжай движение». Льюис продолжает оставаться на трассе до конца Гран-при и в итоге выигрывает его, но после финиша судьи вызывают его и представителя команды «на ковер» и требуют объяснений.
В результате судьи выносят Хэмилтону предупреждение (хотя ему грозило снятие штрафного времени) и отпускают его с победой. Объяснения, принятые судьями, звучат так: «При вынесении своего решения судьи приняли во внимание три основных фактора: что команда Mercedes чистосердечно признала свою ошибку и тот факт, что они не могли сразу принять верного решения; что нарушение было совершено во время режима автомобиля безопасности; что маневр не был опасным по отношению к другим пилотам и смена направления была совершена в безопасной манере».
С другой стороны, Льюис пересек белую линию, в результате чего получил преимущество (над Боттасом, который заехал на пит-стоп), а по правилам в таком случае пилот должен либо вернуть позицию, либо получить штраф. Но судьи его простили. Похоже даже, что это решение уже было сформировано, и вызвали Mercedes лишь для того, чтобы успокоить недовольных.
Любопытный момент: Ferrari не заявили протест в связи с этой ситуацией!
Впрочем, было бы очень сложно предположить, что немецкие судьи будут готовы отобрать у Хэмилтона победу, столь же неожиданную, сколь и красивую — несмотря на это нарушение и осадок после недвусмысленного пожелания Боттасу по радио с просьбой сохранять позицию. Ведь послушали же организаторы категоричное заявление того же пилота по поводу кандидатуры Росберга для подиумного интервью и заменили его на Дэвида Култхарда. Да и Кими Райкконен в этот раз тоже получил указание «не задерживать Себа», с чем успешно справился.
Относительно момента, который касается скользкой ситуации с командной тактикой в отношении Боттаса, хочется сказать, что не все так плохо. На 57-м круге происходит рестарт, когда британец жалуется на «ледяную резину». Боттас, преследующий его менее чем в секунде и на более свежем комплекте, атакует, но Хэмилтон отбивает атаку. Дальше Льюис уже прогревает резину достаточно, чтобы скинуть обоих преследующих его финнов с зоны DRS. Распоряжение Боттасу сохранять позицию поступает на 61-м круге и по своей сути просто бессмысленно — ведь в тот момент его разрыв с первым местом составляет уже порядка двух секунд. Такой темп Хэмилтона ставит под сомнение саму возможность того, что Валттери смог бы его догнать.
Итак, это первая победа в карьере Хэмилтона с 14-го места, и вообще первая победа в Формуле 1 со столь низкой позиции с момента победы Фернандо Алонсо в 2008 году в Сингапуре. Это также 44-я победа Льюиса на автомобиле с бортовым номером 44, ну а фанаты цифр также заметят, что это его 125-й в карьере подиум и 100-й финиш для Mercedes в очках.
…А начиналось все в субботу совсем не так радужно для немецкой команды. В первом сегменте квалификации Хэмилтон теряет машину из-за проблем с гидравликой на рулевом управлении и вместо столь желанной поул-позиции получает старт с 14-го места. Боттас ухитряется показать лучший результат в третьем сегменте, но в самом конце Феттель его улучшает и занимает пол. После старта ситуация в голове пелотона не меняется, а вот Льюис, стартовавший на комплекте софт, вдобавок теряет еще одну позицию. Как и на предыдущем Гран-при Великобритании, он прорывается вперед очень быстро, ухитряясь при этом сохранить резину в рабочем состоянии, и заезжает на свой первый и единственный пит-стоп на 42-м круге, получая взамен свежий ультрасофт. В тот момент, когда по всем метеосводкам ожидается скорый дождь, это решение команды Mercedes казалось верхом безумия: ведь достаточно было подождать еще пару кругов, чтобы переобуваться в промежуточный или дождевой комплект. Но в итоге именно это решение стратега и вывело британца вперед, позволив ему отыграть позиции, не заезжая в боксы под сейфити-каром, в отличие от Боттаса и Райкконена. Риккардо, в отличие от всех, стартует на шинах медиум, и первые обгоны даются ему тяжело, но затем он входит в ритм и показывает красивую борьбу.
Вообще Формула 1 давно не видела такой сумятицы с шинными пит-стопами, какая происходила в этот раз.
Pirelli привезли на гонку три разных состава — медиум, софт и ультрасофт — и рекомендовали провести один пит-стоп. Рекомендация шинников сопровождалась замечанием, что на столь быстрой и обгонной трассе с тремя зонами DRS тактика с двумя пит-стопами окажется провальной, т. к. сведет на нет все преимущество от свежей резины.
Однако это замечание оказалось бесполезным благодаря изменившимися погодными условиями, и когда на 44-м круге начал накрапывать дождь, многие команды восприняли это как руководство к действию. С 43-го по 46-й круг промежуточную резину надели на машины Леклера, Алонсо и Ферстаппена, а на 46-м Леклер вновь заехал в боксы, чтобы вернуться на ультрасофт. Но хуже всего было Пьеру Гасли — на 43-м круге он совершил свой первый пит-стоп и получил взамен дождевой комплект, на котором он с трудом удерживался на преимущественно сухой трассе. Ферстаппена переобувают назад на 48-м круге, а потом опять начинается сумасшествие и следующая волна пит-стопов в связи с очередным небольшим дождем на одном из секторов трасс. Теперь на замену заезжают Грожан, Хюлькенберг, Магнуссен, Сайнс и оба пилота Вильямса. Обе Ferrari и оба Mercedes остаются на трассе, и правильно делают. Возможно — правильно. Потому что сначала Райкконен в борьбе с Боттасом допускает ошибку и из-за кругового Магнуссена вынужден широко выйти в поворот, но явно поскальзывается на прокрашенной зоне асфальта и теряет позицию, а круг спустя в стену улетает Себастьян Феттель.
«У нас все было очень хорошо, но дождь был совершенно лишним. И тем не менее в тот момент гонки сухая резина все еще была лучшим выбором, — будет написано в официальном твиттере Себастьяна Феттеля. — Моя резина уже не была свежей, так что мне было чуть сложнее, но крохотная ошибка обошлась мне слишком дорого. Я совсем чуть-чуть запоздал (с торможением), заблокировал сначала передние колеса, а потом и задние, и уже не мог повернуть. Это не было моей самой большой ошибкой, но совершенно точно — одной из самых дорогих».
В итоге после двух Ferrari и одного Mercedes в финале квалификации на финише была ровно обратная ситуация: победный дубль Mercedes и Кими Райкконен, отдувающийся за двоих.
Крайне неудачно сложилась гонка и для команды Williams. После отличной квалификации с проходом во второй сегмент Сергей Сироткин стартовал с 12-й позиции, переквалифицировав своего напарника на пять мест на гриде. Понятно, что на столь высокий финиш никто не рассчитывал — по скорости машина Williams все еще серьезно уступает соперникам. Дождь должен был немного уравнять шансы. Но на 51-м круге Сергей получил промежуточный комплект резины, а сразу после этого был вынужден сойти из-за возгорания в машине.
«Хорошая гонка, и мне пришлось много бороться на старте, — рассказал Сергей. — У меня было несколько сражений, которые я выиграл, и несколько, которые я, к сожалению, проиграл, поскольку был не в состоянии противостоять. В целом гонка складывалась хорошо, и мы успешно работали с шинами. Темп был неплохим, и когда дождь начался, я был уверен в себе и быстро сократил отставание от машин, идущих впереди. Когда появился сейфити-кар, я понял, что это наш шанс, но, к сожалению, получил приказ немедленно остановить машину».
А двумя кругами позже из-за проблем с тормозами сошел и Лэнс Стролл.
Неудачным был Гран-при Германии и для Red Bull. Команда решила заменить электрическую составляющую на гибридной силовой установке машины Даниэля Риккардо на быстрой трассе «Хоккенхайм ринга», дабы это не делать в Будапеште, где обгоны почти невозможны. Даниэль стартовал предпоследним (ниже только Пьер Гасли, которому заменили силовую установку полностью), но уже на 29-м круге остановился из-за проблем с двигателем. Что же касается Ферстаппена, то перемудрившие со сменой резины стратеги команды наказали и его, и себя: три пит-стопа против одного у Хэмилтона — это совершенно провальная тактика.
Зато отличились Нико Хюлькенберг, наконец-то финишировавший на очень высоком пятом месте, и Ромен Грожан, ставший шестым. Кстати, если бы не десятисекундный штраф Карлоса Сайнса за обгон под желтыми флагами, обе Renault финишировали бы в очковой зоне. Оба пилота Force India приехали в очках на седьмом и восьмом местах, что, возможно, окончательно склонит Стролла-старшего в пользу решения прикупить Force India, о чем усиленно говорят последнее время.
А вот у Шарля Леклера, похоже, могут возникнуть проблемы с переходом в Ferrari. Усиленно продвигавший его Серджио Маркионне уже не вернется к работе в команде. По официальной версии, это произойдет из-за его ухудшившегося самочувствия после перенесенной операции. Президентом Ferrari станет Джон Элканн. Так что, похоже, в Ferrari могут принять точку зрения Себастьяна Феттеля, считающего Леклера слишком молодым для перехода в столь сильную команду, а Кими Райкконена — наиболее подходящим для себя партнером.
12-й Гран-при, последний перед летним перерывом, состоится в следующие выходные, 28-29 июля в Венгрии на трассе «Хунгароринг».
Пилот | Команда | Время/отставание | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:32:29.845 | 198,789 | 1 |
2. В. Боттас | Mercedes | +4.535 | 198,626 | 2 |
3. К. Райкконен | Ferrari | +6.732 | 198,548 | 2 |
4. М. Ферстаппен | Red Bull | +7.654 | 198,515 | 3 |
5. Н. Хюлькенберг | Renault | +26.609 | 197,840 | 3 |
6. Р. Грожан | Haas | +28.871 | 197,760 | 3 |
7. C. Перес | Force India | +30.556 | 197,700 | 1 |
8. Э. Окон | Force India | +31.750 | 197,658 | 1 |
9. М.Эриксон | Sauber | +32.362 | 197,636 | 1 |
10. Б.Хартли | Toro Rosso | +34.197 | 197,571 | 2 |
11. К.Магнуссен | Haas | +34.919 | 197,546 | 3 |
12. К.Сайнц * | Renault | +43.069 | 197,258 | 3 |
13. С.Вандорн | McLaren | +46.617 | 197,133 | 2 |
14. П.Гасли | Toro Rosso | +1 круг | 194,467 | 2 |
15. Ш.Леклер | Sauber | +1 круг | 194,405 | 3 |
16. Ф.Алонсо | McLaren | +2 круга / сход | 194,147 | 3 |
* к результату Карлоса Сайнса добавлено 10 секунд за обгон под желтыми флагами
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) — 1:15.545 (66-й круг, 217.968 км/ч)
Пилот дня: Льюис Хэмилтон.